В начале 20-го века железнодорожная сеть в Палестине сводилась к двум "поперечным" (запад-восток) линиям: французская
из Яффы в Иерусалим (с 1892) и построенная турками под началом немецкого инженера
Генриха Августа Мейсснера железная дорога (Изреэльской) долины, соединявшая
Хайфу с мейсснеровской же
Хиджазской железной дорогой (с 1905). Из
Афулы на "дороге долины" в 1912-м начали было строить линию в Иерусалим или хотя бы в Шхем, но к началу Первой Мировой проложили только 40 км до Силат ад-Даэр; до Шхема (78 км от Афулы) добрались в 1915-м.
С вступлением 5 ноября 1914-го в Первую Мировую туркам, естественно, понадобилось перебрасывать войска и снаряжение к египетской границе, что, естественно, привело к появлению - снова усилями Мейсснера - "продольной" железной дороги, прокладка которой началась не то 15 января, не то примерно в апреле 1915-го года. К работам привлекли 2000 солдат и неуказанное количество гражданских. Линию
Афула - Силат ад-Даэр - Шхем около деревни Себастия ответвили в
Тулкарем (40 км от Силат ад-Даэр и 80 км от Афулы), а оттуда на юг в
Лод (1915); кроме того, из Тулкарема провели тупиковый 25-км отрезок на север до
Хадеры (примерно 1915; оттуда возили древесину на шпалы и дрова). В Лоде продольная линия подключалась к иерусалимской; через 20 км снова ответвлялась от неё на новой станции
Вади Сурар и направлялась ещё южнее - во-первых через
Беер Шеву (октябрь 1915) и
Ауджу (май 1916) слегка на Синай, до Кусеймы; во-вторых
в Бейт Ханун (1917). Ширина "военной" колеи составляла 1050 мм; изначально метровой иерусалимской линии добавили 50 мм для совместимости.
Беэршевское направление я постараюсь рассмотреть в другой раз; сейчас же ограничусь
линией Лод - Хадера. К весне 1918-го южная её половина попала под британский контроль и короткое время
функционировала в узкоколейном 2'6" формате. В результате
осеннего наступления линия досталась британцам полностью; к концу года те перешили её на стандартную 1435-миллиметровую колею и продлили за Хадеру до Хайфы. От них дорога практически полностью перешла в наследство Израилю; лишь отрезок в районе Тулкарема оказался в Иордании. 4 января 1949-го сионисты открыли смешанное автобусно-железнодорожное сообщение между Тель-Авивом и Хайфой: автобусом из ТА до Хадеры и дальше поездом. В августе построили объезд к западу от Тулкарема (он проходил так близко к "зелёной черте", что по слухам пассажирам рекомендовали "не высовываться за границу"), и теперь можно было обойтись без автобуса. В 1953 параллельно старой линии проложили
прибрежную железную дорогу; возможно именно тогда первая стала называться "восточной". Ещё 16 лет спустя добрую половину восточной забросили; по слухам, рельсы пошли на строительство линии Бар Лева. Участок Лод - Кфар Сава и маленький отрезок, соединяющий станцию Хадера Мизрах с прибрежной железной дорогой используются до сих пор, но только для грузовых перевозок; например, станция Хадера Мизрах обслуживает предприятия
сельхозкооператива Гранот. Единственным пассажирским исключением является поезд Тель Авив - Од а-Шарон, проходящий по отрезку Рош а-Аин - Кфар Сава. Есть планы восстановления линии на всём протяжении, и вроде бы
процесс даже пошёл...
Ниже - схема османских железных дорог в Палестине в ПМВ. Линии Дамаск - Мезериб (101 км), Яффа - Лод (19 км) и Балад аш-Шейх - Акко (17 км) обозначены как "lifted", ибо были разобраны Мейсснером на рельсы и шпалы для новых военных веток. Та же судьба постигла ответвление хиджазской дороги Гасим - Босра (33 км) и линию Бейрут - Мамелтейн компании Tramways Libanais Nord et Sud de Beyrouth (19 км). Кроме того, строители воспользовались рельсами, приготовленым для нематериализовавшегося отрезка Хиджазской дороги из Медины в Мекку (их хватило на 350 км). Дефицит шпал и угля преодолевали, как уже говорилось выше, при помощи дровосеков.
(Коттерелл)
Схема британской железнодорожной сети в конце войны:
(Коттерелл)
Современное состояние. Красным обозначены действующие участки и станции "восточной железной дороги"; синим - закрытые; голубым - прочие закрытые линии; зелёным - прочие действующие линии:
(
wiki)
Это было длинное предисловие к краткому отчёту о моём визите на одну из станций восточной железной дороги -
станцию Кафр Джинис. Станция была построена при британцах; до 1933-го года сюда ходили пассажирские поезда, а потом отчего-то перестали. Здесь же от линии отходила на восток
четырёхкилометровая ветка в Бейт Набалу. В 1943-м несколько севернее станции появилось
ещё одно ответвление - к западу, на базу Тель Литвински (ныне
Тель а-Шомер). Станция была занята АОИ в июле 1948-го в ходе операции Дани; впоследствии была переименована в Теуфа и некоторое время использовалась для снабжения топливом аэропорта Лод (теперь Бен Гурион).
Повидимому, станция получила название по имени расположенной рядом арабской деревни. Увы, всезнающий интернет мало что смог поведать мне о деревне Кафр Джинис. Герен (1868) мельком отмечает заброшенный хутор Kefr-Djenes к юго-юго-востоку от
Йеудии. С ним соглашается
блог Михаэля Якобсона - мол, в начале 20 века деревня была уже заброшенной, возможно жители перебрались в Лод. Амуданан (см. также карту PEF там же) помещает селение к западу от станции, возле 40-го шоссе; одновременно сообщает, что к войне за независимость в ней оставались считанные жители; и наконец
идентифицирует его с деревней Джиндас. Последнее мы проигнорируем как явный косяк - Джиндас был расположен на небольшом расстоянии к востоку от лодского
моста имени Бейбарса (ака мост Джиндас), в районе мошава
Гинатон - т.е. примерно на три километра южнее станции Кафр Джинис; кстати, по Джиндасу информации тоже кот наплакал. Зохрот упоминает данный топоним только в
статье про Бейт Набалу: мол, деревни находились рядом, и на 1931-й год вместе насчитывали 471 дом и 1758 жителей. Отметим, что Бейт Набала - это километра четыре к востоку от станции. В общем, остаются некоторые непонятки.
Прингл, описывая
премонстрантское аббатство св Хавакука (оно же Cansie/Cancie/Cantie/Quantie), идентифицирует его с "руинами, известными как аль-Каниса (церковь) или Кафр Джинис... 200 м к западу от заброшенной железнодорожной станции Кафр Джинис". Аббатство было основано между 1138 и 1150, вероятно в связи с легендой (встречающейся у пилигримов 13 века) о том, что пророк Хавакук (Аввакум) был перенесён ангелом из некоего места к северу от
Рамлы в Вавилон. Кондер (мне, к сожалению, не удалось пока найти оригинал) в 1870-е застал вероятную башню крестоносцев размером 30 на 30 футов, построенную из небольших обработанных камней, с заострёнными арками; сохранившиеся стены в некоторых местах достигали всё тех же 30 футов в высоту. Но к 1930-м от башни мало что осталось, а потом она и вовсе исчезла без следа. Археологи, копавшие в тех местах в начале нового тысячелетия, вроде бы упоминают только селение византийского и раннего исламского периодов, после чего (в 11 веке ?) оно было заброшено до мамлюкского и османского периодов.
Станция Кафр Джинис с юго-запада; заодно в кадр попал грузовой состав:
Первому попавшемуся строению присвоим номер 1:
Внутри:
Предполагаемая бойница:
Ходить вокруг лучше осторожно:
Номер 2, к северу от номера 1; пишут, что здесь жил начальник станции:
Комната с камином:
Номер 3, ещё севернее; пишут, что в нём размещался отряд полиции, охранявший станцию:
Рядом валяется бетонный резервуар для воды:
Номер 4, по другую сторону путей:
Вид с шоссе номер 1 на железнодорожный мост через речку Натуф к югу от станции и на британский пилбокс, охранявший этот мост:
Ещё один мост - через речку Йеуд, к северу от станции. В народе он якобы когда-то был известен как "лондонский" (причина мне неизвестна). Легенда гласит, что темплеры, изгнанные из
Вильгельмы, утопили около него своих собак.
Если
интернет не обманывает, это он же в 1937-м:
Станция в 1930-e:
Схема путей, в том числе показано ответвление на Бейт Набалу:
Фотографии: в
picasa web albums ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Railways of Palestine and Israel By Paul Cotterell
Hedjaz Railway By R. Tourret
The Byzantine-Islamic Transition in Palestine: An Archaeological Approach By Gideon AvniSecular Buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys PringleChurches in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
Description géographique, historique et archéologique de la Palestine by Victor Guérin (Judee Tome I, 1868)Description géographique, historique et archéologique de la Palestine By Victor Guérin (Samarie Tome II, 1875)Hadashot-esi.org.il
1,
2