Всё забываю написать про это. Я решил тут сдать на британские водительские права. Решил в феврале, а сдал в апреле. Вообще, я решил еще в январе, но процедура оказалась немного посложнее.
Сначала надо получить времеменные водительские права, которые позволяют тебе ездить на учебной машине. По скольку я делал визу и получил ее только в конце января, то подать заявку на временные водительские права я не мог, тк нужно было посылать им свой паспорт тоже, чтобы они меня зарегистрировали у себя где-то там в базе данных. Короче, с грехом по полам, получил я эти временные права к концу февраля. Естественно, что вся эта процедура не бесплатная: 50 фунтов заплатил, чтобы получить временные водительские права. Суки.
В Англии нет никаких водительских школ. Идешь в магазин или на сайте покупаешь себе теорию: книжка, DVD и CD диски. Теоретический экзамен состоит из двух частей: теоретические вопросы и hazard perception test.
Теоретические вопросы в принципе легкие для тех, кто уже умеет водить и сдавал экзамен до этого и знает правила. Потому, что правила в принципе те же, и на некоторые вопросы можно логически ответить. Вообще, 30-40% вопросов теор теста скажем даже ответить очень легко. Там некоторые вопросы были откровенно тупыми: случилась авария, есть пострадавший, ваши действия:
а) помочь пострадавшему
б) пойти покурить
в) просто уехать
г) стоять, паниковать и истерично виризжять.
Отгадайте, какой будет ответ? =) И таких вопросов довольно много встречается.
Или, например по сложнее, но тоже тупой: Огромная длинная фура пытается повернуть на нерегулируемом перекрестке, но с трудом входит в поворот, по этому фуре требуется больше времени и места для маневра. Вы подьезжаете к перекрестку. Ваши действия?
а) остановиться и подождать, пока фура закончит свой маневр
б) не снижая скорости пытаться проскочить на перекрестке
в) проехать перекресток агрессивно сигналя водителю фуры
г) снизить скорость, но всё ранво пытаться проехать перекресток.
Фишка в том, что наверно все русские ответят на вопрос выбрав Б, В и Г потому, что мы так делаем и считаем, что это нормально. Но если мыслить как человек разумный, то правильный ответ будет А, и тут правил в принципе тоже не надо знать. Правило тут обычное - будь вежливым, это ведь большая фура.
Еще до покупики этих книг и дисков, я на сайте прошел пробный теор тест и ответил на 41 вопрос правильно из 50 (43 минимум). То есть, я конечно провалил, но был почти на границе с нужным минимом. Книгу я прочитал раз, чтобы обедиться, что правила я знаю, и выучил те, что не знал. На CD диске были даны вопросы. Тут в Англии тоже легко с этим, как и у нас: на диске были именно те вопросы, которые были потом на экзамене. То есть, можно не знать правил, а тупо выучить наизусть и всё. Такая фишка в Англии будет только до конца этого года. С 2012 года ты будешь узнавать вопросы только за экзамене.
На DVD диске были инструкции к Hazard Perception Test и примеры самого теста. Что это за тест? На экране компьютера идет видео ролик, и вам надо кликать мышкой - просто кликать ни на что не направляя саму мышку на самом экране. Кликать мышкой надо тогда, когда вы видите потенциальную и саму опасность на дороге (на видео). Например, видео: вы едите по дороге, и тут видите, что по тротуару идут дети, потом они решили вдруг перейти дорогу, потом какой-то критин решил октрыть дверь в припаркованной машине, не смотря на то, что вы едите в притык рядом и близко, тк тут дороги узкие. Короче, я думаю, что многие примерно поняли, что там и как (можете загуглить), но я так и не понял всё таки, как этот тест работает. Каждый пример теста на диске была обьяснен. То есть, ты проходишь тест, а потом тебе объясняют, на что ты должен был обратить внимание. И они (комментаторы/иструкторы на диске) всегда говорили о разных вещах. Я так ничего и не понял в итоге. Решил, что буду на экзамене кликать на всё подряд.
Бронировать экзамен надо в инете. Стоит сдача экзамена 30 фунтов. Если просрешь, то идешь сдавать еще раз и еще раз платишь. Опоздаешь на 5 минут - идешь на хуй, снова приходишь и снова платишь. Всё строго. Экзамен естественно на компьютере. Так вот, Сосновских забронировал за 13 марта, вызубрил всё, пришел и оказалось, что забыл какую-то бумажку - меня послали на хуй, 30 фунтов просраны - молодец! Забронировал потом на 22 марта и сдал. Теоретический тест был вызубрен так, что я читая первые два слова вопроса, уже кликал на нужные-правильные ответы. Теория была сдана идеально. С Hazard Perception было немного нервознее. По скольку я так не понял на что там надо обращать внимания, решил кликать на всё подряд. Но перед тестом вдруг было сказано, что если будешь кликать постоянно как дебил, то тебе дадут 0 очков. Тебе дают 14 видео, но за правильные клики дают очки. Надо набрать нужное количество очков. «Класс»! На первом видео получил 0 очков =) Думал, всё пиздец не сдал. Потом даже не знал на что кликать и на что не кликать. Много кликаешь - очков не дают. Короче за 7е видео мне дали тоже 0 очков за слишком много кликов. Тогда у меня вообще надежда пала. Но нет. Оказалось, что набрал нужное количество очков. Теоретический экзамен я сдал!
Вы наверно спрашиваете - а что если есть вопросы по правилам в теории, у кого спрашивать, если нет водительских школ? Короче, вы нанимаете себе инструктора, который вас учит водить. Вот он вам всё и расскажет. Инструкторы все должны пройти спец обучение и аккредитоваться в каком-то гос учреждении. На сайте гос учреждения можно найти себе инструктора. Типа, ни кого попало, а именно аккредитованого. Дело в том, что неаккредитованные не то, что плохие, а просто нелегально учить и учиться у неаккредитованного инструктора.
На сайте можно по своему местужительства найти себе инструктора. Посмотрев на список инструкторов, заметил русскую фамилию. В итоге я занимался с Людмилой =)
Людмила мигрировала из Украины в Лондон еще в девяностые. Жила на Украине она в дырявой деревне, уехала от туда в 90е, то есть её представление о России/Украине еще те - 20 летней давности. Мигрировала она сюда с мужем, устроив своего младшего сына в английскую школу. Прошел нужный срок времени, и семья получила гражданство. (если учиться в Англии 10 лет вроде, то получаешь его). Муж к сожалению уехал, тк ему на Родину захотелось в итоге, а не эти Лондоны-хуёндоны (по ее словам). Вот сейчас у нее вроде трое сыновей. Самый старший был взрослый, и мигровал позже всех фиктивно женясь на латышке или литовке. Средний и младший - уже почти британцы с типичным сценарием - с гражданством, и на русский язык забили вообще. С самым младшим бывает так, что мама с ним по русский, а он ей отвечает по английский, тк не хочет говорить по русский вообще. Сложный ведь язык. Зачем на нем вообще говорить, когда есть английский))
Так вот, давайте о Людмиле, как об инструкторе. Сейчас, оглядываясь назад, не скажу, что она была хороша. Во-первых, скажу конечно, ездить я не разучился, и не забыл, что такое ручная коробка передач. Но вот ездить на другой стороне дороги - требовало привыкания и времени. Второе, как мы все знаем: уметь водить и уметь сдавать экзамен - разные вещи. Как и везде, в принципе: знать что-то и уметь сдать экзамен на тему, которую ты знаешь - разные вещи.
Она была такой немного типичной бабой-водителем. По лучше, конечно, тк она была всё таки инструктором. Но у нее довольно часто появлялась паника, когда я что-то делал не так, и она мне под руку начинала говорить, паниковать и тд тп. Была однажды даже почти аварийная ситуация, когда благодаря мне, а не ей, всё закончилось заебись. Подъезжали к перекрестку, надо было повернуть, а там и перешеходы, и автобусы и автобусные линии, на которые заезжать нельзя. Я немного растерялся в плане смотреть в зеркала в определенной очереди, менять скорость в определенный момент и тд тп, начал делать по своему. Она мне под руку начала орать типа не так делаю, надо так и сяк. Я естественно начал дергаться типа «что, как, где, почему», забыл смотреть на дорогу, а она мне «смотри вперед», я про себя «так мне когда успевать всё это делать вообще», короче чуть не вылетели на тротуар. Я в последний момент говорю «тихо! Я делаю по своему!» и сделал по человечески, и никто не пострадал. После чего я ее вежливо попросил не делать так больше. Мне нужно было переучиться. Под руку в таких ситуациях орать не надо. В каком там порядке смотреть в зеркала и в какой момент менять скорость: я делаю по своему, и вы по своему - и в этом нет ничего смертельного. Главное, что я всё таки посмотрел в зеркала в нужный момент и контролирую дорогу. Она согласилась не орать по руку, но сказала, что я неправильно научен или просто привык неправильно ездить. Я с ней согласился на 30-40%, тк есть всё таки правила по поводу того, когда смотреть в зеркала и когда переключать скорости и тд тп, но всё это пиздец для чайников, которые первый раз вообще в машине за рулем и понятия вообще не имеют что и как. Ей вообще и не снилось о том, что я с коробокой передач иногда по 70-100км в день делал, и ездил на одной дороге с одними дебилами. Она бы вообще обосралась со своими правилами у нас РФ или у себя на родине. Еще мне казалось, что она переучивала мой стиль вождения не под правила (как надо), а под свой-её стиль. С женщинами спорить бесполезно. Главное было научиться ездить на Лондонских дорогах и сдать на права. По этому я тупо смирился и переучивался. Ничему нового она меня не научила, кроме того, что я узнал, что можно ехать очень медленно на одной педали сцепления без газа, что полезно очень при парковке (на русских машинах такое вроде не работает, тк у нас карявые сцепления).
Кстати, забыл сказать, что Людмила не ездила на Украинских/Русских дорогах. По этому для меня было шоком узнав о том, что если ты едешь на главной дороге, а на второстепенной дороге гонит машина, снижать скорость нельзя, тк может врезаться в вас машина сзади; и нужно просто поверить и довериться, что та машина, что адски гонит на второстепенной дороге, все равно остановится перед знаком. Кстати, и остановилась, но я то из другой страны. У меня идеальный Hazard Perception. Я реагирую на все движущиеся предметы в поле зрения на дороге, даже на голубей. При этом, я ее понять не мог: она мне говорит, что нужно быть осторожным и ожидать, что может случиться всё что угодно на дороге; при этом, говорила, что не надо тормозить, когда на второстепенной дороге гонит машина. Ммммм, не логично. И как ей объяснить, что я не могу вот так переучиться, когда у нас в РФ дикость на дорогах. Так она ведь не понимает, ведь она не ездила у себя на родине. Короче, мой сверх осторожный стиль вождения она не изменила. Вы можете мне доверять. Тем более, я быстро сейчас не езжу - старею, ведь 25й год уже =)
Еще меня поразило другое. Это уже не Людмила, а правила британские какие-то дебильные: при движении назад нужно развернуться и смотреть назад, а не в зеркала - в зеркала нужно «подглядывать». Пиздец бред ебаный. Вообще, опять начну с личного опыта, не знаю, как там другие, но вот сейчас слушайте меня.
После моего затонированного в ноль Фокуса, и после Папиного с тонировкой сзади Ланд Крузера - любой научиться парковаться. Во-первых, поле зрения ограничено из-за тонировки; во-вторых, у Папы нет парктроника, а жопа у Ланд Крузера здоровая, и еще немного приподнята вверх. Ехать назад и смотреть назад - вообще не вариант на такой машине. Как делал я:
- настраивал боковые зеркала под нужным углом, чтобы можно было видеть и дорогу и поребрики;
- когда подходишь к машине, просто оглядываешься и оцениваешь ситуацию в целом: пещеходы, дети, беременные женщины и тд тп))
- желательно парковаться сразу задом, когда приезжаешь на место, ведь проще потом выезжать передом, чем выезжать задом.
Людмила мне сказала, что нужно смотреть назад, повернувшись назад, чтобы можно было увидеть например детей, тк они маленького роста. Это тоже никакой логике не поддается. Во-первых, когда едешь назад и смотришь назад всем корпусом, из-за дверей ты ничего не видишь, что там ниже уровня окна, да и в целом ты мало что видишь. Я учился на машине Mini Cooper, и нихрена не видел. Вот реально, когда учился парковаться с Людмилой, смотрел назад, но всё равно ехал, как в слепую. Потому, что в моем стиле: я смотрю постоянно в зеркала (перед собой и в боковые) и «поглядываю» назад, а не наоборот! Короче, для меня это был полный бред.
Вот так выглядит тачка, на которой я учился ездить. Хорошая машина кстати, но дорогая. Не стоит того, на мой влгяд))
Короче, всего я взял девять уроков: пять в самом начале, три перед экзаменом и еще один еще перед одним экзаменом. Да, я провалил первый экзамен. У меня есть оправдание - мне не повезло =)
Первый экзамен я забронирвал на 9е апреля. Вообще, практический тест забронировать очень трудно - всё расписано на два-три месяца вперед. По этому, нужно просто сидеть по утрам и проверять в интернете, если какое-нибудь время освободиться. Экзамен длится около часа, чуть меньше. Сначала ты едешь куда тебе скажут: на лево, на право, прямо. Потом тебе дают маршрут оценивая то, как ты себя чувствуешь на незнакомой территории. Тебе просто говорят: едешь прямо, на втором регулируемом перекрестке со светофорами поворачиаешь на лево, потом еще раз на лево, потом едешь до конца улицы и на круговом движении едешь в сторону Clapham Junction. Кстати, круговые движения тут самое сложное для меня было. Вот чему меня еще научила Людмила - ездить на британском круговом движении: там нужно перестраиваться в определенные линии в определенное время, смотря когда тебе нужно «съезжать» или поворачивать. Так вот, когда тебе говорят, что нужно ехать в направлении какого-то там района, то нужно за ранее на знаках посмотреть, какой съезд тебе нужен, и потом ехать, выбрав правильную линию и еще во время там перестроиться. Потом, когда ты проехал маршрут, едешь куда хочешь - типа вольное вождение, хотя всё равно получается так, что они тебе говорят куда ехать. А потом тебя просят сделать два маневра. Вообще нужно знать следующие маневры:
- экстренная остановка/торможение - это когда ты едешь-едешь, а потом по тормозам до пола - проверяется твоя реакция
- парковка задом
- парковка в карман
- разворот на дороге
- разворот на перекрестке: это когда ты разворачиваешься задом заезжая на другую дорогу как-бы.
Вроде всё. А! Еще перед самой ездой, экзаменатор тебе задает вопросы типа: Где масло? Как проверить? Где тормозная жидкость? Как фары включить? Как нужно настроить спинку кресла и тд тп.
На экзамене ты можешь сделать 16 маленьких ошибок или одну большую. Маленькие - типа поворотник не показал во время или в зеркало не посмотрел во время. Большая ошибка - это когда ты создал аварийную ситуацию: выехал на встречку, проехал на красный, чуть не задавил пешеходов и тд тп.
Так вот, в первый раз я не сдал. Ехал идеально до самого конца экзамена. У меня было всего 4 маленьких ошибки. И тут, нерегулируемый перекреток, и я ехал на второстепенной дороге, где нужно было уступать тем, кто на главной. Дорога была полудворовая. Это был Т-перекресток, и угол был очень резкий. То есть, подъехав, ты ничего не видишь, пока не выедешь на половину уже на главную дорогу. Я всё делал по правилам: остановился и тихонечку выезжал. Было еще плохо видно, потому что вокруг перекретка впритык к тротуарам были глухие здания/дома, и вдоль дороги насмерть было всё запарковано машинами. Ну короче я по-тихонечку ехал-ехал - никого не было - и я решил поехать. И тут конечно же вылетает машина - именно «вылетает». Там надо было ехать 20миль/ч, что где-то 30км/ч, а тут мудак гнал. Я конечно среагировал и затормозил, но потом меня осинило «А почему тормозить то? Я ведь уже выехал на главную. Он гонит, он нарушает правила, он - мудаг». И отпустил тормоз, а экзаменатор снова нажал на тормоз. Как выяснилось позже, моя логика была верна, но правила требуют другого - тупо затормозить, стоять и ждать пока мудаг проедет. Ничего аварийного и смертельного там не было - мудаг просто объехал нас, но экзамен я не сдал - обидно. Этот экзамен мне стоил 70 фунтов.
По Лондону много всяких экзаменационных центров, где ты сдаешь теорию и практику. Так получилось, что первый экзамен, который я провалил, сдавал в одном районе, а второй я забронировал в другом, тк время было там свободное. По этому взял еще одно занятие, чтобы специально поездить по тому району. Этот район был по сложнее, тк там было куча таких перекрестков, на которых я сломался в первый раз. Новый экзамен мне стоил 60 фунтов. Дешевле, тк первый был в выходные, а тут в будни.
В этот раз я уже сдал. 26го апреля Сосновских получил британские водительские права.
И так,
Времеменные водительские права: 50ф
Теор экзамены: 60ф (за два)
Практические экзамены: 130ф (за два)
+ урок мне стоил чуть меньше 50ф за два часа, где урок длился два часа. Уроков 9, то есть 450ф.
В целом, 690 фунтов вышло мне получить права.
Вопрос: и как? Сложно?
Лично я считаю себя хорошим водителем, хоть и относительно молодой. Сдать не сложно, но и не легко. Например, я не понимаю, как тут учаться с нуля, или как бы тут сдавали на права люди, которые у нас в РФ купили права, а потом уже учились на дороге. Дело в том, что меня отец, а потом русский инструктор с фамилией Отрышко - именно учили ездить. При чем, когда у меня закончились пыл и желание «гонять» лет так в 20, я стал совершенствовать качество езды. Дело в том, что человек, который в принципе умеет ездить и ездит грамотно, сдаст тут спокойно. Теоретическая часть тут хуйня. Практика по сложнее, но сдать можно. Я сдал со второго раза, и то в первый мне крупно не повезло. В среднем тут сдают на 7й-8й раз. Учаться чуть меньше года, берут в среднем 25 занятий.
Вопрос: чё, машину ща будешь брать? Нет. Пока есть свободное время, сдал на права, тк знаю, что потом в будущем времени этим заниматься точно не будет.