Захватив в 630-е византийскую Палестину, мусульмане среди прочей недвижимости получили город
Скифополь и по такому случаю дали ему название Бисан, близкое к
упомянутому в книге Иегошуа давнему топониму
Бейт-Шеан. Мусульманская армия подошла к городу в 634-636. Согласно
Табари, в попытке затруднить действия конницы противника византийцы разрушили окружавшую город систему каналов, превратив местность в большую грязную лужу. Табари также пишет о битве у стен города. Повидимому, в конце концов гарнизон согласился
решить дело миром.
Поначалу, Бисан славился своими финиками и вином, неоднократно упоминаемым поэтами, которым по идее религия должна была употребление сего продукта запрещать (
Хасан ибн Табит,
аль-Ахталь,
Лайла аль-Ахйялия). 18 января 749 года, однако, неаллахоугодное производство вместе со всем остальным городом было выведено из строя землетрясением. Понемногу город идёт на поправку и там снова выращивают финики, но о хмельных напитках более ни слова. В 9 веке административные записи отмечают Бисан как город в "Провинции Иордан" (
Джунд аль-Урдун; слово "джунд"
буквально означает "войско"). В 10 веке, если верить
аль-Мукаддаси, вместо вина Бисан обеспечивает всю страну (Урдунн и Филастин) рисом. Византийский Император
Иоанн Цимисхий ненадолго овладел городом во время кампании 975 года.
В 1099 на Бисан наткнулись крестоносцы во главе с
Танкредом, будущим принцем галилейским, а наткнувшись - присоединили к своим владениям. Первым местным лордом числится Адам Бетюнский. В какой-то момент франки построили на возвышенности к югу от бывшего "делового центра" бывшего Скифополя небольшую крепость. Там же, видимо, концентрировались и остальные постройки изрядно съёжившегося средневекового города. До строительства стены у крестоносцев руки так и не дошли, несмотря на близкое соседство с сарацинами. В июле 1182 мусульманский отряд под командованием Фарук Шаха разграбил город и недолго осаждал крепость; приближение армии крестоносцев и основной части сил Саладина имело своим результатом
битву при Форбеле, где ни одна из сторон не добилась решительной победы, но поле боя осталось за франками. В сентябре 1183 Саладин снова
устроил набег на Бисан; на сей раз гарнизон крепости предпочёл сделать ноги, и сарацины беспрепятственно разрушили крепость. Бисан, однако, оставался в руках западных колонизаторов до поражения при
Гаттине (1187). Новый владелец, всё тот же Саладин, провёл в 1192 работы по восстановлению крепости. В 1193 Бисан относутся к владениям некоего Изз ад-Дина Усамы аль-Салихи, правителя Каукаба и Аджлуна; двумя годами достаётся Изз ад-Дину Джардику ан-Нури, правителю Иерусалима, в награду за поддержку одного сына Саладина (унаследовавшего Дамаск
аль-Афдала) против другого (унаследовавшего Египет
аль-Азиза). Затем последовал уже франкский набег в 1217, во время
пятого крестового похода. Году примерно в 1224
Якут обнаруживает там всего лишь деревушку с двумя засохшими пальмами; последнее представляется ему знаком близящегося пришествия
Даджала. Потом было мирное возвращение городка крестоносцам в 1240, и в итоге - переход под контроль мамлюков.
Последние переоборудовали ненужное фортификационное сооружение в фабрику по переработке сахарного тростника в этиловый спирт производству сахара. Позже они же построили к северу от бывшего Скифополя "красный постоялый двор" (
Хан аль Ахмар) и, возможно, "мечеть сорока" (Джами аль Арбаин; в некоторых источниках - "мечеть сорока героев" или "мечеть сорока мучеников"; число 40, похоже,
часто фигурирует в исламской, и не только исламской, традиции) совсем рядом с крепостью. В Бисане существовала небольшая еврейская община; едва ли не каждая статья о городе упоминает жившего там в 14 века топографа
Эштори а-Пархи (или а-Фархи ?).
В османский период Бисан, похоже, тихо хирел, не в последнюю очередь усилиями "кормившихся" на окрестных дорогах бедуинов. К 19 веку он представлял собой "70-80 домов, жители в жалком состоянии" (Буркхардт, 1812) или "жалкую деревеньку с глиняными хижинами" (Кондер и Китченер, 1875). Но на рубеже веков здесь прошла
железная дорога долины, да и порядка побольше стало, и грянул демографический взрыв местного значения. 12 мая 1948 Бисан, к тому времени уже городок с населением более пяти тысяч, был занят
бригадой Голани, после чего снова стал Бейт-Шеаном. Наконец, в 1999 Бейт-Шеан официально получил статус города.
(
www.penn.museum)
Начнём с такого вот здания, юго-западного соседа торгового центра Биньямин, на плане оно обозначено номером 22. К концу османсого периода здание было известно как "старый сарай" (в англоязычных источниках - Old Saray или Old Serail), а в старых сарях, как известно, часто можно найти что-нибудь интересное.
Слева, за кустом, есть вход, но туда не пускают. Приходится пускаться в обход...
...и тогда в сарае обнаруживается франкская крепость. Сооружение с белыми стенами - бывшая центральная башня, в плане - почти квадрат 17.6 на 17.3 м, толщина стен 3 метра, вход с севера. Нижний этаж состоял из двух помещений с цилиндрическими сводами; верхний не сохранился. Уже при турках башня была снова достроена; вряд ли новые строители считались с оригинальным дизайном.
(Secular Buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle)
Некоторые известняковые блоки для башни явно прибыли прямиком из покойного Скифополя:
Внутренний двор размером 42 на 40 метров был окружён стеной с двумя башнями (в юго-западном и юго-восточном углах) и рвом. В отличие от других франкских замков, имевших сухие рвы (исключение составляли некоторые приморские крепости), в данном случае ров заполнялся водой.
Ворота были в северной части крепости, вероятно здесь. Добирались до них по подъёмному мосту.
Внутрь попасть немного сложно, но нет таких крепостей... :). Северная часть внутреннего двора. Видимо, где-то здесь стояли мамлюкские самогонные аппараты располагался сахарный завод. Увы, на дальнейшие изыскания у меня времени не было...
[Update]...Возможность продолжить представилась семь с лишним лет спустя, и вот что из этого вышло. Проникновение:
Остатки былого величия:
В северо-восточном углу двора:
В северо-западном:
Перед башней:
Вход:
Внутри темно, летучие мыши и стремянка на второй этаж; может, ещё лет через семь...
В этой пристройке при мандате вроде была почта, а теперь музей:
[/Update]
Фото из архива Пальмаха (Гиль Алдама):
А это уже новый сарай, номер 23 (в англоязычных источниках New Saray или New Serail, в ивритских הסראיה) - османское административное здание, построенное в 1880-х к юго-востоку от крепости. Второй этаж с западной стороны добавили уже при британском мандате.
Фасад.
Коринфские капители, никак, тоже у византийцев стянули ? Внутрь и здесь пускать не хотят, однако. Там, как будто, мировой суд и какое-то подразделемие минпроса.
Мандатная фотография из
коллекции Мэтсона:
Сам не знаю, зачем я "подшиваю к делу" этот ресторан, в прошлой жизни - водонапорную башню, рядом с "новым сараем":
Обе сарайи (и водонапорная башня) в 1937-м; старая на левом краю кадра, новая немного правее:
Мечеть Сорока (номер 21) по другую (северо-восточную) сторону торгового центра Биньямин, прямо у изгиба 90-го шоссе. Оригинальная мечеть, предположительно построенная в 15-м веке (Петерсену, кажется, больше нравится 9-й век), не дожила до наших дней и была перестроена в конце 19-го. По Шарону, турецкая надпись над входом сообщает о постройке мечети в 1881-2 годах.
Внутри
вроде когда-то был городской музей, позднее - склад Управления Древностей; в середине 90-х обвалилась крыша, и теперь там просто разгром:
Около 1925-го:
(Ludwig Preiss, Palästina und das Ostjordanland)
Наконец, к западу от "сараев" находим неплохо сохранившийся римский амфитеатр (номер 24). Вид с юга на запад:
С запада на восток; на заднем плане видна франкская цитадель:
Улица, проходившая к западу от амфитеатра:
Вход:
На арене:
Лестница с южной стороны:
В недрах трибун:
Восточная сторона:
И дальше против часовой стрелки:
На этом пока всё...
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
Corpus inscriptionum Arabicarum Palaestinae, (CIAP) By Moshe SharonCrusader archaeology By Adrian J. Boas (автор руководил раскопками крепости в 1989-90)
Secular Buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
A Gazetteer of of Buildings in Muslim Palestine By Andrew PetersenTravels in Syria and the Holy Land By John Lewis Burckhardtמדריך ישראל החדשJewish Virtual LibraryLords of Bethsan Crossposted to tourism_israel.