Петрозаводск не заводской.

Jul 31, 2020 12:42

Итак, старинных зданий в Петрозаводске осталось не так много, как хотелось бы, наверное, туристам: несколько соборов, ансамбль Круглой площади (современное название - площадь Ленина) и немножечко жилых домов. Но зато пережил множество всяких катаклизмов памятник Петру I, сменив только с годами место дислокации: изначально он был "прописан" на Круглой площади, вдохновляя своим видом заседающих в Дворянском собрании, но после революции волевым решением большевиков изгнан оттуда, уступив место в центре площади дедушке Ленину.



Поэт К. К. Случевский, побывавший в Петрозаводске в июне 1884 года в свите великого князя Владимира Александровича, описал его так: «Памятник не дурён; облик императора гораздо внушительнее того, который поставлен в Петергофе у Монплезира».

Идея создания этого памятника появилась накануне двусотлетия императора, при жизни часто бывавшего в этих краях. Ещё в 1881 году губернатор Олонецкий Г.Г.Григорьев получил на это высочайшее дозволение, но к юбилею царя-реформатора не управились: 30 мая 1872 года произошла лишь закладка памятника, отмеченная тридцатью одним пушечным выстрелом. Торжественное открытие памятника состоялось 29 июня 1873 года, в Петров день - главный городской праздник дореволюционного Петрозаводска. Автором модели, по которой на заводе А.Морана в Санкт-Петербурге был скульптор, академик И.Н.Шредер. Двухметровый памятник венчает пьедестал, изготовленный в Петербурге резчиком А.А. Бариновым по проекту академика И.А. Монигетти. На пьедестале и в наши дни мы можем видеть надпись: «Императору / Петру Великому / основателю Петрозаводска / 1703 / 1672-1872».

Осенью 1918 года памятник был сброшен с пьедестала, и долгое время валялся в Губернаторском саду. Оттуда его передали в запасники краеведческого музея (с 1929 до 1993 года находившегося здании собора Св. князя Александра Невского), а в 1940 году установили перед ним. Там царь Пётр и простоял аж до 1978 года - времени переезда в сквер, созданный по проекту архитектора В.В.Бугашева, на набережной Онежского озера, у Водного вокзала. Бронзовую фигуру царя перенесли на новое место вместе со старым постаментом. При этом были восстановлены утраченные ранее шпага и текст на постаменте.





Здесь он до сих пор встречает туристов, а курсанты Петрозаводского речного училища в день вручения дипломов наряжают трехметровую царскую фигуру в специально сшитую матросскую тельняшку.



Памятник Ленину, занявший место памятника царю-основателю, тоже достаточно интересен, и не зря его не уничтожили на волне избавления от советского прошлого. Начать с того, что это - один из самых монументальных памятников Владимиру Ильичу: высота фигуры - 6,5 метров, общая высота с гранитной трибуной, с которой революционный вождь будто бы произносит пламенную речь, - 11 метров. Каменные блоки, из которых сложен памятник, доставлены были из Пудожского района с острова Большой Голец. На острове, кстати сказать, было спецпоселение для раскулаченных семей, они и добывали эти гранитные глыбы - столь большие, что пришлось даже построить специальное судно для перевозки их в Петрозаводск. Лагерь - не лагерь, но всё же жизнь там была немногим лучше, чем на тех же Соловках: несмотря на кажущееся благополучие (баня, прачечная, пекарня и так далее), реальные условия жизни спецпоселенцев были тяжелыми. Раскулаченные должны были трудиться на выработках государственного треста «Карелгранита», заготавливая монолиты для памятника Ленину, но, при этом, не были обеспечены даже рабочей спецодеждой - отмечалось много случаев, когда переселенцы полученные рукавицы, за неимением обуви, надевали на ноги. Работа производилась без расценок и норм выработки, хотя труд спецпереселенцев должен был оплачиваться наравне с вольнонаемными рабочими. По несколько месяцев рабочим задерживали зарплату. Общественное питание было налажено плохо, обеды готовились недоброкачественные, но и те рабочие были вынуждены приобретать по одной порции на двоих за неимением денег. Несогласованное увеличение числа переселяемых привело к нехватке жилья. Сушить одежду приходилось тут же, в помещениях, предназначенных для сна, на веревках, натянутых между нарами. По подсчетам О.А. Никитиной, из-за скученности, сквозняков, отсутствия нормального питания и одежды, в течение года умер каждый девятый выселенный. (О.А. Никитина. Спецпоселения в Карелии (1931 - 1932 гг.) // Новое в изучении истории Карелии. Петрозаводск, Карельский научный центр РАН, 1994. С. 131). Вся ответственность за плохую подготовку к приему выселяемых кулаков была возложена карельскими властями на трест «Карелгранит».



Автором самого изображения вождя мирового пролетариата назначили тов. Матвея Манизера - из бывших старорежимных скульпторов, но делом доказавшего верность новому строю. Уверена, что многие знакомы с нетленным творчеством этого скульптора: скульптуры пограничника с собакой, колхозницы с курицей, рабочего с шестеренкой, которые и сейчас можно увидеть в московском метро. За эти и прочие творения бывший царский, а ныне пролетарский ваятель был трижды удостоен Сталинской премии. Тов. Манизер лично руководил монтажом величественного памятника, и 7 ноября 1933 года, в шестнадцатую годовщину Великой Октябрьской Социалистической Революции, памятник был торжественно открыт. Позднее в республиканской газете «Красная Карелия» была размещена заметка о том, какими запомнились октябрьские торжества их участникам, и главном событии того дня - открытии памятника вождю. «Одинадцатиметровая, высеченная из карельского гранита, фигура прекрасно передает всю силу, всю мощь и гениальность учителя… В этой простоте, в этом порывистом наклоне вперед, как нельзя лучше запечатлен образ Владимира Ильича, говорящего перед многотысячной толпой… обращенного в сторону Онежского завода».



Но не только своими внушительными размерами отличается петрозаводский Ленин от других: видимо, в стремлении придать местный колорит, скульптор изобразил Владимира Ильича не в привычном пиджаке с кепкой в руках, а в тёплом пальто и с меховой ушанкой. И правильно: климат тут суров, не мёрзнуть же! Кстати, второго Ленина в ушанке мы видели в Олонце, но он много "моложе".





Олонецкий дедушка, созданный в 1977 году скульптором Л.Ф.Ланкинен

Во время финской оккупации памятник был демонтирован, а на его место установили пушку - то ли времени не хватило на что-то более монументальное, то ли фантазии, но смотрелась она там, что муха на арбузе. И простояла пушечка до полного освобождения города: в декабре 1945 года дедушку Ленина вернули из ссылки. Правда, говорят, что за время изгнания голову Вождя сильно испортили, пришлось оперативно новую ваять, но это не точно. По другой городской легенде, не испортили, а потеряли, а когда уже была готова новая - нашли, так что теперь в Петрозаводске есть Ильич с двумя головами. Это всего лишь легенды, говорят особо посвящённые, но как же без них-то?







Пост-социализм в Петрозаводске, как и в других городах, очень скорректировал туристические пути. Разве можно себе представить, что году так в пятидесятом века прошлого "организованную группу" провезли бы мимо памятника Ленину - любоваться Онегой и Онежской набережной? Да любой экскурсовод, замеченный за таким проступком, получил бы много неприятностей... А впрочем, кроме водных просторов тогда особо и любоваться-то нечем было - пара скамеек и деревья. Да, ещё летом - цветочный спуск от Пушкинской улицы... И всё. Сейчас же всё поменялось, и в первую очередь гости города стремятся именно туда, на набережную озера Онего... Вскоре туда отправимся и мы.

Больше фото здесь

Начало путешествия здесь

Продолжаем путешествие: Доможирово
Александро-Свирский монастырь , Олонец, Олонецкий музей карелов-ливвиков , Киндасово , Петрозаводск. Немного истории , Онежская набережная , Кижи

Карелия, Петрозаводск, памятник, путешествия, экскурсия, отпуск, фото, путевые заметки

Previous post Next post
Up