Железнодорожная станция Хайфа Мизрах.

Mar 02, 2020 00:08



История появления на свет османской 1050-мм Хиджазской железной дороги уже рассматривалась в давнем посте, посвящённом станции Кфар Иегошуа. Как мы знаем, в сирийском городке Дар'а от основной хиджазской линии Дамаск - Медина ответвлялась другая, к хайфскому порту; строившаяся с 1903-го и открытая в 1905-м, она успела послужить для доставки из-за границы материалов для завершения работ на основной линии. Западный отрезок вспомогательной линии, от Хайфы до Самаха, впоследствии стал известен как "железная дорога (Изреэльской) долины". Конечная хайфская станция была построена к 1904 году. Торжественное открытие линии Хайфа - Дар'а 15 октября 1905-го сопровождалось срыванием покровов со стоящего рядом монумента. Алон пишет, что изначально станция представляла собой небольшое одноэтажное строение; вскоре здание разрослось и обзавелось вторым этажом, и теперь служит пристанищем финансовому отделу израильской железной дороги. Только, мол, в 1907-8 завершилось строительство более впечатляющего двухэтажного здания, увенчанного часовой башенкой. Автор ссылается на исследование, проведённое архитекторами Либерти и Ар-Ной.

В 1913-м Хайфу соединили дополнительной 1050-мм веткой с Акко. Потом случилась Первая Мировая, и в 1917-18 османская Палестина постепенно перешла под британский контроль. В процессе продвижения на север англичане приспосабливали под свои нужды османскую железнодорожную сеть; в частности, к концу 1918-го (Коттерелл) или в январе 1919-го (Алон) турецкая военная линия Бейт Ханун-Лод-Тулкарем-Хадера была перепрошита на "стандартную" 1435-мм колею, на юге соединена с британской военной линией через Синай, а на севере доведена до "нашей" Хайфы. В 1920-м армия передала местные железные дороги новой государственной компании Palestine Railways, под началом генерального менеджера Уорсли Холмса. Станция Хайфа была выбрана для размещения головного офиса компании; вероятно, причиной было её местонахождение на стыке 1050-мм и 1435-мм линий, а также в непосредственной близости от порта. Заодно она стала "нулевой точкой", от которой отмерялись расстояния до всех прочих железнодорожных объектов. Неподалёку, в 5.6 км по пути на Акко, расположились железнодорожные мастерские "Кишон"; по понятным причинам к ним проложили двойную 1435/1050-мм колею. "Дорога долины" больше не была единственной связью палестинской железнодорожной сети с внешним миром - по бывшей бейтханунской линии теперь ходили поезда в Кантару на Суэцком канале, а в 1942-м новая военная линия (HBT) соединила Хайфу с Бейрутом и Триполи; одним словом, Хайфа ненадолго стала транспортным узлом международного масштаба.

Город и порт росли, и в 1937-м в полутора километрах к северо-западу от существующей станции добавили новую - "Хайфа Центр"; а к названию старой добавили "Восток". В 1940-м, ввиду "тесной, пыльной, нездоровой и уязвимой ситуации" офисы PR начали перебираться выше по склону - в дом, арендованный у богатой семьи Хури; освободившееся место с радостью заняла армия. На практике станции досталось, но позже - 8 сентября 1946-го организация Эцель повредила некое техническое сооружение в восточной её части, а 20-го взорвала главное здание, которое с часовой башенкой. Ревизионисты во главе с Йоэлем Кимхи (ака Азриэль) на заранее угнанном автомобиле подвезли к станции бочку взрывчатки, закатили внутрь, установили таблички с предупреждениями на трёх языках, привели в действие механизм и скрылись, опять же выкрикивая предупреждения. Затем один из участников акции позвонил начальнику станции. Прибыли сапёры, привязали к бочке верёвку и потащили наружу; в процессе вытаскивания бомба взорвалась. Жертв не было. Здание частично обрушилось и посему теперь выглядит намного скромнее.

Вообще на железных дорогах сперва во время арабского восстания, а затем с активизацией еврейской борьбы за независомость происходило много всякого... Это "всякое" плавно перешло в межобщинную войну в Палестине, она же первый этап войны за независимость Израиля. Хайфа была смешанным городом с близким по численности еврейским и арабским населением, и быстро познакомилась с реалиями межэтнического конфликта. Станция Хайфа Восток находилась в арабском районе, посему вскоре еврейские сотрудники перестали выходить на работу. Вышеупомянутый "дом Хури", напротив, располагался прямо на "линии фронта"; к югу от него периодически оперировал арабский снайпер, но дом имел несколько входов с разных сторон, и видимо до поры до времени добраться до офиса могли все. 21 апреля Хагана (бригада Кармели) начала наступление на арабские кварталы. Генеральный менеджер Артур Кирби писал, что в опустевшем "доме Хури" заняли позиции "иракцы" (очевидно, из Арабской освободительной армии); к следующему утру их выбила Хагана; в какой-то момент дом загорелся. Согласно другому сотруднику PR Обри Милстейну (вроде подрабатывавшему на Хагану), на чердаке засел арабский снайпер и укрепил свою позицию кипами бумаг из архива компании; чтобы его выкурить бойцы Хаганы подожгли объект. Так или иначе, большая часть дома сгорела, и среди прочего архив. К вечеру 22-го Хагана контролировала город, за исключением британского "анклава" в районе порта; к концу месяца подавляющее большинство арабского населения, включая арабских железнодорожников, бежало. После боёв за Хайфу и закрытия в конце апреля депо в Лоде PR фактически перестала существовать. Кирби организовал временный офис на станции Хайфа Центр; последние его усилия были направлены на выдачу зарплаты персоналу. 15 мая компания официально самоликвидировалась; железнодорожные объекты в Хайфе были переданы муниципалитету.

В последние месяцы существования Palestine Railways её сионистская часть начала готовиться к независимости. Один из высокопоставленных сотрудников, Моше Пайкович (старший брат Игаля Алона, командира Пальмаха, впоследствии министра) позаботился о том, чтобы с эвакуацией британцев практически весь подвижной состав оказался на "еврейских" станциях; а также о том, чтобы в процессе эвакуации Хагана имела возможность наложить лапу на некоторое количество транспортируемых боеприпасов. Ицхак Нисенбаум отвечал за организацию управления будущими "Израильскими железными дорогами". И. Эфрати и сын Пайковича Дрор Алон занялись срочным обучением еврейских машинистов и кочегаров, которых поначалу было очень мало. Повидимому, в последние дни мандата эта "компания в компании" с благословения Кирби перешла к действиям. По сообщению газеты Palestine Post за 5 мая, премеьера состоялась днём раньше: "Carrying the blue-white flag and run by an all-Jewish crew, the first Jewish railway train was met on its arrival here by cheering crowds. The train drove from Haifa to Hadera - 40 kilometres - without incident.". Послевоенные ИЖД под началом Пайковича вслед за Кирби разместили свой головной офис на центральной станции. Восточная станция продолжала полноценно функционировать до 1990-х, когда там перестали останавливаться пассажирские поезда. Объект вроде бы всё ещё используется для обслуживания порта; здесь сортируются и ночуют составы; обитают (как уже говорилось выше) кое-какие отделы ИЖД; и - the last but not the least - с 1983-го работает железнодорожный музей ( 1, 2). Взамен выбывшей, начиная с 1975-го в городской черте Хайфы открылось несколько новых пассажирских станций; теперь их целых шесть (правда, пара штук - хорошо забытые старые). Расстояния ИЖД продолжает отмерять от "Хайфа Восток"...

Схема линий Palestine Railways в конце ВМВ:



(Коттерелл)

Так выглядела станция первые несколько лет; справа "хиджазский" монумент:




Новые здания:




С подписью в музее железной дороги долины слегка накосячили:



1914:




Вид с моря, предположительно в конце ПМВ:




Примерно 1918 (во всяком случае, не раньше):







1919; на переднем плане 1050-мм паровозы La Meuse и Arnold Jung:




1925-46:



(wiki)

1940-е:




1945:



(Золтан Клугер via wiki)

После взрыва:



(wiki)



Наши дни. Улица Хативат Голани, мечеть Истикаль и - справа - восстановленное главное здание (для определённости присвоим ему номер 1):



Другие ракурсы:







Здесь о подрыве станции в 1946-м:



А здесь о первом начальнике израильской железной дороги, Моше Пайковиче-Алоне:



Монумент:





Здание слева от столба пусть будет номер 2:



Номера 1 и 2 с "внутренней" стороны:











Этому объекту - рядом с 1 - присвоим номер 3; здесь находится часть экспозиции железнодорожного музея:





Неужели начальник станции ютился в крохотном домике на отшибе ?



Основная часть музея - с противоположной стороны путей, наиболее ценные экспонаты в бывшем депо (4):



5:



6:



Бонус: дом Хури; теперь на его месте стоит офисное здание.




Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
אלי אלון - סיפורה של תחנת הרכבת חיפה מזרח
The Railways of Palestine and Israel By Paul Cotterell
Arthur Kirby and the Last Years of Palestine Railways, 1945-1948 By Walter Rothschild

фотоотчёты, железные дороги

Previous post Next post
Up