После
Бейт Шеана железная дорога (Изреельской) долины поворачивала на север, к Кинерету. Там, на окраине прибрежной деревни
Самах, находилась
одноимённая станция, одна из первоначальных станций линии (87 км от
Хайфы). На рассвете 25 сентября 1918-го австралийские кавалеристы из
4-й лёгкой бригады выбили с объекта османский арьергард, а заодно пофотографировали немного. В 1921-м наконец-то была проложена дорога, связавшая Самах с
Тверией; до того горожанам, желавшим воспользоваться услугами железной дороги, приходилось сперва добираться до последней водным транспортом. При британском мандате в Палестине и французском в Сирии граница между указанными территориями прошла к востоку от Самаха (следующая станция эль-Хама всё ещё была британской). Разделение железнодорожного труда выглядело так: когда двигавшийся в восточном направлении поезд добирался до Самаха, персонал британской Palestine Railways с чувством выполненного долга отцеплял паровоз и передавал вагоны на попечение коллегам из французской Chemin de Fer du Hedjaz с их собственным локомотивом; и, естественно, наоборот. В 1946-м Хагана
взорвала мост через Ярмук к востоку от Самаха и навсегда отделила "дорогу долины" от её сирийского продолжения. В мае 1948-го в окрестностях Самаха имел место сирийско-израильский экшн, который мы
рассмотрим в другой раз; то, что уцелело, было заброшено вместе со всей линией. В 2011-м начались работы по реставрации станции; в данный момент здания станции входят в состав кампуса
колледжа Кинерет.
1918:
(
wiki)
(
AWM)
(AWM via
wiki)
(AWM via
wiki)
Вроде 1920-е:
1931:
(
Matson collection)
Бойцы из бригады Голани в 1948-м:
Заброшенное депо в 1954-м; до наших дней оно не дожило:
Станция легко обнаруживается метрах в трёхстах к востоку от перекрёстка Цемах; путь к ней преграждает забор колледжа:
К счастью, иногда туда пускают:
Здесь был буфет:
Вход охраняет базальтовая зверюга:
Теперь там просто класс:
Британское строение из силикатных кирпичей:
Дом работников станции:
Археологический кабинет имени Адама Зерталя:
Памятник австралийским кавалеристам, работы австралийского же скульптора
Дженнифер Маршалл - солдат-абориген Джек Поллард из
11-го полка лёгкой кавалерии на могиле погибшего товарища.
Справа - кусок рельса с едва заметными (не на фотографии) буквами - не то султан благословляет, не то султана.
На скамейке рядом - табличка с именем
Даниэля Казина, первого погибшего в боях в районе Цемаха, 16 мая 1948-го:
Платформа:
Вагон неизвестного происхождения, кажущийся слишком широким для такой колеи:
Зато второй вагон - правильный; согласно табличке - 15-тонный грузовой, выпущенный в Германии в 1908-1913:
Прочитывается что-то вроде "A G Breslau 1811":
Водонапорная башня:
Внутри:
План станции, 1947:
По внешнюю сторону забора остался круг для разворота паровозов, к востоку от башни. Такие круги строили обычно на конечных станциях; здесь, в середине линии, он использовался для замены паровозов. Я не понял, когда он был построен; вероятно, ещё турками ради возможности использовать в долине Ярмука более мощные локомотивы ? Так или иначе, при мандате он служил для упоминавшейся выше манипуляции с паровозами PR и CFH. Впрочем, после взрыва моста в 1946-м и до 1948-го станция таки была конечной... Вот круг в 1918-м:
(AWM via
wiki)
В 1942-м, с паровозом Borsig 2-8-0:
И теперь:
Рядом - ещё какая-то водонапорная башня и круглый подземный резервуар то ли для газа, то ли для мазута:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
Kinneret.ac.il