В процессе освобождения Ближнего Востока от франкских завоевателей мамлюки, как известно, наломали немало дров, городов и крепостей. Но свежеприсоединённую территорию надо было как-то обживать, а стало быть - строить. К примеру, через экс-франкские земли проходили дороги, и для их нормального функционирования требовались
мосты,
каравансараи... одним словом - инфраструктура. Бегло описывая дорогу из Египта в Дамаск, Шарон мельком упоминает мост около
Дир Сунида, построенный примерно в 1270. Другие упоминания об объекте мне, к сожалению, не попадались; зато нашёлся сам объект. Во всяком случае, всего в нескольких десятках метров к востоку от шоссе номер 4 в районе мошава
Нетив а-Асара прячутся от посторонних глаз остатки арочного моста через
речку Шикма (ака Вади Хаси). И на
широко известной онлайн-карте с ещё более широко известным названием как раз в этом месте стоит кружок с надписью "мамлюкский мост, разрушенный турками в ПМВ".
Под аркой:
"Волнорез":
Старая фотография из архива Пальмаха:
Если не полениться и пройти ещё немного вверх по течению Нахаль Шикма, можно наткнуться на железнодорожный мост времён ПМВ. Вначале в этих местах проходила
1050-мм узкоколейка Вади Сурар - эт-Тина - Бейт Ханун, построенная турками в первой половине 1917-го для снабжения позиций в районе Газы. Британцы дважды неудачно пытались взять эти позиции, в марте и апреле того же года; наконец,
в начале ноября они осилили; линия фронта откатилась далеко на север. К концу ноября англичане довели свою "стандартную" (1435 мм) синайскую линию до района Дир Сунид. Турецкая линия до Вади Сурар некоторое время использовалась новыми владельцами для снабжения уже своих частей, наступавших на Иерусалим. Согласно Коттереллу, для этой цели на службу призвали несколько трофейных паровозов, захваченных на станции
Вади Сурар, и доставили из Египта и Судана девять 3'6" локомотивов (теоретически, это почти 17 лишних миллиметров, но сработало). К 1924-му линию разобрали за ненадобностью.
С разделом Палестины поезда в Газу и далее в Египет ходить, естественно, перестали; но израильская часть линии до
станции Дир Сунид (переименованной в
Яд Мордехай) продолжала использоваться для грузовых перевозок. После шестидневной войны линию на Синай снова открыли, а в 73-м закрыли окончательно.
Северная арка каменная или, во всяком случае, облицована камнем; остальные из обыкновенного серого бетона. Навскидку предположу, что бетонная часть - израильская, конца 60-х; каменная британская или даже турецкая (к слову, вот
турецкий мост на той же линии).
Восточная сторона моста:
Рельсы давно сдали на металлолом, да и обычному транспорту проезда нет:
Вид с моста:
Если теперь повернуть на север, вдоль бывшей железной дороги, вскоре в поле зрения попадёт домик, работавший в стародавние времена железнодорожной станцией Дир Сунид (или правильнее "Сунейд" ?). Пишут, что станция была построена британцами в 1920-м; домик и в самом деле больше похож на британский. С другой стороны, наш объект отмечен на нижеприведённой карте османских железных дорог. Британской станции предшествовала турецкая ? Анахронизм ? Леший знает...
(
wiki)
Ещё севернее - железнодорожный мост через Нахаль Овед (ака Вади Абед):
И мемориал египетским рабочим, строившим линию для британцев:
Теперь на запад; там есть ещё один мост через Нахаль Овед, по которому проходит шоссе номер 4. Мост, согласно amudanan, британский. Видимо, это его наши в 48-м
пытались взорвать, но не вышло.
Фотографии: в
picasa web albums ГугльМэп местности.
Ссылки:
Corpus Inscriptionum Arabicarum Palaestinae (CIAP) Volume Two: B-C By Moshe SharonThe Railways of Palestine and Israel By Paul Cotterell