Хочу поделиться с вами интересными постами об опыте работы продавцом-консультантом в одном из крутых универмагов Лондона. Но работал им не я, а моя Дашуля. То, что она мне рассказывала о своей работе, мне показалось интересным, и я попросил её написать об этом, чтобы потом выложить всё здесь для вас.
P.S. сейчас она уже работает в другом месте на крутой должности и в крутой компании, но об этом как-нибудь потом ;)
Далее под катом, текст написан полностью Дашей.
Начался мой первый рабочий опыт в жизни после долгих мытарств и попыток найти подходящую по графику работу, и тоже не абы какую ведь, а такую, чтобы нравилась. После очередных посиделок с девочками в кальянной, знакомая подкинула мне контактные данные рекрутов, специализирующихся на fashion - индустрии, которые оживленно искали молодую кровь на роль Christmas temps, а конкретно sales assistance в дорогие и не очень магазины.
Весь этот суматошный период длится с октября по начало января каждый год: из-за наплыва покупателей, ищущих подарки к Рождеству, магазинам не хватает рабочей силы, а так как весь год держать толпу народа ради одного сезона не выгодно, то они с радостью набирают «временных людей», с которыми прощаются по прошествии рождественской лихорадки. Получается, что выгодно всем: у бутика/концессии/универмага достаточно людей, чтобы удовлетворить нужды массового потока покупателей, а работники, в свою очередь, рады легкой, во всех смыслах, возможности подзаработать немного денег (особенно это актуально для домохозяек или студентов, например). Я - второй вариант, а так как опыта работы у меня не было совсем никакого, то я несказанно обрадовалась подвернувшейся возможности.
Я подала резюме и через пару дней мне перезвонили из агентства, мол мы ждем вас в нашем assessment center. В итоге, я попала на групповое интервью с разного рода разговорами и упражнениями, после которого несколько человек тут же отсеяли, а те, которые остались, впоследствии были распределены на смены. Принцип работы агентства таков: перед тем как нанять человека, они спрашивают дни, когда он готов работать, заносят в базу и уже, опираясь на это, за день- два до рабочего дня они звонят и предлагают поработать в том или ином месте - бутике или универмаге. Ничего постоянного нет, нет никаких гарантий, что можно попасть в одно и то же место дважды, тебя просто кидают по разным углам города. Удобств работы на агентство мало, удобно только тем, что ты ни к чему не привязан и не обязан выходить на смену если не хочешь: контракта нет, просто можно работать когда удобно. Оплата производится таким образом: в конце рабочей недели нужно отправить на почту агентства специальный листок, на котором значатся часы и место работы, с подписью менеджера, подтверждающей твое присутствие там. Не знаю, как они это там проверяли, работал ли человек или нет, но проблем с этим не было.
Мне просто несказанно повезло , я не знаю почему выбор пал на меня, но меня отправили работать в House of Fraser City на фиксированные смены по определенным дням! Это были как раз те два дня в неделю, когда у меня не было университета - вторник и среда, с 10 утра до 6:30 вечера с часовым перерывом на обед. Начинать было жутко тяжко, потому что работа «стоячая», и к концу дня мои ноги меня убивали, но я перестала это замечать недели через две. Коллектив там попался хороший, из-за того, что этот универмаг достаточно маленький, все друг друга знали, и за счёт этого команда ощущалась как семья.
Так я проработала с конца октября по начало января. Чем ближе была дата окончания работы, тем нервознее мне становилось, потому что перспектив найти новое рабочее место было катастрофически мало, плюс с новой четверти у нас поменялось расписание в универе и добавился еще один учебный день. Part-time (пол ставки) вакансию вообще сложно найти, а мне еще нужно не более 20 часов в неделю (требования визы) и строго определенные дни, чтоб не пропускать занятия. Но мне снова повезло: в один из дней меня отправили в главный House of Fraser, что на Oxford str, там я познакомилась сразу с Эдвиной, весело проработала вместе с ней день и поинтересовалась, а нет ли у них в магазине вакансий свободных на 20 часов. Она сказала, что узнает и в конце дня объявила, что концессия L.K.Bennett как раз ищет человека на 22 часа в неделю. Каким-то чудесным образом у меня с собой было мое распечатанное резюме, и я радостно отнесла его менеджеру там. Через пару дней после интервью я получила извещение о том, что я нанята.
Сказать, что я была рада - ничего не сказать. Найти работу в самый тухлый период в году в ритейле было, наверное, чистейшей удачей. Нивис - так звали моего менеджера - урезала количество часов в контракте до 20, одобрила мой отъезд на 2 недели и сделала мне расписание почти на те дни, когда мне было удобно работать, однако занятия я все равно пропускала. Почти идеальный менеджер, как мне тогда показалось, но как бы не так ☺ Таким образом, методом тыка и сопутствию удачи в моих поисках, я получила то, что хотела и даже больше.
Теперь о магазинах.
House of Fraser (HoF) - один из крупнейших универмагов в стране: бренды там собраны разные, но никаких «лакшери» там нет. У них в районе 60 универмагов по всей стране. Ходили легенды, что раньше они позиционировали себя как площадку для апмаркета и продавали даже Louis Vuitton и Gucci, но что-то пошло не так, и им пришлось конкретно снизить планку. Основан он был еще в 19 веке, а сейчас находится в собственности у какой-то китайской инвестиционной группы. На шопинг я туда никогда не ходила, поэтому мне пришлось столкнуться с суровой реальностью: старые здания, никакого ремонта нового нет, подсобные помещения и склады крошечные, так что, каждый раз заходя туда, мы рисковали тем, что на нас свалится какая-нибудь сумка или мешок. Тем не менее, руководство приходило с проверками и требовало, чтоб там был идеальный порядок. Еще было идиотское правило - персоналу нельзя пользоваться лифтами в рабочее время. Причем лифты там были как грузовые - подсобные, так и нормальные для посетителей. Из-за этого нам приходилось подниматься с -1 этажа на 7-й по эскалаторам, потому что там у нас была раздевалка и офисы, а затем мне, например, нужно было снова спускаться на -1, потому что там находилась моя концессия. Времени тратилась уйма.
Каждую неделю HoF устраивал мини распродажи под каким-нибудь левым предлогом, чтоб хоть как-то заманить клиентов, потому что львиную долю времени там было пусто. Основной контингент для нас на Оксфорд стрит был туристы, еврейки и скупые британки в возрасте, а так же чернокожие, стремящиеся найти что-нибудь получше за 10 фунтов. Если бы не коллеги, там можно было бы сойти с ума.
Dents. Меня нанял этот британский кожгалантерейный бренд в пору Рождественской распродажи в HoF City - счастья было полные штаны. Во-первых, это было по прямой на моей линии метро Jubilee, в 4 или 5 остановках, плюс пешочком минут 10 по London Bridge (сначала я думала, что это плюс, но учитывая погодные условия с ноября по январь, мои иллюзии быстро развеялись). Во-вторых, как я писала выше, у меня было определенное место работы в определенные дни, что было просто прекрасно. В-третьих, я думала, что HoF - это нормально, не круто, но окей для работы - тут я тоже ошиблась немного.
Моей задачей было консультировать людей по вопросам выбора перчаток: оказалось, что это весьма популярный вид подарка на Рождество. Но так как покупателей особо не было, а стенд с товаром был маленький, мне быстро наскучило стоять как истукан, и я начала активно помогать коллегам по этажу с их работой. Я не работала на сам HoF, но помогать его персоналу стало моим главным занятием, потому что от скуки можно было просто умереть. У нас было целых пол этажа Fashion Accessories, где продавалось всякое барахло, подходящее под эту категорию: начиная кошельками, сумками и шарфами и заканчивая пижамами и колготками. Пространство было небольшим, но ерунды там было много. Мне нравился коллектив, все девочки были профессиональными собеседниками, потому что это единственный путь выживания там. Были классные менеджеры, и, в целом, было ощущение некой семьи, потому что периодами работы было очень много и все действовали очень слаженно.
Продукция Dents была так себе: сшито криво, подклад в перчатках часто отходил; кожа и близко не лучшего качества, и средняя цена была в районе 20-30ф, что очень немного для «настоящей» кожи, качественной, в смысле. Там я узнала, что у людей бывает аллергия на шерсть, синтетику, шелк ☺ Как это возможно и почему в этой стране так много видов аллергий для меня остается загадкой, которую я не хочу разгадывать из-за собственной нелюбви к британцам. Как по мне, так это жутко болезненная, жадная и инфантильная нация. О последнем я расскажу дальше, исходя из собственных наблюдений.
Львиная доля нашей торговой площади была занята товаром, который нормальный русский человек вряд ли бы купил. Есть такие бренды аксессуаров Radley и Dickens & Jones, которые выпускают какую-то фигню. У Radley ключевой логотип - силуэт собачки, Уэст-Хайленд - Уайт терьера. Так вот они его лепят на все: на кошельки, на сумки, зонты и вообще на все, что продают, и не просто и лаконично, а обязательно украшая всякими цветочками и прочими спутниками инфантилизма. Выглядит это очень по-детски, но люди это сметали! Как, я не понимаю . Качество у них, наверное, ничего. У меня в 13 лет тоже был кошелечек от Radley, но тогда мне это казалось очень круто и он был очень детским - розовеньким таким, с тем же силуэтиком собачки и цветочком. Я тогда думала, что это исключительно продукция для детей.
А вот Dickens & Jones дешевая марка самого HoF’a, которая преимущественно выпускает клеенчатые авоськи и косметички все с нарочито детским принтом во всевозможных разновидностях. Выглядит это довольно ужасно. Это дешево и это тоже шло на ура, раскупалось это, в основном, бабульками и возрастными тетками. Я потом поспрашивала своих коллег, что они думают насчет этого, и они так же не особо понимали, как это сметается с полок, так что это не я одна такая злая. Есть еще Ted Baker, который уже подороже, но дизайн аксессуаров у него все равно ужасный: пластиковая кожа в неоновых цветах и обязательно с золотым пластиковым бантом вместо застежки, и это предмет желания многих представительниц слабого пола во всем его британском многообразии. Русский человек, на примере меня, смотря на все это прагматичным взглядом, недоумевал, как женщина старше 16 лет может это носить. И все же, откуда прет этот инфантилизм?
L.K. Bennett. Это уже что-то посерьезнее. Туда я попала благодаря Эдвине уже без всяких агентств и тд. Я никогда не заходила в L.K., но часто видела их витрины на всяких хай-стрит, интерьер магазина говорил о чем-то дорогом, но дизайн одежды - о том, что это рассчитано на женщин либо за глубоко за 40, либо для тех, кто работает в офисе. Я не попадаю ни под одну категорию, поэтому мне туда было не по пути. L.K. Bennett - это английский бренд, произведения которого иногда выводит в свет сама Герцогиня Кембриджская. Естественно, после таких выходов модель, которую она надела, разметалась в секунды. Поэтому тут заявочка на лакшери, ну ниша так и называется high street luxury - это что-то гораздо дороже, чем зара, например, но во много раз дешевле, чем любая другая кутюрная одежда, хотя в L.K. Bennett кутюром и близко не пахнет. Ценовой диапазон одежды от 60ф за футболку до 600ф за платье и до 1200ф за верхнюю одежду; обувь от 80ф за пластмассовые сандали до 600ф за сапоги, очень примерно.
Там я работала на двух этажах, занимаясь обувью и одеждой соответственно. На одном этаже продаваться это не могло, потому что HoF - в первую очередь универмаг, и обувь разных брендов собрана на одном этаже, а одежда - на двух других. Так вот и бегала в худшие времена через 4 этажа туда-обратно к клиентам, лифтом же пользоваться нельзя. Обувь там была ничего, качественная, очень даже хорошая, стоит своих денег. Мне даже нравилась, но дизайн… он у них хромает на обе ноги. Одежда там вообще ужасна по всем критериям - натуральные материалы они почти не используют, а когда используют, то стоит это очень дорого. В основном там ходовой материал - полиэстер, даже не хлопок. Они это умудряются продавать за 300ф в среднем за какое-нибудь убогое платье. Крой непонятно на кого сделан, видимо на девочек- моделей, но точно не на обычных женщин - узко в груди, широко в бедрах, а длина платьев и юбок такая, что была в пору только мне с ростом 178 см, остальным, кто хотел обзавестись вещью из L.K., приходилось нести это в ателье, чтоб изделие укоротили за дополнительные 30-40ф. Помимо всего этого дизайн у них был просто ужасен, у большинства вещей. Но бабулечки западали на наши фасоны, другое дело, что на них это не садилось ☺
Нам, персоналу, выдавали униформу, состоящую из самых ужасных вещей в коллекции. И у меня впервые в жизни случилась аллергия: из-за того, что подкладка у вещей тоже была из полиэстера, у меня на ногах высыпало после 2х дней носки этих брюк. Я синтетику не носила никогда особо, и тут вот пожалуйста. Брюки мне заменили на хлопковые, и жить стало легче, но все остальное продолжало быть полиэстеровым, а блузка развалилась по швам после первой ручной (!) стирки. На минуточку, ее цена была 130ф. Насмотревшись на все это, я поняла, что зара - мой фаворит в плане закупки одежды на каждый день, которую не жалко выбросить через какое-то время. Как по мне, то и качество у нее гораздо лучше L.K. Bennett.
У персонала была единоличная комиссия в 1%с каждой проданной вещи, типа, стимул. Но проблема была в том, что это ничего не продавалось, так как народа в HoF практически не было, а тот, что был, искал вещи подешевле и к нам почти не заглядывал, по причине того, что бренд являлся одним из самых дорогих представленных в универмаге. Наш контингент был либо арабы, которые сметают все, что имеет упоминание London/English/British на этикетке, либо почитатели бренда. Запал работать пропал почти тут же, и моя комиссия в месяц составляла что-то в районе 50ф в лучшем случае. Мы не выполняли план по продажам никогда ☺ Но это и не наша вина была как персонала: нам просто не было кому продавать. Иногда было тяжеловато, но я стала хитрить, брать с собой телефон из раздевалки и в особо тихие часы уходила на наш склад, где ловила вай-фай и хоть как-то занимала себя. Если бы меня на этом поймали, то незамедлительно бы уволили. Если подытожить - то там было очень тлен.
Коллектив у меня был неплохой, менеджер только очень странная, а так все хорошо. Я человек необщительный и весьма закрытый, поэтому я думала, что такое количество общения меня быстро измотает, причем не просто общения ведь, а с попытками продать вещь и угодить покупателю, потому что я сама не люблю, когда меня плохо обслуживают или делают это нехотя. Нет, я выдержала, мне начало нравиться, я втянулась. Опять же ребята хорошие, и покупатели, в целом, неплохие. В России я бы вряд ли пошла на такую вакансию, но здесь все ок. Про покупателей я расскажу позже, потому что это серия отдельных кейсов ☺
Интересные истории:
BASEES Conference (2-3 апреля, 2016) Работа преподавателем в британском университете: часть 3 (2015-2016) Работа преподавателем в британском университете: часть 2 (2015-2016) Работа преподавателем в британском университете: часть 1 (2015-2016) Один день офисного планктона в Лондоне (Сентябрь 2015) Устраиваемся на работу в УрФУ. (Октябрь 2012) Неделя в Екб (Февраль 2012) Необычное интервью: Надя Фалалеева (Январь 2012) Британские водительские права (Июнь 2011) Круг общения: часть 4 (Май 2011) Круг общения: часть 3 (Май 2011) Круг общения: часть 2 (Апрель 2011) Круг общения: часть 1 (Апрель 2011) Спорт в моей жизни (Март 2011) Мои соседи и друзья в общаге (Ноябрь 2009)