25 ноября в Якутии отмечается День Олонхо. Олонхо - это общее название их многочисленных эпосов и героических сказаний. Талмуд это еще ого-го какой, а главное - древний и исторический. Не случайно ЮНЕСКО решило присвоить ему статус шедевра устного и нематериального наследия человечества.
Но, конечно, в Якутию мы не ездили. Всё оказалось гораздо проще - якуты приехали к нам! За неделю до этого в Гостином Дворе они провели фестиваль "Дни Якутии в Москве", главным событием коего стала выставка, рассказывающая об истории, традициях и современных достижениях этого региона. Каждый день, кроме всего прочего, в Гостином Дворе демонстрировались якутские фильмы, почти каждый вечер ставились небольшие спектакли. Но, как я поняла, самый интересный день был как раз последний - День Олонхо. На него я и решила сходить.
Причем тут арбузы, не спрашивайте, якуты, наверное, и сами не в курсе. А вот на тему о том, что Россия и Якутия вместе уже 380 лет, плакатов на выставке было немерено!
Что мы знаем о Якутии? Большинство из нас, наверное, скажет, что там очень холодно, там олени и алмазы. И это всё будет правда. Вы только себе представьте, амплитуда колебания сезонных температур здесь составляет аж 108 градусов, а на полюсе холода в Оймяконе самая низкая температура была минус 71 градус. Олень - до сих пор считается главным здешним зверем. А в городе Мирный добывается чуть ли не большее количество алмазов, чем в любом другом месте в нашей стране. По легенде, когда бог пролетал над Якутией, его руки замерзли, и он выронил все свои сокровища - алмазы, то бишь. Вот поэтому их тут так много.
А еще в Якутии течет легендарная река Лена, стоят себе веками "Ленские столбы", здесь водится омуль, чир, муксун, хариус и осетр, здесь добывают золото и бивень мамонта, здесь на лучших ультрасовременных стадионах проводятся спортивные игры "Дети Азии" и все еще живы шаманы...
Но первое, с чем я решила познакомиться, попав на выставку в Гостином Дворе, - это с традициями и обычаями Якутии.
Например, вы знаете, что это такое?
2.
А меж тем этот кожаный чан предназначен для приготовления кумыса. Это сейчас достаточно несколько дней, чтобы приготовить этот напиток. А раньше его начинали готовить загодя, примерно за пол-года. В январе кобылиц начинали доить и наливали их молоко в этот чан. Затем чан ставили в балаган - это такой домик, где жили якуты, и он стоял там аж до июня. Конечно, в результате получался не простой кумыс, а этакий 10-12-градусный "энергетический напиток". Когда его пили, потом долго могли не спать, что было очень актуально во время празднования Дня Солнца - Ысыхах, в коий требовалось немало сил на танцы.
3.
Вообще, лошадь в Якутии - ничуть не менее важное животное, чем олень. Это подтверждают разные картины и предметы быта с их изображением. Вот, к примеру, коврики с лошадками.
4.
Но это, конечно, если говорить о домашних животных. На самом же деле, основным промыслом у якутов издавна было вовсе не домашнее скотоводство. А прежде всего, охота и рыболовство. И, в общем-то, как вы понимаете, ничего особенного в этом нет. Пушной зверь - белки, соболи, норки и прочие здесь водились всегда. А реки и озера были полны, помимо перечисленных мной выше рыб, стерлядью, нельмой, тайменем, щукой, карасем и разной мелкой рыбой. Так что, Якутия всегда была краем богатым во всех отношениях.
Рыболовные принадлежности.
5.
Одежду себе якуты всегда шили из шкур добытых на охоте пушных зверей, но, прежде всего, для тепла, а не для красоты. Из них же делали рукавицы и обувь.
Дорожные якутские рукавицы конца 19 века. Оцените количество меха и его толщину!
6.
Мужская обувь - торбаса. Изнутри подшивались подшейным очень теплым волосом оленя.
7.
Но, вообще, мне, наверное, следовало бы начать свой рассказ с того, что Якутия - край многонациональный, и живут в нем не только якуты. А поэтому обычаи, традиции, национальные костюмы и обряды у разных народов здесь тоже разнятся.
Вот, к примеру, эвены (не путать с эвенками, хотя они и близки друг к другу). Кочевые оленеводы и охотники. Всегда жили в низовьях Лены и в Оймяконском районе. Очень холодостойкие товарищи. Сами понимаете, куда им без таких вот рукавиц из камуса? :)
8.
Эвенская детская люлечка. Заметьте, тоже из шкуры.
9.
Что же касается эвенков, то еще их называют тунгусами.
Это их кукла для вызывания ветра и часть оленьей сбруи.
10.
Еще в Якутии живут юкагиры. И, на мой взгляд, они - самые интересные. Начнем с того, что юкагиры - самые, что ни наесть коренные жители Якутии. В 17 веке, к моменту прихода русских, они занимали огромную территорию от реки Лены на западе до устья Анадыря на востоке. Юкагиры подразделялись на роды и племена: омоки, чуванцы, ходынцы, анаулы, алазеи. А потом из-за колониальной политики, болезней и междуусобных войнушек их численность сильно сократилась. Сейчас юкагиры занимаются оленеводством.
Это их игрушки из позвонков налима. Игра заключалась в том, что их подбрасывали, а затем ловили одной рукой.
11.
Еще игрушки, на сий раз из рыбных костей.
12.
В общем, чего уж там, забавные эти юкагиры.
Впрочем, демонстрируя якутские традиции и обычаи, на выставке не ограничились только теми, которые были популярны лишь в древности. Целый сектор тут посвятили современным промыслам Якутии. Хотя многими из них, конечно, люди занимались с давних пор.
Короба из бересты.
13.
Вырезание из дерева.
14.
15.
Резьба по бивню мамонта.
16.
17.
Золотое шитье с жемчугом.
18.
Серебряные украшения.
19.
Фигурки из серебра и бивня мамонта. Это - невеста, между прочим.
20.
Куклы.
21.
А еще, друзья мои, в Якутске благополучно функционирует целый музей хомуса? Знаете, что такое хомус? Это такой древний язычковый музыкальный инструмент. При игре его прижимают к зубам или к губам, а ротовая полость при этом служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента.
Вот якутский дяденька играет на нем.
22.
В общем, оказалось, что и сейчас хомус имеет среди якутов большую популярность. И каких только его разновидностей нет в музее!
Вот это - самый большой хомус в мире. Я не уверена, что на нем можно играть, но считается, что, если подойти к нему и потрогать, то через вас с хомусом пойдут потоки энергии, вас будет ждать гармония с самим собой и с окружающим миром, ибо он благословенен какой-то особенно продвинутой народной целительницей.
23.
А это уже всяческие подарочные хомусы. Но на них играть уже можно.
24.
Сразу много в коробочке.
25.
26.
27.
28.
Кстати, желающие могли на выставке хомусы купить. Не подарочные, правда, а совсем обычные. Одна штука стоила примерно две-три тысячи рублей. Ну, а те, для кого такие цены слишком круты, могли ограничиться дисками с музыкальными хомусными композициями.
Впрочем, разжиться на выставке можно было не только хомусами. В ее отдельном секторе работала ярмарка, где можно было приобрести разные изделия якутских мастеров, а еще разные мясные, рыбные и прочие якутские вкусности.
Рыбку пожалуйте.
29.
Седло никому не надо?
30.
А мимо этой красоты даже я пройти не смогла, хотя, в принципе, равнодушно отношусь к резьбе по кости и бивню. Но ведь ТАК - это же суметь надо! Удивительно мастерская работа!!!
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
Но самое интересное было еще впереди. Дело в том, что вечером намечалось закрытие выставки, а главное - театрализованное представление. Правда, стоит отдать должное, что фильмы и спектакли шли практически во все Дни Якутии в Москве. Но огромный минус был в том, что демонстрировали их в павильоне, в котором было так жарко и душно от полного зала зрителей, что я зашла туда и смогла пробыть внутри не больше пяти минут, после чего мне пришлось срочно ретироваться - чуть не померла от духоты. А, вот, что касается театрализованного представления на закрытии, его собирались показывать в открытом амфитеатре. Вот туда я и направилась к назначенному времени. Но я не учла одного. Оказалось, что на закрытии решил поприсутствовать аж сам президент Якутии Егор Борисов. И когда я пришла, все места уже оказались заняты. Свободен был лишь тот самый первый ряд, куда должны были усесться президент со свитой. Я, конечно, попыталась опередить их и усесться тоже там, но меня очень вежливо попросили удалиться.
Что было делать? В общем, прикинулась я представителем СМИ, благо мне это было совсем не сложно, да и фотоаппарат у меня имелся. И я вместе с телевизионщиками и фотокорами пристроилась прямо-таки рядом со сценой и, собственно, с президентом.
Президент выступает. Долго выступал, да, даже утомил малость.
38.
А потом началось представление. В принципе, какого-то особого сюжета в нем не было. Оно состояло из разных национальных танцев и демонстрации обрядов. И скажу я вам, это было не менее интересно, чем просто театр. Скажу больше, это было обалденно!
Первой была песня олонхосута, то есть, сказителя олонхо.
39.
А затем был шаманский обряд. Сначала на сцене появился молодой юноша, который лежал с закрытыми глазами - умер, видимо. Затем к нему подбежали три девушки, заметили, завизжали и понеслись за шаманом. И вот, начался обряд оживления умершего.
40.
И ведь оживил.
41.
А это - свадебный обряд. Сначала на сцену вошла "обнаженная" невеста со свитой.
42.
Затем ее начали одевать и украшать. А затем жених дал ей хлыстик, сам взялся за его один конец, а невеста взялась за другой, и так стала его на веки.
43.
44.
С женихом.
45.
Что же касается танцев, то они были абсолютно разные: быстрые и медленные, ритмичные и не очень, под звучание хомуса и современной музыки. Правда, все они, скорее, были не просто обычными танцами. Какие-то из них исполнялись на конкретных национальных праздниках, в других герои в своих движениях передавали древние сказания и т.д. и т.п. Но, к сожалению, я не специалист и не могу вам в точности рассказать, о чем именно был тот или иной танец. Я просто наслаждалась зрелищем и костюмами танцоров, а поэтому советую это сделать и вам.
Покажу немного.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
Танец девушек-вышивальщиц. Покрывала для седел вышивали.
53.
А это, как я поняла, танец, который исполняется на культовом празднике возрождения природы Ысыхах.
54.
Он же.
55.
А в конце представления на сцену вышли все танцоры и исполнили один общий танец-хоровод, который символизирует дружбу всех, кто его танцует.
56.
А потом, уже в самом-самом конце танцевать пригласили и всех желающих зрителей. За дружбу!
57.
В общем, по-моему, фестиваль удался!
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из прогулок по Москве:
2012 год, ноябрь:
Музей природы и соколиной охоты. Как тренируют соколов! Фестиваль "Дни индийской культуры в Москве". Мы снова в Индии! 2012 год, октябрь:
Баварская вечеринка в саду "Эрмитаж". А где здесь немцы? 2012 год, сентябрь:
Рош-а-Шана - это еврейский Новый Год! Празднование в Израильском культурном центре 2012 год, август:
Фестиваль культур в Сокольниках. Самый веселый фестиваль, или как дружили народы! "Аквамарин". Цирк танцующих фонтанов Аэротруба и живописный мост в Крылатском. Полный улёт! От Новоспасского моста до Киевского вокзала по Москве-реке Латинофест-2012. Ощутили вкус Латинской Америки. Хорошо, но мало! Вечер "Тель-Авив в Москве: импульс лета" 2012 год, июль:
Фотовыставка "Камчатка. Ускользающий мир" Музей театра "Уголок дедушки Дурова". Как Даня к зверям ходил Выставочный центр РЖД. Даня и модели паровозов "Fantasy". Купонный аквапарк Вороново. Как мы с Даней ездили в гости к дедушке в санаторий Московский зоопарк. Даня и звери 2012 год, июнь:
Музей истории железнодорожной техники и паровозная прогулка. Даня, Лиза и паровозы 2012 год, май:
Базар в посольстве Индии Выставка "Комиссар исчезает" Музей "Автовилль". Даня и ретро-автомобили Бункер-42 на Таганке 2012 год, апрель:
Как Даня катался на монорельсе Океанариум на Чистых Прудах. О том, как Даня побывал в Океанариуме 2012 год, март:
Фотовыставка Кристофера Беркетта. Фотографии как картины 2012 год, февраль:
Измайловский парк. Первая Данилкина Масленица Фотовыставка "GEO_метрия" 2011 год, сентябрь:
Музей эротического искусства "Точка-G". По самое не балуйся! 2011 год, август:
Фотопроет Яна Артюс-Бертрана "6 миллиардов других" 2011 год, июнь:
Зорбонавты 2011 год, апрель:
Фотовыставка "Хотим, чтобы помнили!" 2011 год, март:
"Следопыт" в Дорогомилово. Центр Москвы, в котором мы никогда не были 2010 год, июнь:
Московский вино-коньячный завод "КиН". Как я коньяки дегустировала 2010 год, май:
Измайловский кремль. "Турки строят муляжи..." Песчаные скульптуры на ВВЦ Как мы в кинотеатр 5D ходили 2010 год, апрель:
История о том, как я на шоппинг ходила Выставка. Медведи Тедди, медведи не Тедди и прочие куколки 2010 год, февраль:
Фотовыставка "Москва - 1957" 2009 год, декабрь:
Открытие новых станций: от Мякинино до Митино на метро На "Сапсане" из Москвы в Петербург О том, как мы ходили есть осетинские пироги 2009 год, август:
Музей "Русские валенки" Музей "Ледниковый период" Музей уникальных кукол Побег в усадьбу "Измайлово" 2009 год, май:
Мир, в котором я живу - часть 3: Рождествено 2009 год, апрель:
Сказ о том, как мы в Эфиопский ресторан ходили 2008 год, ноябрь:
Из Строгино на Щелковскую на "живописном поезде" Наш Хэллоуин в Доме Булгакова 2008 год, май:
"Следопыт" в Измайлово! Мир, в котором я живу - часть 1: Новобратцево 2008 год, апрель:
Про благодатный огонь и мой Крестный ход 2007 год, октябрь:
Почти незаброшенный Симонов монастырь 2007 год, август:
Музей-заповедник Царицыно 2007 год, июль:
Откуда совы в Москве?