Бейт Шеан - Хан аль-Ахмар и железнодорожная станция.

Nov 03, 2016 15:45



Я собирался начать пост с пары слов в защиту мамлюков - дескать, хоть они и снесли некоторые прибрежные города (с их точки зрения, потенциальные плацдармы крестоносцев) так качественно, что те лежали в руинах многие века, но кое что и строили, к примеру мосты и каравансараи. Оказалось, впрочем, что эту пару слов я уже сказал когда-то, и как раз в связи со стратегической дорогой, связывавшей Египет с Сирией, и конкретно мостом около мошава Нетив а-Асара, что к югу от (когда-то разрушенного мамлюками) Ашкелона. На противоположной окраине нашей маленькой, но гордой страны, мамлюкская транспалестинская дорога проходила (по словам Шарона) через Ладжун ( Мегидо), Зирин (Израэль), зачем-то делала крюк на юг-восток к Бисану ( Бейт Шеану), снова поворачивала на север и наконец пересекала Иордан к югу от Кинерета. В 1308-м году по распоряжению Сайф ад-Дина Салара к северу от Бисана построили постоялый двор. Оный Салар, начав, как водится, простым мамлюком, дослужился в 1299-м до заместителя султана (наиб ас-салтана); насколько я понимаю, должность у него была на двоих с Бейбарсом аль-Джашанкиром, и власть эти двое имели очень большую. В 1309-м султан Ан-Насир Мухаммед - недовольный распределением полномочий между законным правителем и никем не избранными элитами и опасавшийся за своё будущее - отбыл в глушь, в Саратов Керак, уже второй раз освободив вершину властной вертикали; последнюю занял Бейбарс. Однако почти ровно год спустя экс-монарх повторно вернулся на престол; сменщика отправил к праотцам; Салару сперва повезло несколько больше - он уехал наместником в Шобак; но через несколько месяцев был отозван, арестован и казнён...

Вышеупомянутый постоялый двор известен как "Хан аль-Ахмар", т.е. "красный каравансарай"; предполагается, что из-за красноватой местной почвы. При османской власти большее значение приобрёл другой маршрут, через Тверию, и соответственно другие каравансараи; наш же объект постепенно захирел и развалился. В 1822-м Буркхардт ещё упоминает его как остановку на караванном пути в Дамаск; в 1870-м, по Герену, он был уже заброшен и частично разрушен. Чуть позже здесь побывал Кондер, обмерил и начертил план. До наших дней дожила только часть восточного крыла; она стоит себе потихоньку на пустыре между 71-м шоссе и промзоной Бейт Шеана. Мамлюкская надпись на известняковом блоке 3.2 на 0.6 м., некогда установленном над входом в хан, сообщает нам следующее (цитирую по Шарону):

Has ordered the construction of this blessed caravanserai the slave (who is) in need of allah, the Exalted, who hopes for the mercy of his Lord, Salar b. Abdallah al-Maliki al-Nasiri al-Mansuri, the governor general of all the honorable Islamic provinces, may Allah strengthen his victories. And he made it a religious endowment (waqf) and consecrated it and dedicated it for the benefit of the people who come and go. (He did this) seeking the face of Allah, the Exalted, and (wishing) to please him. May Allah, the Exalted, to accept this benevolent deed from him. It took place on I Jumada I 708 (=17/10/1308). And this (was accomplished) under the supervision of the needy for Allah, the Exalted, Baktamur as-Sayfi, his lieutennt in Damascus, the (divinely) protected. And this was the architectural work of the needy for Allah, the Exalted, Nasir b. Yusuf.

Просто так - неуказанный каравансарай на картине Шарля-Теодора Фрера, около 1850:



(wiki)

И ещё один экземпляр, от Сергея Судейкина (1914):




Бейт-шеанский каравансарай на британском аэрофотоснимке, 1944:




План. Кондер описывает объект как прямоугольное здание с внутренним двором, 270 футов (82 м) запад-восток на 235 (72 м) север-юг; галереи шириной 37 футов (11 м, явно включая стены), с тоннельными сводами; на севере ворота с заострённой аркой, по обе стороны от ворот лестницы на крышу (западная - винтовая); в центре двора четыре колонны, изначально поддерживавшие купол над резервуаром. Сохранившаяся часть строения отмечена чёрным.




Вид со стороны промзоны:



Но подходить удобнее со стороны шоссе:



Из четырёх колонн в центре двора осталось две:



Уцелевшая часть восточного крыла:







Хотя у Кондера написано про тоннельные своды, в реале они крестовые. Однако видно, что опора крестового свода перекрывает край входной арки и к тому же не очень аккуратно прилегает к означенной арке; похоже (пишет Цитрин-Сильверман), что опора, а следовательно и свод в его нынешнем виде, представляют собой результат более поздней переделки. Можно предположить, что изначально галереи имели тоннельные своды, потом по какой-то причине часть переделали, но другая часть дотянула до визита Кондера.







Что-то в последнее время у меня ни один отчёт не обходится без железнодорожной тематики. Вот и здесь - по другую сторону шоссе видим одно из строений старой железнодорожной станции на " дороге долины", в 59.2 км от Хайфы. Станция функционировала с 1904-го по 1948-й. Это конкретное строение недавно реставрировали; насколько я понимаю, здесь жил персонал станции.





Большая часть станции в нескольких сот метрах к западу, по обе стороны насыпи современной железной дороги:



Вроде тоже жильё персонала:









Внутри:







По другую сторону насыпи; ближайшее здание тоже реставрировано (несколько лет назад было так); это бывший склад:









Водонапорная башня и туалет:









Главное здание станции на фотографии примерно 1939-го года; по странному совпадению, именно это здание я пропустил, хотя оно тоже сохранилось; насколько я понимаю, его немного видно на левом краю панорамной фотографии станции (см выше).



Оно же:




До новой станции рукой подать; кажется, её открытие состоялось на следующий день после моего неофициального визита. Если историческая ветка вела дальше и соединялась с Хиджазской, то новая, по крайней мере пока, здесь заканчивается.



Фотографии: в wikimedia commons 1,2

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Corpus Inscriptionum Arabicarum Palaestinae (CIAP) Volume Two: B-C By Moshe Sharon
A Gazetteer of of Buildings in Muslim Palestine By Andrew Petersen
The Road Inns (Khans) in Bilad al-Sham By Katia Cytryn-Silverman
The survey of western Palestine (Volume II) By C.R. Conder et al
Travels in Syria and the Holy Land By John Lewis Burckhardt

каравансараи, фотоотчёты, железные дороги

Previous post Next post
Up