Кабарда и её обитатели

Feb 04, 2023 22:45



Кабардино-Балкария - небольшая (12,7 тыс. км², вчетверо меньше Подмосковья), но людная (904 тыс. чел., как средняя область) республика у подножья высочайших в России гор, куда мы въехали из Минеральных Вод в прошлой части. Почти совпадающая с бассейном Малки (210км), текущей с Эльбруса в Терек, она делится на три ступени. Нижняя - степи вдали от гор, населённые русскими (22% жителей КБР) казачьих кровей, и полгода назад я показывал там городок Прохладный со станицей-столицей Екатериноградской. Верхняя ступень - Балкария, мир вершин и ущелий, населённых балкарцами (13% населения), и о нём ещё будет дюжина постов. Но главная в Кабардино-Балкарии средняя ступень: туристы минуют её без остановок и достопримечательностями она на удивление бедна, однако именно по ней республика зовётся в обиходе - Кабарда! Тучные предгорья, где выходят на плоскость притоки Малки - земля кабардинцев, 5-го по численности (523 тыс. чел.; 57% населения) северо-кавказского народа, которым в первую очередь представлены в России адыги, более известные как черкесы.

У эллинов - меоты (племена керкеты и тореты), у византийцев - зихи, у грузин - джукеби, у арабов - касахи, у славян - касоги, у европейцев - черкесы, адыги древнее них всех. Наука приближает к ним хаттов - современников Египта и Шумера, 4500 лет назад создавших в Малое Азии государство с укреплёнными городами и бронзовой металлургией. В истории известнее хетты, но созвучие тут не случайно: подобно нашим почти современникам сельджукам и османам, взявшим власть над Малой Азией и объявившим себя румеями, кочевники-индоевропейцы, покорив Хаттусу, не разрушили высокую цивилизацию, а возглавили её. Итогом хатто-хеттской истории стало железо, выплавленное в тех краях накануне Бронзового коллапса (3200 лет назад) и вскоре полностью изменившее мир. В Малой Азии наступил век индоевропейцев, которых ближе к нашим дням сменили тюрки. От хаттского мира же уцелела окраина - глухие, как джунгли Сайгона, леса Западного Кавказа, откуда чужаки не возвращались. Там жили, кочевали, враждовали десятки адыгских племён, в подступивших к их опушкам античных цивилизациях увидевшие лёгкую добычу: основой горского хозяйства на века стала работорговля.

1


И хотя самым страшным врагом адыга был другой адыг, их языки оставались взаимопонятны, любые новшества быстро попадали к соседям, а фундаментом единства была Ха́бза. Обозначающее и вероучение, и жизненную философию, и свод законов, и кодекс чести, и этикет, на русский это слово я бы перевёл как Правда - та, по которой живут. Такую жизнь и называли "адыгагье" (адыгство), а кто нарушал Хабзу - тому соплеменники говорили "ты не адыг", что в их жестоком мире значило смертный приговор.




Основу адыгов составляли уорки - воины, единственная возможная элита гор. По структуре их иерархии различают "демократические" и "аристократические" племена. Первые возглавляли советы старейшин и тлекотлеши - крупные дворяне, у которых были свои шаотлугусы (вассалы), а также деженуго - равные тлекотлешам по правам, но вассалов не имевшие. В аристократических обществах, коих было большинство, выше стоял пши - князь, имевшие также пши-уорков (личных вассалов) и пшичеу (стражу). Уорки составляли до 1/4 адыгов - куда там шляхте или самураям! Ниже шли крестьяне - свободные тфокотли, вольноотпущенники азаты и крепостные (лагунапыты) оги (на оброке) и пшитли (на барщине). На самом дне жили унауты - рабы: если чужаков адыги чужакам и продавали, то проигравших в междоусобных боях носителей Хабзы оставляли себе.

2


Племена делились на тлеуш (кланы уорков), лъэпкъ (родовые общины, больше про тфокотлей) и малые семьи. Со своей спецификой: так, из тьмы веков адыги сохраняли сорорат (мужчина брал жену с её родными сёстрами), левират (вдова имела право на второй брак, но только с братом мужа) и обычай избегания, когда муж и жена старались не видеться днём, дети и родители не садились за один стол, а про свёкра даже думать запрещалось! Кавказская специфика, начатая именно адыгами - аталычество: уорки не воспитывали родных сыновей. Вскормленный матерью, мальчик отдавался в семью вассала или друга, где оставалась до совершеннолетия, в то время как его отец был аталыком для сыновей своего сюзерена. Противоестественный обычай имел одну цель - уничтожить эмоциональную связь, без любви и нежности взрастить мальчика воином без жалости и страха. Сын знал отца лишь как далёкий идеал, а если поступал как не адыг - рука отца не дрогнет.




Кого-то не хватает? Само собой, купцов! Ими стали черкесогаи - армяне, с 11 века бежавшие от тюрок в глушь, где забыли родной язык, но сохранили самосознание и христианскую веру. Адыгская экономика работала так: уорк сходил в набег, добыл раба и продал его черкесогаю, тот отвёз добычу на невольничий рынок в Кафу, вернулся в горы с товарами и продал их уорку. Ещё адыги торговали оружием, ценным деревом, конями, руном... в том числе золотым: крупинки благородного металла тут собирали на притопленную у быстрины шкуру. Не имея политических прав, черкесогаи были богатейшими людьми в горах со своими унаутами и лагунапытами.




И христианам в горах жилось легко, пока вокруг были язычники: Хабза - ещё и религия. Её вершиной был Тхьа - всемогущий, вездесущий, непознаваемый и не имеющий облика бог-демиург, который сотворил мир, но не вмешивается в его жизнь. Духовный символ Хабзы - Т-образный крест, где горизонталь - Тхьа, а вертикаль - его творение. Ниже стояли боги, имеющие облик, в основном покровители чего-то: Уашхо не давал небу упасть, Кадис держал море в берегах, Ахин хранил коров, Емишь - овец, самый чтимый из богов этого ранга Тлепш был кузнец, а Тхагаледж - пекарь. Впрочем, за неимением письменности и изображений все классификации адыгских богов - фолк-история: тот же Уашхо известен в первую очередь по восклицаниям вроде "О, небо!". Иные боги явно заимствованы из греческих мифов, тенгрианства, зороастризма, но логика тут проста: если божество имеет облик - значит, адыги прежде его не знали, а если не имеет - значит, это другое имя Тхьа. Перед ним антропоморфные боги были лишь народом верхнего мира, способным влиять на средний мир. Из нижнего мира лезла нечисть, как испы (злые карлики), иныжи (циклопы), абнауаю (местный "йети", иногда с лезвием на груди), с которой бились нарты - панкавказские богатыри неимоверно красивых сказаний. Время адыги сравнивали с колесом, а дошли и до теории Большого Взрыва - Вселенная вышла из яйца, разбитого о небо. Но самой красивой концепцией религии Хабзы, пожалуй, были пса (бессмертная душа), культ предков и загробный мир без рая и ада, где каждого посмертно судил его род.

3


На кадре выше - ореховая трость шамана, ритуальные маски, амулеты, фрагмент дерева из священной рощи, а рядом - покрытый вязью жилет-оберег и камни, принесённые из Мекки.




Первыми крестить адыгов пыталась Византия, в 536-1396 годах учредившая Зихийскую епархию на Черноморском побережье Кавказа с культом апостола Симона Кананита, погибшего на этих берегах. В горских сёлах появились шогены (священники) и карданы (дьяки), но православие ушло вместе с его проводниками, оставив язычникам богов Ауш Герге (Иисус Греческий) и Псатхье (Святой Дух). Католическая Матрегская епархия, появилась на тех же берегах в 1330-е годы вместе с черноморскими колониями Генуи, и её проповедники смогли крестить нескольких пши. Так возникли ферренкардаши - адыги-католики, последний раз упоминавшиеся под 1696 годом в Крыму. Генуэзцы были и основными покупателями рабов, которых особо выгодно перепродавали в мамлюки - солдат-рабов в арабских халифатах. Рабство их, впрочем, сводилось к невозможности оставить службу: богатства и власти такие рабы имели поболее многих свободных. Особую ставку на них делал исмаилитский (см. здесь) Фатимидский халифат, где стольный Каир стал и столицей мамлюков. В 1170-х Фатимидов сменили курды-сунниты Айюбиды, а в 1250-х, на радостях от разгрома крестоносцев, мамлюки во главе с крымским половцем Бейбарсом сами взяли власть. Однако - не отказались от рабов-воинов, и зная, что это за ребята, стали покупать черкесов. В 1382 году история повторилась: черкесы Бурджиты свергли тюрок Бахритов и возглавили Мамлюкский султанат до его покорения османами в 1517 году. В старости же многие мамлюки получали вольную и возвращались домой, сообщая родне новое имя Тхья - Аллах.




Ислам с его сводами правил лучше всего лёг на Хабзу и понемногу укреплял позиции век за веком. Но мусульманской нацией, да и просто нацией, черкесов сделала Кавказская война, не без помощи Осман ставшая джихадом. Что и подорвало экономику адыг: христиане-черкесогаи ушли с гор в Армавир, заботливо построенный для них Россией. Столетие кровавых войн, в которых русские сами многое переняли у адыгов, а злой черкес с кинжалом как антагонист благородного офицера плотно вошёл в отечественный культурный код, кончилось лишь в 1864-м уничтожением тысячелетней Черкессии. Адыгам тогда дали выбор - уйти с гор либо на плоскость, либо в другую страну. Первый вариант выбрали от 1/10 до 1/4 адыгов (а на пике, в конце 18 века, их было от 400 тысяч до миллиона - как 3-7 млн. теперь), но большинство подались в мухаджиры - так в Турции называли беженцев от гонений на мусульман. И шло их в те годы столько, что на их перевалке расцветали иные города вроде Батуми, а возникший в Турции дисбаланс запустил цепь событий, полвека спустя кончившуюся геноцидом армян. Вернувшись в землю хаттов и оттуда расселившись по Ближнему Востоку, в Турции черкесы ныне народ №3 после турок и курдов, а например Амман (столица Иордании) вырос из черкесского села. Те события официально признавались геноцидом черкесов в Кабардино-Балкарии (1992), Адыгее (1996), Абхазии (1997) и Грузии (2011).

4


Ныне в мире живёт от 3 до 5 миллионов адыг, в том числе 750 тысяч в России - это адыгейцы, черкесы, шапсуги и кабардинцы, двукратно превосходящие всех остальных, вместе взятых. Многие сёла Кабарды назывались в честь пши и тлекотлешей:

5


Как Абуково километра в 20 от Пятигорска, в 1920 году ставшее Залукокоаже (9,8 тыс. жит.) - центр Зольского района, а в переводе всего-то "село на Золке". Кроме названия да мозаичной остановки (позапрошлый кадр) глазу там зацепиться не за что: главную здешнюю реликвию Этокского идола в 1849 году увезли в Пятигорск, а в 1881 - в Исторический музей Москвы. Фигуру ростом 265см кочевники называли Дука-бек (но кто это такой - не ясно), а казаки считали памятником сказочному Бусе Белояру, с которым отождествляется вождь антов 4 века, носитель первого известного славянского имени Бож. В 1773 году изучавший местные нарзаны Иоганн Гюльденштедт приметил спрятанную в складках гранитной кожи греческую надпись "Успокоился раб божий Георгий Грек …130 года 12 марта" с неразборчивым продолжением. Его каждый читал по своему, и в 1947 году майкопский профессор Георгий Турчинов предположил, что "грек" - это "Бек", а дальше идёт адыгская надпись греческими буквами "Туко сын Кануко сын Бек, имя тебе принадлежащее, врезано Маремуко сыном". Это тянуло на сенсацию: прежде наука не знала адыгских надписей старше 17 века. Но 17 веком Этокского идола датировал и Гюльдештедт, углядевший ружьё в сценке внизу (хотя с обратной стороны есть лучники). Две копии статуи находятся лапидарии Пятигорска и в музее Нальчика, где Дука-бек, конечно, считается точкой отсчёта кабардинцев:

6


Но вероятно родство адыгов и майкопской культуры, во времена древнее хаттов господствовавшей в этих степях. По Кабарде разбросано много курганов - скифских, половецких, аланских:

7


Очевидно адыгские вещи находятся в них лишь в 15 века, но по устройству располагавшиеся "семьями" (скоплениями) кабардинские курганы наиболее схожи с майкопскими.

8


Ведь тогда же окончательно ушла в небытие Алания - христианское царство, в 965 году, сбросив власть хазар, сблизившееся с Византией. Её наследниками теперь считает себя половина Кавказа, особенно осетины, вайнахи и карачаево-балкарцы. Всем им Алания дала золотой век, когда можно было сойти с высоких гор на благодатную плоскость. Но после монгольского нашествия и набегов Золотой Орды аланские города уже не отстроились, а жители укрылись в ущельях, где учились у адыгов ходить в набеги и перенимали горский быт.

9


Адыги же в те века были как никогда близки к появлению своего государства. В 15 князь Инал Светлый из Тамани, по легенде приплывший из Египта (где мамлюкским султаном тогда правда был его тёзка), а исторически больше похожий на креатуру генуэзцев, добился мира между племенами и создал ряд государственных структур вроде совета 40 судей. Черкесское царство могло стать грозной силой, а история Причерноморья - пойти иным путём. Но оно умерло вместе с Иналом, а его потомки, в первую очередь внук Идар, рассудили, что здесь каши не сваришь да обратили взгляды на восток. Возглавили исход кабардинцы - не столько горское, сколько степное племя низовий Кубани, где и теперь стоит город Темрюк, возводящее родословную к соратнику Инала князю Кабарде Тамбиеву. Возникшая колония состояла из Большой Кабарды (государства без городов и столицы, где правил выборный князь-валий), Малой Кабарды (конгломерата княжеств Тлостан и Джяляхстан, основанных теми, кто не удержался в Большой Кабарде) и земель "пятигорских черкасов" - кто это, единого мнения нет до сих пор, но предположу - адыги других племён, рвавшиеся в эту степь, не принимая власть Иналидов.



Но лишившись своей самой прочной брони, дебрей Западного Кавказа, кабардинцы столкнулись с грозными врагом - Крымским ханством. В 1553-56 годах Девлет I ходил на них ежегодно, и можно вообразить смятение адыг, впервые ставших добычей: Идаров сын Темрюк начал искать союзников. В 1557 году его сыновья ходили в Москву, где младший Солтанкул крестился как Михаил, пополнив русское дворянство родом Черкасских. В 1561 году овдовевший Иван Грозный вступил в свой самый долгий (8 лет) брак с 14-летней кабардинской княжной Кученей, в крещении ставшей Марьей Темрюковной. Но в 1570 году Темрюк пал в битве с татарами, а в 1571-м Девлет-Гирей сжёг Москву, и князь-валии Кабарды стали его вассалами. Или - союзниками поневоле: главным условием Крыма было не поддерживать его врагов, дань была невелика, а знать пополнили хануко - потомки от браков Гиреев с черкешенками. Однако, более друг против друга, Иналиды бунтовали регулярно, и хоть раз в 10 лет татары проходились тут огнём и мечом. Идаровых в Большой Кабарде 17 веке потеснили Кайтукины, позже разделившиеся на Атажукиных, Джамбулатовых и Мисостовых. Малокабардинские князья продвигались в горы, с попеременным успехом пытаясь подчинить вайнахские тухумы. Иные уезжали в Россию (считавшую их своими поддаными) и преуспевали там: Темрюковичей-Черкасских дополнили Алегуковичи-, Кедентовичи-, Ахалшуковы-, Бековичи- и Егуповы-Черкасские. В Смутное время Дмитрий Черкасский (племянник Марьи Темрюковны) освобождал Москву с Кузьмой Мининым, а князь Сунчалей Янглычевич выбивал из Астрахани атамана Ивана Зарцукого и Марину Мнишек. В той же Астрахани в 1670 году Степан Разин пленил Андрея Черкасского и выдавал его за "чудом выжившего царевича". Одним из важнейших российских политиков на южном фланге тех лет слыл Каспулат Черкасский, который вёл переговоры то с калмыцким тайшой, то с запорожским гетманом, а в 1681 году заключил с турками 20-летней мир. По вкладу в жизнь России кабардинцы 17-18 веков были её не последним народом...




В 1708 году князь Кургоко Атажукин разбил в Канжальской битве ханские войска, и Кабарда размежевалась с Крымом. В 1739-м году Россия и Турция по итогом очередной войны отказались от притязаний на Кабарду, оставив её независимым буферным государством, что обернулось, конечно, новой серией междоусобиц. В 1759 году Кургоко Канчокин из Малой Кабарды крестился вместе с дружиной, ставшей гарнизоном основанной в 1763 году крепости Моздок. В Большой Кабарде в этом увидели вызов, особенно после того, как Екатерина II отказала её посланникам, отправленных с протестом в Петербург. Так началась последняя кабардинская междоусобица: большая часть пши во главе с Мисостом Баматовым из Атажукиных позвали на помощь Девлет-Гирея. Вот только был то не Девлет I, а Девлет IV: в 1769 году крымско-кабардинское войско смёл Иоганн фон Медем. Его поход был эпизодом новой русско-турецкой войны, и по её итогам в 1774 году обе Кабарды были признаны частью России. Признаны всеми, кроме самих кабардинцев: первыми из народов Кавказа подчинившиеся России, они же первыми восстали против неё. Но мятежи 1778, 1794, 1804, 1810-11 годов были подавлены, причём в последнем генерал Сергей Булгаков фактически стёр с карты Малую Кабарду. Многие уходили - кто в Турцию жить, кто на Кубань сражаться дальше, а следом за русскими войсками на предгорья обрушилась чума. Если к 1760-м в Кабарде жило до 300 тысяч человек (3/5 современной численности), то к 1822 году, когда Алексей Ермолов подавил последнее восстание, а последний князь-валий Кучук Джанхотов был низложен и назначен главой окружного суда, кабардинцев на своей земле осталось не более 30 тысяч. Но восстановившись лишь в 1970-х годах, этот народ последним сохранил непримиримый дух адыгов.

10а


Рассказ о них мне придётся дополнить фото из музеев Черкесска и Майкопа: в Нальчике музей был закрыт на ремонт. Это примерно как про сибиряков рассказывать по материалам Средней полосы России и Урала: для стороннего взгляда терпимо, но у черкесов прошу прощения за нестыковки. Вот на витрине - быт уорка:

10


На кадре ниже - къамыл (свирели), шичепщин (смычковый инструмент) и пастуший рог. Слева пара кисетов, ноговица и папаха, под ружьями (на кадре выше крупным планом) - походные столик и чашка, пистолет с футляром и пороховницей да пара кинжалов - тут прямые къама, а были ещё кривые джамбия (короткий) и бебут (длинный). Справа - упряжь и лёгкое седло без стремян, в котором уорк проводил большую часть жизни:

11


На кабардинской лошади, выведенной за тысячи лет в горах и окончательно оформившейся в степи. Её особенность - чрезвычайно мощные копыта в форме стаканов: таких коней не подковывали, а потому скакал черкес почти бесшумно. Кабардины делились на десяток малых пород, как шагди (боевой конь) и порядком потеснившие его под Россией шолоох (скакун), бечкан (для дальних переходов) или жерешты (особо красивая церемониальная лошадь). И, конечно, у адыгов был культ коня - заботиться о животном горец старался более, чем о себе.

11а


Другой черкесский символ - шашка (сашхо), которую многие считают самым совершенным из мечей. Хотя видел мнение, что это и не меч, а очень большой нож (до 80-90см и 1-15 кило), применявшийся соотвенно: почти без фехтования, молниеносными ударами, и 2-3 приёмов хватало на всякий бой. Улучшенная в 17-18 веках казаками и окончательно доведённая до совершенства в 1881 году, с 1834 года шашка в России стояла на вооружении армии, полиции и жандармов. С 1919 года оставшись за кавалерией до её упразднения в 1968 году, она была последним в истории мечом регулярных сил. И на фото бок о бок с красноармейцем - не адыг, а кубанский казак:

12


Ведь за тысячи лет черкесы создали совершенную для этих гор материальную культуру, которую перенял весь Кавказ да казаки в придачу:

13а


Адыгский костюм включал бешмет (кадр выше) и праздничный цый (кадр ниже), но оба с газырями - карманами под патроны. Кафтан скрывал рубаху и гьончэдж - свободные штаны, на которые надевались ноговицы и чувяки - туфли из кожи или (у знати) сафьяна. Бурку можно видеть на кадре №2, как и платок-капюшон башлык, а без папахи и бгырыпха (пояса) мужчине не подобало появляться на людях. На кадре выше - ещё и костюм горской жены...

13


...но стереотипные черкесские красавицы - это незамужние девушки, до брака державшиеся гордо и свободно, не прятавшие лиц и имевшие право говорить с мужчиной. Эталонная черкешенка была невысокого роста, с тонкой талией и маленькой грудью (так что княжён зашивали в корсеты), а красоту её лица определяли брови: идеально красивых людей тут и теперь называют "брови нации". Юных горянок облачали в сай (кафтан с золотым шитьём) с металлическими поясом и нагрудником.

14


Сдержанную гордую походку обрести им помогали пхъэцуакъэ - туфли на высоких подпорках, которые носили поверх чувяков.

14а


Сдержанность в движениях и словах вообще была частью хабзы. Вот мир черкесского детства, где нашлось место для куклы, волчка или бархатной жилетки, но даже у маленького адыга были газырница и кинжал.

15


Горское искусство не отличалось разнообразием жанров, а самым ярким из них было золотое шитьё - вот расшитые сумочки, амулетницы, женские шапки, а также формы для всего этого и инструменты золотошвей.

16


17


Меня, однако, больше впечатлили арджены - в ювелирике преуспели многие народы, но, кажется, только черкесы придумали сделать искусство из обычной рогозной циновки:

17а


Инструменты и изделия более практичных ремёсел - снегоступы, туесок, фрагменты ткацкого станка...

18


...и чесалка для шерсти, сама образец деревянной резьбы:

18а


Инвентарь тфокотля, самый интересный образец которого, увы, тут лишь макет - это кабардинский плуг, столь тяжёлый, что имел свои колеса, а сколько буйволов в него запрягали - можете сосчитать.

19


Горец и кочевник ассоциируются со скотоводами, и адыги действительно держали на пастбищах овец и коз, а на полях - буйволов. Весьма обильно: в конце 18 века только для объёма экспортированной шерсти требовалось не менее 6 миллионов овец. Но в первую очередь черкесы были кочевые земледельцы. Это словосочетание удивительно только на первый взгляд: на большей части мира земледелие пришло к оседлости лишь когда кочевать стало некуда. Сеяли адыги в первую очередь просо - окультуренное в Китае, задолго до всех торговых путей оно рассеялось Азии через Внутренний горный коридор, где древние племена скотоводов худо-бедно менялись товарами и идеями. К адыгам пшено попало, видимо, ещё при хаттах, и с тех пор тут вывели 9 его сортов. Ещё сеяли полбу, ячмень и овёс, изредка - пшеницу, а кабардинцы в степи успели взять в оборот кукурузу.

20а


Но найдя поле, адыги возделывали его несколько лет, а затем оставляли диким травам. Рано или поздно они, конечно, возвращались на переложные участки, да и сады и виноградники (а вино черкесы в доисламскую эпоху пили!), иногда тянувшиеся на километры, с собой не унести. Однако каждый хабль (хутор одного рода) и куаже (селение нескольких родов) лишь те же несколько лет стоял на одном месте.

20


Адыги кочевали слишком медленно для юрт и слишком быстро для капитальных домов. Турлучная сакля без фундамента, дощатый амбар на ножках, скотный двор да плетень вокруг - вот и вся адыгская архитектура. Оборонное зодчество сводилось к дозорным вышкам, покойников хоронили на ветках (совсем как у многих народов Сибири!), а молились у дерева или скалы - хабза не допускала общения с богами в каменных стенах.

21


В доме - лёгкая мебель, утварь на крючьях, очаг почти на уровне пола под куполообразным дымарём. Настоящей святыней дома, его константой, считалась очажная цепь: к ней не должен был прикасаться чужак, а из выносили её с одной целью - построить вокруг неё другой дом.

22


Черкесы не знали дворцов, а главным украшением их интерьеров служило оружие: гордый пши в серебре и золотом шитье жил в примерно такой же турлучной сакле, что и последний лагунапыт. В селениях строили продолговатые дома из ряда комнат с отдельными входами и очагами - чаще всего это были мужская и женская комнаты (не только спальни, но и мастерские) и кухня, в которой ночевали старики. День они проводили в хэчэше - кунацкой, самой чистой и богато обставленной комнате для гостей по центру или в отдельном домике напротив. Особое место занимала пшашауна - комната девушки на выданье, на порог которой приезжали женихи.

23


Теперешние куаже выглядят иначе: кабардинское села ни с чем не спутать по бесконечным стенам без единого окна, чередованию высоких оград и глухих фасадов.

24


Угрюмый, оборонный вид, будто степью вот-вот набегут то ли всадники Девлет-Гирея, то ли головорезы Хаттаба.

25


Если и украсить дом - то не в ущерб обороноспособности:

26


К адептам хабзы себя причисляют чуть ли не 7% нынешних российских адыг, и двое кабардинцев из Ставропольского края рассказывали мне, что в их селе есть расщеплённый молнией дуб, к которому иные старики ходят молиться, кропя корни молоком, а то и кровью животных. Но в основном в Кабарде - вполне правоверные мусульмане:

27


Мечети их сёл в основном квартальные, а по-настоящему господствуют над куаже школы, в том числе сталинских времён:

28


За околицами - бескрайние поля и сады:

29


Из которых больше всего мне запомнились плантации колоновидных яблонь:

30


По хабзе есть надо мало и без наслаждения, однако приятным открытием для меня стала кабардинскя кухня. Разнообразием она не балует: самое ходовое блюдо - джедлибже (куриные ноги) или лягурлибже (копчёное мясо) с шипсом (сметанно-чесночным соусом) и пастой - упругими брусками пшённой каши с явно генуэзским названием.

31


Либже бывает и из другого мяса, вместо пасты может быть картошка, а например лицуклибже - это уже мясо-молочный суп. На кадре выше ещё рассольный сыр и лакумы (пышки), на кадре ниже дэлэн - нечто средние между осетинским пирогом и карачаевским хычином с в общем тем же набором начинок. Не попадался мне закерис - рассыпчатая, почти не сладкая халва, знакомая по вайнахской кухне.

31а


Нынешняя Кабарда многолюдна, ухожена (что немудрено - господствуют в республике именно кабардинцы, а в 1944-57 годах, когда балкарцев упекли в Казахстан, она была Кабардинской АССР), колоритна... и всё же сказать, что в ней не на что смотреть - очень небольшое преувеличение. Найти хоть что-нибудь я попытался.

32а


Вот например Баксан в 20 километрах от Нальчика по трассе "Кавказ" - мало того, что из 39 тыс. жителей городка 90% кабардинцы, так ещё и вокруг конгломерат их сёл: 20-тысячный Дагулугбей за рекой...

32


...и 10-тысячный Исламей (названный в честь кабардинского танца вроде лезгинки) за трассой. На реку глядит парк развлечений, на трассу - районная управа и агротехнопарк (2015) в актуальном стиле:

33


С 1740-х годов тут стоял куаже тлекотлешей Кучмазукиных, в 1822 году взятый на прицел небольшой русской крепостью, остатки которой вроде ещё попадаются во дворах. В 1825 году Кучмазукины с верными людьми ушли на Кубань воевать, но часть их потомков в 1867-м вернулась на родину. В 1891 рядом появилось русское село Баксан, от которого, видимо, остался старый домик на проспекте Ленина, почти напротив тонкого обелиска Победы:

34


В 1920 году Кумчазукино романтично переименовали в Старую Крепость, в 1960-м присоединили её к Баксану, а в 1967-м разбухшее село стало городом. Из тех времён, наверное, роскошная майолика на здании ДК и ЗАГСа:

35


Между мест с двух прошлых кадров - огромный для такого городка торговый центр да исламский магазин, уважительно вынесенный в отдельное здание наподобие сталинки. Не сказал бы, что кавказского колорита тут нет - но он по-адыгски сдержанный.

36


На кадре выше маршрутка заворачивает на улицу Туты Шукова - кабардинского революционера, который ещё на зольских пастбищах в 1913-м мятежи поднимал, а убит был фашистами, в 1942-м занявшими эти предгорья. Мимо большой мечети улица Шукова уходит вдоль Баксан-реки...

37


...и вскоре город сменяет село с забавным названием Баксанёнок (8,5 тыс. жителей). Тут с 18 века был куст из 5 хаблей, по крупнейшему из них известный как Касаево. В 1920 их свели в одно село и нарекли Шах-Исмагил в честь другого революционера, а в 1930 дали нынешнее название по речке. У главной улицы села осталось кладбище одного из хаблей:

38


Кладбища - как бы не единственные в Кабарде точки концентрации истории.

39


Их новые надгробия у тропинок и сыныжи (старые стелы) в высоком бурьяне не безликие - просто все они обращены на юг, а улица - к северу от ограды. В середине одиноко стоит особый сыныж, похожий то ли на коновязь, то ли на горца в папахе и бурке - так, обязательно в чистом поле, хоронили князей, а позже рядом росли кладбища их подданных.

40


Но в Баксанёнок я приехал, чтобы взглянуть на чащанэ Мухаммеда Батоко Касаева (1768) - изредка и не без влияния крымских татар, кабардинские пши строили себе мавзолеи:

41


Рядом - миниатюрное кладбище, куда я зашёл рассмотреть сыныжи. Даже в советские времена на них наносили мусульманские символы, надписи вязью и силуэты мужских или женских кафтанов:

42


Я ходил по кладбищу один, но вот из переулка выкатилась дребезжащая старая "Лада". Проехав мимо меня, машина вдруг сдала назад, и из неё вышли четверо кабардинцев да жестами велели мне подойти. Встретившись с ними взглядами, я было подумал, что таки нажил себе неприятностей. Объяснить что-то оказалось нелегко - мужики едва-едва понимали по-русски, а я не мог выговорить на адыгский манер слово "чащанэ". Наконец, один меня понял и объяснил другим, атмосфера несколько разрядилась, и напутствовав, что мавзолей фоткать можно, а простые могилы - нельзя никогда, они укатили.

43


От этой и других встреч у меня осталось впечатление, что кабардинцы - тяжёлый народ, на чеченские стереотипы похожий больше, чем сами чеченцы: подозрительные к чужакам и даже в доброжелательности закрытые и молчаливые.

44


Из Баксанёнка я перепрыгнул нальчинской маршруткой в Чегем - город-спутник (21 тыс. жит.) республиканской столицы у трассы. После Баксана он чуть менее кабардинский (78%), но и куда менее русский (7% против 3%) - 15% жителей тут балкарцы. История, однако, та же: в 1822 году местный князь Кундетов даровал землю своему вассалу Мамбету Исламову и назвал получивший хабль в свою честь. В 1825 году жители также ушли воевать на Кубань, но видимо - не столь тотально: Кундетово продолжило стоять, в 1920 году получив нейтральное название Чегем I, а в 2000-м - статус города. Трасса проходит его через центр, отмеченный сталинским ДК:

45


И неожиданно оригинальным памятником Ленину (1970):

46


На другом берегу Чегем-реки, у села Чегем II, где трасса "Кавказ" огибает с двух сторон огромный ресторан "Лачин", уходит дорога в Чегемское ущелье, по которой 8км до села Лечинкай. Его название восходит к легенде о Лачин, про которую говаривали "её сила трёх мужчин, её тело как кувшин" - то ли дочь, то ли молодая жена (в разных версиях) князя Кургоко с детства была необычайно сильна, а тайком занималась борьбой и фехтованием. С закрытым лицом, прикинувшись княжьми братом, во время набега татар он за спиной Кургоко вызвала на поединок хана, а одолев его, сняла платок - враг был навсегда покрыт позором. Конечно же, с Лачин и Кургоко отождествляют кладбище на полпути из Чегема в село - на высоком берегу стоят сыныж, курган и чащанэ:

47


Про это кладбище не известно, кажется, толком ничего, но рискну предположить, что покоятся тут три поколения князей 17-18 веков, и старший из них был язычником, а младшие - мусульманинами.

47а


Пара 8-гранных мавзолеев, пускай один лишился купола, а от другого остался фундамент, выглядят гораздо сложнее и изящнее, чем в Баксанёнке: тут, скорее всего, строили мастера из Крыма, а там - почти не знакомые с каменным зодчеством местные по их образцу.

48


Думается, такой почёт не случаен, и где-то ту была фактическая столица Кабардинского князь-валийства.

48а


Самих кабардинцев я толком не снимал - хотя бы потому, что не отличил бы их от соседних народов. Да и девушки здешние не поразили меня красотой. Кабарда осталась для меня вещью в себе, замкнутой и недопонятой. Гость тут может и посланник Тхьа и Аллаха, но турист - не смотри по сторонам, едь себе поскорее к балкарцам.




О которых, вместе с карачаевцами - следующая часть.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Кабардино-Балкария, адыгские народы, Кавказ, дорожное, этнография

Previous post Next post
Up