(Вообще-то на тот день были запланированы монастыри
св. Евфимия,
св. Мартирия и
св. Герасима. Но Евфимий с Мартирием не принимали ввиду раскопок, и в результате
seagull_gull повезла нас в Каср эль-Яуд, а заодно в объектив угодили
ещё одни развалины.)
Установление возможно более точного места крещения Иисуса представляет академический интерес для исследователей, практический для паломников и жизненно важно для бизнесменов, претендующих на паломнические денежки. Между тем евангелисты в основном ограничились общими фразами вроде "приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской... приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него." (
Мф 3:1,13). Только Евангелие от Иоанна чётко идентифицирует место, где следовало искать Крестителя; в большей части ранних манускриптов оно записано как "Вифания за Иорданом", в других копиях Вифанию сменяет Вифавара или Вифарава (
Ин 1:28). На этом, однако, благие вести заканчиваются; ибо больше эта заиорданская Вифания не встречается нигде. Ниже Иоанн добавляет, что его тёзка "также крестил в
Еноне, близ Салима" (
Ин 3:23), возможно в окрестностях
Тель Шалем к югу от
Бейт Шеана.
Уже в третьем веке Ориген предположил, что в первую главу Иоанна вкралась ошибка, и решительно высказался в пользу Вифавары - не то такой топоним был ему известен, не то дело в том, что от Вифавары мы легко переходим к ивритскому "бейт аавара", что может означать просто брод, а уж бродов на Иордане предостаточно. Благодаря заступничеству Оригена, Вифавара перешла в наступление; в упорных чернилопролитных боях она овладела русским синодальным переводом, английской
King James Bible и другими стратегическими объектами. А вот Иероним в Вульгату вписал всё же Вифанию.
Паломников, вероятно, меньше заботил вопрос "как назвать" и больше "куда идти". В 333 году
анонимный паломник из Бордо знал, что от Мёртвого моря пять миль "до места, где Господь был крещён Иоанном; и на дальнем берегу на том же месте есть холм, с которого
Илия был взят на небо" (Ноорт уверяет, что данный паломник связывал место крещения с восточным берегом реки; из перевода это по меньшей мере неочевидно). Полвека спустя
Эгерия, хотя и побывала в низовьях Иордана и отметила там место перехода реки Иисусом Навином, место крещения не заметила; а вот "северный" Енон таки да.
Феодосий в начале шестого века снова "нашёл" искомый объект на юге:
"На том месте, где крестился Господь, находится мраморный столб, а на этом столбе водружен железный крест; там есть и церковь святого Иоанна Крестителя, которую соорудил император Анастасий; эта церковь выстроена высоко, над большими сводами, по причине разлития Иордана; в этой церкви находятся монахи, и эти монахи получают от фиска ежегодно по шести солидов содержания. Там, где крестился Господь, по ту сторону Иордана, есть небольшая гора, называемая Армон [гора Фавор в Галилее], где восхищен святой Илия. Гробница святого Елисея находится там, где он благословил этот источник, и над этой гробницей выстроена церковь. От того места, где крестился Господь, до впадения Иордана в Мертвое море, 6 миль."
Наличие в тексте Армона (Хермон) и Фавора (
Тавор), да ещё и одновременно, несколько озадачивает. Тавор, полагают умные книги, был вставлен в текст Феодосия неизвестным переписчиком; но всё равно, должна же была эта вставка иметь какой-то смысл ? Может, виновата логическая связка Илия -
преображение; по разным традициям последнее происходило на Хермоне или Таворе ? Так или иначе, Хермон обосновался в нижнем течении Иордана всерьёз и надолго. Ниже мы ещё наткнёмся на него; да и
у Златоуста "Ермон - гора малая в иорданской земле, откуда был вознесен Илия"...
Феодосий прибыл к Иордану с востока, и если он описывал "достопримечательности" в том же порядке, в каком видел, то и место крещения, и построенная Анастасием церковь должны находиться по восточную сторону реки. Но к чему вообще я поднял этот вопрос ? Разве из Иоанна не очевидно, что Вифания/Вифавара находилась за Иорданом ? Так-то оно так, но со временем традиция начинает отдавать предпочтение западному берегу. Можно, наверно, погипотетизировать про непостоянство русла Иордана; а может быть, паломникам было просто лень форсировать водную преграду.
Взглянув, к примеру, на карту из Медвы, мы быстро обнаружим искомую Вифавару между
Иерихоном и устьем Иордана, совершенно явно к западу от последнего (а Енонов на этой карте
и вовсе два). Карте вторит
пилигрим из Пьяченцы (примерно 570), заодно упомянув монастырь св. Иоанна. Вероятно, этот же монастырь
читаем у
Прокопия Кейсарийского (553-4), что мол Юстиниан построил там резервуар. В 659 монастырь был разрушен землетрясением. Отстроили его, возможно, на другом месте, дальше от реки; по крайней мере в 680
Аркульф различает церковь св. Иоанна у реки и окружённый стеной монастырь на холме.
Виллибальд (примерно 724) пишет про монастырь св. Иоанна с 20 монахами, в миле от места крещения. Вполне вероятно, что о том же монастыре ведёт речь
Монах Эпифаний (8-9 век), когда отмечает форт и внутри него церковь св. Троицы, а на берегу реки опять же церковь св. Иоанна, и в ней камень, на котором стоял последний, когда крестил Иисуса. В 1106-8 в монастыре побывал русский паломник Даниил, и так
описал свои впечатления:
"Путь от Иерусалима к Иордану... очень тяжел, страшен и безводен. Ибо горы здесь высокие каменные и разбойников много, и они разбойничают в тех горах и ущельях страшных. Расстояние от Иерусалима до Иордана двадцать шесть больших верст. Пятнадцать верст до
Кузивы, где постился святой Иоаким из-за своего неплодства, - есть здесь это место в глубоком ущелье близко у дороги, по левую руку, когда там идешь. И от Кузивы до Иерихона пять верст, а от Иерихона до Иордана шесть верст больших, все равно по песку; путь очень тяжелый. Тут многие люди задыхаются от зноя и гибнут - от жажды без воды умирают. Там ведь море Содомское близко от той дороги: исходит дух знойный и смердящий - жжет и попаляет всю землю ту. И здесь, не доходя до Иордана, близко от дороги, находится монастырь святого Иоанна Предтечи, устроен в горе. И есть там гора Ермон {как видно, и Хермон "перебрался" западнее}, вблизи от того монастыря, на расстоянии примерно двадцати саженей. Она по левую руку, когда там идешь, близко от дороги. И горка эта песчаная не велика, но мала. А от Ермона до старого монастыря Иоаннова два хороших перестрела. Там была возведена большая церковь во имя Предтечи Иоанна. А близко за алтарем той церкви, с восточной стороны на пригорке, построен как бы алтарик и свод небольшой: на том месте Иоанн Предтеча крестил Господа нашего Иисуса Христа. До того ведь места дошел Иордан, выйдя из своего ложа, когда повернул при виде Творца своего, пришедшего креститься: убоявшись, обратился он вспять и дошел до этого места. И тут близко от той купели было Содомское море, а ныне оно далеко от Крещения - на четыре версты отбежало. Ибо узрело тогда море нагое Божество, стоящее в водах Иорданских, и убоялось, и побежало; Иордан обратился вспять, как пророк говорит о том: «Что же ты, море, побежало, и ты, Иордан, обратился вспять?». От того места, где крестился Христос, до берега реки Иордан расстояние - как может докинуть муж маленьким камнем. И есть здесь купель на Иордане, и там окунаются христиане приходящие. Там же брод через Иордан в Аравию. На том месте Иордан расступился в древности перед сынами Израилевыми, и прошли люди посуху. Тут же и Елисей ударил милостью Илии по воде, и перешли Иордан посуху."
По Теодериху, далее монастырь подвергся мусульманскому набегу, унесшего жизни шести монахов (1139 ?); в какой-то момент для обеспечения безопасности паломников тамплиеры построили неподалёку замок (может быть
Малдоим, хотя это не так уж недалеко ?). Потом по
Иоанну Фоке пострадал от землетрясения (1160 ?) и был восстановлен на византийские деньги:
"У Иордана водружены три монастыря, именно: Предтеча, Златоуст. Из них монастырь Предтечи, разрушенный до основания землетрясением, ныне заново выстроен шедродательною десницею боговенчанного нашего самодержца, Порфиродного и Комнина Мануила, чрез настоятеля обители, на восстановление ее возымевшего дерзновение. От нее подальше, примерно на расстоянии двух выстрелов из лука, течет святейший между реками Иордан, в котором великое таинство моего воссоздания Иисус мой, обнищав, совершил крещением; и около берега, на расстоянии примерно вержения камня, есть четыреугольное с круглой крышей здание, в котором после возвращения вспять возобновивший свое течение Иордан принял (в свои волны) нагим одевающего небо облаками... Пocpeдине между монастырем Предтечи и Иорданом есть крошечная гора Ермониим, на которой стоявшего Спасителя, Иоанн, указывая пальцем, возгласил, толпам народа: се Агнец Божий, вземляй грехи мира."
Похоже, последующее крушение Иерусалимского королевства, монастырь св. Иоанна пережил более-менее благополучно. Он продолжает упоминаться паломниками вплоть до середины пятнадцатого века; последним свидетелем оказался Луи де Рошешуар (1461). К 1480, словами доминиканца
Феликса Фабри, объект "осквернён поселившимися в нём арабами, которые живут жизнью разбойников и используют его как крепость". Поскольку здание выглядело как крепость и даже использовалось как крепость, только логично, что в какой-то момент к нему прилипло прозвище "Каср эль-Яуд" ("еврейский замок"), которое затем распространилось и на окружающую территорию. По другой версии, "каср" в данном случае - диалектное арабское слово, означающее что-то вроде "сократил/перепрыгнул/пересёк". И в первом, и особенно во втором случае просматривается намёк на традицию, согласно которой в этом самом месте евреи под началом Иисуса Навина форсировали Иордан посуху и вошли наконец в Святую Землю. Другое арабское название монастыря - Дир Мар Юханна, т.е. монастырь св. Иоанна.
Виктор Герен и британцы из PEF побывали на руинах в 1873; когда восемь лет спустя британцы вернулись, то увидели монастырь уже восстановленным. В 1927 случилось очередное землетрясение, в 1952-3 очередной ремонт. Наконец, после Шестидневной Войны монастырь попал в погранзону и был заброшен. В 2013-м
появилась информация, что греческая патриархия собирается его ремонтировать. По состоянию на 2022-й год монастырь восстановлен, но пуст и заперт; настоятель о. Варфоломей посещает его от случая к случаю, например чтобы впустить
группу любопытствующих.
По словам Прингла "некоторые элементы средневекового монастыря различимы в современном здании, в частности нижняя часть апсиса, но при восстановении плана здания мы вынуждены полагаться почти исключительно на описания, сделанные до 1881 (Герен, Кондер)". Объект представлял собой двухэтажное строение размером 42.7 на 27.4 метров, со входом на западе, выступающей башней в юго-западном углу и возможно другой в северо-восточном. Первый этаж состоял из четырёх параллельных помещений с "бочкообразными" сводами, в одном из которых находилась часовня. Церковь, вероятно, располагалась этажом выше. К западу от здания британцы видели резервуар и возможные остатки акведука.
Британский план разрушенного монастыря, 1873:
Православный монастырь Иоанна Предтечи на рубеже 19-20 веков:
(
И. П. Ювачев - Паломничество в Палестину, 1904)
1918:
Лошадки принадлежат австралийцам из
7-го полка лёгкой кавалерии, штаб которого размещался в монастыре:
1900-20:
Серия фотографий из коллекции Мэтсона. Вот июль 1927-го, после землетрясения:
Долина Иордана с севера на юг, 1931; монастырь с трудом угадывается возле правого края кадра:
До последнего ремонта, 2013:
И после, 2022:
Внутренний двор:
Крыша:
Церковь:
Слева Георгий Победоносец убивает дракона, справа Иоанн крестит Иисуса:
Оборотная сторона Георгия:
Но пора вернуться от описания монастыря Иоанна Предтечи к идентификации места крещения. Сто с лишним лет назад Федерлен упоминал о руинах церкви возле устья Вади эль-Харар примерно напротив Каср эль-Яуд, и выше по вади, на Тель Мар Элиас/Лияс (т.е. холме Илии). После заключения в 1994 году мирного соглашения между Израилем и Иорданией археологи наконец-то получили возможность спокойно работать в погранзоне. Вскоре иорданцы приступлили к раскопкам в Вади эль-Харар и быстро нашли кучу объектов, включая несколько византийских церквей и даже предполагаемое основание той самой мраморной колонны, о которой писал полтора тысячелетия назад Феодосий. Таким образом, с точки зрения академической перевес сейчас на стороне Иордании.
Кое-кто, правда, предлагает отождествить "Вифанию за Иорданом" с расположенной много севернее
Батанеей, но вроде успехом эта точка зрения не пользуется. В 2000 на восточном берегу открыли туробъект и вроде активно раздают земельные участки вокруг разным христианским организациям. Израильтяне пустились вдогонку в 2011; впрочем, есть ещё и исправно функционирующий с 1981
Ярденит на севере.
Вид от монастыря Иоанна Предтечи на берег Иордана и некоторые из заиорданских церквей:
Ближе к реке находится францисканская часовня, тоже посвящённая Иоанну; а от неё на юг, за запертыми воротами (ключ у армии), тянется цепочка заброшенных монастырей других конфессий. Но об этом (надеюсь) в другой раз...
На берегу:
Так это происходит:
Иногда даже так:
До заграницы рукой подать:
По другую сторону реки - православная церковь Иоанна Предтечи:
Католики:
Новенький русский паломнический центр:
Лютеранская (?) и армянская (?) и ещё какая-то церкви:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
Βεθαβαρα το τον αγιον Ιωαvvον τον Βαπτισματος Remarks about Storied Places at the Jordan, John the Baptist and the Madaba Mosaic Map By Ed Noort (in Jerusalem, Alexandria, Rome)
On John the Baptist at the Jordan River: Geohistorical and Archaeological Considerations By Shimon GibsonThe Sanctuaries of the Baptism on the East Bank of the Jordan River By Michelle Piccirillo (in Jesus and Archaeology)
Bethany beyond the Jordan” in Text, Tradition,and Historical Geography By Jeremy HuttonThe Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus: Volume 2, L-Z By Denys Pringle
River Jordan: The Mythology of a Dividing Line By Rachel HavrelockThe survey of western Palestine, volume 3Jp-newsgate.netGuide-israel.ruBiblewalks.com Отчёт ЖЖ-юзера
nakaryak Отчёт ЖЖ-юзера
seagull-gull Отчёт ЖЖ-юзера
losew Отчёт ЖЖ-юзера
sewa7 Отчёт ЖЖ-юзера
lyolik-il Отчёт ЖЖ-юзера
macos