Иерихон - Тель Султан.

May 09, 2013 23:07




По двум причинам знаменит доисторический Иерихон - библейский контекст и репутация древнейшего на свете укреплённого города. Контекст - это, разумеется, в первую очередь история его осады евреями под началом Иегошуа Бин Нуна, с хождением вокруг города под звуки труб, пока наконец на седьмой день не наступила развязка:

И было, на седьмой день встали они рано, с восходом зари, и обошли вокруг города таким же образом семь раз; только в тот день обошли вокруг города семь раз. И было, в седьмой раз священники затрубили в рога, и Йеошуа сказал народу: кричите, ибо Г-сподь предал вам город!... И вскричал народ, и затрубили в рога. И было, как услышал народ звук рога, закричал народ громким голосом; и распалась стена на месте своем, и вступил народ в город, каждый со своей стороны, и захватили город. И уничтожили все, что в городе: от мужчин до женщин, от юношей до старцев - и до быков, и овец, и ослов, острием меча... Рахав же, блудницу, и дом отца ее, и всех, кто у нее, оставил Йеошуа в живых, и жила она среди Исраэйля до сего дня, за то что укрыла она посланцев, которых посылал Йеошуа разведать Йерихо. И заклинал Йеошуа в то время, сказав: проклят тот человек пред Господом, кто встанет и построит город этот, Йерихо; на первенце своем обоснует он его и на младшем своем поставит врата его. (Иегошуа 6)

И проклятие таки сработало:

В его {царя Ахава} дни Хиэйл, Бэйтэйлянин, отстроил Йерихо: Авирамом, первенцем своим, он заложил основание его, и Сегувом, младшим сыном своим, поставил он ворота его, по слову Г-спода, которое Он изрек через Йеошуу, сына Нуна. (Мелахим 1 16:34)

Впрочем, похоже, город существовал при Давиде, и неясно, ответил ли за это кто-либо:

И взял {царь аммонитян} Ханун слуг Давида, и обрил (каждому) половину бороды его, и обрезал одежды их наполовину, до седалищ, и отпустил их. И доложили об этом Давиду, и послал он встретить их, ибо эти люди были очень опозорены. И сказал царь: оставайтесь в Йерихо, пока отрастут бороды ваши, а (потом) вернетесь. (Шмуэль 2 10)

Элиягу, перед тем как вознестись на огненной колеснице, проходит через Иерихон; затем оставшийся за старшего Элиша приводит в порядок местный источник:

И увидали его издали сыны (ученики) пророков, что в Йерихо, и сказали: покоится дух Эйлийау на Элише... И сказали Элише жители города того: вот, местоположение города этого хорошее, как видит господин наш, а вода плохая, и земля истребляет (жителей) его. И сказал он: принесите мне новый глиняный сосуд и положите туда соли. И принесли они ему. И вышел он к истоку вод, и бросил туда соли, и сказал: так сказал Г-сподь: "Я исцелил воды эти: не будет от них впредь ни смерти, ни истребления". И до сего дня исцелены воды по слову Элиши, которое он изрек. (Мелахим 2 2)

И, наконец, Нехемия (3:2, 7:36) упоминает жителей Иерихона среди отстраивавших Иерусалим. Кое-чем делится апокрифическая первая книга Маккавеев:

И возвратился он {греческий военачальник Вакхид} в Иерусалим и построил в Иудее крепкие города: крепость в Иерихоне, и Еммаум и Вефорон, и Вефиль и Фамнафу в Фарафоне, и Тефон с высокими стенами, воротами и запорами, и поставил в них стражу, чтобы враждебно действовать против Израиля. (9:50)

Птоломей же, сын Авува, поставлен был военачальником на равнине Иерихонской и имел много серебра и золота; ибо он был зять первосвященника. И надмилось сердце его, и захотел он овладеть страною, и делал коварные замыслы против Симона и сыновей его, чтобы погубить их. Между тем Симон, посещая города страны и заботясь о потребностях их, пришел в Иерихон, сам и Маттафия и Иуда, сыновья его, в сто семьдесят седьмом году в одиннадцатом месяце - это месяц Сават. И с коварством принял их радушно сын Авувов в небольшую крепость, называемую Док, им устроенную, и сделал для них большой пир, и спрятал там людей. И когда опьянел Симон и сыновья его, тогда встал Птоломей и бывшие при нем, взяли оружия свои и вошли к Симону во время пира и убили его и двух сыновей его и некоторых из служителей его. (16:11-16)

И ещё немного находим в Новом Завете:

Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

Потом [Иисус] вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. (Лука 18,19)

Слава древнейшего города - это уже подсуетились археологи, копавшие Тель ас-Султан. Первым был Чарльз Уоррен в 1868; он вырыл несколько шахт, не нашёл ничего интересного и отправился дальше. Потом были Зеллин и Ватцингер (1907-9), Гарстанг (1930-6) и Кэтлин Кеньон (1952-8). В 1997 начались итальянско-палестинские раскопки.

Самые ранние из находок представляют так называемую натуфийскую культуру. Одна из находок, прямоугольная глиняная платформа, была интерпретирована Кеньон как святилище. Правда, со временем каменные штуковины, которые она сочла "гнёздами" для идолов, назначили банальными ступами. Дальше идёт докерамический неолит А; к этому периоду относится городская стена (которую некоторые считают дамбой, предохранявшей селение от наводнений), а также самая знаменитая из местных находок - "неолитическая башня"; в последнюю едва не попал одной из своих шахт Уоррен, но ошибся буквально на метр, и исправлено упущение было только в 1952. Есть мнение, что башня имела ритуальное значение; см. комментарий
indy424 ниже. В последующие тысячелетия Иерихон то забрасывался, то заселялся снова; и inconveniently один из перерывов приходится на конец второго тысячелетия до н.э., когда по идее Иегошуа должен был брать город штурмом...




На горизонте - крепость Док и монастырь Каранталь:







Неолитическая башня (8500-7500 до н.э.); высота башни 7.7 м, диаметр у основания 9 м, наверху 7 м; внутри имеется лестница.




Зона G - дворец, ранняя бронза IIIB (2450-2350 до н.э.):




Зона B - здание, ранняя бронза IIIB (2450-2350 до н.э.):




Зона A:




Стена, средняя бронза III (1650-1550 до н.э.):




Дом, средняя бронза II (1800-1650 до н.э.):




И современная ему башня:







Римский винный пресс (2-3 век):




Внизу - Айн ас-Султан ака источник Элиши:




Всякая всячина:










Просто фонтан:




Отсюда теоретически можно было отправиться в монастырь Каранталь:




Айн ас-Султан:







Холм на фото 1875 года:



(via)

И на аэрофотоснимке из коллекции Мэтсона, 1931:




Восточная часть, 1898-1914:




Городская стена, 1900-20:




Север, 1900-20:




Юг, 1900-20:




Айн ас-Султан, 1900-20:







1944:




Фотографии: в picasa web albums

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Archaeological encyclopedia of the Holy Land By Avrāhām Negev, Shimon Gibson
Eerdmans Dictionary of the Bible
Отчёт ЖЖ-юзера igorla
Отчёт ЖЖ-юзера janataha

крепости, фотоотчёты

Previous post Next post
Up