Владивосток. Часть 0: список кораблей

Mar 06, 2019 19:54



На материковых берегах Дальнего Востока удивительно замороченная топонимика. Среди тяжёлых советских (Дальнегорск) названий, экзотических маньчжурских (Пидан), привычных русских (показанное в прошлой части Ванино) и пропахших морем именных (Де-Кастри) попадаются порой и такие, которые не записать ни в одну очевидную логику. На Японском море мирно соседствуют Диомид, Аякс и Паллада, Джигит, Гайдамак и Разбойник, Аскольд и Варяг, Нарва и Новик, Ольга и Анна, Тунгус и Маньчжур... Всё это - имена кораблей, с которых полторы сотни лет назад русские люди впервые разглядели за туманом эти берега. Вплоть до постройки Транссиба Дальний Восток развивался как типичная заморская колония, так что и рассказ о Владивостоке уместно начать с судов, коими кишат его бесконечные бухты.

Владивосток часто сравнивают с Севастополем, и хотя на мой взгляд города эти совсем не похожи, у истоков "нашенского" была Крымская война. Ведь против России тогда выступили две крупнейшие морские державы, и с моря англичане и французы атаковали русские берега от Соловецких островов до Камчатки. Военные посты, основанные на Сахалине парой лет ранее, пришлось эвакуировать, но русскую эскадру заранее спас Геннадий Невельской: в отличие от англичан, мы уже знали, что Сахалин - остров. По Татарскому проливу англичане и французы преследовали русские корабли в полной уверенности, что вот-вот запрут их на мелководье. Но эскадра словно в пучине скрылась, усомниться в выводах Лаперуза европейцы не решились, и потому в поисках недобитого врага обыскали весь Дальний Восток южнее Сахалина. На самом юге они нашли причудливый узор мысов, островов и бухт, известный китайцам как Хайшаньвэй - Залив Трепанга. Первыми в нём судами после китайских джонок стали фрегат "Винчестер" и пароход "Барракуда", название же англичане предпочли дать своё - Порт-Мэй. В 1859 году те же места открыла для себя уже Россия в лице корвета "Америка" и сибирского генерал-губернатора Николая Муравьёва-Амурского на его борту. Китай официально тогда уступил эти земли России, а потерпевшая на Чёрном море крах мечта овладеть Константинополем обернулась тем, что на российской карте появились свои Золотой Рог и Босфор Восточный. В следующую же навигацию туда вернулся транспорт "Маньчжур" с отрядом военных строителей, и роль, что готовил Муравьёв-Амурский заложенному в 1860 году посту на Золотом Роге, была понятна из его названия - Владивосток. Вот судно, родившее этот город, в одном из его музеев:

1а.


Владивостокский порт становился крупнейшим в стране в 1920-е и 1940-е годы, когда европейская инфраструктура была разрушена мировыми войнами. Но сейчас с грузооборотом в 21 миллион тонн он даже на Дальнем Востоке лишь третий после Находки (94 млн.) и Ванино (30 млн.) и где-то в одном ряду с западным портами типа Вентспилса, Таллина или Одессы. Однако ни один портовый город бывшего СССР не сравнится с Владивостоком зрелищностью. В Находке и Восточном, в Клайпеде и Новороссийске - погрузочно-разгрузочные работы, а в бухточках Города Нашенского - жизнь! Здесь никогда не угадать, что увидишь за следующим мысом - крейсер или плавбазу, контейнеровоз или парусник:

2.


Тем более что парусников во Владивостоке базируется целых два - чёрная "Паллада" и белая "Надежда": первая принадлежит Дальрыбвтузу, а вторая - местному МГУ, где "М" значит вовсе не Москву, а море. Вообще, не вполне очевидно, что СССР к концу своего существования обладал лучшим в мире парусным флотом, и наверное, где-то в закромах Адмиралтейства лежит пожелтевшая инструкция об использовании парусников в случае ядерной войны и перебоев с топливом. Но формально все они были (и остаются) учебными кораблями различных вузов, а фактически - красуются на праздниках, участвуют в международных регатах и ходят по морям и океанами с культурным миссиями и круизами. Застать любой из этих них в родном порту - удача. И если "Седов" с Дальнего Запада - крупнейший в мире парусник 21 века (водоизмещение 7320 тонн - больше, чем у "Фархутдинова"!), то "Паллада" с Дальнего Востока - самое быстрое из крупных парусных судов: как-то она сумела разогнаться почти до 19 узлов (36 км/ч), что и не каждому мотору под силу.

3.


А в 2007 году "Паллада" совершила кругосветное путешествие - как и её прототип, легендарный фрегат "Паллада", увековеченный Иваном Гончаровым (покинувшем борт на охотских берегах) и вскоре выведенный из строя англичанами в той самой погоне по Татарскому проливу. От преследователей старая "Паллада" спаслась в нынешней Советской Гавани, но починить её возможности не было, а значит оставалось только затопить. Новую "Палладу" построили в 1989 году в Гданьске, как и "Надежду" в 1991-м, и в отличие от многих других советских парусников, успевших покочевать из порта в порт, они с самого начала предназначались для Владивостока. "Надежда" мне так и не попалась на глаза, а вот "Паллада" маячила на рейдах весь сентябрь. Оба парусника - одного проекта, "Надежда" на считанные метры и тонны крупнее. "Паллада" впечатляет масштабом: 109 метров длины, 2284 тонны водоизмещения, 2771 квадратных метр площади парусов на 50-метровых металлических мачтах. Теоретически, у "Паллады" есть мотор - но он выполняет роль скорее встроенного буксира, даже трубы снаружи не видать:

4.


Увы, ни разу "Паллада" не показалась нам с поднятыми парусами, но и со спущенными она потрясающе красива. Вдвойне - на фоне Русского моста:

5.


Напротив вокзала болтался катер береговой охраны:

6.


А в одной из бухт вдруг обнаружился собственной персоной Тихоокеанский флот.
Первыми русскими судами в тихоокеанских морях была пара кочей, которые срубили казаки Ивана Москвитина в 1640 году - лишь дойдя "встречь солнцу" к рассветному берегу, русский человек понял, что и по морю здесь надо продолжать путь. С 1710-х годов в Охотске, тогда главном восточном порте России, строились небольшие боевые суда современного типа, к 1731 году скопившиеся в Охотскую военную флотилию. Впрочем, фактически это была просто совокупность транспортных и сторожевых судов, строившихся на частные деньги и обслуживавших интересы заказчиков - будь то Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга, рейсы Русско-Американской компании или налёт Хвостова и Давыдова на японские фактории Курил. В 1849 флотилия перебазировалась в Петропавловск-Камчатский, стала Тихоокеанской и несколько лет спустя приняла свой первый бой, да не с туркою каким-нибудь, а с Англией Владычицей Морей. Взять Петропавловск силой англо-фрацнузская эскадра тогда не смогла, но Россия всё же проиграла "по очкам" - с берегов Камчатки посты так же были эвакуированы, а теперь уже Сибирская флотилия переместилась в Николаевск-на-Амуре. В 1871 её домом стал Владивосток, а в 1898 - и вовсе Порт-Артур на Жёлтом море, арендованный у Китая. Но что история русского Порт-Артура была недолгой и кончилась трагически - все мы знаем. И пусть "Варяг" японцы подняли со дна, отремонтировали и назвали "Соя", на Тихом океане у России появилось своё нарицательное имя героизма. Владивосток же во время русско-японской войны время стремительно запасался субмаринами, наряду с балтийской Либавой став родиной подводного флота России. . Сюда же вернулся флот с потерей Порт-Артура, но не пережил Первой Мировой (например, крейсер "Жемчуг" тогда был потоплен немцами близ Пенанга) и Гражданской, когда во время интервенции, затянувшейся до 1922 года, с согласия белых многие корабли достались Антанте. Второй крейсер, флагман "Аскольд", советам вернули (вернее, Советы выкупили) в таком состоянии, что оставалось его лишь пустить на слом. В 1926 году эскадра была упразднёна официально, оставшиеся небольшие корабли стали частью береговой охраны. За возрождение былого взялись лишь в 1930-х годах, и в 1935 военно-морские силы России на Дальнем Востоке впервые официально стали называться Тихоокеанский флот. Не потрёпанный Великой Отечественной войной, исправно модернизировавшийся и пополнявшийся кораблями всех рангов, к концу советской эпохи ТОФ был по-настоящему грозен, и по своему камчатскому детству я хорошо помню тёмные силуэты двух крейсеров в блестящем, как расплавленный металл, закатном океане.

7.


Теперь их скорее всего уже нет: рок 1990-е накрыл ТОФ, как и весь Дальний Восток, особенно сокрушительно. Флот тогда понёс потери, достойные большие войны: оба авианесущих крейсера "Новороссийск" и "Минск" (родичи "Адмирала Кузнецова"), тяжёлый ядерный крейсер "Адмирал Лазарев" (родич "Петра Великого"), все океанские десантные корабли и большие противолодочные корабли, большая часть подводных лодок и вспомогательных судов. Всё это не разделили по-братски с ново-независимой страной, а разделали на металл у индустриально-развитых соседей. Военные моряки в иные сезоны натурально голодали, а о дедовщине на тихоокеанских кораблях слагали легенды за тысячи километров от Приморья. К концу 2000-х Тихоокеанский флот де-факто перестал быть океанским. Сейчас его возрождение идёт, из 4 флотов России ТОФ существенно уступает Северному, но за счёт атомных подводных лодок столь же уверенно превосходит Чёрноморский и Балтийский флоты. Что ещё хуже - без учёта ядерного оружия, ТОФ выходит ещё и самым слабым флотом региона: Китай, Япония и Корея входят в десятку мощнейших военно-морских держав, вот только мощь их не растянута на десять тысяч километров до преддверий Атлатнтики. У нынешнего ТОФ три базы: Вилючинск на Камчатке (там атомные подводные лодки), Фокино в Приморье и - сам Владивосток, где располагается штаб. Причём кадр выше был снят где-то на окраине, а вот флагман стоит в самом центре города, между вокзалом и главной прогулочной набережной, по соседству с музейной подлодкой на берегу:

8.


Открывает военный 33-й причал плавгоспиталь "Иртыш", спущенный на воду в 1989 году в польском Щецине. Всего таких построено 4 - ещё черноморский "Енисей", северная "Обь" и балтийская "Свирь". "Иртыш" долгое время стоял как просто часть пейзажа, но недавно прошёл модернизацию и на учения теперь вместе с боевыми кораблями ходит исправно. Изнутри он показан, например, здесь.

9.


За небольшим пробелом, где до разгрома при Беловежской Пуще стояли и другие корабли, виден эсминец "Быстрый", построенный в Ленинграде в 1989 году. Сейчас он на Дальнем Востоке второй после флагмана - ещё два таких корабля ("Безбоязненных" и "Бурный") с 1999 и 2005 годов живут в доках "Дальзавода" на вялотекущем ремонте. Из 21 эсминца этого проекта в строю осталось 7 - три у России (на всех флотах, кроме Черноморского, причём в Балтийском флоте это флагман) и 4 у Китая.

10.


При внушительном размере (145 метров длины), эти корабли относительно лёгкие (7904 тонн водоизмещения). Для своего времени они имели паритет с американскими аналогами и на голову превосходили любые другие. Но в Штатах с тех пор вышли в море эсминцы нового поколения "Арли-Бёрк", превосходящие "Быстрого" почти по всем параметрам. Кроме одного: у этих кораблей самая мощная в современном военно-морских силах артиллерия, сравнимая с линкорами Второй Мировой.

11.


Не знаю точно, какому из двух кораблей принадлежит вот это орудие:

12.


Но рядом с быстрым стоит "Варяг" - флагман Тихоокеанского флота и один из последних русских крейсеров:

13.


Собственно, после падения авианесущих "Кречетов" и атомных "Орланов", от которых остались лишь "Адмирал Кузнецов" и "Пётр Великий" на Северном флоте, самыми мощными кораблями других русских флотов остались именно "Атланты", строившиеся в 1980-х годах в Николаеве, на заводе имени 61 Коммунара. Из 4 кораблей ("Маршал Устинов" на Севере, "Москва" и "Украина" на Чёрном море, и "Варяг" здесь) 3 в строю и 2 флагманы. Более того, я сам ещё и видел 3 таких корабля, кроме "Устинова" - как действующую "Москву" в Севастополе, так и печальную "Украину", догнивающую в 95%-й готовности у стапеля в Николаеве. "Червонной Украиной" первоначально назывался и "Варяг", и под таким названием, видимо в память об украинских переселенцах, прибыл в 1989 году на Дальний Восток. Первоначально он базировался на Камчатке, но к середине 1990-х оказался крупнейшим уцелевшим кораблём ТОФ, и в 1995-м, получив новое название, переместился во Владивосток, став флагманом.

14.


Это по-настоящему грозная машина: "Атланты" разрабатывались как "убийцы авианосцев" с облегчённым оборонительным оружием, но чудовищной ударной мощью. На "Варяге" есть противолодочные реактивные бомбомёты РБУ-6000, торпедные аппараты и вертолёт, противовоздушные ракетные "Оса-МА", С-300 и скорострельная пушка АК-630 (также может поражать ракеты, мины и небольшие суда), а для крупных целей - двухорудийная АК-130 с дальностью до 24 километров и скорострельностью до 1,5 выстрелов в секунду (!). Но главное орудие "Варяга" - вот эти парные трубы в носовой части, хорошо заметные на кадре выше. В них - 16 противокорабельных ракет "Вулкан", которые летят по сложной траектории у поверхности воды со скоростью 2,5 тысячи км/ч и несут по полтонны взрывчатки - даже в неядерном варианте (а можно и в ядерном, с боеголовками по 350 килотонн!) бортового залпа хватит, чтобы пустить ко дну авианосец.

15.


16.


Над трубой "Варяга" всё время курится дымок - на крейсере живёт команда, а это полтысячи человек, больше, чем в иной многоэтажке. Вместе с экипажами других кораблей фактически на военном 33-м причале располагается целый жилой район со своей котельной.

17.


А совсем рядом - "Красный Вымпел", спущенный на воду в 1910 году. В отличие от севастопольской "Коммуны", которая ещё старше, но пока в строю, это музей. Флагман и патриарх:

18.


Ещё пара кораблей ТОФ попали мне в кадр выше по бухте, у причалов судоремонтного "Дальзавода". Вот например средний разведывательный корабль "Курилы" (1987) - 7 таких кораблей было построено в 1980-е годы в Гданьске, и что удивительно - они все в строю.

19.


А вот огромный (211м в длину, почти 24 тыс. тонн водоизмещения) корабль измерительного комплекса "Маршал Крылов", построенный в 1982-90 годах в Ленинграде. Группа из 7 таких кораблей "вела" на испытаниях ракеты, в том числе межконтинентальные, запускавшиеся из Белого моря по Камчатке. На Камчатке "Крылов", последний среди них уцелевший, и базируется, но в те месяцы он как раз заканчивал модернизацию на "Дальзаводе":

20.


Но вернёмся к 33-му причалу. С другой стороны его - маленький морвокзальчик, где есть, однако, и "аэропортовский" досмотр на выходе, и камера хранения (дешевле вокзальной), и дверь из небольшого зала ожидания на причал, в обнесённый сеткой накопитель, который открывают лишь перед началом посадки. Морвокзал обслуживает три пригородных линии:

21.


Катер "Пассат" курсирует на полуостров Песчаный - это за Амурским заливом, на западе почти напротив Владивостока. Такие катера безымянной серии №1438 более характерны для Чёрного моря, где их с конца 1970-х строила верфь под Одессой. В Севастополе они служат полноценным городским транспортом, на несколько катеров этой серии попали и во Владивосток. Спущенный на воду в 1984 году "Пассат" - последний здесь уцелевший:

22.


Так что теперь на всех трёх линиях - разные суда. Катамаран "Москва" принадлежит проекту CD342 совместной российско-австралийской (!) разработки. 8 таких катеров были построены с 1997 года в Гонконге, а ещё 3 заложили во Владивостоке к саммиту АТЭС-2012. Однако в срок успели построить только один: "Владивосток" и "Санкт-Петербург" потонули в бюрократии, исках, тяжбах и неустойках и так стоят до сих пор на верфях, а вот "Москва" после саммита стала возить пассажиров.

23.


Да не куда-нибудь, а на острова - ведь к Владивостоку прилагается целый домашний архипелаг Императрицы Евгении! Утренняя посадка на острове Попова:

24.


В общем-то приятная посудина: скорость развивает до 50 км/ч, а на борт может взять до 425 (!) человек. Снаружи катер выглядит маленьким, но салон его просто бескрайний:

25.


Третья линия связует Владивосток со Славянкой - центром Хасанского района, вытянувшегося на юг к границе КНДР.  Катер туда идёт полтора часа, а автобус в обход Амурского залива - все 4. Один минус - действует эта линия только летом, и мы успели доехать до Славянки в последний рейс 2018 года:

26.


О "Лотосе" я сумел нагуглить лишь то, что он был построен в Японии и во Владивосток попал, видимо, хорошенько б/у.

27.


Носится он немногим быстрее "Москвы", но комфортом и вместимостью ей проигрывает. Две палубы в сумме чуть больше автобуса, а на верхнюю билет немного дороже:

28.


Палуба "Лотоса". Все рейсы с морвокзала - либо на острова, либо за Амурский залив. А вот через Уссурийский залив, омывающий Владик с востока, в стоящие за ним Большой Камень и Фокино, рейсов почему-то нет.

29.


Вот плавсредство из прошлого, которое сфотографировал мой отец в 2009 году. Суша на заднем плане - это остров Русский, а у левого края кадра видно, как строится Русский мост. До моста же связь Владивостока с самым близким и самым людным из островов обеспечивали вот такие вот частные автопаромы по заполнению. Скорлупковый вид пусть не пугает - это списанная танкодесантная баржа, а на такой в 1960-м году не по своей воле пересекли Тихий океан четверо солдат с Итурупа...

30. 2009


Но не был бы, конечно же, Владивосток - Владивостоком, если бы его пассажирская навигация ограничивалась пригородными катерами. По соседству с маленьким морвокзалом есть и большой, а заходящие порой на него лайнеры - ещё больше:

31. 2009


32.


При нас лайнеры в Золотом Роге не появлялись, но вот у морвокзала вполне рейсовое судно, курсирующее из Владивостока в корейский Тонхэ и японский Сакаиминато.

33.


У морвокзала, внезапно, другой гость из Кореи - корабль береговой охраны, уж не знаю, какими судьбами попавший на чужие берега:

34.


Ещё по Золотому Рогу снуют прогулочные катера - не так обильно, как по Севастопольской бухте, но достаточно, чтоб замечать их то и дело:

35.


36.


37.


Всем известно, что Дальний Восток - самый автомобилизированный регион России. Менее очевидно то, что и яхт на душу населения здесь много как нигде в нашей континентальной стране:

38.


А на яхтенной корме можно с равной вероятностью увидеть и бодрых пенсионеров:

39.


И длинноногих цып:

40.


Где они все базируются, правда, я так и не понял - облазав большую часть города, марин до горизонта я не видел:

41.


42.


43.


А в общем чего только нет в этом порту! Какие-то плашкоуты:

44.


Ядовито-красное противопожарное судно:

45.


Небольшой автопаром из Японии с грузом несвежих праворулек:

46.


И конечно, какой же Дальний Восток без промысловых судов! Вот например траулер "Иван Калинин" из Совгавани:

47.


Или - рефрижератор "Влад Орион", собирающий у траулеров улов и везущий в порт на переработку.
Впрочем, краса и гордость нашего рыбфлота - плавбазы. То есть - целые плавучие рыбзаводы, которые сами ничего не ловят, но принимают улов с траулеров и сейнеров и тут же перерабатывают его, выдавая до сотен тонн продукции в сутки. Когда в магазине вы видите консервы с шильдиком "сделано в море" - это как-раз таки продукция плавбаз. Суда проекта "Содружество" (1988-89) грандиозны: 179 метров длины, 45 метров высоты и 32 тысячи тонн водоизмещения - втрое больше, чем у "Варяга" и всего в 2-3 раза меньше, чем у авианосцев. Экипаж плавбазы - более 800 человек, причём работают на ней и мужчины, и женщины. Зарплаты там приличные, рейс длится год, и особый дальневосточный приём - это уйти на плавбазу всей семьёй, оставив квартиру под сдачу: возвращается такая семья богатой. Из трёх плавбаз ныне осталось две: "Содружество" зимой 2010-11 годов была зажата льдами, из которых её вытащили лишь через месяц, после чего повреждённое судно продали на слом в счёт затрат на спасение. А вот "Пётр Житников" и "Всеволод Сибирцев" по-прежнему в строю, и именно с последнего - знакомые всякому жителю столиц консервы "Доброфлот". Но увидеть плавбазу не так-то просто - по 9 месяцев в году они проводят где-то на севере Охотского моря, и лишь весной приходят в Владивосток на ремонт. Однако прямо сейчас, примерно до мая, "Сибирцев" во Владивостоке, и даже экскурсии на него, как потеплеет, обещают водить.

48.


А вот "Новоуральск" и "Профессор Кагановский" - это научные суда ТИНРО, мониторящие состояние рыбных ресурсов:

49.


Но всё показанное выше слабо влияет на грузооборот, а торговые суда в порту Владивостока действительно не выделяются среди промысловых, пассажирских и военных.

50.


Украшающая многие из них надпись "FESCO" - это не турецкая шапочка на языке удаффа, а очередная аббревиатура: "Far East Ship Company", Дальневосточное морское пароходство, и стоит ли говорить, что во Владивостоке находится его штаб-квартира. Маршруты же пролегают по всему Дальнему Востоку, и я неизменно радовался, видя объявления в духе "Доставим ваши грузы на Камчатку, Курилы, Командоры". Первое судно с местным логотипом мы видели с борта "Фархутдинова" у сахалинских берегов. Равно как и суда с логотипом SASCO из Холмска - в бухтах Владивостока нередкий гость.

51.


Контейнеровозы, сухогрузы, автомобилевозы, танкеры, балкеры, ролкеры. FESCO, SASCO, что-то иероглифами. Кипр, Либерия, Филиппины, Панама - "дешёвые флаги" на судах, ни разу возможно и не заходивших в эти страны. Айфоны из Китая, бананы из Эквадора, автомобили из Японии, шмотки из Бангладеш, медные концентраты из Чили. Заказчики в Лос-Анджелесе, Сиэтле, Антофагасте, Сиднее, Джакарте, Пусане.

52.


Здесь хорошо понимаешь, что значит - Мировой океан.

53.


Самые большие суда даже не заходят во владивостокский порт, где под них не найдётся причала, а лишь бункеруются на его рейде.

54.


Где контейнеровоз, а где остров?

55.


Уходит вдаль широкая дорога,
Окутал сопки утренний туман
И снова бухта Золотого Рога
Нас провожает в Тихий океан.

Здесь в боевые становясь порядки
Сражались пехотинец и матрос.
Мы помним Петропавловск-на-Камчатке,
Геройский Электрический утёс.

Здесь интервентов начисто сметая
В грозе атак японцев били мы.
Здесь помогли великому Китаю
Отбросить цепи вековечной тьмы.

Шли моряки - чем дальше, тем быстрее
В грозе атак не дрогнул ни один
Здесь брали с боем братскую Корею,
Освобождали Южный Сахалин.

Чтоб никому вовеки не пытаться
На нашу землю вновь идти войной
Стоят на вахте тихоокеанцы,
Наш флаг высоко реет над волной...

56.


ДАЛЬНИЙ ВОСТОК-2018
Сахалин и Курилы. Обзор поездки и оглавление №1.
Приморье и Приамурье. Обзор поездки и Оглавление №2.
Дальневосточная кухня (и колорит). Морепродукты.
Дальневосточная кухня (и колорит). Дикоросы и импорт.
Сахалин - см. оглавление №1.
Курилы - см. оглавление №2.
Владивосток
Суда Владивостока.
Виды с моря и сопок.
Широта крымская, долгота колымская. Общий колорит.
Вокзал и набережная.
Светланка.
Центр - запад.
Центр - восток.
Миллионка и Японский квартал.
Эгершельд.
Луговая и Чуркин.
За Первой речкой.
Владивостокская крепость. Музейное.
Владивостокская крепость. Руинное.
Остров Русский. Кампус.
Остров Русский. Дальняя часть.
Остров Попова.
Приморье
Общее о регионе.
Живой мир Приморья. Океанариум.
Живой мир Приморья. Сафари-парк.
Хасанский район. Славянка.
Хасанский район. Мыс Гамова.
Хасанский район. Краскино и Хасан.
Большой Камень.
Находка и Врангель.
Чистоводное.
Кавалерово и Ольга.
Дальнегорск и Рудная Пристань.
Уссурийск. Общий колорит.
Уссурийск. Центр.
Уссурийск. Разное.
Уссурийск. Утёсное.
Спасск-Дальний.
Приамурье
Хабаровск. Общий колорит.
Хабаровск. Амурский утёс.
Хабаровск. Улица Муравьёва-Амурского.
Хабаровск. Дома и улицы.
Хабаровск. Мост и База КАФ.
Биробиджан.
Благовещенск. Набережная Амура.
Благовещенск. Старый город.
Благовещенск. Промзона Зеи.
Благовещенск. Окраины.
Приграничный Китай
Фуюань. По Амуру на "Полесье".
Фуаюнь. Китайцы у себя дома.
Фуюань. Город.
Фуюань. Площадь Солнца.

Приморский край, дорожное, переправы, Владивосток, Дальний Восток, транспорт, суда и корабли, морской транспорт

Previous post Next post
Up