В
прошлой части мы прошли над портом через нескольких важнейших одесских достопримечательностей. Теперь же полюбуемся самим портом сверху и спустимся на пассажирскую пристань - фактически, главную площадь Одессы.
Сначала - виды на порт с уже упомянутого в прошлой части Тёщина моста и колоннады у дворца Воронцова. Дома в конце Военного спуска, а вдалеке видны трубы городской ТЭЦ. Промзона тянется узкой полосой вдоль моря, занимая в том числе знаменитую в прошлом Пересыпь. Одесский порт поражает своим масштабом - по площади он раз в 10 крупнее, чем
в Мурманске, и раза в четыре - чем
в Новороссийске.
В порту сохранилось много дореволюционных построек, но самая заметная его достопримечательность - многочисленные эстакады, первые из которых начали строиться ещё в 1874 году. Впрочем, все нынешние эстакады уже послевоенные, и почему их тут столько - не знаю. Видимо, из портов постсоветского пространства Одесса в наибольшей степени ориентирована на автотранспорт.
Жизнь под эстакадами:
Почти на траверсе Тёщина моста стоял огромный парусник "Дружба". Он был построен в 1987 году на Гданьской верфи по заказу СССР, и польские корабелы тогда выпустили целую серию таких парусников, отправленных в Петербург ("Мир"), Севастополь ("Херсонес"), Владивосток ("Надежда" и "Паллада").
Вообще, малоизвестный факт, но каждый крупный порт в СССР имел хотя бы один учебный парусник, причём отнюдь не на случай ядерной войны, а для тех же целей, для которых держат парусники в развитых странах - праздники, регаты, кругосветные плавания, дружественные визиты, круизы... Словом, для красоты. Самый большой российский парусник "Седов" (второй по величине в мире) обитает в Мурманске, но я там его ни разу не видел. А парусники серии "Дружбы" считаются самым быстроходными в мире.
Пройдём немного по Приморскому бульвару - и вот она, Потёмскинская лестница, ведущая к главной одесской площади:
Обратите внимание - лестница лишена перспективы, то есть не сужается книзу. На самом деле наверху её ширина 12 метров, а внизу 21 метр. Длина лестницы - 146 метров, в ней 191 ступень. И благодаря всё тому же эффекту снизу лестница кажется вдвое выше, чем она есть:
К тому же, она довольно пологая, с очень удобным чередованием маршей и площадок - подниматься по ней немногим труднее, чем просто идти по горизонтальной улице. Построил лестницу в 1837-41 годах всё тот же губернатор Воронцов по проекту архитектора Боффо (который строил ансамбль Приморского бульвара) - то ли к визиту Николая Первого, то ли в подарок своей жене, то ли просто с целью украсить город. Проект вышел мега-дорогой, но лестница раз и навсегда стала символом Одессы. И кстати, к Потёмкину она не имеет никакого отношения - до Революции она вообще не имела официального названия, а нынешнее получила в 1955 году в честь броненосца "Потёмкин".
Причал крупнее - справа Карантинная гавань, слева - Каботажная. Высотка - пятизвёздочный отель "Одесса", у подножья - Морской вокзал, на заднем плане - Воронцовский маяк.
Параллельно лестнице проходит фуникулёр - один из первых в Российской империи (1902), за свою историю трижды закрывавшийся на несколько лет: 1919-26, 1941-48 и 1969-2005. Последний раз фуникулёр вообще заменили эскалатором, который к 1996 году пришёл в негодность. Как работает фуникулёр сейчас, я не знаю - но в день нашего визита он был закрыт. В действии эта штука
выглядит так.
Спускаемся пешком. Воронцовский маяк лучше всего виден отсюда - основан он был в 1845 году, несколько раз заменялся, в нынешнем виде построен в 1950:
Стены из дикого камня, поддерживающие крутой берег:
Портовые краны и диспетчерский пункт:
Чтобы попасть на пристань, надо пересечь очередную эстакаду - пешеходы туда проходят через здание у конца Потёмкинской лестницы, но где-то устроен въезд и для автомобилей:
С этой эстакады хорошо видны и другие над железной дорогой. Слева, откуда мы пришли:
И справа, у подножья Ланжерона с его новостройками:
Виды с пристани на город:
Здесь из-за зданий выглядывает крыша Оперного театра:
На входе встречается небольшой сувенирный базарчик и скульптура "Золотое Дитя" - между прочим, Эрнста Неизвестного. Многие работы этого скульптора мне нравятся, но здесь я в своей оценке солидарен с Хрущовым.
Суда у пристаней - почему-то не пассажирские, видимо ещё не сезон, так как летом в Одессу частенько заходят круизные лайнеры из Средиземного моря. Слева - кажется, контейнеровоз "Зоя" под флагом Панамы (не виден):
Справа - увы, не знаю, как называется судно этого класса, но приписано оно к Мальте:
Ничего удивительного - это практика "дешёвых флагов", то есть владельцам, будь они в США, Германии или России, выгоднее передать судно этим странам и взять его в бессрочную аренду, чем содержать и платить налоги самим.
Катер на фоне Воронцовского маяка. Обратите внимание на бетонные молы, которые закрывают Одесскую гавань от штормов:
За Карантинной гаванью грузят уголь:
И трубы:
Ещё какие-то пристани и терминалы за Каботажной гаванью:
Но в целом в огромном порту как-то пусто и даже сонно. Видно, что он мог бы работать гораздо активнее, чем сейчас. Некогда один из крупнейших портов мира, ныне Одесса вместе с пригородом Ильичёвск (где порт едва ли не крупнее) даже на Чёрном море занимает лишь третье место (грузооборот 25-35 миллионов тонн) после Новороссийска (115 миллионов тонн) и румынской Констанцы (около 40 миллионов). Украине просто нечем загрузить Одесский порт на полную мощность:
Он знал в прошлом много выдающихся страниц. Сто лет назад это была главная в мире хлебная гавань - Россия производила до 2/3 мирового зерна, и большую его часть вывозила именно через азово-черноморские порты. Но в общем-то как и во всей Одессе, экономическая слава тут блекнет перед славой литературно-фольклорной. Сколько с одесским портом связано песен, стихов, прозы! А тем более - с теми, кто жил этим портом, включая контрабандистов, голодранцев, портовых девок... А режим "порто-франков" ("вольного порта"), введенный Ланжероном в 1817 году и превративший Одессу в этакий Гонког 19 века с беспошлинной торговлей в пределах центра? А "паломнические ворота" между Россией и Афоном, Святой землёй? А белая эмиграция? В сравнении со всеми этими образами нынешний Одесский порт выглядит мемориалом самому себе.
Очень проникновенная скульптура женщины, провожающей мужа в дальнее плавание. У меня ассоциации с китобоями... но может быть это лишь потому, что мой папа - моряк-гидробиолог, много лет работавший в промысловых рейсах на краба и гребешка, и образ "уходящего в море" у меня ассоциируется не с торговыми портами тропических стран, и не с походами военных кораблей, а именно с морским промыслом.
В самом конце пристани - церковь Николая Чудотворца, покровителя моряков. "Теплицы" - крыши помещений морского вокзала, большая часть которых находится внутри пристани.
Между ними - Музея якорей, рядом с которым динамик рассказывает кратко об истории якоря и каждом экспонате в отдельности, причём почему-то по-русски без украинского дубляжа.
А рассказывать, да ещё и по-русски, тут есть кому. Даже в промозглый серый день под сильным дождём мы видели несколько стаек туристов. Особенно удивили две женщины, которых я сначала принял за каких-нибудь арабизированных француженок. Одна из них по-русски попросила меня их сфотографировать, а я спросил, откуда они. Оказалось - из Баку, причём одна была азербайджанка, а другая - армянка.
В отеле же есть смотровая площадка, открытая только летом.
Рядом с Музеем якорей на стене церкви вот такие мемориальные знаки. Обратите внимание на правую плиту, которую я почему-то не догадался заснять крупнее:
В советское время (до 1987 года) в Одессе базировались две китобойные флотилии: "Слава" и "Советская Украина", ходившие на многомесячный промысел в Антарктику. Флагманы этих флотилий размером не уступали крейсерам, а их возвращение из рейса было в Одессе настоящим городским праздником. Вот очень характерное
интервью с ветераном-китобоем, а здесь - краткий фоторассказ
истории китобойного флота в России/СССР.
Никольская церковь снизу - здесь её вход. Дальше тянутся причалы лодок и мелких катеров. Кстати, берег здесь обращён к северо-востоку, а чуть дальше береговая линия резко поворачивает и идёт строго с севера на юг.
Вот таким бывает Чёрном море - холодным, мрачным, угрюмым. И пожалуй, и я теперь буду вспоминать его именно таким. На обратном пути мы увидели, как отходит уже знакомое нам судно:
И не "корабль отплывает", а "судно отходит"! Потому что корабли - это только военные суда, кораблями называть не принято не то что супертанкеры или гигантские лайнеры, а даже атомные лодоколы. И, как говорят моряки, "г...но в проруби - плавает, а суда - ХОДЯТ".
Куда он пойдёт дальше? Откуда он сюда пришёл? Кому - романтика, кому - рутина...
На ближайшие несколько постов с морем мы попрощаемся - впереди центр Одессы, дворики, Молдаванка. Но водами Понта мы ещё полюбуемся в постах об одесских курортах - Аркадии и Большом Фонтане.
НОВОРОССИЯ-2011
Как это делалось в Одессе. Вступление.
ДОРОГА К МОРЮ
По России
Перемышль. Под разрушенным собором.
Локоть. Другая сторона войны.
Малороссия (Средняя Украина)
Глухов и
Батурин. Гетманские столицы.
Козелец и его собор.
Остёр. На руинах древней Руси.
Малороссийские зарисовки. Деревни, природа, автобан и немного Киева.
Умань и
парк "Софиевка".
Музей ракетных войск под Голованевском.
НОВОРОССИЯ
Новороссия. Калифорния Российской империи..
Западная Новороссия
Аджигольские маяки в устье Днепра.
Херсон. Проспекты и набережные.
Херсонская крепость.
Херсон. По центру.
Николаев. Вдоль Ингула (верфи и набережные).
Николаев. Старый город и Черноморский судозавод.
Одесса и окрестности
Одесса. Какой я её увидел.
Одесса. Над портом.
Одесский порт.
Одесса. Улицы и виды.
Одесса. Перекресток культур: Привоз, вокзал и храмы.
Одесские дворики.
Одесса. Молдаванка.
Одесса. Аркадия.
Одесса. Большой Фонтан.
Затока.
Буджак.
Буджак. Между Днестром и Дунаем.
Белгород-Днестровский. Крепость.
Белгород-Днестровский. Город.
Измаил. Город на Дунае.
Дорога вдоль Дуная.
Килия. Два берега.
Вилково. Староверы дунайских плавней.
.