Из
Неби Муса великолепная семёрка под началом
nehag_sus довольно долго ехала дальше на юг по асфальтированной дороге, судя по карте ведущей в никуда; потом ещё сколько-то по грунтовке на запад; и приехала наконец в Гирканию, она же Кастелион, она же Хирбат Мирд.
В начале была крепость, и крепость была у Хасмонеев, и назвали Хасмонеи крепость в честь царя
Иоанна Гиркана. Построил ли её сам Гиркан, или может быть
Александр Янай - мы наверняка не знаем, но во всяком случае царица
Шломцион держала в крепости какие-то ценности, о чём нам не преминул разболтать Флавий:
...царица доверила им тогда охрану различных местностей, кроме, впрочем, Гиркании, Александриона и Махерона, где она держала свои драгоценности.
(
Иудейские древности 13:16:3)
Флавий же рассказывает и другую историю в которой фигурирует Гиркания:
Теперь над Гирканом стряслась новая беда в лице бежавшего от Помпея
Александра, сына Аристовула, который мало помалу набрал сильное войско и, опустошая все на пути, вторгнулся в Иудею. Можно было ожидать, что он вскорости свергнет
Гиркана, так как он устремился в Иерусалим и отважился даже на попытку обновить стену, уничтоженную Помпеем; но ему на пути стал
Габиний, преемник Скавра в Сирии, храбрый, испытанный во многих битвах воин. Испуганный его приближением, Александр набрал еще больше войска, так что он имел уже 10000 тяжеловооруженных и 1500 всадников и укрепил подходящие места, как Александрит, Гирканион и Махерон, близ Аравийских гор.
Габиний послал Марка Антония с частью войска вперед, а сам последовал за ним, предводительствуя главной армией. Отборные дружины Антипатра и остальное иудейское войско под предводительством Малиха и Пифолая соединились с Марком Антонием и его генералами и подвигались навстречу Александру. Вскоре прибыл также Габиний с своей фалангой. Александр увидел себя не в силах помериться с союзными войсками и отступил назад; но, находясь уже близ Иерусалима, он был вынужден к сражению. Здесь он потерял 6000 человек: 3000 пало мертвыми, а 3 000 взято в плен. С уцелевшим остатком он бежал в Александрион.
...
Покончив со всеми этими делами, он (Габиний) возвратился опять в Александрион и так настойчиво подвинул осаду вперед, что Александр, прейдя совсем в отчаяние, послал к нему герольдов с просьбой простить ему ошибки, передал ему находившиеся еще в его руках обе крепости, Гирканион и Махерон, и вслед за тем выдал также и Александрион. По совету матери Александра, Габиний срыл эти крепости для того, чтобы они не сделались опорными пунктами новой войны.
(
Иудейская война 1:8)
Кое-что узнаём и от
Страбона:
Итак, когда Иудеей уже открыто управляли тираны, первым Александр объявил себя царем вместо жреца. Сыновьями его были Гиркан и Аристобул. Во время распрей между ними из-за власти пришел Помпей, низложил их обоих, разрушил крепости и взял штурмом Иерусалим. ... Он приказал разрушить все стены и, насколько возможно, уничтожить разбойничьи гнезда и казнохранилища тиранов. 2 таких разбойничьих притона представляли собой крепости, расположенные в горных проходах по направлению к Гиерикунту, - Фрекс и Тавр; другие - Александрий, Гирканий, Махерунт и Лисиада и те, что около Филадельфии, а также Скифополь близ Галилеи.
(
География 16:2:40)
Возвращаемся к Флавию, на сей раз повествующему о том, что какое-то время Гиркания была в руках анти-иродианских мятежников:
В начале войны при Акциуме Ирод вместе с Антонием приготовлялись к походу, так как теперь волнения в Иудее были вообще подавлены и даже Гиркания, где до тех пор держалась еще сестра Антигона, была также в его руках.
(
Иудейская война 1:19:1)
Что здесь сидели, а потом лежали в земле враги народа, включая сына Ирода, Антипатра:
Ирод зорко следил за всем этим, лишая подданных удобного случая для выражения неудовольствия и постоянно принуждая их к работам. Сходки были запрещены гражданам, равно как совместные прогулки и собрания, причем везде был установлен строжайший надзор. Ослушников постигали жестокие наказания. Многие люди открыто и тайно были уводимы в крепость Гирканию и там предаваемы казни.
(
Иудейские древности 15:10:4)
Почти со сверхъестественной в его положении силой голоса он (Ирод) отдал приказание своим телохранителям немедленно же убить Антипатра. Его тело он велел похоронить в Гирканионе.
(
Иудейская война 1:33:7)
И что здесь же царю случалось принимать важных гостей:
Так он (Ирод) показал ему (Марку Агриппе) Себасту и вновь отстроенную приморскую Кесарию, равно как и сооруженные с такими крупными издержками крепости Александрией, Иродиаду и Гирканию.
(
Иудейские древности 16:2:1)
Но довольно об Ироде; была в этой точке жизнь и после него. В 492 году
Савва Освященный основал здесь монастырь, получивший название Кастелион. Первым делом пришлось Савве решить проблему метафизическую:
Великий Савва в пятьдесят четвертый год своей жизни, во второе лето по освящении созданной Богом церкви и по пришествии в Лавру епископа Иоанна, в двадцать первый день месяца января, в пятнадцатый индиктион, пришел на холм Кастеллийский, лежащий от лавры к северо-восточной стороне в расстоянии около двадцати стадий. Сей холм был страшен и неприступен по причине множества скрывавшихся в нем злых духов. Посему ни один пастух, находившийся в пустыне, не смел приблизиться к сему месту. Но священный старец Савва, избравши прибежищем своим Всевышнего (Пс.90; 9) и окропивши сие место елеем всечестного креста, оставался на нем в продолжение дней Четыредесятницы. Его непрестанным божественным славословием сие место очистилось от духов. Впрочем, на сем холме он много перенес оскорблений от них. Сперва он, как человек, устрашился и хотел уйти с сего места, но явившийся некогда великому Антонию явился и ему, и советовал надеяться на силу креста. Таким образом, получивши смелость, он верою и терпением победил дерзость бесов; ибо постоянно пребывал в молитве и посте. В конце Четыредесятницы, когда Савва не спал и молился Богу об очищении сего места от гнездящихся в нем нечистых духов, вдруг бесы начали производить стук, и показывать привидения, то пресмыкающихся животных, то воронов, и сими представлениями хотели устрашить его; но не могши сего сделать, потому что он постоянно пребывал в молитве, вышли оттуда, и человеческим голосом с криком произносили сии слова: «Какие от тебя насилия, Савва! Ты не доволен долом, который населил, но пришел и на наше место. Уступаем тебе собственность. Бог тебе поборник, мы не можем противиться». Произнося сие и сему подобное, они, как множество воронов с криком и шумом в ту же полночь все тотчас удалились с сего холма.
(
Кирилл Скифопольский)
Теперь можно было приводить подмогу и приступать к расчистке территории. В процессе расчистки обнаружили большое сводчатое помещение, ставшее церковью. В монастыре, пишет Патрих, обитали престарелые монахи; также сюда "ссылали" на исправление проблематичных монахов из Мар Сабы. Последний раз объект упоминается на обороте иконы всё в той же Мар Сабе; надпись гласит, что икону принёс в 1355 из Кастелиона некий монах по имени Павел. Что впрочем не доказывает, что Кастелион ещё функционировал как монастырь. В 1925 группа монахов из Мар Сабы попыталась восстановить Кастелион, но из-за неодобрения местных бедуинов обитель была оставлена в 1939.
Крепость:
Монастырь:
(from Sabas, leader of Palestinian monasticism By Joseph Patrich)
(from Sabas, leader of Palestinian monasticism By Joseph Patrich)
Теперь можно переходить от истории объекта к его исследователям. Исследователи - из PEF - появились в Хирбат Мирд в ноябре 1873 и с тех пор их коллеги бывали здесь достаточно регулярно. Среди находок - погребальная пещера с фресками (насколько я понимаю, кем-то впоследствии замазанными), пара акведуков, водные резервуары. В июле 1952 бедуины обнаружили в одном из резервуаров несколько написанных на папирусе документов. Посему, на следующий год сюда заявилась целая экспедиция и нашла ещё документы, написанные по-сирийски, по-гречески и по-арабски.
Между тем по соседству, в Кумране, тоже продолжали находить всяческие документы, и в пещере номер три наткнулись на необычный экземпляр - так называемый "
медный свиток". Свиток описывал несметные богатства, зарытые в разных местах. Команда, работавшая над кумранскими документами, немедленно приступила к обсуждению очень важного вопроса - идёт ли в свитке речь о настоящих сокровищах или кто-то решил поприкалываться над потомками. К единому мнению так и не пришли; но по крайней мере один учёный,
Джон Аллегро (впоследствии известный "
грибовед"), свитком очень заинтересовался. Один из пунктов очень походил, по мнению Аллегро, на туннели чуть севернее Гиркании. Последовали раскопки, как и следовало ожидать - безрезультатные. История эта, впрочем, имела продолжение.
P.S. Шёл 1999 год.
-Эй, археологи, тук-тук-тук, - постучался в двери Еврейского Университета американец по имени Боб Морган, - я ознакомился с трудами Аллегро и уже одиннадцать лет каждый отпуск подкапываюсь под Гирканию, утомился немного; не поможете ?
-Псих какой-то, - подумали, наверно, археологи. Но поехали посмотреть и впечатлились. Стали копать вместе. Потом Морган совсем устал, и археологи (во главе с Ореном Гутфельдом) продолжили без него. Раскопали всё, что могли. Нашли глиняный кувшин, человеческий скелет... несметные богатства не нашли. Кому и зачем понадобилось прокладывать
туннели - тоже не прояснили.
P.P.S. В 2023-м Орен Гутфельд снова копался здесь, вместе с Михаль Хабер; нашли
каменюку с псалмом.
Up and up we go...
По пути натыкаемся на остатки акведука, построенного при Хасмонеях и обновлённого в римский период. Воду брали из ручья Схаха и из Кидрона. Достигнув холма, вода отправлялась по каналам вокруг него и в конце концов наполняла многочисленные резервуары на склоне.
Снова акведук, а также водные резервуары рядом с ним:
Вершина покорена !
В земле масса всяческих дыр. Здесь, похоже, был резервуар:
Какие-то помещения:
Сюда я таки провалился. Отделался царапинами. А была бы дыра поглубже - не было бы этого поста... В общем, не берите с меня пример, смотрите себе под ноги.
Остальные фотографии: в
picasa web albums.
ГугльМэп местности.
Ссылки:
The architecture of Herod, the great builder By Ehud Netzer, Rachel Laureys-ChachyInternational Standard Bible Encyclopedia: K-P By Geoffrey W. BromileyArchaeological encyclopedia of the Holy Land By Avraham Negev, Shimon GibsonThe history of the Jewish people in the age of Jesus Christ (175 B.C.-A.D. 135) By Emil Schürer, Géza Vermès, Fergus MillarSabas, leader of Palestinian monasticism By Joseph PatrichThe Dead Sea scrolls: a college textbook and a study guide By Menahem MansoorTunneling into Hyrcania By Danny RubinsteinBiblewalks.com7wonders.co.ilОтчёт ЖЖ-юзера
tozhe-kot:
1,
2 Отчёт ЖЖ-юзера
igorla Отчёт ЖЖ-юзера
shurikls Отчёт ЖЖ-юзера
igor-torick