Бейт Гуврин - Сандаханна и колокольные пещеры.

Jun 05, 2010 13:44



От римско-франкских развалин к северу от 35-го шоссе перейдём к расположенным южнее колокольным пещерам и церкви Сандаханна. Колокольные пещеры представляют собой каменоломни византийского и раннеисламского периодов. "Каменоломы" пробивали небольшое отверстие в верхнем слое камня; добравшись до более мягкой породы, они постепенно расширяли шахту, придавая последней колоколообразную форму. Часто такие шахты соединялись друг с другом. Всего в окрестностях таких шахт, как утверждает буклет, порядка 800; глубиной они до 25 метров, но чаще 12-15.

Большая группа открытых для посещения колокольных пещер находится в восточной части национального парка Бейт Гуврин-Мареша:







Шарон уверяет, что в пещерах много арабских надписей. В "туристических" мне попалась лишь пара крестов:







Пройдя пешком от колокольных пещер метров 900 на юг, можно дойти до руин византийско-франкской церкви. Aрабские названия развалин "Хирбат Сандаханна" или "Хирбет Мар Ханна" намекают на то, что церковь была посвящена св. Анне. Некоторые предлагали взамен св. Иоанна, но этот вариант представляется менее вероятным. Традиция, связывающая эти места с св. Анной, упоминается в связи с перемещениями Ричарда Львиное Сердце в ходе третьего крестового похода:

The king and the army started from the Brake of Starlings, and proceeded through the plains to Ybelin, of the Hospitallers {т.е. Бейт Гуврин}, by Hebron, near the valley, where Anna, the mother of the Virgin Mary, is said to have been born. Here, the army made a halt, exceedingly rejoiced at the prospect of proceeding towards Jerusalem. And here the men were beset with swarms of small insects, which flew about like sparks of fire, and were called cincenelles. The whole region round swarmed with them, and they annoyed the pilgrims horribly, with their sharp stings in the hands, neck, throat, forehead, and face, and in whatever part of the person happened to be exposed; their stings were immediately followed by burning and swelling, and those who were stung looked like lepers. They could scarcely keep off their troublesome attacks with veils thrown over the face and neck. But they were in high spirits, and thought they should bear these annoyances with patience; for they were all pledged to advance to the siege of Jerusalem, and the king was the only one troubled at the news which he had received from England.
(Itinerarium Regis Ricardi, глава XLIV)

Ранние описания руин можно найти у Виктора Герена (1860-е), Шарля Клермона-Ганно (1873-4) и Клода Кондера с Горацио Китченером (1875); см. ссылки в конце поста. Прингл описывает византийскую церковь как базилику с пятью нефами, примерно 48 метров (север-юг) на 41.5 (запад-восток), плюс ещё 7.4 на выступающую апсиду центрального нефа. Крестоносцы застали церковь уже разрушенной. Ни средств на восстановление, ни надобности в такой большой церкви у франков видимо не было, и они ограничились тем, что встроили в центральный неф свою церковь, поменьше. Прингл также упоминает остатки круглой печи для обжига извести к северу от апсиды; в этой-то печи, надо полагать, исчезла значительная часть камней церкви.

Окрестности Сандаханны, сообщает Боаз, рассматриваются в числе прочих кандидатов как возможное место Бетгибелина-поселения; но автор склонен считать, что скорее всего поселение располагалось не так далеко от замка.



Похоже, что здесь стреляли:





Свод апсиды:



Внешняя сторона:









Так выглядели развалины во второй половине 19 века. Видно, что с тех пор над ними кто-то "поработал":



(Picturesque Palestine)



(1866, H Phillips, from The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: L-Z By Denys Pringle)



(1875, H Kitchener, from The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: L-Z By Denys Pringle)

Один интересный подземный комплекс находится совсем недалеко к западу от дороги, ведущей ко въезду в парк. По какой-то причине он получил прозвище "лошадиная пещера" (ар. Ирак аль-Хейл). Туда в принципе нельзя по соображениям безопасности, но если очень хочется...

Из классиков данный объект изучали Клермон-Ганно (1873-4), Кондер с Китченером (1875) и Макалистер (1900). В 1992-4 Амос Клонер провёл там три сезона раскопок. Среди находок - обломки керамических светильников и стеклянных сосудов 2-5 веков, и порядка 70 монет 3-5 веков, в основном 4 века. В верхних слоях попадались разные мелкие находки с раннеисламского по османский периоды. Клонер интерпретировал комплекс как позднеримское культовое сооружение, в частности группу помещений 8A/B/C как вероятный митреум, благо культ Митры был популярен среди римских солдат. Известняковая дощечка с изображением креста и чего-то похожего на церковь позволила ему предположить, что и христиане приспособили пещеру под что-то культовое, как то церковь, монастырь или пристанище для паломников. Более поздние поколения местных оборудовали в пещере маслодавильню, держали скот итп.



(Ветстоун et al)

"Дворик" перед входом:



Справа от "главного входа" - группа помещений 8A/B/C. Где-то тут Клонер углядел полукруглое возвышение и украшенные скамьи.



На потолке видны декоративные рёбра и - вдоль дальней (северной) стены - полоса орнамента:



Теперь через главный вход в ведущий на запад зал 1; размеры 29.5 на 10 метров, высота свода 9 метров.



Справа - небольшая комната 4:



Здесь поработали археологи:



Слева:



Западный торец зала; на "нижнем ярусе" маленькие комнаты 11 и 12; выше комната 13;



Комната 11:



Комната 12:



"Колокольная" дыра в потолке:



В комнате 13 позже оборудовали маслодавильню:



Левый / южный зал (зал 3), 16.5 на 4.5 м, высота 5.7 м:



Правый проход ведёт на север (зал 2A, 18 на 6.2 м, высота 7.6 м); левее комната 7; ещё левее комната 13:



Зал 2A с севера на юг и с юга на север:





Вдоль восточной стены тянется фриз с орнаментом:





Зал 2A переходит в 2B (12 на 9.5 м, высота свода 8.2 м):





В северной части западной стены - узор из восьмиугольников:





Пролом, ведущий в выдолбленную позже пещеру:



По другую сторону пролома:





Обратно, на выход:



Вид сверху:



Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: L-Z By Denys Pringle
Archaeology of the Military Orders By Adrian Boas
The Horses' Cave at Bet Govrin By S Whetstone, A Kloner, N Graicer, B Zissu
Description Géographique Historique et Archéologique de la Palestine 1: Judée, pt. 2 By Victor Guérin
Archaeological researches in Palestine during the years 1873-1874 By Charles Clermont-Ganneau
The survey of western Palestine (volume 3) By C.R. Conder et al p 264,p 275
Отчёт ЖЖ-юзера yozhik_

церкви и монастыри, фотоотчёты

Previous post Next post
Up