Олонецкий музей карелов-ливвиков

Jul 28, 2020 16:19

Вы в курсе, кто такие карелы-ливвики? Вот и я была не в курсе... Оказывается, никакой загадки нет: ливвики (ливвикёй (1ivvikoi), ливгиляйне (1ivgilãine)), - это самоназвание южных карел. Есть ещё людики (лююдиляйне (lyydilãine)) и просто карелы (карьялани (karjalani)), без всяких приставок. Территории примерно поделены так: ливвики населяют приладожье и олонецкий район (исключением является село Михайловское, основная часть жителей которого люддики), люддики - прионежье, а среднюю и северную часть Карелии занимают карелы. Ливвики - карелы южные, шумные и веселые. Живут по большей части в национальном Олонецком районе и Приладожье, говорят на ливвиковском наречии карельского языка. И калитки у них не калитки, а šipainiekat / щипаниекат. Потому что так понятнее.

22 мая 1909 года в деревне Черилица Рыпушкальской волости Олонецкого уезда в крестьянской семье карел-ливвиков Прилукиных родился мальчик Коленька. С детства будучи свидетелем перемен, происходящих в республике с каждой сменой власти, замечая, как при этом исчезают недавние ценности и реликвии, забываются обычаи, Николай Прилукин мечтал сохранить как можно больше для будущих поколений. И в 1959 году мечта сбылась: в центре Олонца, в одном из немногих сохранившихся исторических зданий, был открыт музей, в основу которого вошла коллекция этнографических памятников по карелам-ливвикам.



Дом купца 2-й гильдии Куттуева, 1872 год; нынче - здание музея



Н.Г.Прилукин, основатель олонецкого музея карелов-ливвиков

Николай Григорьевич был не просто основателем музея - он был его частью. Не зря местная детвора прозвала его "Дядюшка Музей"! О любом экспонате, как вспоминают те, кому посчастливилось познакомиться с Николаем Григорьевичем, он мог рассказать интереснейшую историю... В течении десяти лет Николай Прилукин руководил музеем, за большую плодотворную работу по созданию музея Н. Г. Прилукину было присвоено звание Заслуженный работник культуры Карельской АССР. В 1983 году основателя музея не стало, но его любимое детище живёт и процветает. Кстати, в 1999 году музей получил имя Н.Г.Прилукина.

В коллекции музея много вещей, переданных жителями Олонца и окрестных сёл в дар. Есть среди них и настоящие раритеты, достойные украсить любой столичный музей. И, конечно же, люди, которые тут работают, любят своё дело всей душой - только так можно увлечь случайно зашедших посетителей (типа нас, у которых эта экскурсия просто входила в программу тура).



За макетом Олонецкой крепости наш экскурсовод Елена. Спасибо ей огромное за интереснейший рассказ об этих землях и о людях, населяющих их!



Настоящий подвенечный головной убор. Стоимость такого достигала совершенно заоблачных высот



Этой блиннице уже пара сотен лет точно исполнилась... Карельские кузнецы думали о нас намного раньше Тефали :)

В коллекции музея есть разнообразные средства передвижения: сани, телеги, бричка... Впряги в любой экспонат лошадь - и можно отправляться в путь: все они в рабочем состоянии и отличной сохранности.







Один из интереснейших экспонатов: карельская люлька (kӓtkyt) из осинового луба овальной формы. Люлька была передана в музей в 1976 году жительницей деревни Матчезеро Никитиной Анной Павловной.

Этнограф Лесков в 1893 г. так писал об олонецкой люльке:
«Местом, где спит ребенок, служила колыбель - люлька, по корельски «katkut». Люлька (katkut) делается из осинового дерева и сшивается ивовыми прутьями. В ней вы не найдете ни одного гвоздика, ни винтика,- ничего, что бы напоминало о металле. Она, обычно, деревянным крюком прицепляется к «оцепу» - длинному березовому колу, воткнутому в железное кольцо под самым потолком. «Katkut» висит на веревках и может раскачиваться в двух направлениях: сверху вниз и из стороны в сторону. Для удобства раскачивания с боку привязывают веревку в форме петли. В эту-то петлю продевается нянькина нога, и люлька свободно, по желанию, раскачивается в разные стороны. И сидит себе за такой люлькой ветхая старушка в роли няньки... Слезящиеся её глаза не видят уже продеть нитку в ушко иглы, дрожащие руки то и дело спускают со спиц петли чулка... Куда она годится?.. Какую работу она может исполнять?.. А пусть лучше сидит за люлькой и качает ребенка... И убаюкивает его она, день-деньской, напевая своим беззубым морщинистым ртом бесконечные песенки».
С люлькой нужно было уметь обращаться, соблюдать ряд правил для защиты ребёнка. В люльку, под изголовье ребенка, клали «комель» от того веника, которым парилась мать ребенка в первые три бани после родов. К комлю привязывали конопляной ниткой кусочек обожженного камня, а иногда ещё подвешивали над ребенком медвежий коготь. Считалось, что с такими предохранительными средствами, к ребенку не может пристать ничто худое. Если ребенка вынимали из люльки, её не оставляли пустой: в люльку непременно нужно было положить веник или еще лучше сапоги матери... «А оставь-ка так люльку, не заметишь ведь, как нечистый «раhа» устроит какую ни наесть пакость: заберется в люльку сам или подложит в нее свое паршивое детище...»







А вот следующий предмет обычно вызывает совершенно не те ассоциации... Нет, это не "модернизированный сортир", это - детские ходунки! В принципе, если дети ходить учились с помощью такой конструкции - совершенно понятно, почему они вырастали сильными и выносливыми...



Музей поделен на несколько залов, в которых есть постоянные экспозиции, а есть и временные выставки. Во время нашего визита здесь работала выставка, посвящённая истории Сяндемского Успенского женского монастыря.











А ещё в Олонецком музее есть портал в сказку... Вот, что гласит легенда:
В начале зимы торговый обоз возвращался с ярмарки в Олонец. Сильный мороз крепчал, а тут жене одного из купцов приспичило рожать. Родился здоровый крепкий мальчик, который вполне благополучно перенёс путешествие до дома и заплакал только тогда, когда его внесли в избу. В память о необычном рождении родители назвали его Паккайне, что в переводе с карельского значит - "Морозец"...

Паккайне нипочём были самые лютые холода и он стал заводилой всех зимних игр ребятни.

Очень быстро Паккайне превратился в весёлого парня, завидного жениха... Отец ссудил его деньгами и Паккайне открыл бойкую торговлю: скупал у олонецких мастериц кружева, выгодно продавал их в других городах, а в свою лавку привозил заморские сладости и разные диковинные товары.

На праздниках Морозец был самым первым весельчаком и олончане полюбили его.

Еще ему очень нравилось путешествовать. Паккайне был франтоват и в каком бы городе ни оказался, первым делом прихорашивался у зеркала. А когда Паккайне уходил, его отражение выбиралось из зеркала и продолжало жить в этом городе. К началу зимы все его отражения отправлялись на родину - в Олонец, где устраивали состязания, пытаясь доказать свое превосходство. Ну, а Морозец только улыбался и балагурил, ведь он прекрасно знал, кто тут настоящий Паккайне.

С 2000 года в Олонце собираются Деды Морозы со всей России, устраивают состязания и сдают нормы Сказочного ГТО, пляшут и поют вместе со зрителями, принимают участие в ярмарке и фотосессиях - а распорядителем всего этого веселья являются Морозец-Паккайне и его подруга Луминайне. А в музее у Паккайне есть свои аппартаменты и Сказочная Кладовая. Вот честно-честно: ни один человек, заглянувший туда, не останется равнодушным!



Паккайне с гостями



Вот в таких санях и появился на свет маленький Морозец



Как любой купец, Паккайне любит денежки. А чтобы денежки любили его, у него есть такой вот кошелёчек: один кармашек для серебра, другой для золота, третий - для ассигнаций



Но при этом Паккайне - парень не жадный. "Чудо-денежку потрёшь - И богатство обретёшь". Потёрли, конечно же... Ждём )))

В Чудо-Кладовой Паккайне хранятся настоящие сокровища: те, которые каждый год превращают в сказку серенькие будни. Коллекция их пополняется - с помощью, конечно же, посетителей музея. Благодаря им в кладовочке Паккайне есть игрушки аж из XIX века!





















В общем, как это часто и бывает - там, где не ожидалось ничего особенного, оказалось очень интересно! Если будете в тех краях - непременно зайдите в музей! Не пожалеете!.

Больше фото смотрите здесь.

Начало путешествия здесь

Продолжаем путешествие: Доможирово
Александро-Свирский монастырь , Олонец, Петрозаводск. Немного истории , Петрозаводск не заводской. , Онежская набережная , Кижи

Следующая остановка - деревенька Киндасово .

Карелия, путешествия, музей, экскурсия, отпуск, фото, Паккайне, путевые заметки, Олонец

Previous post Next post
Up