Есть в мире Габрово, о простодушных и незадачливых жителях знают все. А про похожих обитателей Карелии слышали очень немногие. Странное это дело, ведь уже более тридцати лет в июне месяце со всего мира съезжаются на берег Шуи
на фестиваль юмора. Но и в другие дни-недели киндасовцы гостям рады... правда, встретить могут со скалкой и автоматом, но это они не со зла, это они границы свои охраняют - мало ли кто явится, вдруг враги-супостаты какие?!
Но беспокоиться не о чем: строгие пограничники обычно быстро разбираются в ситуации - и становятся радушными, очень гостеприимными хозяевами, которые и истории расскажут, и песен споют, и чаем угостят... Но не будем забегать вперёд! Итак,
Киндасово - деревня не юная, постарше многих будет. Первые упоминания о ней в официальных бумагах относятся аж к 1496 году: она тогда была
только что основана (считалась починком) и единственным жителем ее был крестьянин Офоноско, который сажал так мало («четвертку ржи»), что она не была занесена в подати как самостоятельная единица. Если спросить местных жителей (которых, кстати сказать, очень немного), откуда взялось такое название, они, не задумываясь, объяснят: киннас - по-карельски означает рукавица. Они связывают его с легендой. «Мужик шел по домам и спросил: „Как деревня называется? Ну, раз не знаете...“ - и он бросил рукавицу на землю и сказал по-карельски: „Kindahat“. И с тех пор образовалось Киндасово». Жители говорят, что «если ехать по дороге вдоль деревни, то после реки в сторону уходит поворот с несколькими домами и это выглядит на как палец рабочей рукавицы». Кроме того, они вспоминают, что в деревне занимались вязанием перчаток. Но это не единственное предположение: доктор филологических наук, лингвист
Ирма Ивановна Муллонен считает, что название может происходить от слова "сугроб" или "возвышенность, пригорок": киннос. Она же предполагает, что ему близко слово кенття - ровное место, связанное как с сельским хозяйством, так и с поселением, а так же вполне вероятно, что это могут и более древние, саамские корни: киндас, киндис (как и прибалтийско-финское прилагательное kiinteȁ - тесное, узкое место) означает бурное, многоводное течение реки, что и наблюдается в этом месте Шуи («Возможно, Киндасом назывался один из порогов или быстрое течение». Есть ещё предположения, связанные уже со шведами: «kung» (швед.) - король, «ovo» (лат.)- торжественно входить в город.
Проходящие шведы (а то и викинги) могли пометить дома Киндасово как имущество конунга: «kung»; на славянский манер новгородские писари учли деревню как «Кинд-аз». Не стоит забывать, что «ovo» (лат.) - яйцо, может речь идет о королевской лысине. А есть и такая легенда: первая жительница деревни по имени Кинда для защиты посевов от мышей и прочих любителей полакомиться чужим урожаем приручила сову. И возможно, Кинда и Сова дали деревне современное наименование «КиндаСова». В общем, как говорится, дело ясное, что дело тёмное - давно это было, ещё и деды наших дедов не родились: впервые деревню нарекли этим именем в 1563 году (до того местечко прозывалось Ит-наволок). Особого процветания, не смотря на удачное расположение (на перекрестке водного пути по реке Шуе и сухопутной дороги от Пряжи к Сямозеру) деревня не знала, но всё же, по мнению бывших киндасовцев, жизнь в деревне была хорошей. «В каждой семье имелась лошадь». Но самое большое богатство киндасовцев - это их чувство юмора, гостеприимство и готовность превратить каждый день в праздник. Даже самый серый и дождливый день - в этом мы убедились сами!
Это единственный в мире памятник Рабочей Рукавице. Автор его - заслуженный художник Республики Карелия, скульптор Эдуард Григорян, а открыт памятник почти десять лет тому назад. Киндасовцы утверждают, что если потереть Рукавичке нос (или большой палец) - все желания сбудутся. Вот прям вот все, ага! Вот одна туристка так нос Рукавичке потёрла-потёрла - да и миллион выиграла! Короче говоря, всем настоятельно рекомендуют халявой воспользоваться... Мы на всякий случай послушались - а вдруг... у самих-то киндасовцев, видно же, хотелки сбываются, вон они все какие весёлые да задорные!
Эх, жаль, что приехали мы под таким ливнем - пришлось под крышу прятаться. Но и там гостеприимные хозяева скучать не дали: инструменты народные показали, байки рассказали, песен спели, а напоследок чаем напоили - вкусным, со смородиновым листом и другими травками. Кстати сказать, я впервые слышала кантеле не в записи - это чудо что такое! Мало что сравнится с ним по красоте звука...
На видео ниже Матти исполняет одну из карельских рун. Правда, первые секунды не в фокусе, уж извините.. фиговый из меня видеооператор...
You can watch this video on www.livejournal.com
Байки о Киндасовцах пользуются вниманием и издаются книжками аж с XIX века, когда известный путешественник Лесков Н.Ф. в своём докладе о поездке в Олонецкую губернию летом 1892 года пишет: «Дорогой въ Святозеро я зашелъ въ одну неболшую деревеньку Киндазъ-Рукавица. Почему-то жители этой деревни служатъ предметомъ постоянныхъ насмѣшекъ сосѣдей-кореляковъ; о нихъ ходитъ много всякихъ анекдотовъ, напоминающихъ отчасти пошехонскіе разсказы…». А в ХХ веке, в 1972 году, впервые выходит сборник "Kaskuja. Были и небылицы". Замечательный, надо сказать, сборник - переиздание его мы приобрели в киндасовской лавочке. Для личного, так сказать, пользования. Ну, если кто почитать захочет - подумаю, может и дам на время... А байки о себе киндасовцы ценят, даже клуб ими украсили!
Дело было зимой. Пошел киндасовский мужик в Пряжу в гости. Наказывают ему другие, чтобы заодно узнал, что делают в Пряже. (Каждый раз идти узнавать стыдно. Смеются в Пряже).
Приходит мужик в Пряжу, а там у одного хозяина лошадь подохла, шкуру снимает. Киндасовец говорит: - Бог в помощь труженику!
- В самый раз была бы помощь, - отвечает тот.
Гость спрашивает, не может утерпеть: - Что это, - говорит, - ты зимой, в самый извоз, коня зарезал?
- Нынче, - отвечает то, - лошадиные шкуры в Петрозаводске в большой цене. За одну шкуру можно на десять лошадей денег выручить. У нас почти все лошадей зарезали.
Мужик скорей побежал домой (гостить некогда!). Пришел домой, свою лошадь зарезал, шкуру снимает, некогда и другим сказать. Пришли мужики со всей деревни.
- Что ты там видел? - спрашивают.
- В Пряже, - говорит, - лошадей режут, шкуры в Петрозаводске дорого ценятся. Вот я зарезал свою лошадь, съезжу, продам шкуру, выручу не на одну лошадь!
Мужики разбежались по домам, всех лошадей зарезали. Настала весна, а в деревне ни одной лошади, пахать не на чем...
В ту весну на коровах пахали.
Хорошо там было, весело и вкусно... Но нельзя же гостить вечно - нас ждала дорога в Петрозаводск. Пришлось прощаться... Выглянули мы напоследок в Окно в Европу - да и пошли в свой автобус. Всё равно за этим ливнем мало что в той Европе разглядишь.
Больше фото
здесь. Начало путешествия
здесь Продолжаем путешествие:
Доможирово Александро-Свирский монастырь ,
Олонец,
Олонецкий музей карелов-ливвиков ,
Петрозаводск. Немного истории ,
Петрозаводск не заводской. ,
Онежская набережная ,
Кижи