Маале Адумим - Монастырь Мартирия.

Feb 06, 2015 00:45



(После монастыря Евфимия nehag-sus повёз нас на соседний объект)

Как мы помним из предыдущего поста, в 457-м году два отшельника пришли из Египта в лавру Евфимия:

два достопамятные отшельника, выйдя из горы Нитрийской, прибыли в Палестину и пришли к чудотворцу Евфимию, влекомые разошедшеюся всюду славой о нем. Они остались у нет каждый в отдельной келии: один был Каппадокиец родом, но имени Мартирий, другой же назывался Илия и происходил из Аравии. Весьма полюбив их обоих, просвещенный умом Евфимий часто призывал их на беседу, провидя прозорливым оком, что каждый из них в свое время будет преемником престола святого Апостола Иакова. Их он брал с собою в четырнадцатый день Января месяца в пустыню Кутила и Рува, и они пребывали с ним там до праздника ваий, имея с собою и славного Герасима и остальных отшельников, которые, приходя по воскресеньям, приобщались пречистых тайн из рук великого Евфимия. Так как лаврские келии были весьма тесны и неудобны - так распорядился им быть великий Евфимий - то по прошествии некоторого времени Илия ушел в Иерихон и выстроил себе келлию вне города, где созданы ныне его славные и знаменитые монастыри, а Мартирий, найдя пещеру к западу от Лавры, приблизительно в пятнадцати стадиях, безмолвствовал в ней, и там, с Богом, построил преславный монастырь.
(Житие св Евфимия, 48)

В 474-м Мартирий перешёл на другую работу - священиком в Церкви Гроба Господня; а ещё четыре года спустя дослужился до иерусалимского патриарха и оставался на этом посту до своей смерти в 486-м (Илия, кстати, занимал ту же должность в 494-516). Монастырь между тем рос и развивался под руководством некоего Павла и, видимо, не без содействия патриарха. Следующий пик строительной активности имел место лет сто спустя, при настоятеле Генесии. После землетрясения, персидского (614) и арабского (638) завоеваний монастырь был заброшен. В восьмом веке в западной части бывшего монастыря существовала ферма.

В 1874-м объект, известный тогда как Хирбат Муресас, посетили Кондер и Китченер из PEF; описание (доступное по ссылке в конце поста) говорит о разрушенном монастыре с церковью и водными резервуарами. Раскопки проводились в 1980-е Ицхаком Магеном. Сейчас объект большую часть времени заперт на замок и, насколько я понимаю, открывается только для групп по предварительному согласованию.

Монастырь Мартирия был вторым по размеру из общежительных монастырей (киновий) Иудйской пустыни после монастыря Феодосия. Он представлял собой прямоугольник размером 78 метров (запад-восток) на 67 (итого 5200 кв.м.), окружённый стеной толщиной 0.7 м. К северо-восточному углу в 6-м веке пристроили дополнительное здание (38 на 25 м, итого 950 кв.м.), по всей видимости служившее гостиницей для паломников. Изначально в восточной стене было два входа, и ещё калитка в южной стене; но в седьмом веке - видимо, из-за разбойных нападений - юго-восточный вход замуровали, а северо-восточный борудовали "бронедверью" в виде каменного диска диаметром 2.5 м. На схеме ниже не показана и южная калитка; может, её тоже заблокировали ? Помещение рядом с северо-восточным входом, вероятно, служило рабочим местом привратника.

Центральную часть комплекса занимал двор (площадью 1300 кв.м.). Монастырская церковь находилась в восточной части, между двумя входами, что обеспечивало удобный доступ и для монахов, и для паломников; она состояла из единственного длинного и узкого нефа (25.9 на 6.6 м). Возле северо-западного угла церкви был похоронен вышеупомянутый настоятель Павел. Северо-восточный и юго-восточный углы занимали разные хозяйственные строения, над которыми, вероятно, располагались жилые помещения ака кельи (во всяком случае, где-то на сверо-западе есть остатки лестницы). На юго-западе находился ещё один жилой под-комплекс; а на северо-западе - столовая (26.5 на 12 м) и кухня (21 на 6 м). На западе оказались бани - крайне редкий, если не уникальная для монастырей Иудейской пустыни фича; возможно, они входили в состав больницы или VIP-гостиницы. Наконец, монастырь располагал четырьмя садами: один в юго-восточной части комплекса и ещё три снаружи - к северо-востоку, востоку и югу. Все сады были оборудованы резервуарами и античным аналогом капельной системы орошения в виде каменных желобов с прорезями (тоже уникальная особенность для монастырей Иудейской пустыни). Население монастыря Маген оценил в 100-120 человек, Хиршфельд в 150-200.



(Мэрфи-О'Коннор)



(Хиршфельд)

Вдоль восточной стены:



Северный вход:



С "бронедверью":



Дальше:





Конюшни в северо-восточном углу:









Туалет:



А здесь явно кто-то жил:



Дальше на юг. В этом помещении был похоронен настоятель Павел (и, согласно Мэрфи-О'Коннору, ещё девять человек, по всей вероятности его преемники):



Надгробие Павла в музее доброго самаритянина:



Атрий церкви:





Собственно церковь; под ней были обнаружены остатки более ранней церкви.







Примыкающая к церкви с юга часовня и другие помещения:







Ещё южнее был второй вход, который впоследствии замуровали:



Так называемая "часовня трёх священников"...



...поскольку надпись на мозаике гласит "Господь, помни в своём царстве о священниках Эльпидии, Иоанне и Георгии, и всей их общине во Христе":



Строения в юго-восточном углу монастыря:



Складское помещение:



Водопровод в центральном дворе. Монастырь имел шесть резервуаров для сбора дождевой воды; их общий объём оценивается в совершенно потрясающие 20000-30000 кубометров. Резервуары недоступны простому праздношатающемуся но, пишет Рамон, есть планы оборудовать их для проведения концертов. Или были.





Западная часть монастыря; где-то там должна быть баня, но на переднем плане, видимо, ферма восьмого века:



Северо-запад - кухня и столовая, общим размером 31 на 25 метров:









Надпись на полу столовой гласит: "В дни нашего благочестивого отца Генесия, священника и архимандрита, была сделана эта работа во спасение его и его общины во Христе. Она была закончена в четвёртый день марта первого индикта." Иными словами, столовая была закончена в первый год пятнадцатилетнего цикла; по Рамону речь идёт о 568-м, Мэрфи-О'Коннор колеблется между 568-м и 583-м.







Помещения к востоку от столовой. Где-то там должна быть пещера с несколькими захоронениями и надписью, упоминающей уже знакомые нам имена - Эльпидий, Иоанн и Георгий. Возможно это та самая пещера, в которой жил Мартирий до постройки монастыря. Так или иначе, в кадр она не попала.





Гостиничная пристройка:





Конюшня:



Часовня:



Мозаики:





Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
יזהר הירשפלד - המדבר של העיר הקדושה
The Holy Land: An Oxford Archaeological Guide from Earliest Times to 1700 By Jerome Murphy-O'Connor
Christian Tourist Routes Around the Holy City By Amnon Ramon (PDF)
The survey of western Palestine By C.R. Conder, and H.H. Kitchener
Biblewalks

церкви и монастыри, фотоотчёты, мозаики

Previous post Next post
Up