Город, где до сих пор на улицах можно встретить медведей

Sep 26, 2017 10:03

Веселое, немного сказочное название "Медвежьегорск" нам понравилось сразу. И когда мы сели в машину, чтобы ехать от теплохода в город, то сразу, смеясь, спросили у местной женщины - водителя:
- Ну, а медведей у вас тут полно, наверно?
- А что вы смеетесь? - ответила она. Вот мы проезжаем сейчас деревню, так здесь мишки регулярно встречаются.



А потом призадумалась на секунду и добавила:
- Да вот еще недавно был случай, как раз ехала на машине здесь, - с этими словами женщина махнула рукой в окно. - Вдруг навстречу огромная медведица, встала на задние лапы прямо перед автомобилем. Огромная, 2,5 метра! Оказывается, она вместе с медвежатами шла, медвежата успели перебежать, а она осталась их защищать. Я от страху сразу по тормозам, аж черные следы остались, и под руль забилась. Потом еще не сразу вылезла, и долго удивлялась: как получилось сложиться-то так, чтобы поместиться там?

Вот такое название, говорящее! А вообще, рядом находится Медвежья гора (и действительно, чем-то похожа на крымский Аю-Даг), которая и дала название поселку. Появился он в 1916 году, с прокладкой железной дороги Петербург-Мурманск, вместе с паровозным депо и станцией. Ну, а уже в 1936 году поселок повысили до города и назвали Медвежьегорском. Станция же, кстати, так называется и по сей день, РЖД у нас очень консервативна. :))
Кстати, о станции! Это - одна из городских достопримечательностей, и мы специально ездили ее смотреть. Вот она, глядите. Правда, красивая?
2.


Станция была построена в 1916 году и соответствует сказочному названию города.
3.


4.


Может, еще и поэтому город полюбили те, кто творят сказки на экране? И выбрали именно его, например, для съемки фильма "Любовь и голуби". Домик на берегу реки, где жил непутевый герой повести Василия Шукшина, и по сей день стоит на своем месте. Засветился Медвежьегорск и еще в нескольких фильмах и сериалах.

А в целом, городок нам понравился! Он какой-то весь чистенький и ухоженный, уютный.
5.


6.


7.


8.


9.


Самую большую роль в истории Медвежьегорска сыграл, конечно, Беломорканал. Именно здесь разместилось центральное управление строительства канала, а потом и администрация вновь построенного водного пути. От того времени осталось огромное здание гостиницы канала, выстроенное в стиле "сталинский ампир", с памятником Кирову рядом. В ней размещается местный музей, но, к сожалению, в воскресенье он очень рано закрывается, и мы туда не попали.
10.


11.


Но это нас не так уж и расстроило, ибо зато мы узнали очень многое про историю канала в другом музее - в Повенце, в здании Повенецкого района гидросооружений.
12.


Здесь работает директором женщина, действительно любящая свое дело, готовая рассказывать об истории канала и об эпохе его строительства часами. Она даже специально приехала в выходной день, чтобы показать нам экспозицию. Жаль, что у нас был всего час времени.
13.


Так что, самое место здесь рассказать подробнее об истории Беломорканала. Конечно, если взглянуть на карту, то видно, что через озеро Выг - самый короткий путь из Онежского озера к Белому морю. И монахи Соловецкого монастыря им пользовались уже с 15 века, чередуя водный путь и волок.
14.


В начале 18 века, когда началась война с Швецией, Петр Первый решил перебросить два корабля с Белого моря в устье Невы и нанести неожиданный удар по шведам. В район Выгозера были согнаны тысячи крестьян со всей Архангельской области, чтобы построить гати через болота и просеки через непроходимые леса, а потом по ним провести на бревнах-катках суда. Дорога эта получила название "Осударевой", и титаническим напряжением суда по суше были перетащены. Остатки этой дороги и сейчас кое-где находят археологи, а в Повенце об ее начале свидетельствует памятный знак.
15.


В 19 веке несколько раз разрабатывались проекты канала между Белым озером и Балтикой, но все они, как пишут в книгах, были не реализованы из-за дороговизны. А если быть более точным - из-за экономической неэффективности. Если Петербург действительно требовал потоков грузов, а потому строились и Тихвинская, и Вышневолоцкая, и Мариинская водные системы, то с Белого моря возить было особо нечего... Ну а в 1916 году появилась железная дорога до Романова-на-Мурмане, и Поморье получило регулярное транспортное сообщение со столицей.

И все же к проекту канала вернулись. Случилось это в 1930 году, эпоху первых пятилеток и кипевших по стране ударных строек социализма. Не знаю, как это было в деталях, но Сталин дал указание: построить канал для соединения Белого и Балтийского морей, причем в кратчайшие сроки и с минимальными затратами средств. Идея была - продемонстрировать всему миру достижения советской системы. А о том, насколько реально канал был нужен, похоже, никто не думал.
16.


Наверное, обоснование необходимостью быстрой переброски военных кораблей с одного моря на другое появилось уже позднее, постфактум. Ну и стали думать о загрузке его мощностей уже после строительства, когда в Карелии развернулись обширные лесозаготовки.
17.


Указание Сталина не обсуждалось, и поэтому стройка сразу развернулась рекордными темпами. На все про все у строителей было... 20 месяцев! А длина канала была целых 227 километров, то есть, заметно больше, чем Суэцкий или Панамский каналы. При этом надо было не просто "прорыть канаву", а преодолеть водораздел, уровень которого выше Онежского озера на 74 метра, и который еще и состоит из самых твердых пород - гранитов и диабазов. Поэтому по проекту получилось, что для строительства канала необходимо одних только шлюзов выстроить 19, причем многие - двухкамерными. А еще перенести 100 км железной дороги и множество деревень, попадавших в зону затопления. Ну и выстроить множество плотин, отвести в сторону реку Выг с тем, чтобы обеспечить уровень подпора.
18.


Задача кажется невероятной, но она была сделана! В сентябре 1931 стройка началась, а в мае 1933 она была закончена. В июне же по каналу прошел на катере сам Сталин вместе с Ягодой и Ворошиловым. Уникальный случай, если вспомнить, что Сталин вообще редко покидал Москву. Сталину, кстати, канал не очень понравился - он назвал его мелким и бесполезным.
19.


Но цену, которую пришлось заплатить за канал, "мелкой" никак назвать нельзя. Способ экономии средств строители выбрали простой, известный еще со времен фараонов: использовать рабский труд. В качестве рабов были заключенные, по большей части - попавшие за решетку по "политическим" статьям. Их были десятки тысяч, и трудились они с помощью самого примитивного инструмента: кирок, лопат и тачек. Стимул к работе был простой: тем, кто выполнял норму, давали есть, а тем, кто ее смог превысить, давали дополнительное питание. Все это происходило под лозунгом "перевоспитания" заключенных каналармейцев (или сокращенно з/к). Конечно, огромное количество людей с этой стройки просто не вернулись, хотя официальные цифры смертности были от 2 до 9 процентов.
20.


Это - женщины легкого поведения. Верите?
21.


Вот так Беломорканал выглядит сейчас.
22.


23.


24.


25.


26.


27.


28.


29.


Есть под Медвежьегорском и еще одно место, связанное с этими мрачными временами. В 10 километрах от Медвежьегорска, на трассе, соединяющей Карелию с Вологдой, находится урочище Сандармох. Здесь удивительно красивый молодой лес, стройные сосенки уходят до горизонта...
30.


Но когда начинаешь гулять между ними, охватывает чувство ужаса. Под каждым деревом стоит крест или памятник, напоминающий, сколько людей из самых разных стран нашли здесь последний путь. Русские и украинцы, карелы и финны, грузины и армяне, казаки и немцы, жители Прибалтики, Средней Азии - всего представители 58 национальностей были расстреляны здесь в 1937-38 годах. Кого-то привезли с Соловецких островов, кого-то - со стройки Беломорканала. Места захоронений были открыты в 1997 году, и с тех пор здесь ставят все новые мемориалы. А многие родственники погибших, отчаявшись найти сведения о них как-то по другому, оставляют объявления прямо на деревьях, с надеждой, что кто-то из посетителей материала заметит знакомую фамилию... Сандармох - одно из самых больших на Северо-Западе РФ захоронений жертв репрессий, всего тут погибло более 9500 человек! А еще, как выясняется по архивным данным, во время трехлетней финской оккупации, в зону которой входил и Медвежьегорск, финны использовали советские лагерные сооружения для уничтожения местного населения, и порядки здесь были очень жестокие, смертность была колоссальной... Не исключено, что и финны хоронили в тех же местах.
31.


32.


33.


34.


35.


36.


37.


38.


39.


40.


41.


42.


43.


44.


Поэтому очень мудрое решение - гранитный памятник с надписью "Люди, не убивайте друг друга". Искать виноватых спустя столько лет, обвинять те или иные народы или политические силы - это путь к новому витку вражды, гораздо важнее избегать агрессии и ненависти, не ставить идеи впереди человеческих жизней, уметь договариваться, помня на примере Сандармоха и других подобных мест о том, как легко скатиться до пещерной дикости.
45.


Ну, и напоследок, Данин дневник.
46.


Благодарим компанию "Инфофлот" и экипаж теплохода "Солнечный город" за прекрасный круиз и отлично организованный отдых.






------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2017 год, июль:
Москва - Соловки. Везде сплошная КАНАЛизация!
Вытегра. Форс-мажор на теплоходе! Или зачем в городе без моря подводная лодка?
Теплоход "Солнечный город". Шалости с белым красавцем
Теплоход "Солнечный город". Как живут, едят, пьют, развлекаются на современном круизном судне
Кириллов и Горицы. Куда девать жену, если она надоела?
Мышкин. Мыши: ум, честь и совесть одного городка на Волге
Как заливают в Угличе
6,5 часов из Москвы до Дмитрова. И это без пробок!
Фотообзор: 3970 км по самым красивым местам России

----------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий по Карелии:
2016 год, ноябрь:
Как выглядит Кондопога через 10 лет после этнического конфликта
Кивач. Самый знаменитый водопад Карелии
Марциальные воды. Где пить воду, если на иностранную минералку наложат санкции?
Петрозаводск. Ресторан "Карельская горница". Как мне только не стыдно столько есть?
Что я забыла зимой в Петрозаводске?
Наша квартира в Петрозаводске
Чална. Блогеры пересобачились на встрече с карельским Дедом Морозом
Как меня не выпускали в Карелию
Фотообзор: Карельская зима на вкус и цвет

2010 год, август:
Теплоход "Пётр Первый". Торжественный ужин с капитаном
Карельские Кижи
Шлюзы
Теплоход "Петр Первый". Жизнь на воде #круиз

+ ДОБАВИТЬ ЭТОТ БЛОГ В ДРУЗЬЯ

#круиз, Карелия

Previous post Next post
Up