В 1448 году от Рождества Христова на берегу реки Ояти, притока Свири, в местечке Обонежской пятины - Мандерах (принадлежавшем в ту пору Великому Новгороду) появился на свет мальчик, наречённый в Святом Крещении Амос. У родителей его, крестьян Стефана и Вассы, были уже двое детей, но они выросли и покинули родительский дом. Стефан с супругой своей молились усердно Господу и Матери Его, чтобы дарован им был ещё один сыночек - и, наконец, услышали голос: "Радуйтесь, доброе супружество, вы родите сына, в рождении которого утешение Бог подаст Своим Церквам".
Рождение прп. Александра Свирского. Настенная роспись часовни Сергия и Варвары Островских во Введено-Оятском женском монастыре
Рос
Амос не таким, как сверстники: он был кроток и послушен, а так же склонен к изнурению тела своего бдением и постами. Когда он достиг совершеннолетия, «восхотеша родители его сочетати законному браку, божественный же юноша небрежаше о сем, но присно желаша и помышляша, како бы мира бежати». Однажды, будучи уже совершеннолетним, Амос повстречал монахов, пришедших на Оять из Валаамской обители за покупками для нужд монастыря. Проведя не мало времени в разговорах с ними, отрок уверился в силе своего желания, и вскоре покинул родительский дом для того, чтобы на долгие годы стать послушником Валаамской обители. Постриг он принял в возрасте 26 лет, нарекли же его при этом Александр. Через много лет после исчезновения любимого сына, родители его случайно узнали о славе, которая сопутствует его духовному подвигу. Отец отыскал его в монастыре. Увидев в сыне изможденного подвигами, но возмужавшего и окрепшего духом подвижника, он излился слезами, но тот нашёл слова утешения и ободрил его. Пример сына вдохновил его родителей, и они вскоре также ушли в монастырь и приняли постриг с именами Сергий и Варвара.
В 1485 году, получив благословение, Александр удалился в уединённое место на берегу прекрасного озера, вскоре получившего наименование "Святое". Впоследствии, после семи лет одиночества, на этом месте, у Святого озера, в 36 верстах от будущего города Олонца и в 6 верстах от реки Свири, преподобный Александр основал монастырь Живоначальной Троицы, а в 130 саженях от него, у озера Рощинского, устроил себе "отходную пустынь", на месте которой затем возник Александро-Свирский монастырь.
В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного в заповеданном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный ночью молился в отходной пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и преподобный увидел вшедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой, ярче солнца. Каждый из них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а, придя в себя, поклонился до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: "Уповай, блаженне, и не бойся". Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь восставил его и повелел исполнить указанное. Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: "Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе". И тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим. В истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение известно как единственное. После этого явления преподобный стал думать, где строить церковь. Однажды, во время молитвы к Богу, он услышал голос свыше. Посмотрев в высоту, преподобный увидел Ангела Божия в мантии и куколе, подобно, как видел преподобный Пахомий Великий. Ангел, стоя в воздухе с простертыми крылами и воздетыми руками, произносил: "Един Свят, Един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь". И потом обратился к преподобному: "Александр, на этом месте да созиждется церковь во Имя явльшегося тебе в Трех Лицах Господа, Отца и Сына и Святого Духа, Нераздельной Троицы". И, трижды перекрестив место, Ангел стал невидим.
Став игуменом, Преподобный не растерял праведности и трудолюбия. Не чурался он и тяжёлой работы: дров нарубить, наносить воды, замесить и выпечь хлеба - всё он мог и умел сделать. А под конец своей жизни задумал прп. Александр сложный проект: каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Было заложено основание храма. Однажды вечером, после совершения акафиста Пресвятой Богородице, преподобный сел отдохнуть в келлии и вдруг сказал келейнику Афанасию: "Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение". Послышался голос, подобный грому: "Се Господь грядет и Рождшая Его". Преподобный поспешил в предсение келлии, и его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем ярче солнечных лучей. Посмотрев, преподобный увидел над основанием Покровской церкви седящую на алтарном месте, словно царица на престоле, Пречистую Богородицу. Она держала Младенца-Христа на Своих руках, а множество ангельских чинов, блистающих неизреченной светлостью, предстояло Ей. Преподобный упал, не стерпев великого света. Богородица сказала: "Восстань, избранник Сына и Бога Моего! Ибо вот пришла посетить тебя, возлюбленный Мой, и посмотреть основание Моей церкви. А за то, что молился об учениках и обители твоей, вот отныне всем она будет изобиловать; и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоей, подавая неоскудно все потребное. Смотри же и наблюдай тщательно, сколько иноков сошлось в твою паству, которые тобою должны быть наставлены на путь спасения о Имени Святой Троицы". Преподобный встал и увидел множество иноков. Матерь Божия снова сказала: "Возлюбленный Мой, если кто и один кирпич принесет на построение церкви Моей, во Имя Иисуса Христа, Сына и Бога Моего, не погубит мзды своей". И Она стала невидима.
Земной путь прп. Александра окончился 30 августа 1533 года. Тело его было погребено возле обители. Через много лет, в 1641 году, мощи прп. Александра были обретены нетленными: когда вскрыли усыпальницу, вокруг разлилось благоухание мирро, а само тело было не тронуто гниением и распадом. Святые мощи хранились в монастыре вплоть до 1918 года, когда комиссией большевиков они были вывезены в неизвестном направлении. На территории монастыря располагались тюрьмы, казармы, инвалидные дома, совхоз, психиатрическая больница... Второе обретение святых мощей произошло 30 июля 1998 года. Они оказались в подвалах Военно-Медицинской Академии в Санкт-Петербурге, и с тех пор не покидают более обители.
Больше фото
здесь и
здесь Начало путешествия
здесь Продолжаем путешествие:
Доможирово Олонец ,
Олонецкий музей карелов-ливвиков ,
Деревня Киндасово ,
Петрозаводск. Немного истории ,
Петрозаводск не заводской. ,
Онежская набережная ,
Кижи