Агуй-Шапсуг. О чём скорбят черкесы?

Dec 29, 2023 13:19



Главными героями уходящего года в моём журнале были черкесы (адыги), или вернее то, что осталось от этого древнего народа на Западном Кавказе. В прошлой части я завершил долгий рассказ про Таганрог, но тематически прошлые части - про Кабарду, Майкоп, Хаджох, Армавир... Вместо эпилога заглянем в Агой-Шапсуг (1,9 тыс. жителей) близ Туапсе - один из нескольких черкесских аулов над курортным побережьем. Но больше сегодняшний рассказ - о черкесах в целом и их трагедии, весьма актуальной и ныне.

На Западе, слышал, считают теперь, будто античной философии эллинов научили африканцы. Ну а мне покою не даёт мысль о том, скольким мир обязан древним жителям зелёных гор от Босфора до Кавказа. С одной стороны от них стоял Урук, 3000 лет единственный мегаполис планеты, а с другой завелись варвары-индоевропейцы. От первых к горцам майкопской культуры проник гончарный круг, а вторые (те же майкопцы или ямная культура) переделали его в колесо да разъехались по планете. Позже, когда Египетские Пирамиды были современной архитектурой, в Малой Азии жили хатты, причём - в государстве с каменными стенами городов и бронзовой металлургией. Более известны хетты, и это не совпадение: подобно нашим современникам туркам, которые взяли Второй Рим и объявили себя румеями, индоевропейцы, покорив Хаттусу, не разрушили, а возглавили её. Итогом тому стало железо, освоенное хеттами около 3200 лет назад и вскоре опять изменившее мир. В Евразии наступил век индоевропейцев, но что почерпнули они у пра-адыгов, как бритты и саксы у римлян? От хаттского мира уцелела окраина - глухие, как джунгли Сайгона, леса Западного Кавказа, куда не было хода чужакам. Там жили, кочевали, враждовали десятки адыгских племён, к которым в третий раз индоевропейцы подошли уже как высокая цивилизация.




На северо-восточных берегах Понта греки нашли дюжину племён, которых сочли потомками пеласгов, живших в Элладе до них. По названиям часть из них явные иранцы, но не только: керкеты и зихи - не черкесы ли и адыги? Общее для всех слово меоты обозначало скорее образ жизни на полпути от кочевого к оседлому, от первобытности к государственности: в греческих хрониках фигурируют меотские землепашцы, скептухи (вожди набегов) и даже цари, которых могло быть по несколько у каждого племени. Меотская элита разъезжала на конях с яркой сбруей:

2.


Они охотно торговали ценным деревом, конями, руном... в том числе золотым, собирая крупинки благородного металла на притопленную у быстрины шкуру.

3


Иные рассудили - зачем покупать то, что можно взять силой? Жизнь под Кавказом уже тогда стала немыслима без страха набегов. И никто не скажет теперь, чем добыты эти вещи из курганов - меною или мечом.




Равнинные племена эллинизировались, а затем стали добычей сарматов. Греки за проливом покорились римлянам. Римляне отчаянно воевали с аланами и готами. Новый порыв степного ветра принёс гуннов... А Кавказ стоял, и дебри его оставались всё так же непроходимы и непроглядны. По виду одежд и украшений в музеях сложно понять, какая на дворе эра. Вот - 9й век:

4


Жителей взморья тогда уже называли зихи (у греков) или джукеби (у грузин), глубинных горцев - папаги, а людей из предгорий - касоги. В том числе на Руси, где они были не менее заметны, чем кавказцы ныне. Особенно в Чернигове, где ходило даже явно адыгское слово (обозначало хозяина) - унеин. В 1022 году Мстислав Храбрый, воюя с племенем сагинов, убил в поединке вождя-силача Редедю и крестил его сыновей. Роман погиб бездетным, а вот от Юрия Редигина разошлись десятки дворянских родов, которым принадлежал, например, Фёдор Ушаков. В 1064-67 годах сплотить касогов пытался ростовский князь Ростислав Владимирович, свергнутый и бежавший в Тмутаракань... но его отравили греки. Ну а как черкесы и касоги соотносятся с черкасами и казаками - отдельный вопрос без явного ответа: вероятно, путаницу внесли турки, называвшие так всех, кто ходил в набеги на их северный фронтир. Сходство же названия адыгов с именем хана Едиге - на мой взгляд, не более чем совпадение.

5


Злейшим врагом адыга веками был другой адыг. Но их языки взаимопонятны, любые новшества быта попадали к соседям, а общий фундамент - Ха́бза. Обозначающее и веру, и понимание мира, и свод законов, и кодекс чести, и этикет, это слово я бы перевёл как Правда - та, по которой живут. Такую жизнь называли "адыгагье" (адыгство), а её отступникам говорили "ты не адыг", что было смерти подобно.

6


Духовный символ Хабзы - Т-образный крест, где горизонталь - всемогущий, вездесущий, непознаваемый и не имеющий облика бог-демиург Тхьа, а вертикаль - мир, который он создал, но не вмешивается в его жизнь. Этим занимались другие его творения - боги, имеющие облик: например, Уашхо не давал небу упасть, Кадис держал в берегах море, Ахин хранил коров, Емишь - овец, особо чтимый Тлепш был кузнецом, а Тхагаледж - пекарем. Впрочем, без письменности и изображений все эти классификации - фолк-история: тот же Уашхо известен по восклицаниям вроде "О, небо!". Иные боги - явно из греческих мифов, тенгрианства, зороастризма, но логика синкретизма тут проста: если бог имеет облик - то адыги прежде его не знали, а если не имеет - это другое имя Тхьа. Ещё мир населяла нечисть, как испы (злые карлики), иныжи (циклопы), абнауаю (местный йети, иногда с лезвием на груди), с которой бились нарты - панкавказские богатыри неимоверно красивых былин. Время адыги сравнивали с колесом, а дошли и до теории Большого Взрыва - Вселенная вышла из яйца, разбитого о небо. Но самой красивой идеей Хабзы мне видится загробный мир без рая и ада, где пса (бессмертную душу) человека судили не боги, а предки.




На обоих фото - ореховые посохи шаманов, ритуальные маски и амулеты, фрагмент дерева из священной рощи

7


Но рядом - покрытый вязью жилет и камни из Мекки. Крестить адыгов пыталась ещё Византия, в 536-1396 годах державшая на побережье Зихийскую епархию с культом убитого здесь апостола Симона Кананита. В горах появились шогены (священники) и карданы (дьяки), но православие ушло вместе с его проводниками, оставив язычникам богов Ауш Герге (Иисус Греческий) и Псатхье (Святой Дух). А также урымов - черкесских греков, потомков скорее православных общин, чем переселенцев и пленников. Близ Анапы до 19 века стоял таинственный крест с надписью "Упокоился раб божий Охормаз Генеджуатаю. Жена Канатола в 11?? году".




Генуэзские колонисты, вынесшие в Европу название черкесы, в 1330-х годах основали Матрегускую епархию: адыги-католики ферренкардаши последний раз упоминались под 1696 годом в Крыму. Генуэзцы в основном и покупали рабов, из которых могла быть горская княжна и итальянская служанка Катарина - на минуточку, мать Леонардо да Винчи. Боеспособных мужчин же перепродавали арабам в мамлюки, как у тех назывались солдаты-рабы. Богатства и власти имели они поболее многих свободных, а рабство сводилось к пожизненной службе. Особенно ценил мамлюков исмаилитский Фатимидский халифат со столицей в Каире, где в 1250-х годах, на радостях от разгрома монголов, они сами взяли власть. Сперва - половцы Бахриты во главе с Бейбарсом, а затем - уже их мамлюки черкесы Бурджиты, правившие Египтом в 1382-1517 годах, до прихода Османов. В старости же мамлюки порой возвращались домой, сообщая родне новое имя Тхья - Аллах. Но пока Черкесия оставалась землёй свободы веры.

8


Основой адыгов были уорки - военная знать, составлявшая до 1/4 народа: тлекотлеши, их вассалы шаотлугусы и не имевшие ни сюзерена, ни вассала деженуго. Они составляли элиту "демократических" племён, представлявших собой конфедерации общин. Были и "аристократические" племена, где уорков возглавлял пши - князь с пши-уорками (личные вассалы) и пшичеу (стража). Им подчинялись крестьяне - свободные фокотли и крепостные лагунапыты - оги (на оброке) и пшитли (на барщине), и на самом дне унауты - рабы.

9


Племена делились на тлеуш (кланы уорков), лъэпкъ (родовые общины) и малые семьи. Со своей спецификой: так, из тьмы веков адыги сохраняли сорорат (мужчина брал жену с её родными сёстрами), левират (вдова имела право на второй брак, но только с братом мужа) и обычай избегания, когда муж и жена старались не видеться днём, дети и родители не садились за один стол, а про свёкра даже думать запрещалось! Более понятные обычаи - гостеприимство и почтение к старшим, на которое мог рассчитывать даже раб с сединою в висках. Знали адыги и кровную месть, но чаще полагались на решения народных собраний.




Кого не хватает? Купцов! Ими стали черкесогаи - армяне, с 11 века бежавшие от тюрок в глушь, где забыли язык, но сохранили самосознание, веру и... связи. И вот уорк добыл раба в набеге и продал его черкесогаю, тот отвёз добычу на невольничий рынок в Кафу, вернулся с товарами и продал их уорку. Не имея политических прав, черкесогаи были богатейшими из горцев. И даже в Армавир, основанный для их переселения, привели множество рабов и крепостных.

10


Так и ходили во внешний мир то черкесгоай с товаром, то вооружённый уорк:

11


На кадре выше - къамыл (свирели) и пастуший рог. Слева пара кисетов, ноговица и папаха, а под ружьями (ниже крупным планом) - походные столик и чашка, пистолет с футляром и пороховницей да пара кинжалов - тут прямые къама, а были ещё кривые: короткая джамбия и длинный бебут. Производство оружия, даже огнестрельного, адыги наладили даже на экспорт. Справа выше - упряжь и лёгкое седло без стремян, где уорк проводил большую часть жизни:

12


А вот - черкесская шашка (сашхо), возможно самый совершенный клинок. Не меч и не сабля, а огромный нож (до 80-90см и 1-15 кило), она применялась почти без фехтования, молниеносными ударами на скаку. Улучшенная в 17-18 веках казаками и окончательный вид принявшая в 1881 году, с 1834 года в России шашка стояла на вооружении армии, полиции и жандармов. С 1919 года оставшись лишь за кавалерией до её упразднения в 1968 году, она была последним в истории мечом регулярных войск. Ведь на фото - не адыг, а кубанский казак:

13


Но именно черкесская культура, самая древняя и отточенная, со временем и стала панкавказской:

13а


Горцы носили бешмет (кадр выше) или праздничный цый (богаче украшен) с газырями - нагрудными карманами для патронов. Кафтан скрывал рубаху и гьончэдж - свободные штаны, на которые надевались ноговицы и чувяки - туфли из кожи или (у знати) сафьяна.

14а


На кадре выше - бурка (или кaклo) и платок-капюшон башлык (или шхарыхон; ниже он же на плечах), а без папахи и бгырыпха (пояса) мужчине не подобало выходить в люди. На позапрошлом кадре - ещё и костюм горской жены; под женский кафтан сай надевали те же штаны, чувяки и рубаху.

14


Эталонная черкешенка - невысокая, с тонкой талией и маленькой грудью (так что княжён зашивали в корсеты), а красоту её лица определяли брови. Лиц горянки не прятали, до брака жили свободно и могли говорить с мужчинами, и даже в браке - сами встречали гостей.

15


На кадрах выше, помимо одежд, музыкальный инструменты - трещётки пхачич на столике и древнейший (та же конструкция в поздне-майкопских курганах) смычковый щичепшин на циновке: плетёные узорчатые арджены - одна из адыгских визиток. Но известнее, конечно, украшения - чеканные женские пояса и нагрудники тончайшей работы...

16


И золотое шитьё по трафаретам:

17


Держать гордую походку горянками помогали пыэ (украшенные шапочки с навершиями) и пхэцуаки - сандалии на высоких подпорках.

18


Сдержанность в движениях и словах - вообще лейтмотив Хабзы. В мире горского детства с куклой, волчком, бархатной жилеткой соседствуют кинжал и газырница. Весь Кавказ перенял у адыгов и аталычество: воины не воспитывали родных сыновей. Вскормленный матерью, мальчик отдавался в семью вассала или друга, где оставалась до совершеннолетия, пока отец был аталыком для сыновей сюзерена. Смысл странного обычая прост - уничтожить чувственную связь, без любви и нежности взрастить мальчика воином без жалости и страха. Сын знал отца как далёкий идеал, а если поступал как не адыг - отцовская рука не дрогнет.

19


Инструменты ювелира:

20


И - крестьянский инвентарь. Набеги показывали княжую власть и удаль, да и просто в тесноте и бедности гор были единственным способом обогатиться. Но не набегами кормился весь народ...

21


Основой хозяйства адыгов было кочевое земледелие меж переложных полей. Растили в первую очередь просо - окультуренное в Китае, тысячи лет назад оно разошлось через Внутри-Азиатский горный коридор, где контактировали племена кочевников. Сюда оно попало ещё при хаттах, а адыги к 19 веку знали 9 сортов. Ещё сеяли полбу, ячмень и овёс, изредка - пшеницу, да и кукуруза прижилась. Конь оставался другом уорка, а хозяйство фокотля тянул буйвол. В тяжёлый, как трактор, колёсный плуг их впрягали целое стадо:

22


На мясо пахари держали кур, а в горах богаче были скотоводы, разводившие коз и овец: в конце 18 века только на экспорт шерсти настригли как минимум с 6 млн. голов. Вокруг жерновов - шерсточесалки да маслобойки:

23


Корзины напоминают о собирательстве и охоте, лучшей добычей которой мог стать многочисленный тогда кавказский зубр. На взморье же место чабана занимал рыбак, а вместо набегов уорки промышляли пиратством, почти не менявшимся со времён Страбона. Камары или кафы, внешне странный гибрид галеры и драккара, старше тех и других: похожие корабли бронзового века находили на Сардинии. Кафы имели узкие борта, которые во время шторма задраивались снизу досками, и очень короткие вёсла с ручками, дежавшиеся почти вертикально. Обычно черкесы высаживались в неприметном месте, на плечах заносили камару в лес, а потом нападали внезапно. Русским кораблям "черкесские галеры" доставили немало бед, тихо подкрадываясь ночью на ружейный выстрел.

24


Реки Черкесии были немыслимы без лодок вроде этой долблёнки с Кубани:

24а


И даже плотов и паромов:

24б


Поле адыги пахали несколько лет, а истощив, оставляли травам. Рано или поздно они возвращались на переложные участки, да и обширные сады и виноградники (а вино доисламские горцы любили!) с собой не унести. Однако каждый хабль (хутор одного рода) и куаже (селение нескольких родов) редко дольше нескольких лет стоял на одном месте.

25а


Адыги кочевали слишком медленно для юрт и слишком быстро для капитальных домов. Не строили они и крепостей, предпочитали нападать и отходить, а не сидеть за стенами. Турлучная сакля без фундамента, амбар на ножках, плетень да смотровая вышка на краю - вот и всё зодчество Черкесии:

25


У длинной сакли с общей веранды двери вели в изолированные комнаты с очагами - как минимум это были мужская и женская комнаты (не только спальни, но и мастерские) и кухня, в которой ночевали старики. День они проводили в хэчэше - витрине дома, центральной комнате для гостей, самой богатой и чистой. Потягаться с ней могла пшашауна - комната девушки на выданье, на порог которой приезжали женихи.
Основными материалами были прутья ивы, кизила, лещины:

26


А если обмазать их глиной - получался турлук:

26а


Выше - купол дымаря над очагом почти вровень с полом. Циновки, лёгкая мебель, утварь на крючьях - всё было рассчитано на внезапный переезд. Святыней дома, его константой, почиталась очажная цепь: к ней не должен был прикасаться чужак, а выносили её с одной целью - построить вокруг неё новый дом.

27


Черкесы не знали дворцов: гордый пши в серебре и золотом шитье жил в примерно такой же сакле, что и лагунапыт, лишь на стене его висели ружьё, шашка и трофеи набегов.

27а


Хабза учила есть мало и без наслаждения, однако кухня адыг пусть не разнообразна, но неожиданно хороша. Её главное блюдо - джедлибже (курица) или лягурлибже (копчёное мясо) с шипсом (сметанно-чесночным соусом) и пастой - упругими брусками пшёнки с явно генуэзским названием. Либже бывает и из другого мяса, вместо пасты может быть картошка, а например лицуклибже - это уже мясо-молочный суп. Рядом - лакумы (пышки) и сыр, в контексте которого человек от Калининграда до Камчатки впервые узнаёт про адыгов.

28


В магазинах мы знаем пресный мягкий, иногда копчёный адыгейский сыр, а для своих он матэкъуае ("сыр из корзины") - есть и другие виды, как рассольный на кадре выше. Там же пара способов приготовления: жареный с овощами и специями кояж и маленький сырный чебурек халюжа:

29


Но где же рыба? О, это вовсе не кулинарный вопрос...
Черкесия оставалась зоной враждующих племён, объединить которые лишь раз смог Инал Светлый. Он же, вероятно, Инал аль-Ашраф из рода Карамоко - мамлюкский султан, свергнутый в 1461 году в Каире и доставленный в Матрегу (Тамань) генуэзцами. Инал сплотил племена и создал госструктуры вроде совета 40 судей, но всё это пало то ли с его смертью, то ли изгнанием генуэзцев турками. Междоусобицы продолжили уже Иналиды, а все, кто мечтал единстве в 16 веке ушли на восток, в опустевшие степи Алании, ставшие Кабардой. Её войны с Крымом и союз с Иваном Грозным - другая история: западные племена впервые увидели русских иначе как пленников лишь в 18 веке.



Черкесские племена постоянно двигались, и вот такой вид их карта приняла в 18 веке. На притоках Кубани лежали мелкие княжества аристократических племён, а на главенство среди них претендовали темиргои. Бесленеи тяготели к Кабарде, а жанеевцы и просто почти все туда переселились. Абазины - это абхазы, убыхи - отдельный народ, дальняя родня тех и других, известный своим языком с самой сложной в мире фонетикой (84 согласных и 2 гласных!). Демократические племена же являли собой немалые по тем временам (до 300 тыс. человек) народы: абадзехи в горах, натухаи и шапсуги у моря. Демократию они добыли в революциях, скорее бывших шагом назад - первобытная и буржуазная демократия не одно и то же! Шапсугскую революцию застали русские: князь Шеретлуко ограбил неких купцов, гостей крупной и сильной общины... и осуждённый народным собранием бежал к бдежугам, где получил от их князя удел. В 1796 году бжедуги разбили шапсуг в Бзиюкской битве, но - лишь покрыли себя позором: ведь помогли им казаки! Изгои гор, бжедуги стали союзниками России, да и другие князья сохраняли нейтралитет: в источниках начала 19 века упоминались не столько черкесские, сколько именно абадзехские набеги. Ну а приморцы жили себе на краю Османской империи, где власть Порты оставалась номинальной... пока в 1829 году граница не откатилась далеко за Кавказ. Есть легенда, что на встрече некоего генерала с новыми подданными один старик сказал: "Если турецкий султан подарил вам нашу землю, то я дарю тебе вон ту птицу - иди же возьми её!". Так пожар Кавказской войны, вспыхнувший в Кабарде в 1760-е годы, а к тому времени охвативший Чечню и Дагестан, перекинулась в эти горы.

30а


Но Западный Кавказ открыт морю, где вольно сновали чужие суда. И вот уже Черкесию наводнили турецкие проповедники, а у священных камней молились Аллаху о здоровье султана. Военная служба в царской России могла быть официальным наказанием между ссылкой и каторгой, и в те годы на дальние рубежи частенько отправляли польских повстанцев. Вскоре в горах соседями черкесогаев стали польские дезертиры, наладившие контакт с жившем в Париже лидером эмиграции Адамом Чарторыйским. Следом к делу подключились настоящие, без всякого Галковского, англичане в лице Дэвида Уркварта. Прежде он боролся за независимую и лояльную Британии Грецию, а затем возглавлял торгпредство в Стамбуле и к султану в покои если не открывал дверь пинком, то лишь в силу английской чопорности. В Европе цвёл романтизм с его образами трагических бунтарей, Байрон посвящал стихи Мазепе, да и Благородный Дикарь ещё не был забыт... и Уркварт понимал всё это. Адыгский флаг (с тех пор лишь чуть-чуть изменившийся) он то ли разработал сам, то ли получил от раненого на стамбульского митинге черкесского посланника Сефер-бея Жануко. И вот черкешенка из султанского гарема соткала полотнище, а купец и тайный разведчик Джеймс Белл доставил его в район теперешнего Сочи. Чем и открыл эру международных политтехнологий...



Как всё знакомо!
Весь мир с нами? Белл убедил горцев, что в каждой парижской кофейне и каждой берлинской пивной лорд и клерк (что бы все эти слова не значали) только и думают каждый вечер, как там черкесы, держатся ли они?
Рашкафсё? И ныне спор с адыгами в Сети не обходится без "а вы вообще лапти носили", и подозреваю, на лаптях, как в наши дни на выгребных ямах, Белл и Уркварт делали акцент. Благородный народ гор, слишком вольный и прекрасный, чтобы нуждаться в государстве - и полчища урождённых рабов в лаптях! Побеждать их будет легко и весело, а будет тяжело - придёт британская армада.
Нерабы? Под видом свободы многим народам продали освободительную борьбу: черкесы поверили, что русский царь несёт им конец света, и уж по крайней мере, проиграв неверным, они будут опозрены навсегда.
Человекгода? Многие уорки стали героями европейских газет, а "Лев Черкесии" (по Беллу) шапсуг Тугужоко Кызбэч (в 1834 действительно разбивший в 20 раз превосходщий русский отряд) даже к Лермонтову в прозу просочился.
Фейки? Сколь угодно, например, о молниеносном взятии горцами Ставрополя или сожжёном атакой галер линкоре.
Чего не хватает? Верно, "Боинга"! Им стала шхуна "Виксен" - одна из многих подвозивших горцам боеприпасы. Только вот в ноябре 1836 года на Суджукской косе она разгружалась нарочито демонстративно, и конечно была арестована русским бригом "Аякс". В Англии тут же выстрелили все инфомёты, тори призывали на голову царя громы и молнии, а вопрос признания независимой Черкесии и заключения в ней союза казался почти решённым... Но в Европе ещё помнили судьбу Наполеона, и не найдя союзников, Лондон в 1837 отозвал Уркварта из Стамбула.
Тот до конца своих дней строчил гневные статьи о том, что русские купили министра иностранных дел Генри Палмерстона - чем не Вмешательство в Выборы?!
И наконец - финал. К 1850-м уже премьер-министр Палмерстон, найдя союзников и повод для драки, унизил Россию в Крымской войне. Ну а черкесы... черкесов просто слили, оставив с царской армией наедине.

30б


В 1837 горцев отрезала от моря линия крепостей, а в 1840 от фанатичной исламизации Кавказа ушли за Кубань черкесогаи - обвал торговли принёс голод... Россия вгрызалась в горы сетью просек, по которым рейды казаков сжигали припасы и посевы и угоняли скот, выманивая адыгов в гибельные вылазки. Хабза требовала придать убитых земле, и живые горцы гибли в вылазках по спасению мёртвых да уходили в тыл доставить их родне. Генерал Григорий фон Засс мастерски поддерживал славу колдуна, а у ворот его крепости Прочный Окоп висели головы убитых тлекотлешей. В 1840-х Мухаммед Амин, наиб имама Шамиля, сделал Абадзехию подобием теократического государства с регулярной армией и всеобщим начальным религиозным образованием. Однако многие увидели в Амине нового оккупанта и потянулись к России, а верные его люди дрогнули, когда в 1859-м сдался сам Шамиль. Шапсуги, натухаи, убыхи и абазины в 1860 году близ нынешнего Сочи созвали Хасе, в Европе известный как Великое и свободное заседание Черкесов. Год спустя с его делегацией близ Майкопа встретился сам Александр II (кадр выше) и предложил адыгам выбор - либо спускаться к Кубани и мирно жить в прицеле русских пушек, либо покинуть страну. Но зёрна романтизма, посеянные Урквартом и Беллом, взошли: в ответ аксакал Тлише Шуцежуко Цейко произнёс красивую речь, завершив её словами "Может Кавказ будет русским, но черкесы не будут рабами русского царя, пока в их жилах течет кровь". И до последнего не могли они поверить, что отказ от набегов не сделает их рабами, а британская армада не придёт. Россия, наоборот, боялась новых евро-черкесских союзов, и армия под началом Николая Евдокимова шла к победе без счёта жертв. К 1864 году пали последние рубежи абазин, и 21 мая столетнюю Кавказскую войну завершил парад в Красной Поляне...

30


К её началу адыгов было от 500 тыс. до 1,5 миллионов, около 40% всего горского Кавказа (вайнахов, для сравнения, было 15%): сложись история иначе, они спорили бы с татарами за 2-й по числу народ России. Но сотни тысяч адыгов погибли за век войны, а среди выживших от 3/4 до 9/10 подались в мухаджиры, как турки называют беженцев за веру. Привычные отходить, если враг сильнее, тлекотлеши верили, что Турция их ждёт, а тёмные крестьяне пуще ада боялись ига неверных. Они умирали от болезней и голода в годами стоявших у моря лагерях, на перегруженных судах частных и алчных турецких перевозчиков, в незнакомой земле Анатолии, когда-то возделанной их пра-пра-пращурами хаттами. Разбредясь по Ближнему Востоку, в Турции они и полтора века спустя народ №3 после курдов, в Иордании - ядро армии, и даже Амман вырос из черкесской деревушки. Ныне в мире 5-7 миллионов адыгов, и лишь 750 тысяч в России: 520 тыс. кабардинцев (пережили разгром и исход на рубеже 18-19 веков, и к 1860-м жили мирно), 60 тыс. черкесов ( это название в КЧР закрепилось за бесленеями) и 90 тыс. адыгейцев (в основе - бжедуги, в которых влилась остатки абадзехов, темиргоев и мелких племён). Жанеевцы, натухаевцы, шапсуги (их флаг - на кадре выше), убыхи и абазины-ашхаруа ушли с побережья все до последнего унаута, оставив лишь причудливые топонимы - Псыфабе, Псезуапсе, Шесхарис... На их месте селились армяне из Турции и казаки, и всё же на родной берег вернулось несколько тысяч шапсугов. К ним и поехали мы из Туапсе сквозь курортный пригород Агой (3,2 тыс. жит.) не в меру турецкого вида.

31


Некогда крупнейшее (до 300 тыс. чел.) племя, ныне шапсуги - наименьший адыгский народ: 4 тыс. в Краснодарском крае и сколько-то в Адыгее, где их не выделяют отдельно. Хотя из них Хазрет Совмен - глава Адыгеи в 2002-07 годах и просто богатейший адыг современности, из глухой артели "Полюс" на Северной земле сделавший крупнейшую золотодобывающую компанию России. Сердце Шапсугии - аул в 9 километрах от Агоя:

32


История его неимоверно скучна: с 1872 деревня Карповка на землях полковника Карпова, а с 1924 - аул Карповский в Шапсугской национальном районе. Последний, сменив 4 центра, в 1935 был упразднён, а аул переименовали в Куйбышевку. Агуй-Шапсугом он стал лишь в 1993 году.

33


На длинной главной улице я вдруг заметил девушку блестящем сае с рукавами-крыльями, парня в бешмете, старика в папахе... Нарядный люд шёл к Адыгскому дому (Адыге-Унэ), попросту советскому ДК. На вопрос, что тут за действо, мне ответили нехотя: "У нас День памяти и скорби". Забыв, что на дворе 21 мая, мы случайно приехали сюда к началу церемонии.

34


Пока внизу шли приготовления, нам открыли небольшой музей из одной комнаты на 2-м этаже, основанный директором ДК Мадином Шхалаховым. Его экспонаты я показывал выше, а генеалогическое древо аула, которое всю жизнь восстанавливал председатель совета старейшин Селим Хатынович Мафагел - слишком сложное для блога. Уютный и душевный, музей весьма информативен... вот только нет в нём никакой специфики шапсугов - их приморская культура потеряна навсегда.

35


Неимоверно трогательный экспонат - не совсем про адыгов.

35а


Церемония шла минут 40, и не меньше сцены меня впечатлил зал, полный папах, башлыков, пыэ... Девушки-ведущие говорили по-русски, а выходившие на сцену люди, включая Селима Мафагела - по-шапсугски, и кажется, никому, кроме нас, не требовался перевод. Показали краткий фильм о мухаджирстве, пару сцен прощания из турецкого кино да очень красивую запись мужского хора с щичепщинами. Мы слушали, вставали со всеми, угощались национальной едой наподобие вареников с адыгейским сыром.

36


О России там не было сказано ни одного плохого слова... и всё же мне хотелось опустить глаза.

37


Я пытался пообщаться с пожилыми... но не узнал, кажется, ничего. Адыги, в чём убеждаюсь не впервые - крайне молчаливый и закрытый народ. Они держатся с достоинством Хабзы, охотнее слушают, чем говорят, а ответы их редко идут дальше, чем "да" или "не знаю".

38


После церемонии старейшины и люди в кафтанах поехали к морю, возлагать в его волны цветы в память тех, кто ушёл.

39


Мы же прошлись по аулу:

40


Местные сетовали на бедность и безработицу, но население Агуй-Шапсуга исправно растёт. Аул выглядит ухожено, крепко и... заурядно. Кривые улицы с тротуарами, крупные типовые дома в глубине зелёных участков:

41


За Агуем - крошечная мечеть неясной степени завершённости:

42


И подворье "Нарт", на которое я возлагал надежды: там есть музей в большом адыгском доме (новодельном) и национальное кафе. Всё оказалось закрыто - не знаю, до сезона или навсегда.

43


Здесь же крошечный дольмен простейшего "плиточного" типа - уж не знаю, привезён откуда-то или сделан из папье-маше. В отличие от спорной майкопской культуры, следующую дольменную культуру наука признаёт пра-адыгами.

44


Сарай на ножках - уже в чьей-то ограде:

45


Выходили из аула мы навстречу машинам старейшин - возложение венков заняло меньше часа с дорогой. Вскоре нас подобрал красивый рослый молчаливый мужчина, Наташе напомнивший настоящего воина, да и в багажнике вёз он ружьё. Он показал нам главный памятник Агуя...Хабза запрещала служение богам в каменных стенах, и Черкесия была краем священных деревьев, камней и, по древней памяти, дольменов. Их отмечал крест Тхьа, сведённый вноль подлесок и паникассана - копившиеся веками подношения, включая сбрую, кольчуги, мечи... Русская армия разоряла священные рощи, но тех, кто и после побеждал, горцы начинали бояться как людей под защитой богов, называя их по-мусульмански "мюриды".



Проехав огромное дерево в паре километров ниже аула, водитель рассказал, что иногда, последний раз в 2017 году, здесь бывают обряды. Довольно простые: старейшина возносит хвалу Тхьа, режет барана и раздаёт мясо малоимущим.

46


7% российских адыгов считаются адептами Тхьэшхуэ. Среди шапсугов может и больше: подозреваю, что вернулись из Турции те, кого мусульмане обзывали "древопоклонниками", а умеренный светский ислам приняли уже в России.

47


Пожалуй, в обычные дни делать в Агуй-Шапсуге реально нечего - село и село, только внешность у людей чуть другая. Зато в русском курортном Агое за последней пятиэтажкой слева (если ехать вверх) спрятался Великан:

48


Колоссальный 800-летний дубище 4 метра в обхвате, метров 20 в высоту и метров 50 в размахе кроны, от старости закрученный винтом.

49


Он был старым и 200 лет назад, и крона его тогда могла служить кладбищем: в язычестве адыги хоронили мёртвых так, причём иногда - в колодах, и появление в них мёда значило благой исход загробного суда. А у корней жрецы в страшных масках, гремя ореховыми посохами, просили у всех богов защиты от русской армии.

49а


Те события признали геноцидом в Кабардино-Балкарии (1992), Адыгее (1996), Абхазии (1997) и Грузии (2011). Англоязычные черкесоведы и вики-статьи захлёбываются от ненависти к России. Да, в целых районах не было России - был народ; пришла Россия - его не стало. Но...

Оставшиеся черкесам встроились в новую жизнь, забыв про набеги. Теперь у них немало успешных бизнесменов, вся России знает их кухню и танцы, а три республики на Кавказе - единственные в мире черкесские автономии. У соседей вайнахов и дагестанцев совсем уж своя атмосфера, где шариат и законы гор актуальнее законов России. В Турции дела у потомков мухаджиров не лучше: от различий племён и следа не осталось, а в 1992 году с последним носителем умер убыхский язык. Большевики в 1917 году обсуждали репатриацию адыгов, и тогда ещё было не поздно - изгнанники ждали шанса вернуться, а поняв, что зря - стали растворяться в чужбине.

А если бы они не ушли?
На Чёрном море лежал бы второй Дагестан, более людный и возможно более прогрессивный... но не настолько, чтоб 1991 год не превратил его в рассадник терроризма и пиратства. Могла быть и вовсе Адыгская ССР со столицей в Сочи и русским оплотом в индустриальном Цэмэзе (экс-Новороссийске) между Кавказом и Кубанью до Моздока, и тогда распад Союза бы полностью отрезал Россию от Чёрного моря. Так кто выиграл от освободительной борьбы? Этот вопрос мне хочется задать не адыгам...

Великая Степь, адыгские народы, Кавказ, природа, дорожное, Туапсе, Краснодарский край, злободневное, Черноморское побережье Кавказа, суда и корабли, зона трагедии, этнография, транспортная архаика, древние народы

Previous post Next post
Up