Афула.

Jul 20, 2015 15:36




От древних поселений на месте нынешней Афулы остался холм по имени, естественно, Тель Афула, и практически никаких упоминаний в источниках. Что-то похожее - не то Апр, не то Апл - фигурирует в списке Тутмоса III, причём вроде даже в двух экземплярах. Некоторые предлагают идентифицировать Афулу с библейской Офрой Авиэзеровой из надела колена Менаше. Сам же топоним иные возводят к слову "офель", означавшему нечто укреплённое.

В 1926 и 1931 Сукеник проводил на холме пробные раскопки; в 1951-2 И. Бен-Дор и М. Дотан копнули ещё раз в южной части и насчитали там десять культурных слоёв. Самое раннее из обнаруженных поселений датируется концом медного или началом бронзового века. При гиксосах здесь был, по словам Негева, "city of some importance". В середине 11 века до нашей эры античная Афула - как бы она тогда не называлась - была разрушена, и дальше имеем только всякую мелочь. Каменюки на заглавной картинке - крепость двенадцатого-тринадцатого веков; объект представлял собой квадрат с стороной девятнадцать метров, при строительстве широко использовались римские саркофаги. Источники про крепость опять же молчат. В начале четырнадцатого века некий Афэль отметился у Марино Сануто Старшего. На рубеже восемнадцатого и девятнадцатого название Afouleh появляется на карте Жакотена. Ряд европейских авторов девятнадцатого века находят здесь крошечную деревню, порой и вовсе заброшенную. Некоторые из них (Робинсон, Томсон, Кондер) упоминают заодно расположенную по соседству, пребывавшую примерно в том же состоянии и даже почти идентично поименованную аль-Фулу; на месте последней теперь расположен кибуц Мерхавия; но тот объект - тема для отдельного поста.

В 1903-5 через Изреэльскую долину проложили железнодорожную ветку, соединявшую Хайфу с Хиджазской дорогой; и по какой-то причине одна из первоначальных станций располагалось в этой, казалось бы, безнадёжной дыре; от Хайфы её отделяли 36.4 км. В 1912-14 отсюда ответвилась железная дорога на Шхем, а ту в ходе первой мировой соединили с Тулкаремом на линии Лод - Хадера. Возможно в результате развития железнодорожной сети деревня несколько подросла, и в 1922-м британцы насчитали в ней 563 жителя - 471 мусульманин, 62 христианина, 28 иудеев и даже 2 бахая (хм, может имелась в виду не только деревня, но и другие мелкие поселения вокруг ?).

Между тем сионисты не дремали. Уже в 1910 они начали приобретать окрестные земли у бейрутской семьи Сурсук, а к 1925 завершили процесс. С 1925-го и принято отсчтитывать историю современной Афулы; с 1972-го она считается городом; по данным 2013-го года население достигло 42 тысяч. Что до железной дороги и конкретно станции в Афуле, вот ещё несколько кусочков информации:
- 14 ноября 1942-го на станцию прибыл поезд из Вены с группой из 69 евреев и 45 британцев, освобождённых немцами в обмен на группу темплеров. Пишут, что от этих людей были получены первые личные свидетельства о массовом уничтожении еврев.
- 1 ноября 1945-го станция была повреждена в ходе антибританской диверсии, известной как "ночь поездов".
- После 1948-го регулярного движения по "дороге долины" не было, да и нерегулярное (разумеется, уже в отрыве от Хиджазской дороги) заглохло в 1951-м.
- В последние годы дорогу восстанавливают и обещают завершить процесс в 2017-м; не все уверены, что овчинка стоит выделки - четыре миллиарда денег, однако...

Улица Баркан:




Вид с означенной улицы на юго-западный угол крепости на Тель Афула:







Осторожно, раскопки:







Каменюки и саркофаги:




Изнанка южной стены:




Северо-западный угол:







Восток:




Юго-восток:










Юг:







Внутри тоже раскопки:







Железнодорожная станция:




Здание первое (склад); табличка гласит "Общество помощи солдатам афульское отделение":




Здание второе (офисы и жильё начальника станции):







Теперь здесь обитает муниципальный отдел приёма репатриантов и ещё что-то:




Водонапорная башня:







Туалет:




Себе на заметку - метрах в трёхстах к востоку от станции должны быть два бывших дома железнодорожников, теперь вроде просто жилые дома...

А так это было:






(1900-20, коллекция Мэтсона)

1950-е:




Бетонная фигня по соседству со станцией. Знакомый стиль ?




Да-да, полицейский форт времён британского мандата (станция второго класса, построена Солель Боне на втором этапе программы PBP), и всё ещё в строю:




Он же на фотографии, опубликованной в 1950-м; на заднем плане виднеется железная дорога:



(wiki)

1956:




Парк к западу от станции:




С памятником жертвам террора:




И ярко-жёлтой инсталляцией, очевидно посвящённой железной дороге:




Если пройти по маршруту железки чуть дальше на запад, можно обнаружить ещё одну инсталляцию:










Опять знакомый стиль ? Да, без Тумаркина здесь действительно не обошлось:




Дорога уходила туда, вдоль улицы Давид Каниэль:




И в завершение поста - памятник жителям города, погибшим в войну за независимость:




Фотографии: в wikimedia commons (1,2)

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Archaeological Encyclopedia Of The Holy Land By Avraham Negev
Secular Buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
Travels in Palestine by Buckingham, James Silk
Biblical researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea : a journal of travels in the year 1838 by Robinson, Edward; Smith, Eli
The Land and the Book by Thomson, William M
The survey of western Palestine by Conder, C. R et al

крепости, фотоотчёты, мемориалы, железные дороги

Previous post Next post
Up