Про синдром сектантства в фольклоре

Sep 11, 2013 15:05

По мотивам прошедшего недавно Второго Томского Этнофорума - продолжаю критически смотреть на фольклорное движение в целом; не в смысле огульного охаивания, а в попытках разобраться и выявить проблемы и недочёты. В целом как бы всё хорошо и замечательно, но чего-то не хватает, про что сегодня и речь.

Зайду, как обычно, не с парадного входа. На вечорке имени "Гуляй нога" на второй день фестиваля - которая уже давно превратилась в обычно-привычные фольклористам танцульки-игрульки - стояли мы отдельным кружком и что-то там обсуждали. Солнышко давно зашло, и кружок смыкался, дабы не пропускать ветерок с речки Томь. Где-то с полчасика так я простоял, а потом вышел из кружка на 5 минуток - сфотографировать танцульки. И шо ви таки думаете - когда вернулся, кружок уже сомкнулся и попасть обратно я не смог. Ну то есть растолкать народ, конечно, было можно, но когда несколько раз подходил - не озвучивая, правда, намерений - никто не обращал внимания.

Казалось бы, ну и что такого, ну заняты люди общением друг с другом и кому какое дело? А вот на мой взгляд показательный пример, что фольклорное сообщество (как и, наверное, любое небольшое общество) частенько замкнуто само на себя, и наружу даже и не пытается посмотреть. И речь тут, как нетрудно догадаться, не про "тили-тили, трали-вали", то есть опопсение народной культуры в попытках вбить её в головы любым способом, а про направленность фольклорного движения в целом на самореплицирование, а не на ползучее распространение народной культуры во все стороны. Сложными словами написал, сейчас поясню.

Далёкие от народной культуры люди меня (и остальных фольклористов) периодически обвиняют в том, что фольклорное движение закуклилось в себе и не воздействует на широкие слои населения, которые стонут под гнётом попсы и рока с шансоном. И в чём-то они правы. Безусловно, популяризация народной культуры есть, и выхлоп от фестивалей есть, и вечорки достаточно массовые проводятся... но всё это направлено на... расширение фольклорной тусовки - и собственно всё. В принципе это тоже вполне себе метод - надо набрать критическую массу погружённых в народную культуру людей, и тогда уже и до простых людей начнёт доходить, что распевать песни и носить косоворотки - это не стыдно, а нормально. Но, боюсь, это случится не при нашей жизни - да и дети тоже не все доживут.

Народная культура - это действительно интересно и всеобъемлюще, и даже в мире гаджетов и виджетов она нисколько не потеряла актуальность - в общем и целом, хотя значительная её часть, относящаяся к земледельчеству, в городской среде трансформируется во что-то другое. Но одна из основных проблем нынешнего фольклорного движения заключается в перерождении любителей народной культуры в профессионалов. Если фольклорист - то музыкант, научный сотрудник или мастер народных промыслов. То есть в очередной раз извращается самая основа народной культуры - это не культура ДЛЯ людей, она никогда не является самоцелью и тем более средством заработка, это культура ЛЮДЕЙ, самих по себе.

Разговорились в Томске с одной высокопоставленной гостьей - она допытывалась, при ком мы состоим и кто нам проплачивает деятельность. То есть занятие народной культурой просто так, самим и для себя, уже считается чем-то из ряда вон, хотя казалось бы. Я не говорю, что в народную культуру люди идут ради бабок - это смешно, этот рынок достаточно узкок, и больших денег и славы тут не заработать. Просто люди приходят в фольклор и остаются тут, полностью сосредотачиваясь на музыке-ремёслах, оставляя современную жизнь за бортом. Понятно, что современность полна мерзостей, но всё же это имхо не наш метод.

Это понимают в том числе и организаторы Томского Этнофорума, и пытаются донести народную культуру до как можно более широких масс народа - правда, их методы находят отклик далеко не у всех. Уж больно все эти заигрывания с молодёжью расходятся с подлинной традицией; а уж от предложений спеть что-нибудь повеселее у многих участников Этнофорума начиналась реакция типа "Р-р-р-р-р!". Если разобраться, то в народной культуре весёлых песен - 5-10%, если не меньше, и они - далеко не самое интересное там. Просто сейчас развлекательная музыка занимает ненормально высокое место в жизни человека, о чём ранее писал, и этим стараются пользоваться все подряд, вместо того, чтобы разворачивать тенденции в нужную сторону. Приобщить массы к развлекательностям в народном стиле - удалось, бесспорно, но поняли и вынесли ли приобщившиеся что-либо с таких мероприятий - не уверен. Хотя определённые зёрна посеяны в головах в любом случае, конечно - когда в следующий раз люди услышат про то, что русские - это пьяные медведы с балалайками, то вспомнят пережитое лично и преисполнятся скептицизмом...

image Click to view



Не могу назвать происходящее в ролике народной культурой... Хотя в качестве информационного оружия - пойдёт.

Но что-то я от темы ушёл. В народной культуре самое важное отличие от всех остальных - в том, что она идёт от самого низа, не от высоких профессионалов и мастеров своего дела, а от простых людей. В чём-то она безусловно более примитивна, нежели стандартная культура органных залов и прочих домов культуры, но если посмотреть на определение примитивности - то там во первЫх строках написано "первый, самый ранний". Это - базис, на котором уже городятся более высокие и совершенные конструкции, и без него никакая высокая музыка культурой быть не может. Она и не является сейчас культурой - глядя на музыкантов-профессионалов, с которыми приходится общаться, редко кто перерастает в плане культуры общения и речи крестьян из глубинки, и это далеко не шутка или преувеличение, а практически диагноз. Исключение - как раз профессионалы от фольклора или истории, практически ни одного из них не могу назвать бескультурным человеком, в отличие от. Как человек говорит, как общается, как на жизнь смотрит и на окружающих - это точно такая же культура, как и исторгаемые ртом или инструментом звуки, про что наши "культурные" деятели как-то подзабыли. А зря.

Но вот при всём при этом - во всяком случае, пока - фольклорному движению удаётся лишь расширять собственные ряды, но не вносить народную культуру в массы. Приобщиться к фольклору сейчас фактически подразумевает: вступить в отряд, пошить сарафан/рубаху и ездить на фестивали. Но ведь это же вообще не про то! Народная культура - это отношение к жизни, к истории, к малой и большой Родине, а песенки и танцульки - это так, верхняя оболочка. Без них тоже каши не сваришь, но, может, нет у человека дара или голоса... Знаю многих учёных-историков-этнофграфов, которые не пляшут и не поют - но в плане знания традиции и истории я там рядом не стоял, и большинство действующих фольклористов тоже; и то же самое относится к носителям традиции из глухих сёл, они могут всё в деталях знать, но голоса не иметь и плясать косолапо...

Есть у нынешнего фольклорного движения определённая сектантская жилка, инфа 146%. Оно не полностью замкнуто на себя, конечно, но на людей со стороны смотрит искоса, и вполне довольно общением внутри собственного круга. Даже на фестивалях в основном одни и те же коллективы толкутся... не могу сказать, что это сильно плохо, но определённый звоночек уже звонит. Что позволено Юпитеру, не позволено быку - это тоже про нас, про фольклористов. Помню, на фестивале в Екате один тюменский ансамбель дюже песочили за то, что они поют вполне традиционные песни, собранные самолично, но - с выражением чувств, как типичная клюква, тогда как в традиции исполнители в песне "не играют". Тогда как Томские ребята вообще устраивают над песнями, по выражению одной знакомой, апокалипсис - никто же им в глаза это не говорит и не пропесочивает у всех на виду?.. Понятно, кто весовые категории разные, но тем не менее "тумц-тумц" нисколько не ближе к народной культуре, чем "Во поле берёза стояла", как нетрудно догадаться.

Принадлежность к фольклорной тусовке уже стала неким универсальным билетом в дивный старый мир. Людям и коллективам, входящим в неё, позволено многое - тогда как к новичкам отношение настороженное - "это что ещё за кренделя? посмотрим на вас". Наблюдаю это не только на собственном опыте, но и на примере многочисленных неофитов тусовки, с которыми приходится иметь дело. Новичков и так мало, так ещё они должны доказывать свою верность идеалам фольклоризма... :)

И здесь речь не про Этнофорум - хотя и на нём это всё чувствовалось, вестимо, тусовка-то та же - на других фестивалях то же самое. Есть тусовка, ей хорошо внутри себя, и не сказать что это плохо. Люди тут действительно горят, даже профессиональные музыканты, которым уже, казалось бы, всё должно осточертеть - но нет, отрываются по вечерам-ночам не в пьяном угаре, а в кругу под плясовую. Но при этом зачастую теряется чувство меры и такта - кто-то может и хотел бы встрять, да не выходит, всё уже забито более бойким народом. Понимаю, что народное творчество - это не институт блаародных девиц, тут скромность не основное качество - но ведь это в том числе и показатель той же самой культуры. Отрываешься - хорошо, но давай оторваться и другим, такое моё мнение.

Ровно про то же определённый формат фестивалей, когда у коллективов нет времени на представление-разговоры - вышел-спел-пшёл-вон. Ведь это ж ненормально - надо рассказать, откуда песня, про что она, контекст и образы - а просто так, вышел-слабал - это к попсне и рокерам, там песня - "коробочный продукт", самодостаточна, а в народной культуре всё взаимосвязано. Как-то так получается, что фольклорные мероприятия - они по умолчанию "для своих", для тех, кто в теме, а сторонние люди с улицы сидят не при делах. И это при том, что в каждом коллективе найдутся интересные рассказчики и всё такое - просто по умолчанию считается, что зрителям это всё не надо, их надо поразить мастерством исполнения.

Вот этого в первую очередь имхо и не хватает фольклорному движению - донесения народной культуры до масс в комплексе, не в виде развлекушечек вечорошных или песнопений благообразных (в которых даже слов не разобрать) - а в виде единого целого, чтобы люди понимали контекст и сами чувствовали причастность к происходящему. Пока же фольклорные мероприятия часто выглядят как "а мы ещё и так умеем", вместо "учитесь вот этому и вот этому".

Формат надо придумывать какой-то другой, чтобы погружать людей в народную культуру глубже и целостней, нежели типовой концерт или вечорка. Серьёзные разговоры людям тоже нужны, с перебивками, конечно, но тем не менее. А то так и будем друг с другом хороводиться - а большинство общечеловеков будет гореть в огне шансона или попсы. Жалко жеж. Амбициозность преодолевать собственную, раздраи гасить - всё это нужно делать для того, чтобы нынешнее разрозненное и замкнутое фольклорное движение направить в верное русло - к людям, всем подряд, не только избранным.

Работы ещё - пахать не перепахать. Не только у профи, но и у любителей тоже; а что вы хотели, думали, в сказку попали?.. Это в масскульте вышел на сцену и все рукоплещут - тут расклад другой, тут культуру с низов подымать надо, за это Оскаров не дают и премий не вручают; но если мы хотим жить в нормальном обществе русских людей, а не в мире общечеловеков имени телевизора - то работать придётся всем. С наградой в виде грамот и прочих нематериальностей - в лучшем случае; а что делать?.. Если идти по дорожке коммерциализации - то никакой культуры не получится, а выйдет один вред, такое моё мнение.

Тут никакое государство не поможет - не скажу, что от него один вред, но за долгие годы технической работы в культуре давно понял, что там всё делается для галочки, и если людям самим это не надо, то любое начинание сведётся к ерунде. Его можно использовать как инструмент, конечно, но уповать на него не стоит. Без гос. поддержки и наведения порядка полностью ситуацию не переломить, вестимо - покуда мы со своей стороны культуру двигаем совершенно бесплатно, с другой стороны стоит армия попсюганов и за большие деньги эту самую культуру ломает; как вы думаете, много мы наделаем делов при таких раскладах? Пока на государственном уровне не будет вестись борьба с контр-культурой, наши действия будут на глобальном уровне буксовать, но делать что-то всё равно надо, хотя бы ради сохранения того, что есть. А вместо этого мы в междусобойчики играем, ага.

психология, размышления, народничество, культура, фольклор, политика, фестивали

Previous post Next post
Up