Всем знакома романтика портового города, где в кабаках под шум волны не смолкают морские истории и весёлые драки, а на площадях смешались святые и шлюхи. Так вот - романтику эту убил в 1956 году бездуховный американец Малком Маклин, отправивший из Ньюарка в Хьюстон первое судно с контейнерами, чем в 37 раз обвалил стоимость морских перевозок. Прежде разгрузка судна могла длиться неделями, его команда всё это время бесцельно слонялась по чужому городу, прогуливая жалование, а самой нужной работой был грузчик. Современный порт - механизирован и бездушен. И Новороссийск с годовым оборотом в 161 миллион тонн, 3-й по величине порт в Европе (после Роттердама и Антверпена) и крупнейший что в России, что в живом ещё СССР - увы, не исключение. Зато к нему примыкает по сути второй исторический центр (осколки первого, уездно-губернского, я показывал
в прошлой части) на месте чешского села Мефодиевка, другой стороной выходящего на вокзал.
Во второй части о набережной,
в первой части о крейсере "Кутузов" впечатлившись лесом портовых кранов, зайдём теперь в этот лес.
Порт разверзается постепенно, проглядывая за белыми сталинками и зелёными аллеями новороссийского центра. В перспективах улиц появляются надстройки судов и разноформенные краны, обочины заполоняют бесчисленные авто, а под залепленным вывесками фасадом мы пообедали в настоящей турецкой локанте, где персонал с трудом говорил по-русски.
2.
Порталом в иную реальность, где пары судовой солярки - часть состава атмосферы, а рёв огромных моторов и лязг тяжёлых грузов - привычный фон, находится метрах в 500 от северной оконечности набережной. Это Портовая улица, и хотя вид её непригляден, о значении для города немало говорит хотя бы то, что именно она была улицей Ленина:
3.
История Новороссийского порта долгая и прерывистая, но что роднит её во все века - здесь были главные ворота для главного товара. При турках, построивших в 1717-22 годах крепость Суджук-Кале у выхода из бухты (см. 2-ю часть), близ неё процветал рынок рабов, через который за год проходило до 10-12 тысяч невольников, и в том числе - особо ценные девственные черкешенки в султанский гарем. Даже саму крепость, покинутую турками в 1819 году, этот рынок пережил на 10 лет, до присоединения к России. Позже в Цемесскую бухту регулярно захаживали английские и турецкие суда, подвозившие горцам оружия, лекарств и духоподъёмных вестей, в том числе - шхуна "Виксен", арест которой в 1836 году чуть не стал поводом к войне. Русский торговый порт тут был официально устроен в 1846 году, а по факту суда заходили и раньше, с момента основания в 1838-м города, который уже тогда планировался как столица побережья. Но дальше были эвакуация и снос в Крымскую войну, трудное возрождение в 1858-66 и пересмотр всей географии страны с появлением нового фактора - железной дороги. Таковая, прошив Маркотхский хребет, пришла сюда лишь в 1888 году от станции
Тихорецкая... а дальше оказалось, что относительно большей части страны Новороссийск стоит куда удобнее
Одессы, которую он впервые потеснил уже в 1920-х годах. Главным экспортным товаром той эпохи было, разумеется, зерно:
4.
И башенка на кадре выше, ныне занятая буфетом для портовых рабочих и увешанная мемориальными табличками о потопленных в войну кораблях и высадившихся десантах, изначально обслуживала транспортные галереи с элеватора:
5а.
Никуда не девшиеся и теперь, хотя главный зерновой терминал - дальше по берегу бухты. Ещё дальше работает с 1964 года нефтяной терминал Шесхарис, который в сегодняшние кадры не попадёт. Однако именно он вывел Новороссийский порт в лидеры ещё по Советскому Союзу (44 миллиона тонн оборота в 1988 году - больше было только у триптиха Одесса-Ильичёвск-Южный). Превосходя тогда по наливным грузам любой другой порт целиком, по сухим грузам Новороссийск едва входил в десятку, уступая, например,
Мариуполю. Да и сейчас лишь второй после Санкт-Петербурга, а по контейнерам их обоих превосходит ещё и
Владивосток.
5.
Шесхарис находится на внешней части бухты, за парой молов: километровый Западный (справа) построен в 1897 году, и с него, облепленного рыбаками, мы уже любовались бухтой в первой части, тогда как 720-метровый Восточный (слева), законченный в 1902 году - весь в режимной зоне порта и судоремонтного завода. На карте Цемесская бухта напоминает босую стопу с лодыжкой выхода в открытое море, пяткой у горы Дооб (452м) примерно в 15 километрах отсюда и пальцами акваторий между причалов:
6.
На эти причалы 9 сентября 1943 года высадился первый десант, и следующая неделя положила конец 393 дням обоюдной обороны Новороссийска: немцы, державшие почти весь город, были выбиты за горы. Портовая улица отстроилась одной из первых, а в 1951-м на ней же открылся Морвокзал, в народе более известный как Катерка - круизные лайнеры и "Кометы" в Крым и Грузию с него отходили несколько раз в день, а вот пассажирские катера сновали по Цемесской бухте не менее активно, чем в наши дни по
Севастопольской. Но - лишь до 1990-х годов, к концу которых морвокзал стоял заброшенным, а в 2006 был скрытно и спешно снесён.
6а.
Зато никуда не делось здание, когда-то определившее судьбу этих мест - агентство Владикавказской железной дороги (1889), в 1872-75 годах связавшей Ростов-на-Дону с
Владикавказом-на-Тереке. Среди акционеров этого "Кавказского Транссиба" были владелец
крупнейшего столичного завода Алексей Путилов, министры разных ведомств и даже члены царской семьи. Главным инженером стал прежде строивший стальные магистрали от Балтики до Волги остзейский барон Рудольф Штейнгель, а разросшись к 1917 году с изначальных 700 до 2511км в сложную сеть между двумя оконечностями Кавказских гор и Царицыном, ВлЖД оказалась самой прибыльной негосударственной железной дорогой Российской империи. Возили по ней и бакинскую нефть, и донецкий уголь, но в первую очередь - зерно Кубани,
Ставрополья, Дона. Возили - дорого: пропускной способности линий едва хватало, а нарушить монополию на выход к морю конкуренты из
Армавира и
Екатеринодара смогли лишь в 1910-х.
7а.
При Советах здание было передано Дому Союзов, а в 1960 году стало конторой Новороссийского порта. К тому времени, возможно для гармонии с Морвокзалом, его подняли из руин каким-то подобием московского Дома Пашкова:
7.
Зато уцелел памятник Ленину (1924-26) из тех времён, когда их ставили оригинально и смело. Тут вот Ильич рассекает валы геополитических штормов на корабле "Коминтерн":
8.
За железной дорогой, которая тут логично спускается к морю - конструктивистский Клуб имени Сталина (1924):
9.
Вот это здание фотографировать я бы сейчас не советовал, а если говорить эвфемизмами, то "морским дьяволам" из одноимённого сериала 2000-х логично было бы служить именно здесь. Изначально оно строилось как торгпредство Италии, куда в 19-20 веках рейсы из Новороссийска отправлялись наиболее активно - включая первый танкер "Лихославль" в 1964 году. А были на Портовой и жилые дома - их крыши видны поодаль:
10.
Но самые, пожалуй, зрелищные здания Портовой - вот эти амбары 1910-х годов:
11.
Особенно если зайти туда, где весной 2023-м на нас просто поругались, а вот уже осенью, наверное, стали бы пытаться задержать.
12.
Портовый пейзаж. В просветах зданий справа - терминалы, суда, краны:
13.
И где-то здесь, не заметив устья Цемеса, мы перешли с Западной стороны на Восточную, с полуострова Абрау к подножью Маркотхского хребта. В конце Портовой - Дом моряка (1928):
14.
И жилая сталинка, видимо как-то связанная с заводом "Красный Двигатель", который начинался в 1899 году с мастерских "Мюллер и Лямпе", звучное название получил в 1927 году, а теперь его лет 10-15 как брошенная площадка ждёт застройки контейнерным терминалом.
15.
Где-то в его промзоне тихо зарождается Сухумское шоссе, лишь через несколько кварталов становящееся похожим на стержень Черноморского побережья. Вдоль него, от Портовой - направо, будем двигаться в следующей части, а пока что свернём налево - фактическим началом шоссе служит короткая и очень шумная Судостальская улица, пересекающая промзону насквозь. Её восточный конец отмечает готическая кирха (1908) из характерного местного камня, известного в народе как "дикарь":
16.
Красивее церкви - приходской дом во дворе. Немцы в Нойруссенбурге никогда не были многочисленны, но как и всюду в империи, играли заметную роль.
17.
А на другом, ближнем к центру конце Судостальской - армянская церковь Сурб-Григор (2001-08), одна из самых солидных на Черноморском побережье Кавказа. Хотя в целом в Нор-Сохакане, в ХХ веке утратившем греческую и еврейскую общины (см. прошлую часть), армяне куда менее заметны, чем в курортных городках.
18.
Ну а первыми хозяевами этих берегов, после того как по итогам Кавказской войны ушли в Турцию черкесские племена чебсином и натухаевцев, были и вовсе чехи. Самые настоящие, которым наверное даже доводилось от Йожина-с-бажин убегать. Ведь заселение опустевшего Кавказа шло ни шатко ни валко, и даже Новороссийскую станицу (см. 2-ю часть) на той стороне бухты укомплектовать получилось едва-едва. Демографический взрыв Российской империи, в конечном счёте разнёсший старый мир "до основанья, а затем...", ещё только намечался, а потому переселенцев
на Западный Кавказ царское правительство искало везде, где могло. Из Османской империи ехали греки и армяне, но порой инициативы приходили и с других сторон: например, из Вены, где настоятель православной церкви Михаил Раевский, прослышав о пустующих горах у тёплого моря
задумал переселить туда карпатских русин. Начальство Черноморского округа идею поддержало, хотя и урезав квоты с фантастических 500 до 30 тысяч переселенцев, а по факту откликнулось в Австро-Венгрии всего несколько сотен семей, причём в основном - не русинов, а чехов. В 1869 году очередной рейс колёсного парохода "Эльборус" привёз в Цемесскую бухту 270 чешских переселенцев, заложивших на левобережье Цемеса, у подножья Маркотхского хребта, два села с донельзя панславянскими названиями -
Кирилловка и Мефодиевка. Напрашивается мысль, что среди этих переселенцев был сын трактирщика
Фёдор Гейдук, первый агроном
Абрау-Дюрсо, но нет - тот в России жил с 1854 года, а на Кавказ впервые попал в 1867-м, так что если связь тут и была, то скорее - обратная. И в общем, пережив первую зиму, когда лютый норд-ост сносил их временные шалаши, чехи освоились на Кавказе, построили длинные хаты из самана и "дикаря", растили на продажу хмель и баклажаны... а потому буквально им под дверь пришла железная дорога.
19а.
Мефодиевка, в 1900 году вошедшая в черту Новороссийска официально, в ХХ веке превратилась в его по сути самый неблагополучный район, классическое мрачное завокзалье, куда несёт судовую гарь и пыль цементных заводов.
19.
Над армянской церковью нависает одинокий микрорайон, с верхних этажей которого как на ладони порт, но их жителей это радует вряд ли:
20.
А среди высоток можно найти, например, казармы казаков (1896), ныне ставшие школой:
21.
И приземистые домики начала ХХ века:
22.
В том числе - отмеченное башенкое 2-е Общественное собрание, позже Клуб имени Маркса, а ныне что-то упрятанное за забор:
23.
Чехи, и так порядком ассимилировавшиеся к началу ХХ века, в стремительно выросшей русской Мефодиевке рассеялись почти следа. У них, наверное, был какой-нибудь католический молельный дом, а новые жители завокзалья в 1893-м построили на пустыре деревянную часовню Всех Скорбящих Радости. Позже её сменил Троице-Скорбященский храм (1901-04), ровесник Успенской церкви из прошлой части, проделавший с ней буквально один исторический путь: оба закрыты в 1938 большевиками, вновь открыты в 1942 немцами и ими же закрыты в 1943 под предлогом большевистских обстрелов, а на деле - какой-то стукач доложил, что и без большевиков русские молятся за Победу. И лишь после войны судьбы церквей разошлись: Успенская осталась единственной в городе, а Троицкую снесли.
24а.
И - построили на её месте кинотеатр "Родина" (1961), в 1997 вновь переделанный в храм. Формально - временный, вот только стройке новой Троицкой церкви не видно конца, да и начало забылось.
24.
Между тем, стоит киноцерква на границе двух сред - ещё до железнодорожников к Мефодиевке присоседились то ли английские, то ли американские, то ли французские нефтяники. Ведь привёл их Герберт Тведль, который родился в Англии, но уехал за лучшей долей в Североамериканские Штаты. Там он запатентовал собственную технологию вакуумной перегонки нефти и в 1860-х реализовал её в Филадельфии, построив небольшой нефтезавод "Аладдин". Увы, проработавший не долго - то ли технология подвела, то ли бизнес-план, а в конце концов не сильно прибыльное предприятие и вовсе сгорело. Но вскричав "я разорён!", Тведль, прежде чем топиться, отправил письмо в Петербург своему недавнему гостю - Дмитрию Ивановичу Менделееву. Тот пригласил американца в Россию, и как следует поизучав Западный Кавказ, в 1879 году Тведль решил заняться разработкой месторождения близ станицы Ильской по ту сторону гор. Под это дело он купил огромный участок близ Новороссийска, проложил в горах нефтепровод длиной 68 километров, начал строительство на Цемесской бухте нефтеперегонного завода, а главное - нашёл инвесторов во Франции и в 1881 году учредил фирму "Русский Стандарт"... Из которой через 3 года благополучно вылетел - официально за ошибки при закладке месторождения, по слухам - за то, что работал "на себя", продавая керосин в обход конторы. А по факту скорее просто потому, что это капитализм: позже Тведль довольно быстро выиграл суд, но отсудить смог по меркам такого бизнеса копейки (точнее - около 20 млн. копеек) и снова отбыл за океан. Сделать из Новороссийска Второй Баку просто не хватило бы запасов, но всё же и на Чёрном море успел побурлить нефтяной бум, по итогам которого, через учреждённое в 1895 году Новороссийское Домовладельческого товарищество, "Русским Стандартом" завладели первые среди прочих акционеров Альфонс и Густав Ротшильды. Добычу уже в 1897 году они перенесли с Кубани в
Грозный, но как бы не важнее оказалось то, что приход железной дороги они встретили уже размеченными участками и готовой инфраструктурой. Начатый в 1891 году на деньги Ротшильдов и по проекту архитектора Сергея Гингера между Мефодиевкой, вокзалом и портом,
Новый город "Русский Стандарт", он же Французская колония и даже Ротшильдополис стал альтернативным центром Новороссийска. Современным районом консульств и торгпредств, банков и синематографов, уголком Старой Доброй Америки на противоположном конце Атлантического океана.
25а.
На карте он отлично читается теперь - вдоль параллельных железной дороге улиц Пролетарской (ранее Коммерческой), Тихоступа (Морской) и Элеваторной (Вокзальной) и перпендикулярных Пушкина, Робеспьера и Сакко и Ванцетти (Горной), в которую переходит Магистральная из центра. Почти весь - краснокирпичный и двухэтажный, как например вот это дом на Пролетарской (1910):
25.
Недавно взятый стараниями местных краеведов под государственную охрану, в мае прошлого года Стандарт приводили в порядок:
26.
Его дальняя часть впечатляет рядами длинных домов, не удивлюсь если с двухэтажными квартирами:
27.
Конечно, сейчас Стандарт уже не тот, из деловитого "города будущего" превратившись в разморенную южной жарой пыльную окраину.
28.
И всё же что-то пролетарско-американское тут есть и ныне, того и гляди встретишь Стэнли Ковальски:
29.
Кадры выше сняты на улице Тихоступа, которая ощущается главной на Стандарте. Ближе к Сакко и Ванцетти на ней примечателен раннесоветский дом Рабочего жилищно-строительного кооператива (1928):
30.
И особняк инженера
Александра Щенсновича, которого мы не единожды вспомнив ещё в этой и следующих частях:
31.
На доме его - вот такая табличка. Да и сам Авксентий Тихоступ - командир одной из частей, освобождавших в те дни город:
31а.
За улицей Сакко и Ванцетти, начинающей уходить на эстакаду Магистральной улицы - пожалуй, самое красивое на Стандарте здание почты (1911):
32.
Ещё какой-то домик на другой стороне эстакады, на фоне силосов с кадра №3:
33.
Под эстакаду же ныряет Элеваторная улица, изначально называвшаяся Вокзальной - именно к Стандарту "лицом" строилась станция Владикавказской железной дороги. Вдоль улицы тянется странная железобетонная стена, похожая на остатки крепости... коей, видимо, и являлась: в Первую Мировую французы решили на всякий случай обнести Новый город стеной, окончательно превращавшей его в подобие азиатских концессий... Но история распорядилась иначе, и даже нефтезавод был разрушен не Великой Отечественной войной, а Гражданской.
34.
До войны же в Ротшильдополе кипела жизнь. Вот в этом длинном здании (1895), например, располагался в 1897-98 годах ни много ни мало первый стационарный кинотеатр России - аттракцион "Живые картинки" рижанина Александра Гуцмана, где сеансами по 15 минут крутили первые кинозаписи вроде "Прибытия поезда". На первый раз народ в ужасе побежал из зала, на второй - недоверчиво послушал предупреждения, что всё абсолютно безопасно, а ещё через годик поскучнел - новых фильмов Гуцман не завозил, а старые всем надоели. Поэтому тогдашние синематографы были передвижными, а рижский предприниматель побежал впереди того самого паровоза.
35.
Элеваторная образует на карте хорошо заметную цепочку с улицами (по факту все они заворачивают, продолжаясь) Васенко и Мефодиевской, которую, наверное стоило пройти. Там есть, например, действующий с 1983 года
дом-музей Николая Островского, куда в 1927 году инвалид гражданской войны приехал поправить здоровье, а в итоге - женился на хозяйской дочери Раисе и написал на украинском языке свою первую "Повесть о котовцах", позже утерянную почтой (говорят - не случайно: политотделу одесской редакции не понравилось, как он изобразил Польский поход Красной Армии). Ещё дальше, на Мефодиевской, 99, вроде как сохранился аутентичный чешский дом из "дикаря", ныне ставший сараем (
фото есть здесь). Но мы дошли лишь до исторической конторы элеватора, по виду - 1920-х годов:
36.
А сами элеваторы над улицей имени себя буквально застят небо:
37.
38.
Лучше взглянем на них с эстакады. Столбчатый возведён в 1960-х, угловатый сдан в 1984 году, а блестящих силосов перед ним ещё не было в мой первый приезд в 2009-м. Но интересен нам краснокирпичный Старый элеватор (1893) - пожалуй, главный архитектурный памятник Новороссийска.
39.
И - самый ценный актив "Общества Владикавказской железной дороги": достаточно сказать, что спроектировал его лично президент этого общества (с 1884 года) инженер Станислав Ипполитович Кербедз, а воплощал уже знакомый нам Александр Щенснович. Оба, что характерно, поляки, да и третий отец технического чуда-на-Цемесе был из обрусевшего польского рода: электротехник Михаил Доливо-Добровольский изобрёл 3-фазный электрогенератор, впервые запущенный в промышленную эксплуатацию здесь.
39а.
То, что они в Новороссийские построили, столь колоссально, что вблизи просто в кадр не взять. Длина элеватора - 160 метров, а если поставить его 364 шестигранных силоса один на другой, получится 8-километровая башня. В нём без малого 10 миллионов кирпичей ("малое" - это 350 тыс.) и целые реки цемента с заводов на Восточной стороне. С ёмкостью до 45 тысяч тонн элеватор ВлЖД стал крупнейшим в Европе, и как обычно пишут - вторым в мире после чикагского.
Англовики, впрочем, какие-то выдающиеся элеваторы в Чикаго неизвестны (
их мировой "столицей" считается Буффало)... как и что-либо сопоставимого масштаба, построенное раньше, чем новороссийский гигант. Всё это отдельно впечатляет, если учесть, что первый элеватор в России был построен всего 5 годами ранее, в 1888-м, тогда как в Штатах (а следовательно и в мире) - в 1843-м. Гигант был ещё и беспрецедентно для своих времён автоматизирован, эстакада с него вела прямо в порт, и в общем на экспорт по Владикавказской железной дороге его проходило 2/3 зерна. Дважды элеватор опустошался - белыми накануне бегства в 1920-м (см. вторую часть) и немцами, которые сочли, что им нужнее цитадель, державшая всю бухту под прицелом. Но цитадель эту в сентябре 1943 стремительно захватил отряд десантников Александра Райкунова, чем здорово
дезорганизовал в Новороссийске всю оборону вермахта.
40.
У подножья элеватора по улице Жуковского (противолежит Элеваторной за промзоной), судя по старому фото - та самая электростанция с генератором Доливо-Добровольского. Теперь в ней клуб и всякие службы Новороссийского хлебокомбината:
41.
А с проходящего над промзоной пешеходного виадука (на другом конце которого, куда я не дошёл - школа и ДК 1910-х) по крайней мере 15 лет назад была отлично видна мельничная башня.
42. 2009
В тени элеватора робко примостился вокзал, в 1913-14 годах впервые возведённый в камне:
43а.
Нынешний отстроен в 1947 году с элементами разрушенного войной предшественника:
43. 2009
С него ходят поезда в пол-страны, до Мурманска, Воркуты, Приобья и Челябинска, не говоря уж про Москву. И прибытие поезда - единственное, что нарушает пыльную тишину крошечной площади в недрах промзоны. Таксисты слетаются, словно чайки на косяк хамсы - ведь немалая часть пассажиров тут едут дальше до Геленджика и других курортов побережья. Но анчоусом быть не надо: в Геленджик пассажиров ждёт автобус по заполнению, а в центр можно доехать троллейбусом, особенно - если дойти за виадук к Магистральной улице.
44.
А на краю площади можно различить скромный обелиск со странно надбитыми углами. Думаю, после всего показанного выше совсем не стоит удивляться тому, что в начале ХХ века Новороссийск был самым "красным" городом Юга. Чуть успешнее Новороссийской республики 1905 года (см. прошлую часть) стала Черноморская советская республика, провозглашенная в марте 1918 года под началом весьма загадочного Абрама Рубина - он был не из здешних рабочих, а кем и откуда - толком и не знает теперь никто. В мае ЧСР объединилась с Кубанской советской республикой, а к концу лета 1918 года ту и другую разбили деникинцы, при этом устроив резню в красном порту. Скромный обелиск у вокзала поставили в 1936 году память о двух сотнях железнодорожных рабочих, убитых белыми в августе 1918 года. Вскоре он стал памятником двум войнам - выбоины на нём оставлены Великой Отечественной:
45.
Вокруг - бескрайняя промзона: не припомню больше крупных городов, где вокзал располагался бы хотя и не на выселках, но столь труднодоступно.
46.
Так что лучше полюбуемся Новороссийском из вагонного окна. Аэропорта тут нет (хотя он был в 1969-86 годах в Мысхако, а по факту до 2022 года аэропортами служили Геленджик и Анапа), но поезд в Цемдолине набирает высоту стремительно. Слева (или справа, если едешь в город) открывается её панорама с плавнями Цемесской рощи на дне, далёкими микрорайонам на Анапском шоссе (два пути во внешний мир ведут по разным бортам Цемдолины) и лесистыми хребтами
Абрау:
47.
С другой стороны можно увидеть неимовёрно далёкий от центра жилгородок (1928-30) и цеха цементного завода "Победа Октября" в посёлке Гейдук, замыкающем цепочку Мефодиевки и Кирилловки:
48.
Тем не менее, основан завод был в 1912 году, о чём напоминает старый дом какой-нибудь конторы или инженерских квартир у железной дороги:
49.
Простор внизу всё более необозримый - столь же величественные, и при этом обжитые виды я припомню разве что на
"магистральной" Кругобайкалке:
50.
Дальше начинаются Новороссийские тоннели - Малый (360м) и Большой (1590м), которые я хорошо запомнил в 2009-м: медленный ход и редкие гулкие удары колёс, похожие на удары молота. С тех пор и колёса перестали стучать, и тоннели в 2005-10 годах прокопали новые: опять же Малый (525м) и Большой (1674м), которые поезд минует деловито. За ними, в 15 километрах от города, встречает станция Тоннельная в посёлке Верхнебаканский (7,7 тыс. жителей), который начинался в 1862 как станица. И в войнах он был ключом от Новороссийска...
51.
...а в мирное (для этих мест) время превратился в ключ от
Анапы - добрая половина вагона выходит здесь в самом начале долгой стоянки.
51а.
Вернёмся по Анапскому шоссе через перевал Волчьи Ворота, увенчанный похожей на шприц телебашней (1986-96, 261м), о которой я подробнее рассказывал в первой части.
52. 2009
А вот панорама Маркотхского хребта с дороги в Абрау-Дюрсо:
53.
Зерновая промзона Мефодиевки отсюда сливается с цементной промзоной Восточной стороны, и с этого угла лучше видны уступа покрывающих Маркотхский хребет мергельных карьеров:
54.
О Восточной стороне до самой Кабардинки - в следующей, последней части.
ЧЕРНОМОРСКОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ КАВКАЗА (2023-24)
Южные моря-2023. От Анапы до Адлера, а потому в Приазовье.
Абхазия-2024. И подход к ней вдоль побережья.
По ту сторону курортов. Общее о ЧПК.
Полуостров Абрау
Анапа. На руинах Горгиппии.
Анапа. Окраины, Сукко, Большой Утриш.
Абрау-Дюрсо.
Новороссийск. "Кутузов" и окрестности.
Новороссийск. Набережная и Малая Земля.
Новороссийск. Центр и утраты.
Побережье
Новороссийск. От порта до станции.
Новороссийск. Восточная сторона.
Геленджик.
Кабардинка, Джанхот, Прасковеевка.
Жане и её дольмены.
Архипо-Осиповка.
Джубга и Тенгинка
Агуй-Шапсуг и судьба черкесов.
Туапсе и окрестности.
Большой Сочи - будет позже.