Бейт Шеан - Сараи и не только.

Apr 08, 2009 19:35




Захватив в 630-е византийскую Палестину, мусульмане среди прочей недвижимости получили город Скифополь и по такому случаю дали ему название Бисан, близкое к упомянутому в книге Иегошуа давнему топониму Бейт-Шеан. Мусульманская армия подошла к городу в 634-636. Согласно Табари, в попытке затруднить действия конницы противника византийцы разрушили окружавшую город систему каналов, превратив местность в большую грязную лужу. Табари также пишет о битве у стен города. Повидимому, в конце концов гарнизон согласился решить дело миром.

Поначалу, Бисан славился своими финиками и вином, неоднократно упоминаемым поэтами, которым по идее религия должна была употребление сего продукта запрещать (Хасан ибн Табит, аль-Ахталь, Лайла аль-Ахйялия). 18 января 749 года, однако, неаллахоугодное производство вместе со всем остальным городом было выведено из строя землетрясением. Понемногу город идёт на поправку и там снова выращивают финики, но о хмельных напитках более ни слова. В 9 веке административные записи отмечают Бисан как город в "Провинции Иордан" (Джунд аль-Урдун; слово "джунд" буквально означает "войско"). В 10 веке, если верить аль-Мукаддаси, вместо вина Бисан обеспечивает всю страну (Урдунн и Филастин) рисом. Византийский Император Иоанн Цимисхий ненадолго овладел городом во время кампании 975 года.

В 1099 на Бисан наткнулись крестоносцы во главе с Танкредом, будущим принцем галилейским, а наткнувшись - присоединили к своим владениям. Первым местным лордом числится Адам Бетюнский. В какой-то момент франки построили на возвышенности к югу от бывшего "делового центра" бывшего Скифополя небольшую крепость. Там же, видимо, концентрировались и остальные постройки изрядно съёжившегося средневекового города. До строительства стены у крестоносцев руки так и не дошли, несмотря на близкое соседство с сарацинами. В июле 1182 мусульманский отряд под командованием Фарук Шаха разграбил город и недолго осаждал крепость; приближение армии крестоносцев и основной части сил Саладина имело своим результатом битву при Форбеле, где ни одна из сторон не добилась решительной победы, но поле боя осталось за франками. В сентябре 1183 Саладин снова устроил набег на Бисан; на сей раз гарнизон крепости предпочёл сделать ноги, и сарацины беспрепятственно разрушили крепость. Бисан, однако, оставался в руках западных колонизаторов до поражения при Гаттине (1187). Новый владелец, всё тот же Саладин, провёл в 1192 работы по восстановлению крепости. В 1193 Бисан относутся к владениям некоего Изз ад-Дина Усамы аль-Салихи, правителя Каукаба и Аджлуна; двумя годами достаётся Изз ад-Дину Джардику ан-Нури, правителю Иерусалима, в награду за поддержку одного сына Саладина (унаследовавшего Дамаск аль-Афдала) против другого (унаследовавшего Египет аль-Азиза). Затем последовал уже франкский набег в 1217, во время пятого крестового похода. Году примерно в 1224 Якут обнаруживает там всего лишь деревушку с двумя засохшими пальмами; последнее представляется ему знаком близящегося пришествия Даджала. Потом было мирное возвращение городка крестоносцам в 1240, и в итоге - переход под контроль мамлюков.

Последние переоборудовали ненужное фортификационное сооружение в фабрику по переработке сахарного тростника в этиловый спирт производству сахара. Позже они же построили к северу от бывшего Скифополя "красный постоялый двор" ( Хан аль Ахмар) и, возможно, "мечеть сорока" (Джами аль Арбаин; в некоторых источниках - "мечеть сорока героев" или "мечеть сорока мучеников"; число 40, похоже, часто фигурирует в исламской, и не только исламской, традиции) совсем рядом с крепостью. В Бисане существовала небольшая еврейская община; едва ли не каждая статья о городе упоминает жившего там в 14 века топографа Эштори а-Пархи (или а-Фархи ?).

В османский период Бисан, похоже, тихо хирел, не в последнюю очередь усилиями "кормившихся" на окрестных дорогах бедуинов. К 19 веку он представлял собой "70-80 домов, жители в жалком состоянии" (Буркхардт, 1812) или "жалкую деревеньку с глиняными хижинами" (Кондер и Китченер, 1875). Но на рубеже веков здесь прошла железная дорога долины, да и порядка побольше стало, и грянул демографический взрыв местного значения. 12 мая 1948 Бисан, к тому времени уже городок с населением более пяти тысяч, был занят бригадой Голани, после чего снова стал Бейт-Шеаном. Наконец, в 1999 Бейт-Шеан официально получил статус города.



(www.penn.museum)

Начнём с такого вот здания, юго-западного соседа торгового центра Биньямин, на плане оно обозначено номером 22. К концу османсого периода здание было известно как "старый сарай" (в англоязычных источниках - Old Saray или Old Serail), а в старых сарях, как известно, часто можно найти что-нибудь интересное.







Слева, за кустом, есть вход, но туда не пускают. Приходится пускаться в обход...




...и тогда в сарае обнаруживается франкская крепость. Сооружение с белыми стенами - бывшая центральная башня, в плане - почти квадрат 17.6 на 17.3 м, толщина стен 3 метра, вход с севера. Нижний этаж состоял из двух помещений с цилиндрическими сводами; верхний не сохранился. Уже при турках башня была снова достроена; вряд ли новые строители считались с оригинальным дизайном.



(Secular Buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle)




Некоторые известняковые блоки для башни явно прибыли прямиком из покойного Скифополя:




Внутренний двор размером 42 на 40 метров был окружён стеной с двумя башнями (в юго-западном и юго-восточном углах) и рвом. В отличие от других франкских замков, имевших сухие рвы (исключение составляли некоторые приморские крепости), в данном случае ров заполнялся водой.




Ворота были в северной части крепости, вероятно здесь. Добирались до них по подъёмному мосту.




Внутрь попасть немного сложно, но нет таких крепостей... :). Северная часть внутреннего двора. Видимо, где-то здесь стояли мамлюкские самогонные аппараты располагался сахарный завод. Увы, на дальнейшие изыскания у меня времени не было...




[Update]...Возможность продолжить представилась семь с лишним лет спустя, и вот что из этого вышло. Проникновение:



Остатки былого величия:







В северо-восточном углу двора:







В северо-западном:





Перед башней:









Вход:





Внутри темно, летучие мыши и стремянка на второй этаж; может, ещё лет через семь...





В этой пристройке при мандате вроде была почта, а теперь музей:



[/Update]

Фото из архива Пальмаха (Гиль Алдама):




А это уже новый сарай, номер 23 (в англоязычных источниках New Saray или New Serail, в ивритских הסראיה) - османское административное здание, построенное в 1880-х к юго-востоку от крепости. Второй этаж с западной стороны добавили уже при британском мандате.







Фасад. Коринфские капители, никак, тоже у византийцев стянули ? Внутрь и здесь пускать не хотят, однако. Там, как будто, мировой суд и какое-то подразделемие минпроса.




Мандатная фотография из коллекции Мэтсона:




Сам не знаю, зачем я "подшиваю к делу" этот ресторан, в прошлой жизни - водонапорную башню, рядом с "новым сараем":




Обе сарайи (и водонапорная башня) в 1937-м; старая на левом краю кадра, новая немного правее:




Мечеть Сорока (номер 21) по другую (северо-восточную) сторону торгового центра Биньямин, прямо у изгиба 90-го шоссе. Оригинальная мечеть, предположительно построенная в 15-м веке (Петерсену, кажется, больше нравится 9-й век), не дожила до наших дней и была перестроена в конце 19-го. По Шарону, турецкая надпись над входом сообщает о постройке мечети в 1881-2 годах.







Внутри вроде когда-то был городской музей, позднее - склад Управления Древностей; в середине 90-х обвалилась крыша, и теперь там просто разгром:




Около 1925-го:



(Ludwig Preiss, Palästina und das Ostjordanland)

Наконец, к западу от "сараев" находим неплохо сохранившийся римский амфитеатр (номер 24). Вид с юга на запад:



С запада на восток; на заднем плане видна франкская цитадель:



Улица, проходившая к западу от амфитеатра:



Вход:





На арене:



Лестница с южной стороны:





В недрах трибун:







Восточная сторона:







И дальше против часовой стрелки:









На этом пока всё...

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Corpus inscriptionum Arabicarum Palaestinae, (CIAP) By Moshe Sharon
Crusader archaeology By Adrian J. Boas (автор руководил раскопками крепости в 1989-90)
Secular Buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
A Gazetteer of of Buildings in Muslim Palestine By Andrew Petersen
Travels in Syria and the Holy Land By John Lewis Burckhardt
מדריך ישראל החדש
Jewish Virtual Library
Lords of Bethsan

Crossposted to tourism_israel.

крепости, фотоотчёты, мечети

Previous post Next post
Up