Как я нашел работу в Университете Великобритании (часть 2)

Sep 10, 2019 22:29

Продолжение: как проходило само собеседование и немного мыслей вслух, как всегда.




Процесс отбора
Отбор проходит примерно во всех университетах одинаково в течение одного и редко двух дней. Допустим в один день. В среднем - два этапа. В первом тебе надо представить короткий урок на 10-15 минут. Тебе дают тему, либо сам выбираешь - университет в email приглашении указывает, что именно делать. Ты, естественно, готовишься, и это может занять день, а то и два - зависит ещё от твоей повседневной занятости и самой темы урока. И вот, в этом самом example-lesson ты и должен как бы показать весь свой талант общения и преподавания. Одни говорят, что на содержание урока в этот момент не смотрят, мол оценивают стиль преподавания. Но я думаю, что это всё хуйня - нельзя не смотреть на содержание урока. У урока есть четкая структура, которой надо следовать, сделать какие-нибудь свои фишки, типа интерактивный урок, может с каким-нибудь мобильным приложением, вопросами, заданиями и тд. Короче, за эти 10-15 минут тебе надо показать всего по чуть-чуть: мол, вот так я рассказываю, вот такие задания я могу дать, такие вопросы позадавать, вот так пошутить, и тд. Часто, такой урок показывают в отдельном кабинете, где сидят другие преподы и оценивают тебя (но они не принимают решение по поводу твоей работы), либо молодые преподы или даже PhD студенты. Кстати, молодые преподы и PhD студенты лучше, чем «старые» академики - они в этом процессе задают конкретные понятные вопросы, а старые вечно какую-то хуйню спрашивают поверхностную. Короче, ты в этом кабинете показываешь свой урок в течение 10-15 минут, потом вопросы 5-7 минут и свободен.

После, идешь во второй кабинет. Бывает, что и урок и второй этап проходят в одном кабинете с одними и теми же людьми - те, кто решает брать потом тебя на работу или нет. Второй этап бывает проходит сразу в одном кабинете с тремя-четырьмя чуваками, либо к каждому по отдельности в разные кабинеты надо заходить. Но чаще все сразу сидят в одном. Один - специалист по преподаванию, другой - по исследованиям, третий - самый главный типа - заведующий кафедры или декан всего факультета, четвертый - просто какой-то хер зачем-то сидит не понятно. Не, на самом деле там все при делах сидят - он приглашен, чтобы в процессе не было предвзятого отношения, мол своего не протащили. Бывают, еще всякие секретари сидят и HR. Но самые главные - это те трое. Каждый доёбывается до тебя по своей теме: а какие у вас методы преподавания? А как вы поступаете в этой ситуации со студентами? А какие у вас планы по исследованиям? А что вы делали до этого? А как вы подходите нашим исследовательским центрам по своей специальности? А вы посмотрели профайлы наших текущих работников факультета? С кем бы вы там могли потенциально затусить по исследованиям? И так далее. Ну и вот так где-то полтора-два часа просидеть можешь. Отвечать надо уверенно и с огнем в глазах!

Когда ездишь в другие города на собеседования, то тебе компенсируют расходы! Однако, если едешь из-за границы, то компенсируют расходы только те, что наступили после пресечения границы с Великобританией; то есть те, что внутри страны. Везде, где я ездил - Оксфорд, Ковентри, Лестер, Глостер, и так далее - везде компенсировали, кроме Дерби!

Когда дал положительный ответ De Montfort University, они буквально за неделю оформили все документы и через полторы я пошел подавать на рабочую визу. При подаче, универ дал мне некий документ, где вкратце было дано описание вакансии-работы, и почему они меня взяли. На ту вакансию было 50 заявок! На собеседование пригласили девятерых, а работу получили двое: я и еще кто-то. 50 заявок! Эти же люди теперь куда-то делись??? Поэтому я выше и писал, что попасть просто на собеседование - уже достижение. Правда, лучше тебе от этого не становится, если ты работу не получаешь. Вы представляете? 48 человек в пролёте, а De Montfort University - не топовый университет, да и еще в Лестере находится.

Мысли вслух
У меня есть друг, который делает PhD in Chemical Informatics в University College London (UCL). Его супервайзеры посвящают целый день только для своих PhD студентов и уделяют каждому около часа. То есть, в день, допустим, через них проходят шесть-семь человек. Супервайзера два. Теперь примерно умножим на остальных академиков только в этом университете в бизнес школе: получается, что только в бизнес школе учатся ОЧЕНЬ много аспирантов. Конкретно со мной в 2014 в Гринвиче начали учиться около восьми аспирантов, и помимо нас на втором или третьем году ещё куча была. И теперь, всё это умножим примерно на 120 университетов, которые сейчас есть (государственно-аккредитованных плюс-минус): сколько же этих PhD студентов-то получается в одной только Великобритании? Да, вакансий много, но теперь представьте сколько аспирантов выпускается каждый год и им надо куда-то идти работать. Даже если кто-то уезжает обратно домой или в другую страну, всё равно спрос превышает предложение, причем, везде. Там, куда они уезжают, тоже куча PhD выпускников, сюда в Англию еще прут из других стран - ужас. А еще, уже находящиеся в академии люди меняют место работы.

Вообще, все охают и ахают от восхищения, что мол с PhD тебе уже все должны, и почти еще чуть-чуть и минет сделают. Для начала, PhD нахер не нужен в повседневной жизни. Нужен по идее только тем, кто собрался делать карьеру в академии. А в академии эта степень себя дискредитировала, как и степень бакалавра и магистра в частном секторе. Работодатели зачем-то просят высшее образование даже на те работы, где по идее оно и не нужно. Университеты тоже стали просить у всех теперь степень PhD ради понта, что у них не просто преподы работают, а учёные. И получается, что ты трахаешься 3-4 года с этой диссертацией, а потом при подаче на работу к этому относятся, как к должному.

Само по себе PhD (докторская степень) в целом нужна была для того, чтобы дать человеку право стать профессором и иметь право полноценно преподавать в высшем учебном заведении. Так было в 19м и начале 20го веков. Раньше, получив степень PhD, ты автоматически делал вклад в науку, а без неё даже не имел право преподавать. Сейчас, даже преподавая и имея кучу публикаций, ты можешь спокойно не стать профессором в этой жизни вообще! Процесс роста выдачи PhD во второй половине 20го века и уж тем более после 2000х скрестился с остановкой расширения финансирования научного сектора, возникла и начала усиливаться конкуренция за место профессора (да и не только), что было само по себе почти немыслимо в начале 20 века для защитившегося аспиранта. Как это так - защитился, но не получил место? А вот так!

Чтобы как-то решить проблему переизбытка людей с PhD на рынке труда и усилить конкуренцию в академии, появилось такое понятие, как «постдок» (postdoc) - бесправный и низкооплачиваемый научный работяга, на которого в сегодняшней науке ложится почти все научное делопроизводство (а та часть, которая не ложится на плечи постдока, ложится на плечи аспиранта). Бесправного потому, что постдоки - это контрактники, контракт которых ограничен 2-3 годами, и как правило не продляется. Человеку, который только что защитился с огромными усилиями, говорят примерно следующее: «Мы тебя возьмем на работу, так уж и быть, но только на год или два, только вот с такой зарплатой, и после окончания иди куда хочешь. В смысле условий и карьерного продвижения мы тебе вообще ничего не можем гарантировать - это твоя проблема». Постдок, как правило, не может заключаться более трех раз. То есть у тебя есть ровно три (или даже меньше - иногда только две) попытки устроиться на должность профессора после окончания PhD. Первый постдок, т.е. первые два года, когда ты работаешь изо всех сил, пытаясь привести свое резюме к нужному виду - пытаешься опубликоваться в журналах (крутых только, конечно же), что может занять пару лет (а у тебя сам постдок длится только два года!); второй постдок, который тоже надо было искать самостоятельно, а это значит полгода вылетевшие на составление резюме, поиск вакансий, интервью и пр. Если после второго постдока ты не смог устроиться профессором - скорее всего, это вообще никогда не получится. Куда идти после этого? Насрать, куда хочешь. В индустрию тебя, скорее всего, не возьмут, потому что тебе к этому времени уже 35-40, а опыта работы за пределами академии у тебя ровно ноль; а в академии тебя тоже уже никуда не возьмут, потому что до профессора ты не дотянул, а третьи-пятые постдоки не приняты, наймут молодого лучше вместо тебя. Сегодняшняя конкуренция в академии в связи с перепроизводством PhD настолько велика, что даже место постдока непросто найти. Все эти постдоки привязаны к финансированию - получению гранта от какой-нибудь организации на какое-нибудь исследование. Тот же самый друг из UCL разговаривал со своим супервайзером-профессором, и тот ему с усмешкой говорил про своих постдоков: «Знаешь сколько из моих десятерых постдоков станут профессором?» - «Сколько?» - «Нисколько».

Остается устраиваться преподавателем, где тебе надо преподавать четыре дня в неделю, но при этом на преподавательскую деятельность всем насрать, когда дело касается карьерного роста. Все будут смотреть на твои публикации в крутых (!) журналах (напомню, где цикл публикации где-то два года в среднем) и выигранные исследовательские гранты… Подождите, когда же их делать, если у тебя только один день в неделе свободен от преподавания? Да никого не ебет когда - когда хочешь. Находи время! Ладно, я преувеличиваю: с мая по конец сентября академики делают, что хотят. Это время и выделяется для твоей научной работы. Но прикол в том, что чтобы опубликоваться в крутом журнале, нужно сделать сначала достойное исследование, а потом еще написать статью хорошо, и переписать, когда тебе скажут после peer review process (оценка статьи анонимными экспертами). Сам процесс ревизии и публикации может занять около двух лет спокойно, прибавим еще время, которое у тебя уйдет на само исследование и первичное написание статьи. В итоге получаем цикл в среднем в три года. Как вы думаете, постдоки сколько смогут успеть за свои четыре или шесть лет (в среднем) опубликовать, чтобы стать профессором? Они, кстати, тоже много преподают, хотя на них нет лейбла «преподаватель». Как лектору (lecturer) надо много преподавать, но а также делать исследования; так и исследователю (research fellow) надо типа больше исследовать, но он также дохрена преподает в течение года. Это лишь названия разные, но суть почти та же. Только разница в том, что у постдоков или исследователей (research fellows), как правило, контракты на два-три года, а преподы (lecturers) получают постоянный контракт… в Англии, по крайней мере.

В академии очень сложно найти себе full-time permanent позицию. Почти невозможно. Как мне из того же Curtin University и говорили: «Кто-то так и всю жизнь от контракта до контракта живет». Та же история была и про моего коллегу из Стокгольмского университета. Дела обстоят лучше в Великобритании за счет того, что они сюда зазывают студентов со всего мира и на этом немало зарабатывают. Но всё равно слышишь слухи про финансовые трудности то там, то тут: например я недавно слышал такое об University of Reading, University of Leicester, и даже University of Cambridge. В моём De Montfort University среди «новеньких» подслушал междусобойный разговор типа «Наконец постоянную работу нашел, а то надоели все эти part-time teaching или temporary contracts. И это говорили люди взрослые - старше меня! Пизда в мире в плане трудоустройства уже наступает на пятки, ребята. Готовьтесь.

А как я получил работу? - Не знаю. Я не делал ничего кардинально нового, чем до этого: в смысле в июне 2019 по сравнению с июнем 2018го. Хотя, да - я улучшил навык, скорее всего, написания сопроводительного письма и стал более уверенно пиздеть на собеседовании. Всеми этими вещами ты учишься со временем, проходя кучу организаций и собеседований. Жаль только, что у кого-то время на всё это есть, а у кого нет. Но стоит заметить, что я ГОД искал работу: у меня был опыт преподавания студентам бакалавриата, магистратуры, в этом году я даже супервайзером был у магистров, есть опыт работы course leadership, есть несколько простеньких, но всё равно - публикаций, работа в частном секторе, и проекты для частных компаний и даже для МИД Великобритании (!) - и весь этот комплект не был достаточно хорош целый год! И потом вдруг как-то выстрелило. Фактор удачи играет важнейшую роль. Честно, не знаю, как там люди подают на работы, у которых в резюме очень всего мало. Но британцам и европейцам проще - они могут на простенькие вакансии подавать и потом потихоньку накоплять резюме «мясом» - им же визу не надо. А нам из третьего мира надо бороться только за сильные места, либо вообще визу не получим.

Как вы понимаете, следующие посты будут о том, где я живу, о городе Лестер, и о самом университете. Материал потихоньку готовится.

Интересные истории:
Как я нашел работу в Университете Великобритании (часть 1)
Работа преподавателем в британском университете: часть 8 (2018-19)
Работа преподавателем в британском университете: часть 7 (2018-19)
PhD как это было: часть 3
PhD как это было: часть 2
PhD как это было: часть 1
Как поступить на PhD
Работа преподавателем в британском университете: часть 6 (2019)
Работа преподавателем в британском университете: часть 5 (2017-18)
Публикация научных статей
Работа преподавателем в британском университете: часть 4 (2017)
BASEES Conference 2017
Продавец-консультант в Лондоне: Часть 3 (2016)
Продавец-консультант в Лондоне: Часть 2 (2016)
Продавец-консультант в Лондоне: Часть 1 (2016)
BASEES Conference (2-3 апреля, 2016)
Работа преподавателем в британском университете: часть 3 (2015-2016)
Работа преподавателем в британском университете: часть 2 (2015-2016)
Работа преподавателем в британском университете: часть 1 (2015-2016)
Один день офисного планктона в Лондоне (Сентябрь 2015)
Устраиваемся на работу в УрФУ. (Октябрь 2012)
Неделя в Екб (Февраль 2012)
Необычное интервью: Надя Фалалеева (Январь 2012)
Британские водительские права (Июнь 2011)
Круг общения: часть 4 (Май 2011)
Круг общения: часть 3 (Май 2011)
Круг общения: часть 2 (Апрель 2011)
Круг общения: часть 1 (Апрель 2011)
Спорт в моей жизни (Март 2011)
Мои соседи и друзья в общаге (Ноябрь 2009)

Великобритания, поиск работы в Англии, england, поиск работы в Великобритании, Англия, great britain

Previous post Next post
Up