В продолжение недавней статьи
про российскую культуру; немного поразбираю место и проблемы самосознания отечественных работников культуры. Писал на эту тему в
2014-м и
2015-м году; намеренно оставляю почитай что в каждой статье "таблетки для памяти", дабы показать эволюцию (или неизменность) взглядов. Это у штатных пропагандистов главное
прокукарекать, а там хоть не рассветай; це не наш метод. Статью, скорее всего, не прочитают те, кому она предназначается во первых строках, т.е. культ-работники; я к этому давно привык и уже не обижаюсь, ибо сам же постулирую, что на обиженных воду возят. ;)))
В предыдущей статье озвучил важную мысль о со-участии работников культуры в жизни страны; и это имеет две стороны, шо та медаль. Пока всё идёт более-менее хорошо (стабильность, всё такое), можно радоваться и махать флажками, но как только начинается буза, как примелькавшиеся на публике рожи начинают вызывать в народе нехорошие эмоции, и это доказано многими недавними событиями, особенно после 2014-го года. Потому что так или иначе, но работники культуры, по определению занимающиеся публичной деятельностью, со-участвуют в проведении воли правящего режима в массы. Даже если вам не нравится применения термина "режим" к Солнцеликому, это сути не меняет; чем более стабильно и долгоживуче общество, тем прочнее можно привязать любую деятельность к каким-то ключевым фигурам - кровавым терранам или нац. лидерам.
Говоря о работниках культуры, нельзя не поднять одну из моих любимых тем - что такое "культура" вообще. На этот вопрос честно не может ответить даже
министр свет культуры; ответ-то
очевиден, вот только он немного неудобен. Именно поэтому в сознании обывателя и происходит подмена понятий - говорим "культура", подразумеваем "искусство", а ведь это брехня. Даже если прямо сейчас все работники культуры/искусства в одночасье испарятся, культура никуда не денется; внезапненько так, да. Ибо культура - это нормы, ограничения и шаблоны поведения в обществе; поэтому русская культура будет существовать даже без Пушкина, "Катюши" и "Ойморозмороза"; ведь существовала как-то и до них. Искусство - это наиболее заметные артефакты культуры, с помощью которых можно манипулировать культурой.
Пока что я писал банальности, описанные в статьях 2014-15 годов; переходим к обидной части статьи. Т.к. культура - это нормы и ограничения, то она неотделима от понятий Добро и Зло; и вот тут мы со всей беспощадностью неминуемо приходим к мысли о том, что... нет никакой российской культуры. Нет, мы можем себе определить эти понятия, но мы не можем их растянуть на всё общество, чтобы говорить именно про национальную культуру. Что для нас хорошо и плохо?.. За вычетом
дедских стишков, в общем-то, этих понятий мы сформулировать не можем. Как говорится, чем отличается политрук от комиссара - комиссар говорит "делай, как я"; а политрук - "делай, как я говорю"; с лёгкой руки пропагандистов мы привыкли считать общие слова определением Добра и Зла - патриотизм, скрепы и всякое такое - но ведь это опять же брехня. Определяя Добро, мы неминуемо определяем и Зло; но в этой шелухе Зла как бы и нет, сплошь благорастворение и махание флажками. А это уже подмена понятий и
популизм; строго говоря, это обман и манипуляция. Я предупреждал, что будет обидно.
Благодаря озвученной выше подмене понятий для обывателя культура выражается в... определённых гражданах - Пушкине, Бернесе, Высоцком, Летове или Киркорове; но это некорректная аналогия; да, это, безусловно, часть культуры, наиболее заметная как можно бОльшему числу граждан; но это работает в две стороны, и в сторону Добра и в сторону Зла. Человечек грешен и слаб, и, обявляя его культурным маяком, каким бы он светочем не был, всегда можно найти грешки, и через это... обрушить всю культуру, как это уже однажды случилось с советской культурой. Косяки можно найти и у Пушкина и у Шукшина; а уж про современников и говорить нечего; бытие определяет сознание, как говорят плазменные. И так похвастаться особо нечем, но если разбираться в "культуре" современности с этой точки зрения, то не помогут и новомодные средства защиты - занесёт навозом по ноздри.
Поэтому большинство культ-работников такими материями и не заморачивается; мы делаем своё дело, и не волнует. Даже если наше дело благое, то при таком подходе это - просто ремесло, и работник культуры ничем не отличается от, например, водопроводчика или сантехника - тот тоже делает дело, и тоже благое; попробуйте пожить без воды или с нерабочим унитазом. Механическое нанесение Добра (даже если мы уверены, что это действительно Добро), безусловно, является частью культуры, на уровне тех же сантехников; культура пользования санузлом также - часть культуры.
Благодаря десятилетиям пропаганды у обывателя произошло отчуждение от культуры; я это называю "
обыватель потерял культурную субъектность", и хотя фактически это не вполне верно (культура - в каждом из нас), психологически это так и есть - обыватель видит культуру только как внешние проявления, в виде как раз тех самых работников культуры - вот Пушкин с Мандельштамом - это да, а я-то кто такой... Поэтому он и смотрит на культ-работников как на проводников культуры, для него культура - это мы. В меньшей степени, чем Саша Пушкин, конечно, но тоже светочи и всё такое.
Картина моей хорошей знакомой и подруги дедства. ;)
С одной стороны, это хорошо - у культ-работников возникает ощущение, что они лучше, светлее и важнее, чем простой, оторванный от "культуры" (т.е. искусства) обыватель. У станка стоять не надо, опять же; вот и ломится молодёжь не в сталевары с космонавтами, а в художники с артистами; невзирая на перегрев рынка услуг и потребность общества уже обратно в сталеварах со сварщиками. С другой - снова формируется
сословность общества, пока что в мягком варианте; элои пока что мало отличимы от
морлоков; но определённое
сектантство уже налицо. Никого ведь не интересует мнение какого-то там народа о том или сём; вот мнение какого-нибудь режиссёра, артиста или политолога - совсем другое дело, даже по вопросам, никак не связанным с их профессиональной деятельностью.
В итоге мы все - работники культуры - выглядим в глазах обывателя как солдаты культурного фронта, выражаясь высоким штилем. Да, мы ведём свою маленькую войнушку на своём направлении, но мы в том числе входим в армию культур-шмультур, и через это делим ответственность и за другие участки фронта. И если кто-то безобразничает, то пятно ложится в том числе и на нас с вами. Мы - соучастники в культурной обработке населения. И по
закону больших чисел наша с вами служба не видна и на первый, и на второй взгляд - на одно мероприятие, проведённое энтузиастами от культур, приходится десять выпусков пресловутого "Дома-2", и один-два фильма, проспонсированного "Фондом Кино" за народные же деньги (см. того же
Badcomedian). Мы говорим - идём все туда! А в ответ министерство наше культуры стократно поддерживает граждан, говорящих ровно обратное - идём все отсюда! И какая тут может быть "культура"?
Обращаю пристальное внимание граждан культ-работников, что образ культ-работника высокой нравственности сформирован исключительно в советское время; во времена былинные принадлежность к лицедеям не позволяла хоронить на общем кладбище, ибо они были популярны, но посчитать их светочами Добра никому бы и голову не пришло. И сейчас происходит откат к истокам - да, лицедеи по-прежнему популярны, но в глазах масс они - шуты и никакие не носители высоких смыслов. Так что отношение к культ-работникам как к солдатам-защитникам характерно только для людей советской закалки; как только это наследие кончится, мы снова станем шутами на зарплате. Кем, увы, мы и являемся.
Культура, напоминаю, это нормы и ограничения. То есть формирование культуры - это образование и воспитание. А то, чем занимаются культ-работники, в подавляющей своей массе - развлечение толпы. Это, конечно, тоже культура, вот только не та, о которой принято говорить с высоких трибун в режиме бла-бла. Мы получаемся соучастниками Дома-2 и Ольги Бузовой; гасим недовольство толпы и своими тщедушными телами закрываем тех, кто на культуре современности поднимает неслабое бабло. Потому что настоящее Добро и Зло современности - это
Выгода. И вся вот эта "культура" вокруг нас такова именно поэтому. А не потому, что кровавый Сталин всех лучших расстрелял; 30 лет уже прошло, как мы "встаём с колен", и как-то всё ниже и ниже наша культура. Сейчас некого поставить рядом не то, что с Пушкиным или Шукшиным, а даже с Летовым.
Это всё я не к тому, что надо посыпать голову пеплом и перестать наносить Добро людям; но надо понимать своё место в общей системе т.н. "культуры". В отличие от простых обывателей, у нас есть возможность как-то на неё повлиять, было бы желание. Хотя и собственное развлечение от занятия любимым делом, конечно, хорошо, только можно ли это назвать культурой?..
Click to view
В качестве подзабытого уже музыкального привета - собственное творение по мотивам архивной записи 1980-х годов
Я не уверен, что нашим предкам было бы что сказать нам, "продвинутым" потомкам, если бы у них была такая возможность.
>>> Продолжение - про борьбу со Злом >>>