Петрозаводск. Немного истории

Jul 30, 2020 16:56

Есть такие города, которые я вижу только проездом... Причём когда путешествуешь на своей машине, проще: можно заехать во всякие интересные места, задержаться не на 10-15 минут, а как захочется. Но своей машины нет уже давно, потому приходится подчиняться общему графику. Дважды через Петрозаводск нас провозили транзитом, да и то ночью - мало что увидишь из окошка. В этот раз времени было несколько больше: именно сюда нас привезли на ночёвку. Однако увидеть что-либо, кроме отеля и Онежской набережной снова не удалось: приехали уже после шести вечера, музеи, разумеется, закрыты. Можно было бы просто побродить по городу, но мы уже настолько вымокли, что хотелось только в душ и под одеялко. Не самая, конечно, удачная погода для путешествий - дождь... Но всё же хотя бы немного, хотя бы что-то мы посмотрели. Итак, поехали...



Петрозаводск - далеко не самый древний город в Карелии. Нет о нём упоминаний ни в новгородских, ни в шведских летописях - и не мудрено: до начала XVIII века край этот, конечно же, пустынным не был, и нога человека тут регулярно ступала, зачастую оставаясь надолго вместе со всем человеческим телом и скарбом, но это были не крупные и не значимые поселения. И, вероятно, так и продолжалось бы, но Северная война скорректировала многое. Для проведения успешных кампаний войску Российскому необходимы были пушки, ружья и холодное оружие. А для их масштабного производства требовался железодельный и оружейный завод. Пётр I, со свойственным ему энтузиазмом, посылает поисковые группы в Заонежье, и вскоре на берегах реки Лососинки они находят залежи столь необходимого железа... Почему именно в Заонежье? Ну так не новое дело для того края: Пер­вое ме­тал­лур­гическое пред­при­ятие - Фой­мо­губ­ский ме­де­пла­виль­ный за­вод (1670-75) ос­но­ван нов­го­род­ским куп­цом С. Гав­ри­ло­вым в За­оне­жье, на бе­ре­гу Пут­ко­зе­ра. Другие ча­ст­ные за­во­ды по­строе­ны вы­ход­цем из Гам­бур­га А.И.Бу­те­нан­том фон Ро­зен­бу­шем: Спи­ров­ский в Фой­мо­гу­бе (1680, вско­ре за­крыт), Усть-Рец­кий (1681), Фой­мо­губ­ский (1685), Ли­жем­ский и Кед­ро­зер­ский (1696) же­лезо­де­ла­тель­ные за­во­ды. Место царя-императора вполне устраивает: Карелия много ближе Урала, откуда доселе возили железо - ведь своего железа в черноземье, которым так богата Россия, нет. И вот уже в 1703 году лично графом А. Д. Меншиковым (получившим, кстати, титул генерал-губернатора Карелии) заложен первый камень в основание будущего завода, названного по имени погоста, на территории которого развернулось строительство, Шуйский оружейный. Общее руководство строительством завода осуществлял видный специалист вице-комендант и начальник заводов горного округа Алексей Степанович Чоглоков, получивший должность начальника Канцелярии Олонецких казённых заводов. Землекопами и плотниками на строительстве завода работали крестьяне из карельских, архангельских и вологодских сёл. В целом, на строительстве работало 102 плотника, 15 кузнецов, 166 подводчиков с лошадьми и 900 пеших работников. По указу государственной Адмиралтейской коллегии мастеровые и работные люди на завод были набраны практически со всей России, а так же приглашены специалисты из Западной Европы и Шведской Финляндии. Первые домны были пущены уже в декабре 1703 года, а к литью пушек приступили в январе 1704. Доменным производством и литьём руководили мастера Ян Персон и Мокей Емельянов. В августе 1704 года на Олонецкую верфь были отправлены 708 пушек и 15 000 ядер к ним.
В 1704 году под руководством Ивана Шалина на заводе завершили строительство пушечной вертельни для обточки и сверления пушечных стволов, молотовой кузницы. К весне 1704 года чугун выдавали уже четыре домны, была построена оружейная фабрика. В сентябре 1704 года была построена пристань для отгрузки пушек с ядрами на Олонецкую верфь. К 1706 году завод получил имя царя Петра I, по решению которого появился завод: сначала предприятие именовалось Новопетровский железный завод, а затем - Олонецкий Петровский железоделательный и пушечный завод.



Возле завода, как это обычно и происходит, вырос посёлок. Поначалу называли его Петровская слобода, а к 1777 году он вырос настолько, что получил статус города и новое имя: Петрозаводск. Кстати, как и у своего сверстника - Санкт-Петербурга - имя это не оказалось единственным на всю жизнь: оккупировавшие его в 1941 году финские войска переименовали город в Яанислинна (фин. Äänislinna), или Онегаборг (швед. Onegaborg) (фин., швед.: «замок на Онежском озере»), Название "Петрозаводск" городу вернули после освобождения советскими войсками в 1944 году.



Таким был первый герб Петрозаводска. В те времена город был частью Новгородского наместничества, поэтому в верхней части - новгородская символика. Источник: biblioclub.ru

Петровский завод прекратил своё существование вскоре после окончания Северной войны. "«По оставленiи Геннинымъ управленiя Петровскими заводами, они стали приходить въ упадокъ и, по указу Правительствующаго Сената, отъ 13 апрѣля 1734 г., дѣйствiе ихъ было остановлено, выплавка чугуна и приготовленiе изъ него пушекъ было перенесено на Кончезерскiй заводъ, а опытные рабочiе переведены на устроенный въ Сестрорѣцкѣ оружейный завод». («Краткий исторический очерк горнозаводского дела в Олонецкой губернии…», Олонецкие губернские ведомости №50 за 28 июня 1874 года). Но уже в 1765 году два предприимчивых француза Пьер Баралль и Дени Шанони получили от Екатерины II разрешение на устройство завода «для дѣланiя бѣлаго желѣза, разной жестянной посуды, стальныхъ кирассъ, земледѣльческихъ косъ, серповъ и наперстковъ» и ссуду на обустройство оного в две тысячи рублей без поручительства и процентов. Однако честолюбивым французским мечтам сбыться не удалось: к 1776 году Баралль и Шанони обанкротились. За ними остался долг перед государством более чем в 193 тысячи рублей, а имущество - заводские строения - продали за небольшие деньги. Петровский завод пытались реанимировать и позже, но, видно, не входил он в планы Всевышнего (Мироздания или кто там судьбами распоряжается), и последнее упоминание мы встречаем в 1818 году: «Остаток плотины бывшего Петровского завода… в одно весеннее время случившимся необыкновенным большеводьем снесло до основания и нет уже тут ни следа бывшего завода, ни плотины».

Совсем иная участь ждала его "собрата", тоже расположившегося на богатых железом берегах Лососинки. В 1773 году уральский инженер Аникита Сергеевич Ярцов по указу Екатерины II заложил новый завод - Новопетровский пушечный, который должен был помочь императрице в борьбе за выход к Черному морю. В июне 1774 года завод начал свою работу, получив от государыни название "Александровский" (в честь Св. князя Александра Невского): "А по принесении Всевышнему публичного благодарственного молебствия за здравие ее императорского величества и по учинении пушечной пальбы оного завода две новые доменные печи пополудни в начале первого часа в действие пущены благополучно, почему теперь и считается тот завод действительным". В 1788 году на заводе построили первую в России железную дорогу - «чугунный колесопровод» длиной 160 метров и шириной 0.8 метра. В 1856 году весь личный состав завода получил медали «В память Восточной (Крымской) войны 1853-1856». К началу войны завод увеличил производительность почти в три раза, выработка на одного рабочего была рекордной в России. Пушку 1852 года сегодня можно увидеть на берегу Лососинки у Музыкального театра (ну, так пишут в источниках - я не знаю, лично не проверяла, времени не хватило... а жаль). А вот с 1918 года Александровский завод меняет и профиль и имя: становится Онежским тракторным... В советское время завод в Петрозаводске переименовывали 14 раз. Дореволюционные постройки обросли более современными производственными цехами. Завод пережил все потрясения ХХ века. А вот XXI век оказался роковым: 24 октября 2015 года рухнула последняя труба на уже бывшей площадке Онежского тракторного завода. Теперь на бывших его территориях возводят жилые дома, и лишь три корпуса бывшего Александровского завода, получившие статус исторического памятника (административный, кузнечный и ремонтно-механический) пытаются выжить. Со скидкой на время, конечно: в административном, например, открыли офисный центр.



Общий вид Александровского завода. Фото Сергея Прокудина-Горского. Источник: Фото: Библиотека Конгресса США

С сохранностью исторической застройки городу вообще, похоже, не очень повезло. То, что мы видели, проезжая по его улицам, а так же судя по фотографиям в сети, - это дома постройки середины ХХ - начала XXI века. И даже символом города долгое время был железнодорожный вокзал, построенный в середине 1950-х. Правда, в последние годы всё чаще этот титул приписывают одной из скульптур на Онежской набережной, и, мне кажется, она гораздо более того достойна. Но к ней мы ещё вернёмся...

Больше фото здесь

Начало путешествия здесь

Продолжаем путешествие: Доможирово
Александро-Свирский монастырь , Олонец, Олонецкий музей карелов-ливвиков , Киндасово , Петрозаводск не заводской. , Онежская набережная , Кижи

Карелия, отпуск, Петрозаводск, фото, историческое, путешествия, путевые заметки

Previous post Next post
Up