кто самый талантливый (по НН, с приматологической деконструкцией)

Mar 31, 2014 23:52

Этот анекдот мы слышали от Петра Степановича.

Ученики спросили НН: кто самый талантливый?

НН ответил: кто составит самую длинную цепочку рассуждений, тот и самый талантливый.
***

Приматология обнаруживает здесь два сильно разных способа составления длинных цепочек рассуждений -- и два сильно разных механизма интеллекта, -- смешать которые ( insufficiens_discretio) простительно мозгу, который с позднего детства много лет упражнялся с формулами под чутким руководством старшего товарища.

***

Первый механизм -- это механизм кобинаторного интеллекта: неокортекс "экстренно" (как говорят зоопсихологи) соображает конечную комбинацию из наличных ресурсов, чтобы решить текущую задачу, поставленную системой аппетенций и актуальными доминантами.

Примерно как шахматист в уме находит мат:
один способен находить мат в один ход, другой в три, и т.д.
Или как юные математики решают задачки на олимпиадах.

Здесь важны две вещи.

1) "Наличные ресурсы" -- это те объекты и прочие неоднородности в обстановке, которые мозг распознал как ресурсы.
А распознал он их потому, что этому обучен (обезьянничаньем, дрессировкой, обжёгшись, etc.).

Начинающий шахматист рад лишней пешке; продвинутый -- слабости поля D6.
Гопники видят, что встречный один; борец видит, что оба они -- поддатое чмо.
И т.д.
2) Машинка комбинаторного интеллекта включается в ответ на распознавание условного банана при наличии условного голода.
Или в ответ на распознавание угрозы.

(Это пресловутые кнут и пряник -- основа грантовых систем.)

Насколько далеко электрическая импульсация может "пробить" граф нейроцепей -- зависит от генов и от силы импульсации (уровень обсессии или стресса).
В норме не особо далеко: 1-2, ну, 3, ну, пусть даже 4 хода.

***

Второй механизм совершенно другой.
По формальной схеме -- можно сказать, противоположный.
Совершенно другой он также и на уровне нейрофизиологии.

Речь о том, что мозг любопытствует об окружающих обстоятельствах, замечая разные особенности, "играя" с ними и откладывая в памяти в виде некоторых шаблонов.

Можно назвать это удовлетворением любопытства.
Можно -- исследовательской активностью.
Можно -- самообучением.

Это разные стороны одного процесса.

Мы будем обозначать этот процесс терминами
   любопытствование и
   шестая аппетенция (подразумевая пентаду).
См. неофилия.
Важно, что каждый новый отложенный в памяти шаблон становится дополнительным ресурсом для будущих комбинаторных решений.
При этом шаблон сам -- некая комбинация обстоятельств, инкапсулированных как целое -- как библиотечная процедура в программироании.

Без него решение могло потребовать сообразить трёхходовую комбинацию, но т.к. щаблон уже инкапсулировал в себе, скажем, один ход, то мозгу остаётся найти двухходовку; то есть мозгу становятся доступны всё более сложные задачки: чисто комбинаторные пределы интеллекта как бы отодвигаются.

Когда шаблон сохранён в памяти, он сам становится элементом новых шаблонов.

***

Чем более общим является шаблон ("закон природы" или "техника"), тем вероятней, что он сыграет в какой-то конкретной задачке.

Однако чем шаблон более общий, тем он более простой, тем он менее чудесный, и тем менее понятно, как от него вообще может произойти польза (или вред).

Отсюда стандартная ошибка начинающих: пренебрежение простыми вещами.

Например, начинающие шахматисты могут допускать сдваивание своих пешек без компенсации просто потому, что не видят, откуда придёт возмездие (оно может придти только в эндшпиле).

Конфуз Мish'ы и Ко. с лажевой "борелизацией" относится как раз к этому детскому типу.
Upd 2018-03-29 >> Правило Чапая.

***

Пример не из шахмат

Однажды Наблюдателя попросили "посмотреть" пару интегралов, удручавших своей громоздкостью в аналитическом расчёте.

Дело решил набор шаблонов-"кирпичиков" из приватного арсенала:
-- понимание основ перечислительной комбинаторики;
-- владение (в двух смыслах) хорошей рисовалкой (чтобы без лишних усилий разобраться с графами Upd т.е. сделать часть вычислений непосредственно на уровне картинок);
-- понимание геометрии многомерных симплексов и свойств их параметризации;
-- понимание численных методов (Upd 2015-01-16: см. обсуждение в комментах);
-- знание (из учебника Лорана Шварца) элементарного аппарата внешних форм;
-- владение (опять же в двух смыслах) АК-47 от программирования (зелёная, единственная идущая вниз линия на знаменитой картинке).

Ни один из этих "кирпичиков" не представляет собой абсолютно ничего сверхъестественного -- ни один не даёт подозревать, что он как-то особенно важен.

Ни один из них не обозначен могучим Все как необходимый элемент когнитивной оснастки физика-теоретика.

Но каждый из них фундаментален -- хотя и в совершенно разных измерениях:
фундаментальность симплексов отличается от фундаментальности владения хорошей рисовалкой (ср. печать вслепую).

Понадобились годы и некий объём рефлексии, чтобы осознать их важность (чему мифология мейнстрима иногда сильно препятствовала).
Затем понадобились, опять же, годы и небольшой, но растянутый во времени объём усилий по накоплению понимания, чтобы они сами собой превратились в инструменты наготове.

Без этих ресурсов -- интегралы казались зубодробительными.
С этими ресурсами -- способ вычисления был виден почти сразу (с точностью до одного творческого шажка), а всё вычисление уложилось в три, кажется, недели безстрессовой, не успевшей наскучить математической развлекухи, сопровождавшейся чувством законной гордости и украшенной миленьким решеньицем для творческого шажка.
***

Два механизма могут переплетаться, если задача настолько трудна, что её решение комбинаторике недоступно, даже с учётом справочников. Тогда мозг решателя должен перейти во второй режим и заняться "тихими ходами" по прояснению позиции -- пока не настанет время для завершающей комбинаторной атаки.

Это случай, например, Г.Перельмана с гипотезой Пуанкаре, среди других.

***

Более интересный случай -- поиск "того, не знаю чего".

В этом случае второй механизм -- любопытствование -- работает в чистом виде, и "накопление понимания" вводит в зону "комбинаторной досягаемости" факты/формулы/обстоятельства/корреляции ..., которые иначе просто не видны.

Тогда получаются маленькие -- а иногда и большие открытия.
Upd 2018-03-29 Ср. рассуждения где-то у В.И.Арнольда о том, что математик должен всё время придумывать и доказывать маленькие теоремки. Такие теоремки -- это в точности шажки накопления понимания в математическом контексте.

***

Нейрофизиологический аспект

Несмотря на приставку нейро-, речь всё-таки о физиологии.

Физиология -- это такая штука, которую эпистемологией не отменишь и на кривой кобыле (наукометрии) не объедешь.

Так вот, печальный факт состоит в следующем:

Любопытствование по поводу корреляций, обнаруживаемых рефлексией, из которого и вырастает Наука, не может полноценно реализоваться под прессингом "кнута и пряника" -- там не до любопытствования, и автоматом включается только комбинаторная "машинка интеллекта", замыкающая интеллект примата в пределах его собственного когнитивного пространства.

Максимум, на что комбинаторный интеллект под таким прессингом способен -- порыскать и чё-нить где-нить стырить, чтобы добыть банан.
Тоже неплохо, но гипотезы Пуанкаре так не решаются, и настоящие открытия так не делаются, зато именно так работает плагиат (тырится только то, ценность чего уже понятна).
Нейрофизиология этого явления по сути та же, что отмечалась нобелеатом Конрадом Лоренцем и подтверждалась современным нейроучёным.
[Upd 2014-04-23: иерархия бихевиоральных программ]

***

В анналах Приматологии есть великолепный пример эндогенного прессинга этого типа -- обсессивный Макако.

Неудивительно, что некомбинаторное решение задач (сходное с позиционной игрой в шахматах) было ему неведомо: его мозг просто понятия не имел, что можно соскочить с карусели банан-комбинация-банан-...

Именно поэтому сей "чистый комбинатор" обвинял Наблюдателя (используя это обвинение как часть своей грабительской интриги): он, дескать, берёт формулы с потолка.

Любые самые "взятые с потолка" решения вырастают из накопления простых шагов, которые делаются для "прояснения позиции" из совокупности общих соображений и конкретных наблюдений (= наводящих соображений).

***

Наблюдатель всегда находил единственной реально интересной частью чужих и своих изысканий именно наводящие соображения для простых шагов, составляющихся в цепочки, приводящие к новым результатам.
Всё остальное -- дело техники; технические ошибки обычно нетрудно исправить, если идеи хороши (как при отладке грамотно спроектированной программы).

И очень странно наблюдать, что подавляющее большинство партиципантов наукоценоза именно этой частью рапортуемых изысканий абсолютно не интересуются.
Интересуются тем, *как* (обезьянничанье успешного способа сшибить банан) -- и абсолютно не задают ещё один вопрос -- откуда оно взялось, это *как*, хотя именно этот вопрос может навести на новые *как* -- и доставить новые и необычные бананы.

Нормальное 99%-е большинство не имеет реального представления о поиске новых результатов в терпеливом цикле разглядывание-шажок-разглядывание-...
Ни соответствующего опыта, ни понимания того, что здесь важно.

Типичной является вера, что главное -- найти где-нибудь в малоизвестных книжках особые формулы.
Кто почестнее -- держатся за расчёты ("что бы ещё посчитать?").
Кто понаглее -- тупо подменяют честные решения вбрасыванием гипотез от байесовщины до борелизации, бран и прочего дерьма.

***

Но хватит о грустном. Вернёмся к НН.

Шахматистом он, вроде, не был, "на флажке" в цейтноте не висел, различать комбинационную и позиционную игру ему было без нужды.

Можно уверенно утверждать, что НН не имел причин разделять два механизма выстраивания рассуждений: в его практике они переплетались в единый процесс, как, скажем, и у Перельмана.

Во всяком случае, говоря о длинных цепочках рассуждений, он вряд ли имел в виду чисто комбинаторное соображение "экстренных" решений в условиях "кнута и банана".

***

В завершение сей странной, но полезной записи, подчеркнём, что нас не устраивает утверждение "наука вырастает из любопытства" не в силу его банальности (Приматология Науки не нуждается в искусственном нагнетании оригинальности), а по причине недостаточной определённости терминов.

Насколько точнее "Наука вырастает из мasturbatiи шестой аппетенции".

исаев_пс, intellectus, нн_(боголюбов), неофилия, интеллектус-1, накопление_понимания

Up