Ашкелон.

Jan 20, 2011 19:07




Умные книжки начинают рассказ об Ашкелоне со следов неолитического поселения, а затем прыгают в начало второго тысячелетия до н.э., когда город впервые упоминается в египетском документе, под именем Аскану. В последующие века ханаанейский Ашкелон относится к египетской сфере влияния; в начале 13 века восстаёт, и Рамзес наводит порядок; процесс наведения порядка изображён, в назидание потомкам, в карнакском храме. Несколько десятилетий спустя фараон Мернептах снова захватывает город, о чём нам сообщает соответствующая стела.

Согласно ТАНАХу, "овладел Йеhуда Азой и ее пределом,и Ашкелоном и его пределом,и Экроном и его пределом" (кн. судей 1:18); однако Септуагинта утверждает, что вовсе не овладел. В начале 12 века до н.э. городом овладели филистимляне. В восьмом веке Ашкелон признал ассирийскую власть (734) и затем дважды бунтовал против этой самой власти (732, 705-701). Египтяне отвоевали было объект в 612-м, но несколько лет спустя явился следующий завоеватель в лице Навуходоносора. В персидский период город подчинялся Тиру, в греческий - сперва Птолемеям, затем Селевкидам. В 104-м до н.э. обрёл независимость, после успешно отшил Хасмонеев. Не достался город и своему возможному уроженцу Ироду, что не помешало последнему заниматься здесь понемногу строительством. В римский период Ашкелон (Colonia Ascalon liberata et foederata) был важным торговым центром, и продолжал процветать при византийской власти. Археологи обнаружили остатки синагоги византийского периода, из чего следует наличие еврейской общины.

Шарон пишет, ссылаясь на неназванные мусульманские источники, что Ашкелон был последним городом Палестины, взятым арабами; примерно в 640, после недолгой осады, город сдался Муавии. В конце 7 века византийцы на короткое время отбили его; по Белазури, они в конце концов город разрушили и изгнали жителей. Впрочем, вскоре городские укрепления были восстановлены халифом Абд аль-Маликом. К концу 9 века слабеющая центральная власть уступила контроль над Ашкелоном тулунидскому, а затем фатимидскому Египту. Мукаддаси (10 век) отмечает силу городских укреплений, процветающие рынки, красивую мечеть, изобилие фруктов, шёлк... однако ругает за небезопасную гавань. Последний факт не ускользнул от внимания и других летописцев, в частности Вильгельма Тирского. Вышеупомянутая еврейская община всё ещё существовала при Фатимидах (упоминается в документах из каирской гнизы). С появлением на сцене крестоносцев подтянулись беженцы, как мусульмане так и иудеи, с оккупированных пришельцами территорий.

Франки, собственно, были не против оккупировать и Аскалон. 12 августа 1099-го крестоносцы разбили под стенами города армию фатимидов, и деморализованный гарнизон был готов сложить оружие; однако Готфрид Бульонский и Раймунд не смогли решить, кому из них достанется объект. Следующий случай представился в 1111-м. Наместнику Шамсу аль-Хилафе надоело подчняться египетскому начальству, он заключил перемирие с франками и изгнал египетский гарнизон. Сеттон пишет, что франки прислали аль-Хилафе триста солдат. Но не сложилось и на этот раз - аль-Хилафу вскоре убили, а заодно перебили и европейский контингент. Идея атаковать Аскалон витала в воздухе в 1148-м, после неудачной осады Дамаска, но так и не материализовалась. Только в августе 1153-го, после длительной осады, крестоносцы наконец взяли город штурмом и присоединили к яффскому графству. Как и пятью веками ранее, Ашкелон оказался последним городом Палестины, отворившим ворота захватчкам...

Таким образом, более полувека египтяне располагали великолепным плацдармом для нападений на франков, чем частенько пользовались. Некоторые из ранних экспедиций заканчивались значительными сражениями; со временем, впрочем, египтяне перешли к банальным набегам на дороги и поселения - малоприятным, но не угрожавшим существованию королевства. "Близок город Аскалон, а оттуда выходят сарацины и избивают странников," - сетовал, к примеру, игумен Даниил.

Крестоносцы, во-первых, не оставались в долгу. Так, Вильгельм Тирский писал, что жители Аскалона не могли обрабатывать свои поля и что халифу приходось платить им "пособие". Во-вторых, принимали оборонительные меры, в частности на полдороги из Яффо в Иерусалим построили замок Кастеллум Арнальди. Наконец, начиная с середины тридцатых, франки возвели серию замков по соседству с Аскалоном - Бетгибелин (1136) между Аскалоном и Хевроном; Ибелин (1141), между Аскалоном и Яффой; и Бланшгард (1142), между Аскалоном и долиной Аялона; Были ли перечисленные замки предназначены для затруднения рейдов из Аскалона, или скорее как базы для активных действий против Аскалона, а может и вовсе в первую очередь как ядра сельскохозяйственных поселений - сказать теперь трудно. И всё же - тенденция. В 1150-м франки совсем обнаглели и соорудили замок в Газе, наверняка имея в виду отрезать Аскалон от Египта. Ещё через три года, как уже было отмечено выше, дошла очередь и до самого города.

Вильгельм Тирский радует нас описанием осады, особо отмечая вклад осадной башни:

Our men, meanwhile, had bought ships at a great price. When the masts had been removed, workmen were summoned to construct with all haste a very tall wooden tower. The tower was carefully protected against fire inside and out with wickerwork and hides, so that the men who were to attack the city in it might be kept safe.
...
When all these matters had been properly arranged and when it had been decided which sector of the wall could most easily be attacked by our wooden tower, the ramparts of the chosen area were leveled by the aforementioned machines and the tower was brought up to the wall with much shouting. From the top of the tower the whole city could be seen and a hand to-hand fight was carried on with the men in the nearby towers, The citizens struggled and pressed us fiercely, shooting with their bows and balistas both from the walls and from the ramparts, but their labor was in vain, for they could not harm the men who were hidden in the tower and who were moving the machine.

В какой-то момент сарацины попытались сжечь башню, но ветер подул не в ту сторону и вышло только хуже - от огня обрушилась часть стены:

They gathered wood at that part of the wall which was closest to the tower and pitched it out into the space between the tower and the wall. When they had piled up a very large stack of wood, one which seemed to be large enough to burn up the tower, they poured over it pitch, oil, and other liquids which would feed flames and increase the beat of a fire. Then they set it ablaze. It was obvious that the Divine Mercy was with us, for, as the fire blazed up, strong winds immediately arose in the east and, with violent gusts, blew the whole force of the fire against the walls. The force of the wind directed the flames and the fire against the wall throughout the night and reduced it to ashes. In the morning, just about daybreak, the whole foundation of the wall between two of the towers gave way so that the sound of the crash aroused the whole army.

Последовавший штурм сарацины отбили, в чём Вильгельм винит алчных тамплиеров:

Bernard de Tremelay, the Master of the Knights Templars, and his brethren got there before many of the others and took over the breach in the walls. They allowed no one save their own men to enter.
...
Overcome by greed, then, they would not have any partners in the spoils and it was only just that they alone were exposed to mortal danger. About forty of them entered the city, but the others who were following them were not able to get in. The townspeople were seeking to preserve their own lives and were prepared without qualms, to go to any lengths to do so. Thus, when they saw the Templars they drew their swords and butchered them.

Но через некоторое время (19 августа 1153-го), как следует подумав, местные жители сдали город и отправились в Египет. Вениамин Тудельский, посетивший Ашкелон лет пятнадцать спустя, обнаруживает процветающий торговый центр, в котором наличествуют общины евреев и самаритян:

This city is very large and handsome; and merchants from all parts resort to it, on account of its convenient situation on the confines of Egypt. There are here about two hundred rabbanite Jews, of whom the principal are R. Tsemach, R. Aaron, and R. Solomon, besides about forty Caraites, and about three hundred Cutheans or Samaritans. In the city is a fountain called Bir Ibrabim-al-Khahil, which was dug in the time of the Philistines. (c)



(Осада Ашкелона Мернептахом, конец минус 13-го века)



(Битва при Ашкелоне, 1099; wiki)



(Осада Ашкелона франками, 1153; wiki)

Теперь франки могли бы и Египтом заняться, но начиная с шестидесятых, усилиями сперва Нур ад-Дина, а потом Саладина, расклад стал меняться не в их пользу. Развязка, как известно, наступила в 1187-м, после чего Саладин принялся подбирать плохо лежавшие города и замки. 23 августа султан подошёл к Аскалону и предложил гарнизону сдать крепость в обмен на освобождение короля Ги де Лузиньяна и великого магистра тамплиеров Жерара де Ридфора. Сначала предложение было отвергнуто; но 4-5 сентября Аскалон всё же сдался; христиане - как ранее мусульмане - покинули город и отправились в Египет, откуда их должны были переправить на христианскую территорию.

Как и многие другие укрепления, Аскалон был разрушен по указанию Саладина в 1191-м, дабы не достался участникам третьего крестового похода. "Это было сделано 11 сентября", - уверяет нас Ибн аль-Асир, - "и камни были сброшены в море. Не поддающееся учёту количество денег и сокровищ султана и его подданных были потрачены на это. Он стёр все следы". Крестоносцы тем временем направились в сторону Иерусалима, но затем передумали - даже если бы им удалось взять Иерусалим, удержать его после возвращения большей части участников похода в Европу было бы сложно - вернулись на побережье, 20 января 1192-го прибыли в Аскалон и приступили к восстановлению укреплений. Работы продолжались до мая, и как сообщают летописцы "не было различия между духовенством и светскими, благородными и простыми, слугами и принцами. Все работали вместе... Король (т.е. Ричард) играл выдающуюся роль в работе... строя своими руками, поощряя других и распределяя деньги". И все эти усилия пропали зря - всего несколько месяцев спустя, по соглашению с Саладином, стены снова были разрушены. Франки вернулись в Ашкелон в ноябре 1239; чуть позже Ричард Корнуэльский построил замок, видимо в северо-западной части города. В 1243-м Фридрих II передал Аскалон госпитальерам; его сын Конрад подтвердил права последних в 1244-м. Но в октябре 1247-го город опять перешёл в руки египтян; описание осады оставил Саад ад-Дин Хидр ибн Хамавия аль-Джувайни:

Мы направились со всеми осадными орудиями к Аскалану. Эмир Шихаб ад-Дин ибн аль-Гараз уже прибыл туда до нас. Войска окружили город, в то время как корабли и суда франков располагались напротив него. Наши же суда швартовались около берега. (Аскалан) - хорошая крепость, имеющая 16 башен, половина из которых расположена со стороны моря. Мы разбили свой лагерь и начали обстреливать (город) из камнеметов. Их корабли приблизились к нашим, и вступили в сражение. Это было жаркое дело! После этого море начало штормить, волны начали бушевать и вздыматься, и наши корабли были разбиты и выкинуты на берег - всего 25 кораблей. Корабли же франков не пострадали, ибо они кинули якоря в глубине моря. Мы взяли дерево с кораблей и соорудили щиты для штурма, а так же 14 камнеметов для обстрела крепости. Их машины не прекращали обстреливать нас: Они сожгли защитные заграждения возле двух из наших камнеметов, обстреляв их огненными стрелами, и разрушили два камнемета. Они предприняли вылазку и убили некоторых из наших. Мы начали засыпать ров (землей) из подкопов. К ним прибыло 12 кораблей с подмогой. Подмога прибывала как к ним так и к нам. Они не раз предпринимали вылазки и сражались (с нами).

Мы пошли на приступ крепости 10 числа месяца Джумада аль-Ула (13.09.1247), аттаковав ее со всех сторон. Мусульмане яростно сражались, и захватили башуру. (Из наших) погибло около 60 человек и многие были ранены. Ту ночь мы провели во рвах крепости. (Затем) мы начали подкапывать башню и предбашенное укрепление (?). Два дня спустя мы пошли приступом на них, однако они отбили у нас подкоп и наши люди бежали из него. На следующий день мы отбили его у них. Шестнадцатого числа того же месяца (19.09.1247) мы подожгли подкоп под их башней, но они погасили огонь.

На следующий день (20.09.1247) башня пустила трещины, и рухнула на 12 их рыцарей. Наши люди вышли и содрали с них их снаряжение. После этого к ним прибыло 7 больших кораблей. Камень, метаемый бывшим у нас камнеметом-муграби, весил один дамасский кантар с четвертью. Осада продолжилась, и не один (франк) бежал (к нам): Два франкских рыцаря бежали к нам и Фахр ад-Дин наградил их почетными халатами. Они сообщили (ему) о споре произошедшем между госпитальерами и чужаками. Башура рухнула и 8 наших людей погибли под ней.
В ночь четверга 22 числа месяца Джумада аль-Ахира (25.10.1247) наши люди поднялись (по подкопу) в подрытую башню, и захватив ее, подняли крик. Мы начали бить в литавры в ночи. (Наши) знамена были подняты и (наши) люди во множестве устремились (в крепость). Франки были захвачены врасплох. Они покинули свои посты и бежали к своим кораблям или к башням, в которых они нашли спасение. Мусульмане вступили в крепость ночью и предали (все) мечу, причем некоторые из них убивали друг друга, из за многолюдности, ночной тьмы, а так же (в спорах) из-за добычи. На утро в крепость вступил эмир Фахр ад-Дин. Он даровал пощаду укрепившимся в башнях, в обмен на их имущество. Среди них было трое знатных предводителей. Всего же, численность пленных (франков) составляла 260 человек. (На берегу) мы нашли утопленников с отрубленными руками. Причиной же этого было то, что они, убегая, пытались хвататься за борта лодок, другие же, боясь как-бы лодки не утонули, рубили их мечами по рукам, отсекая их. Затем мы разрушили крепость и ушли, оставив ее пристанищем для сов и ворон, и убежищем для львов и газелей. Хвала Вечно Живому Судье!
(спасибо Михаилу Чернину)

Затем Бейбарс (1270) доломал то, что осталось. Место, где располагался средневековый Аскалон, со временем стало полями да садами жителей арабской деревни Джура. В ноябре 1948, после операции Йоав, окружающая территория попала под "наш контроль"; деревня была оставлена жителями и впоследствии разрушена. Позже развалины Аскалона стали национальным парком и были поглощены современным Ашкелоном.

История раскопок в Ашкелоне началась с того, что в 1815-м леди Стэнхоуп искала там какие-то сокровища. Профессиональные археологи добрались до Ашкелона на сотню лет позже (Гарстанг и Адамс, 1921). С 1985-го и поныне там копается The Leon Levy Expedition. Из последних находок - римский мавзолей к югу от национального парка (2011).

Средневековый Аскалон в плане представлял собой полукруг радиусом метров 500, с воротами с каждой стороны и, как ни странно, без малейших признаков гавани; корабли поменьше, видимо, просто вытаскивали на берег, а с кораблей побольше перегружали на корабли поменьше.



(from The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A-K By Denys Pringle)

Итак, национальный парк Ашкелон. Первые каменюки встречают посетителя у самого входа в парк:










Компанию развалинам стен составляет церковь. Табличка именует её Santa Maria Viridis. По Принглу - какая-то византийская базилика, перестроенная при крестоносцах; тогда как "зелёная" церковь св. Марии, по его мнению, скорее всего находилась в западной части города, там где сейчас Макам аль-Хидр. Всего же Прингл насчитывает в городе 11 церквей, многие - бывшие или будущие мечети.




И мусульманский макам. Если верить сайту ашкелонского муниципалитета - могила шейха Мухаммеда аль-Мусли, вероятно середина девятнадцатого века.










Налево пойдёшь - башнню найдёшь:




И ещё куски стен:







Направо пойдёшь - древние ворота найдёшь. Ворота (раскопаны в 1993) предположительно датируются девятнадцатым веком до н.э.










И, опять же, стены:




Линия реконструкции:




А прямо пойдёшь - ещё на всякую всячину наткнёшься. Макам аль-Хидр:




Он же в 1921-м:




Колодец:







Здесь была антилия:




Ещё один колодец с антилией:







А этот попроще:




Здесь раскапывают римское здание:







Здесь обещают ханаанейскую виллу, филистимлянские дома и римский бордель. Не тут ли младенцев нашли ?




А здесь что-то персидское и византийское:




Находки, россыпью:










Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Archaeological encyclopedia of the Holy Land By Avraham Negev, Shimon Gibson
Mercer dictionary of the Bible By Watson E. Mills, Roger Aubrey Bullard
50 major cities of the Bible By John Charles Hugh Laughlin
Near and Middle East, Part 1 By Moshe Sharon
Sacred violence: the European crusades to the Middle East, 1095-1396 By Jill N. Claster
A History of the Crusades: The First Hundred Years By Kenneth M. Setton, Marshall W. Baldwin
The Crusades, c. 1071-c. 1291 By Jean Richard
The Crusaders' Strategy Against Fatimid Ascalon and the "Ascalon Project" of the Second Crusade By Martin Hoch (from The Second Crusade and the Cistercians)
Crusader castles and modern histories By Roni Ellenblum: p 155, p 175
The chronicle of Ibn al-Athı̄r for the crusading period By Donald Sidney Richards: p 152-3, p 392
Crusader art in the Holy Land, Volume 1 By Jaroslav Folda
Matthew Paris: Richard of Cornwall on Crusade (in Crusade and Christendom: Annotated Documents in Translation from Innocent III to the Fall of Acre, 1187-1291)
Templars, Franks, Syrians and the Double Pact of 1244 By Ilya Berkovich (in The Military Orders Volume V: Politics and Power)
Secular buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A-K By Denys Pringle
The survey of western Palestine by C.R. Conder, and H.H. Kitchener
Eretz.com
The Madaba Mosaic Map - Section 9
When Canaanites and Philistines Ruled Ashkelon by Lawrence Stager
Why Were Hundreds of Dogs Buried at Ashkelon? by Lawrence Stager
Отчёт ЖЖ-юзера superglaz
Отчёт ЖЖ-юзера svetss

крепости, фотоотчёты, мавзолеи

Previous post Next post
Up