Бейт Гуврин.

Apr 16, 2010 14:21




Как-то раз, рассказывает нам Флавий, Веспасиан проснувшись в воинственном настроении "взял две деревни в сердце Идумеи - Бетарис и Кефартобус, где свыше десяти тысяч жителей уничтожил, больше тысячи забрал в плен, остальную массу разогнал и оставил на месте значительную часть войска, которое опустошало всю горную страну кругом" (Иудейская Война, книга 4, глава 8). Бытует мнение, что под названием Бетарис (в некоторых вариантах - Бетабрис) - Флавий первым успел вывести Бейт Гуврин. В противном случае приоритет принадлежит Птолемею, в начале второго века упомянувшему место под названием Бетогабра. Похожий топоним можно обнаружить в Пейтингеровых таблицах (Бетогабри). И в самом деле - отличное название. "Дом мужиков" - это звучит гордо ! Но императору Септимию Северу это гордое название чем-то не приглянулось, и году в 200 он предложил другой вариант - Элевтерополь, "город свободных". Монаршее предложение, как водится, приняли единогласно, тем более что пакет включал налоговые послабления и другие привилегии. Занятно, что мидраш Берешит Раба пользуется иностранным топонимом для идентификации Бейт Гуврина с местом проживания хореев из Берешит 14:6 (и хореев в их Сеирских горах, тянущихся до Эйль-Парана, который в пустыне). Мол, "хореи" можно понять как "свободные", где же им ещё жить, как не в "городе свободных" ?

Дела пошли в гору. Последующие века город процветал, чеканил собственные монеты, обзавёлся собственным епископом (первый известный епископ, Макрин, ездил на Никейский собор; но народная молва сочла 4-й век недостаточно древним и назначила первым епископом ещё-не-Элевтерополя Иисуса-Иуста, одного из семидесяти апостолов). И, разумеется, продолжал отмечаться во всяких источниках, от мозаики в Медве и византийских административных документов до путевых заметок пилигрима 6 века из Пьяченцы, настаивавшего, что именно здесь Самсон побил кучу супостатов ослиной челюстью. Подчинённая городу территория простиралась до Мёртвого моря; где-то в южной части этой территории в конце 4 века ещё существовали еврейские поселения. В самом городе также была еврейская община, в числе прочих - the tanna Judah b. Jacob (Tosef., Oho. 18:15, 16) and the amora Jonathan (TJ, Meg. 1:11, 71b).

Аль-Баладури включил город в список мест, завоёванных мусульманами под началом Амра ибн аль-Аса; впоследствии отставной военачальник поселился где-то неподалёку. Мусульмане вернули семитский топоним Бейт Джибрин (или Бейт Джубрин или в крайнем случае Бейт Джибриль). В 796 город попал под раздачу по случаю местных разборок, о чём нам сообщает Стефан из Мар Сабы. Бейт Джибрин "is a city partly in the hill country, partly in the plain. ... there are here marble quarries. The district sends its produce to the capital (Ar Ramlah). It is an emporium for the neighbouring country, and a land of riches and plenty, possessing fine domains. The population, however, is now on the decrease and impotence has possession of many of its men" констатирует в 10 веке аль Мукаддаси.

Impotence (в другом варианте перевода effeminacy) - страшная штука; к тому времени как в окрестностях появились крестоносцы, население сократилось до абсолютного нуля (так, во всяком случае, сказано у Шарона - "they found Bayt Jubrin deserted"). Поглазев на развалины и почесав в затылках, франки принялись наводить справки, куда они попали. И получив среди прочих ответ "ас-Саб", идентифицировали Бейт Гуврин (скорректированный в Bethgebrin, Bethgibelin, Gybelin и даже Ybelin Hospitalariorum) заодно и библейской Беер-Шевой (Bersabea). Шарон замечает, что западные варвары могли быть не совсем неправы, мол какие-то из библейских упоминаний Беер-Шевы могли относиться и к этим местам.

К началу 30-х король Фульк решил, что настало время взять под контроль перекрёсток, где сходились дороги в Иерусалим, Хеврон, Лод и главное - фатимидский Ашкелон, откуда время от времени наезжали непрошеные гости. Примерно в 1134 в северо-западной части бывшего города построили замок, который в 1136 передали ордену госпитальеров вместе с (добавляет Хох) десятью близлежащими деревнями. Вскоре перечень крепостей на ашкелонском направлении пополнился Ибелином, Бланшгардом и Газой. Наконец, в 1153 Ашкелон всё это ниасилил. Последнее обстоятельство делало окрестности менее опасными (впрочем, Бетгибелин подвергся нападению в 1158) и к 1160 где-то рядом с госпитальерским замком возникло "гражданское" франкское поселение, о котором мы узнаём из хартии великого магистра Раймона де Пюи. Каждый поселенец (в 1160-е, по Боасу, таковых было 32 семьи, одни местные, другие свежие иммигранты из Европы) получил две карруки земли (т.е., по Боасу, 6-8 га, а вот Надер приводит самые разные оценки размера карруки, вплоть до 35 га). Году в 1169-71 заехал ненадолго по дороге из Хеврона в Латрун Вениамин Тудельский: "It is five parasangs hence to Beit Jaberim, the ancient Mareshah, where there are but three Jewish inhabitants".

Госпитальеры распоряжались в Бетгибелине до 1187; затем сарацины, видимо, привели замок в негодность. В июне 1192 армия Ричарда разбивала где-то здесь лагерь, но дальше в сторону Иерусалима крестоносцы не пошли и отступили к Ашкелону. Яффское соглашение оставило объект в руках Саладина. В результате крестового похода Ричарда Корнуолльского (1240), франки дипломатическим путём вернули значительные территории, включавшие и Бетгибелин; но уже в 1244, после поражения при Форбии, объект был окончательно потерян. В соглашении от 1283 Бейт Джибрин числится мамлюкским владением. Османские турки переняли эстафету в 1516. Согласно надписи от 1551 и паре документов от 1552, примерно в это время турки отремонтировали замок, и последний возобновил свою службу по охране дороги от "коварных и мятежных бедуинов".

Учёные мужи проявляют интерес к объекту начиная с 19 века (Робинсон, Герен, Кондер+Китченер), но до раскопок дошло только в 1982 (Амос Клонер, Управление Древностей). Наиболее заметный реликт римского Элевтерополя - амфитеатр, построенный в конце 2-го века и вышедший из строя, вероятно, после землетрясения в конце 4-го. Сооружение, размером 71 на 56 метров, вмещало 3500 зрителей. В византийский период, предполагает Клонер, амфитеатр служил "общественным зданием", возможно рынком, а при мусульманах и франках, добавляет Боас, возможно стал конюшней. Найдены также остатки бани и двух других римских зданий. Клонер также мельком упоминает городскую систему водоснабжения, (состоявшую из 25-километрового акведука с хевронского нагорья, 3-километрового с Тель-Годед, и тоннеля откуда-то с востока) и большое количество разнообразнейших кладбищ.

Амфитеатр в один кадр не поместился (надо учиться делать панорамы):


















Франки построили прямо к востоку от амфитеатра квадратный замок (48 на 46 метров) с башнями по углам. Позднее к южной стене пристроили церковь; юго-восточной башней пришлось пожертвовать. Внутренняя крепость вместе с церковью были обнесены двойной внешней стеной (190 на 150 метров, толщина внешней стены 3 метра, внутренней 2 метра). Ворота находились в юго-западной части стены; чтобы попасть во внутреннюю крепость, супостату теперь надо было пройти от них на восток, а потом два раза вдоль разделявшей замок пополам стены.

Неясно, жалуется Боас, где находились дома франкских поселенцев. Археологи искали их в западной части внешней крепости, да так и не нашли. Другие предположения - непосредственно к югу от замка; или может быть ещё дальше на юг, где-нибудь около руин византийской церкви ( Хирбат Сандаханна); церковь была франками частично восстановлена, стало быть потребность имелась. Не обнаружен пока и монастырь св. Георгия, который в 1173 госпитальеры по каким-то соображениям передали греческому епископу Мелету в пожизненное пользование (Прингл выдвигает версию о возможном восстановлении монастыря на византийские деньги).



(из Archaeology of the Military Orders By Adrian Boas)

Замок с юго-запада. Немного попавшее в кадр шоссе прошло в аккурат поверх франкского рва, в свою очередь последний прокопали прямо вдоль римского декумануса.




Внешняя стена в южной части замка:










Ворота:







Северная внешняя стена, примыкающая к Нахаль Гуврин (ака Вади аль-Ифрандж - "франкская долина"):







Стена, разделяющая западную и восточную части замка:




Северо-западная башня внутренней крепости; в кадр также попал пристроенный к северной стене дом, видимо уже арабский:




И западная стена внутренней крепости:




Церковь, пристроенная к южной стене. Не какая-нибудь скромная часовня, обслуживающая гарнизон замка, а солидная базилика - 30 на 16.5 метров, с 6.5-метровым центральным нефом и 5-метровыми боковыми. Крестовые своды в количестве 15 штук опирались на восемь центральных колонн.




Разрушенный центральный неф, вид с запада. Квадратные "пеньки" - остатки франкских колонн; вокруг каждой строители приспособили для красоты колонны античные.










[UPDATE] В полном соответствии с наводкой m_k, при внимательном изучении на колоннах обнаружились метки каменотёсов, от банальных латинских букв до свастик:















[/UPDATE]

Часть северного нефа ещё стоит:







И даже успела поработать мечетью:




Проход из церкви во внутреннюю крепость:




С две трети пространства внутри стен занимали помещения с крестовыми сводами, вероятно двухэтажные. В центре оставался внутренний дворик.

Вид из северо-восточного угла крепости на запад:




И на юг:




В примыкающем к церкви юго-восточном углу крепости, пишет Боас, была столовая.




Каменные столы использовались не только для приёма пищи, но и для игры в мельницу.




Подземелье. Боас пишет, что это бывшее помещение римских бань, приспособленное франками под кладовку.




Интересный камешек:




Какое-то строение к востоку от внутенней крепости:







Вид издали:



Среди других находок - мозаики, капитель с менорой и арамейской надписью, благодарящей некоего Куриса, пожертвовавшего эту колонну местной синагоге (May Kuris be remembered with blessing... may his soul rest in peace, the son of Oksantis, who bought this column to honor she sinagogue. Peace.); и надпись арабская, свидетельствующая о существовании здесь в начале 13 века постоялого двора (In the name of Allah the Compassionate the Merciful. This inn was established in the time of our Lord the sultan al-Malik al-Mu'azzam Sharaf ad-Dunya wa-ad-Din Isa the son of sultan al-Malik al-Adil Sayf ad-Dunya wa-ad-Din Abu Bakr b. Ayyub in the year...).

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The City of Eleutheropolis By Amos Kloner
Archaeological encyclopedia of the Holy Land By Avraham Negev, Shimon Gibson
Corpus inscriptionum Arabicarum Palaestinae (CIAP) By Moshe Sharon Volume II Volume III
Archaeology of the Military Orders By Adrian Boas
Secular buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A-K (excluding Acre and By Denys Pringle
Biblical researches in Palestine and the adjacent regions By Edward Robinson, Eli Smith
The survey of western Palestine By C.R. Conder, H.H. Kitchener
Encyclopedia of Biblical Literature, Part 2 By John Kitto
Palestine under the Moslems By Guy Le Strange p 28, p 412
The Mosaic Map of Madaba: an introductory guide By Herbert Donner
The Crusaders' Strategy Against Fatimid Ascalon By Martin Hoch (from The Second Crusade and the Cistercians)
Town Defences in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle (from The Medieval City Under Siege)
Burgesses and Burgess law in the Latin Kingdoms of Jerusalem and Cyprus By Marwan Nader
Ottoman documents on Palestine 1552-1615 By Uriel Heyd
Отчёт ЖЖ-юзера ramires10

Crossposted to tourism_israel.

церкви и монастыри, крепости, арены, фотоотчёты, мечети

Previous post Next post
Up