Многие археологические сайты наших палестин расположены в удобной близости от какого-нибудь шоссе. Ничего удивительного в этом, пожалуй, нет - иногда последнее следует проверенному веками маршруту, а иногда просто везёт - при нашей плотности дорожной сети глухих углов остаётся не так уж много - но всё же прикольно по дороге из пункта А в пункт Б проезжать мимо, допустим, средневекового замка или хотя бы турецкого постоялого двора. Вот и
Хан аль-Туджар (каравансарай торговцев) вполне мог бы обслуживать пользователей шоссе номер 65 - если бы, конечно, не лежал в руинах сто с лишним лет. А что - реставрировать немного, вписать торговый центр, рядом открыть бензоколонку... ладно, занесло меня что-то...
Объект расположен около кибуца
Бейт Кешет; одно строение (обычно именуемое "хан", каравансарай то есть, 115 на 77 м) к востоку от шоссе, почти напротив ответвления к кибуцу; другое (обычно "крепость", 71 на 61 м) к западу от шоссе и севернее означенного ответвления. В 1985-м локацию археологически разведал Цви Галь из Управления Древностей; в 1988-м Британская Археологическая Школа в Иерусалиме; в 1993-4 Управление древностей проводила работы по раскопке-расчистке под руководством Абдаллы Мукари, в основном в северной части хана. Южную часть археологи интерпретировали как оригинальный мамлюкский каравансарай, а северную как османскую пристройку.
Согласно дамасскому историку 15-16 веков ан-Нуайми (полное имя Абд аль-Кадир бин Мухаммад ан-Нуайми ад-Димашки), хан был построен его земляком, "главой купечества (рас аль-хаваджакия), знатным купцом, шарифом Шамс ад-Дином Абу Абдаллой Мухаммадом бин Али бин Абу Бакром, известному под прозвищем Ибн аль-Мазлак" (1353/4 - 1444).
Его отец был производителем кирпичей (лаббан), обладавший многочисленными покупателями, и державший свою лавку у Мечети Ялбуги. После того как он взростил своего сына, тот отправился в путешествие по морю.
Он рассказывал про себя, что во время своей первой торговой поездки он заработал сто тысяч динаров и восемьсот тысяч дирхемов. Мир раскрылся перед ним, и он начал зарабатывать огромные барыши. Он построил вдоль дороги из Дамаска в Каир большие каравансараи в Кунейтре,
Джиср Йакуб,
аль-Минья и Айюн ат-Туджар, выделив на их строительство более ста тысяч динаров. Все эти каравансараи были снабжены водой и отличались своей красотой. Никто из царей и халифов не мог сравниться с ним в деяниях подобных этому.
Он (т.е. Шамс ад-Дин) совершил множество благодеяний для дорог Хиджаза. Для жителей двух Благородных Харамов (т.е. Мекки и Медины) он выделил многочисленнные и богатые благотворительные фонды-вакфы. При Гробнице пророка Мухаммада в Медине (аль-Худжра ан-Набавия) он учредил (т.е. оплатил) ежегодное чтение молитв за мир (мусульман), и возжигание свечей и маслянных светильников.
Он, да помилует его Аллах, был одним из величайших людей своего времени: Он был наделен красноречием, отвагой и дерзновением. Ему случалось вступать в споры и судебные разбирательства с власть имущими. Его имя было знаменито во всех царствах. Он состоял в переписке с властелинами всех областей, и те исполняли его просьбы, а он - наделял их подарками. И его слово имело среди них вес. Так же и бедуины, оберегали и охраняли его караваны. Он был скрупулезным и весьма тщательным во взымании долгов. Как рассказывал аль-Асади, он любил (этот) мир, утопая в морях (его удовольствий), и не упуская не одну из его радостей.
Сказал Асади: (Построенные им) каравансараи он снабдил всем необходимым. За пределами Дамаска ему принадлежали земли вакфа и деревни.
За два года до его смерти, зрение его начало ослабевать, так что в итоге он почти что ослеп, уже мало что видя. (После этого) он начал вести скромный образ жизни, избегая роскоши.
(
перевод Михаила Чернина)
К концу 16-го века мамлюкский каравансарай, вероятно, то ли вовсе не функционировал, то ли переживал не лучшие времена. Посему имеем два релевантных османских фирмана, датированных 1581-м. Один отвечает на жалобы кади Дамаска, Цфата и Акко и Хасана, бека цфатского санджака, что мол в месте под названием Уюн аль-Туджар возле
горы Тур (Тавор) бродят беспредельщики-бедуины, кошмарят торговцев и пилигримов, грабят, убивают и так далее; надо бы построить там каравансарай с четырьмя башнями и назначить гарнизон по 10 солдат на башню. Наверху постановили - просьбу удовлетворить, выделить соответствующие средства. Другой документ сообщает, что великий визирь
Синан-паша за свой счёт построил в Уюн аль-Туджар и Сасе какие-то здания, по соседству с профинансированными государством. Ещё один документ, за 1582-й, постановляет проводить в тех же местах ярмарки... Возможно, таким образом, что "крепость" - государственная, а "хан" (где потом отмечали мечеть Синана, см чуть ниже) - визарский. Надо заметить, что Галь на основании архитектуры предположительно отнёс крепость аж к эпохе Омейядов, т.е. 7-8 века; Цитрин-Сильверман и Петерсен нашли его аргументы неубедительными.
(Синан-паша,
wiki)
Anyway, спустя пару десятков лет Аквиланте Рочетта (1599) и Уильям Биддульф (1600) обнаруживают здесь два каравансарая. В 1649-м тут побывал османский путешественник
Эвлия Челеби. Восточное здание (т.е. "хан") он описывает так:
Эта цитадель была построена Синаном-пашой, завоевателем Йемена, в год {не указан}, чтобы обеспечить безопасность на больших дорогах между Дамаском, Иерусалимом и Каиром. Это идеальная квадратная крепость, построенная из камня посреди большого зелёного луга. Её периметр шестьсот шагов. Гарнизон состоит из смотрителя и 150 человек. У неё двойные железные ворота, обращённые на север. Внутри от 40 до 50 комнат для гарнизона. Это место размещения полиции на границе территории Цфата и границе нахии. Здесь заканчивается территория Цфата и начинается территория Наблуса. Гарнизон собирает пошлину с путешественников, паломников и торговцев... Как правило, они берут с торговцев 6 акче за поклажу. Они охраняют эти дороги. Внутри находится мечеть Синана-паши, искусно построенная, со свинцовой крышей, полная света. Её окна украшены синей стеклянной эмалью и горным хрусталём. Размер каждой стены 80 футов. У святилища три изящных высоких минарета - слава создателю, как если бы они были три кокетливых муэдзина {кхм ?} - и семь куполов. Путникам щедро выделяют буханку хлеба и сальную свечу на человека и сумку овса для лошади, бесплатно. По каждую сторону крепости есть каравансарай с восьмью лавками. Снаружи строений нет, кроме заброшенной общественной бани. Прозрачные источники перед входом в крепость называются Айн ат-Туджар. Рядом с ним крыльцо со скамейками и несколько домов без крыш, в тени которых отдыхают путники.
Западное к тому времени уже заброшено:
В двухстах шагах к западу от этой крепости есть другая, древняя, [хорошо сохранившаяся] как если бы её только что оставила рука архитектора. В ней нет других строений. Её ворота расположены на восточной, приподнятой стороне. Её периметр шестьсот шагов. У неё восемь смотровых башен, но она необитаема. Когда наступает зима, гарнизон {восточной} крепости там держит там овец и коз.
Итальянца
Джованни Марити (1760-е) объект приводит в восторг вплоть до некоторой потери адекватности:
Двигаясь из
Тверии на запад, вы прибываете в Эль-Нет-Тесджиар, или Место Торговцев. Я был потрясён элегантностью и великолепием его стен. Инкрустированные красивейшим мрамором {кхм ?} с большим вкусом, они издали оповещают о волшебном дворце, особенно когда освещены солнцем. Будучи угнетён меланхолией после Тверии, я обнаружил, что мои чувства пробудились... Я не был обманут в своих ожиданиях. В Эль-Нет-Тесджиар оживлённая торовля. Каждый понедельник здесь устраивают ярмарку, с торговцами из разных стран. Там много ткани, скота и провизиии различных видов; в этом отношении не хуже богатейших рынков Европы. Это место встречи караванов, направляющихся в Великий Каир; и паша Дамаска останавливается здесь со всем двором во время ежегодной поездки в Иерусалим.
Европейские визитёры девятнадцатого века обнаруживают каравансарай уже обветшавшим и лишь частично функциональным. Буркхардт (1812) отмечает большое разрушенное здание, где живут несколько семей, и на противоположной стороне дороги полуразрушенный форт. Бэкингем (около 1816) называет объект Сук эль-Хан (т.е. рынок при каравансарае); вслед за Марити пишет про ярмарки по понедельникам, привлекающие толпы покупателей; но остальное время, мол, место совершенно заброшено. Из двух зданий квадратный "сарацинский форт" в хорошем состоянии, а больший по размеру караванарай разрушен сильнее. Над входом в последний арабская надпись; внутри маленькие лавочки, комнаты, "хороший колодец" в центре итп. Более-менее в том же духе высказываются Робинсон (1838), Герен (1863) и Кондер (около 1881), только у последнего ярмарочный день переместился на четверг. Согласно табличке у ворот, объект функционировал до 1902 года; надо полагать, тогда прекратились ярмарки ?
Ярмарка в Хан аль-Туджар глазами Уильяма Генри Бартлетта (прим. 1850):
(
wiki)
Схема из отчёта Кондера и его коллег по PEF; расположение и внешние контуры зданий более-менее соответствуют, но в интерьере хана британские учёные не разобрались:
Уточнённый план хана; снизу старая (изначально мамлюкская) часть комплекса, сверху османская; 1 - старые ворота, 6 - северо-восточная башня, 7 - северо-западная башня, 8-10 - новые ворота, 13 - восточное крыло, 14 - западное крыло, 16 - колодец, 17 - мечеть.
(Мукари и Галь via Цитрин-Сильверман)
Северо-западная башня:
Попытка отойти чуть подальше и сфотографировать всю северную стену; результат так себе:
Зато нашлись ещё каменюки; насколько я понимаю, здесь был изображённый Кондером источник:
Ворота:
Внутри примерно так:
Западное крыло:
Где-то в северо-восточном углу строения:
Очевидно, ворота старой части хана:
Что там дальше - без бутылки не понять:
Общий вид руин примерно с юга на север:
Теперь обратно, вдоль восточной стены:
Дверной проём, которого здесь по плану вроде быть не должно:
И ещё какие-то помещения:
Вид на крепость:
Юго-восточная башня крепости снаружи и изнутри:
Южная стена:
Восточная стена; где-то там были ворота:
Обхожу вокруг; вот северо-восток:
Северная стена:
Башня в середине северной стены:
Западная стена:
Лучше всего сохранилась облицовка юго-западной башни:
Заглавный снимок сделан с воздуха, примерно с юго-восточного направления, несколько лет спустя. Вот ещё несколько аэрофотоснимков; хан с севера:
Теперь совсем сверху (север слева):
Здесь была мечеть (север сверху):
Крепость (север справа):
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Road Inns (Khans) in Bilad al-Sham By Katia Cytryn-Silverman
Ottoman documents on Palestine 1552-1615 By Uriel Heyd
A gazetteer of buildings in Muslim Palestine By Andrew PetersenTravels Through Cyprus, Syria, and Palestine; with a General History of the Levant By Giovanni MaritiTravels in Palestine Through the Countries of Bashan and Gilead, East of the River Jordan By James Silk BuckinghamBiblical researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea: a journal of travels in the year 1838 by Edward Robinson Eli SmithThe survey of western Palestine (1881) Отчёт ЖЖ-юзера
indy424