Онежская набережная в Петрозаводске.

Jul 31, 2020 15:55

Не смотря на то, что вырос Петрозаводск на берегах Лососинки, в основном ассоциируется он с Онежским озером, а в последние годы, говоря о Петрозаводске, вспоминают в первую очередь Онежскую набережную. Хотя, стоит напомнить, она такой - одетой в карельский гранит, благоустроенной, со множеством интересных объектов, о скрытом смысле которых не одно десятилетие судачат и местные жители, и путешественники со всего мира - стала не так и давно. Ещё менее пятидесяти лет назад (а, согласитесь, пятьдесят лет для истории города - это очень немного) на Онежской набережной были простые скамейки, сидя на которых можно было любоваться водами озера и небом над ним - и более ничего...








Благоустройство набережной началось в девяностых годах и продолжается до сих пор: во время нашего визита на протяжении почти всех полутора километров шла реконструкция.





Однако, никакие препятствия не могли помешать прогулке по самой (наверное) нынче знаменитой части Петрозаводска... кроме времени. Его было катастрофически мало, потому всех скульптур вблизи повидать не удалось. А посмотреть там есть на что!



Да, стоит отметить, что я, в отличие от многих, люблю и ценю современную городскую скульптуру. В Москве, например, одним из самых любимых мест прогулок является парк "Музеон": его коллекция неизменно повышает моё настроение. Реалистичная скульптура ренессанса, барокко и прочего классицизма - прекрасно, но нет в ней загадки из серии "что курил аффтар", нет в ней неожиданных названий и ассоциаций... Ну, нимфа - она и есть нимфа, например... а когда это странная конструкция из шестерёнок, бетона и стекляшек - и вдруг она тоже нимфа! Как, почему? В каком месте тут скульптор её увидел? "А? Э! Так-то, дружок... в этом-то всё и дело..." Но это я отвлеклась, извините...

Так вот, Онежская набережная в Петрозаводске - это парк современной городской скульптуры. Практически все они подарены карельской столице городами-побратимами в последние тридцать лет. Отношение и у самих горожан, и у гостей города к этим подаркам не однозначное, но несомненно одно: интерес они вызывают неподдельный.

Самый первый экспонат, если идти от порта, который встречает нас на набережной - это дерево желаний. Не особо редкое изваяние: есть свои деревья, исполняющие просьбы, в Кронштадте, Кирове, на Соловках и во многих других городах. Петрозаводское, впрочем, от них разительно отличается: оно не отлито из чугуна и не выросло само - автор композиции, швед Кент Андерсен, взял самую обычную сосну и "забальзамировал" её, покрыв стеклотканью. Первоначально дерево было чёрного цвета, ствол его украшало белое ухо, ждущее ваших желаний, а на его ветвях "цвели" колокольчиками, мелодично звенящими в ответ онежским ветрам. Однако, колокольчики регулярно "уходили" в неизвестность, дерево оставалось мрачным и немым. И, вероятно, чтобы оно не было столь отталкивающе-инфернальным, к лету 2020 года ствол его преобразился в светлое, а на ветвях расположились разноцветные скворечники. А приехало Дерево Желаний в Петрозаводск в 1996 году из шведского города-побратима Умео (губерния Вестерботген). Кстати, очень объяснимый подарок с точки зрения логики и в то же время очень символичный: Дерево Желаний фигурирует в шведском национальном эпосе. А вот насколько оно желания исполняет - посмотрим... да, нельзя было не воспользоваться таким замечательным предложением :)







Следующая - территориально, но не по хронологии (она заняла своё место в 2001 году) или значимости - инсталляция в народе имеет два названия: одно более приличное - "Воротца", и другое - менее: "Съезд лесбиянок". А вот авторы назвали его "Место встречи"... Если честно, приведись участвовать в угадайке названий, я бы вот не догадалась: на второе народное похоже больше... Ну, или "Весна", скажем... "Юность"... но это я по ассоциации с известной картинкой, что в одноимённом журнале публиковалась когда-то очень давно:





Как и прочие подарки, украшающие набережную, скульптура весьма символична: девушки протягивают друг другу руки-ветви, которые превращаются в молодое зелёное деревце, что со временем должно вырасти и стать сильным, прекрасным растением. Так, по мнению авторов композиции, два равных города встречаются для сотрудничества.



Интересный факт: авторы, две женщины - Ингюн Далин и Бенте Стрёмснес Хёйен (или в другом прочтении - Ингун Дахпин и Бенте Стрёмснес Хоуен) готовили эту скульптуру аж с 1992 года. Говорят, изначально предполагалось, что женщин будет две: одна символизирует их родную коммуну Рана (Норвегия), вторая - город-побратим Петрозаводск (почему в сознании авторов Петрозаводск стал женщиной - не известно, но "я художник, я так вижу"). Потом на эскизах женщин стало четыре. И в окончательном варианте - шесть. Ок, две - это Рана и Петрозаводск, а кто остальные четверо? Нет ответа...

Девушки-города стоят на довольно большой площадке, на которую, по задумке авторов (или вот как раз здесь, наверное, уместен столь не любимый мною феминитив: авторок) можно подняться с двух сторон по лесенке под своеобразной аркой из рук-веток. Видимо, потому оно и "Место встречи"... А ещё выбранная цветовая гамма тоже не случайна: зелёный и золотой цвета, использованные в композиции, это цвета коммуны Рана и символизируют они рост, ценность и развитие. Короче говоря, куда пальцем не укажи - везде символ... Вот только подойти к этому воплощению символизма нам не удалось из-за реставрации, пришлось издали любоваться...



Самая же, наверное, странная композиция на набережной - это подарок из города Тюбингема (Германия). Открыт он был в 1994 году, авторами являются Бернхард Фогельманн и Курт Гайзельхарт. 61 металлический столбик, все разной высоты и формы, некоторые из них окрашены (кстати, собственноручно Куртом и Бернхардом уже после установки данного шедевра), символизирующие сотрудничество двух городов, перешедшее в тесную дружбу. Впрочем, трактовок этих металлических зарослей несколько :

I. Загадочные столбики - лес, где нет одинаковых деревьев. При этом лес - метафорическое изображение людей, живущих как в Тюбингене, так и в Петрозаводске. У каждого своя судьба, свой особенный путь. Мы не похожи друг на друга, но ходим под одним небом - это нас объединяет.

При создании композиции авторы желали, чтобы в необычном лесу играли дети. Бегали между столбиками, лазали по ним и рассматривали каждое “дерево” со всех сторон.

II. Столбики - это знаки, раскиданные по миру. Символы скорби и радости, единства и воспоминаний. В композиции присутствуют и маленькие, и большие элементы. Они указывают на сотрудничество двух городов, перешедшее в тесную дружбу. “Тюбенгенское панно” - символ динамики роста побратимых связей двух городов.

Кроме того, скульптура характеризует разносторонность и разнообразие самих городов и их жителей. Ни одна из 61 стелы не похожа на другую. В интернете можно найти цитату, которую приписывают одному из авторов панно: "Каждая стела живет в движении, все они разные, и со всех сторон, в том числе изнутри, выглядят по-разному".

III. Когда-то давно, когда не было ещё набережной, вдоль берега Онего росли великолепные могучие красавцы-тополя. Теперь же "столбики" стоят на том месте в память об этих деревьях, и, если верить народной притче, их ровно столько, сколько раньше было тополей.



Народных названий тоже не мало: "Мачтовое поле", "Набор отмычек", "Собачья радость", “Смерть парашютиста”, “Зубочистки”, “Железный лес”, “Мыслящий тростник”, “Ключи”, “Память погибшему хоккеисту”, “Шайба”.

Есть ещё такое вот мнение:

image Click to view



Сами же авторы на открытии своего шедевра сказали, что "петрозаводчане будут долго гадать над ее смыслом"... Что ж, и правда - каждый здесь может увидеть что-то своё.

Началом же коллекции, а так же современным символом Петрозаводска, является подарок от американского города Дулут (штат Миннесота): инсталляция с названием "Рыбаки". Установлена она была в 1991 году - аж за три года до появления знакомой нам гранитной набережной. Автор скульптурной композиции - Рафаэль Консуэгра, Кубинец по рождению и гражданин мира, считающий христианскую религию основой, духовным стержнем нашей цивилизации. Он, подобно всем испаноязычным американцам - ревностный католик. В 19 лет он бежал с родной Кубы подальше от революции - в Майями, получил в Нью-Йорке художественное образование, преподавал, пожил в Европе - и вновь вернулся в Майями. Когда в США объявили конкурс на создание подарка для пост-советской России, развлекающей весь мир "Гласностью и Перестройкой" и с увлечением выпущенного на свободу дитяти тянущим к себе всё, до чего дотянется, не разделяя на хорошее и плохое, Консуэгра подал на рассмотрение свой эскиз - и выиграл. Утверждают, что по замыслу автора (как и другие экспонаты в парке на набережной, "Рыбаки" насквозь символичны), творение сие символизирует сотрудничество между двумя городами: Дулутом и Петрозаводском. Учитывая то, что американский побратим располагается на берегу озера Верхнее, самого большого и значительного из Великих Американских Озёр, а Петрозаводск - на Онеге, втором озере по значимости и размеру в Европе (после Ладоги, конечно же), скульптура призвана показать, что у жителей столь отдаленных городов, расположенных в разных полушариях Земли, оказывается, немало общего.



Кстати, воплощал свою задумку автор вовсе не в Майями, а в Карелии: арматура для неё произведена на предприятии «Петрозаводскмаш», а «постаментом» для нее стал огромный камень-валун с берега Онежского озера. Рафаэль Консуэгра лично принимал участие в сварке и монтаже будущей скульптуры. Впрочем, не смотря на это, долгое время ходили слухи, что сеть рыбаков является на самом деле антенной, передающей шпионские сведения на Запад.



Итак, по самой распространённой версии, скульптура изображает двух рыбаков - русского и американского - которые вместе закидывают сеть. Не совсем понятно, почему эта сеть закидывается в русское озеро: это типа "совместный труд для моей пользы объединяет"? Или намёк на то, что "было ваше - стало наше"? Как бы то ни было, для торжества справедливости явно не хватает таких же мужичков в том далёком Дулуте. Есть и другая версия: не просто это рыбаки, а рыбаки метафизические - Пётр и Андрей. Якобы, как человек глубоко верующий, Консуэгра иллюстрировал таким образом слова из Евангелия от Матфея: «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Мне лично вторая версия нравится много больше.







Ну, а народная мысль, как всегда, остра на язык: "Дистрофики", "Борьба рахитиков с паутиной", "Браконьеры", “Жертвы перестройки”, “Два терминатора”, “Птицеловы”, "Терминаторы, прокладывающие интернет через Онежское озеро" - мало ли как не называли дулутско-петрозаводских рыбаков! Но как бы не иронизировали острословы - скульптура на самом деле эффектная, и вписалась в облик города исключительно органично.

Вот, собственно, знакомством с "Рыбаками" и ограничилась наша прогулка по набережной: надо было ехать в отель. Изначально было желание вернуться, погулять, но вечером мы были слишком уставшие и, несмотря на наличие зонта и дождевика, промокшие, а на следующий день просто-напросто не хватило времени... Короче говоря, есть повод вернуться - и не один!

Отель... Обычно в поездках с одной-двумя ночёвками я стараюсь выбрать отель подешевле - совершенно не вижу смысла переплачивать. Но в этот раз так получилось, что было два выхода: не ехать вовсе или ночевать в Piter Inn 4* - одном из самых дорогих отелей Петрозаводска. И, наверное, я написала бы хвалебный отзыв, но были некоторые "ложки дёгтя". Сначала о хорошем:
1. удобно расположен (рядом вокзал, до набережной Онеги пешком минут двадцать)
2. номер просторный, кровати мягкие и уютные, в номере чисто
3. тихо (!!!), что немаловажно, когда очень хочется отдохнуть (и даже с вокзала шум практически не слышен)
4. вкусный завтрак
5. отличное пиво со своей пивоварни, которое можно купить на вынос и пить с комфортом в номере
6. приветливый персонал на ресепшн
7. общий интерьер отеля достаточно приятный и интересный, дизайнеры молодцы.











Из минусов:
1. Карта-ключ. Без неё не работает ничего! В лифте можно ехать только применив карту, свет в номере включить - тоже. Причём если про лифт милая девушка на ресепшн предупредила, то про свет - нет! потому выяснилось сразу ещё два минуса:
1.1. на этаже персонал отсутствует как класс
1.2. дозвониться на ресепшн не реально
2. номер двухместный, кровати две, тапочек на двоих, но мыло, косметический набор, зубная щётка и паста и всё прочее - на одного, полотенца же вообще странно: их было три (одно в душевой, два возле раковины), что же до расчёски - такой роскоши нам не предоставили вовсе (не сказать, чтобы она мне нужна, но сам факт)
3. душевая порожком не отделена, потому вода стремится разлиться везде - это не удобно
4. полное отсутствие ароматизатора воздуха несколько удивило

Но в целом впечатление об отеле скорее положительное. Хотя, конечно, если я таки соберусь в Петрозаводск без тургруппы - буду искать подешевле... Отож жабца доведёт своим "квак-квак"!

А на следующее утро нас ждали Кижи...

Больше фото здесь

Начало путешествия здесь

Продолжаем путешествие: Доможирово
Александро-Свирский монастырь , Олонец, Олонецкий музей карелов-ливвиков , Киндасово , Петрозаводск. Немного истории , Петрозаводск не заводской. , Кижи

Карелия, Онежская набережная, Петрозаводск, современное искусство, памятник, путешествия, отель, экскурсия, отпуск, piter inn, фото, путевые заметки

Previous post Next post
Up