Керчь. Часть 6: крепость Керчь

Dec 05, 2014 03:28



Помимо показанной в прошлой части Ени-Кале, есть в Керчи ещё одна крепость на южной стороне бухты, одноимённая городу: менее известная и доступная, но гораздо более масштабная. Я бы сказал даже, что крепость Керчь, построенная Тотлебеном после Крымской войны - самая интересная из русских крепостей XIX века. Скажем так - я обошёл её где-то на 1/4, и сами видите, какого размера пост.

Если Ени-Кале прикрывала город с севера, то Керчь-Крепость (так её называют местные) - с юга, на остром мысу Ак-Бурун, самом узком (из-за перпендикулярной берегам косы Тузла) месте Керченского пролива. История её предельна проста: в 1770-е, когда основной крепостью была захваченная у турок Ени-Кале, не рассчитаная на удар с юга, здесь появилось вспомогательное укрепление, пережившее в итоге и саму Ени-Кале, и Крымскую войну. России по итогам последней было запрещено иметь крепости и флот на Чёрном море - но не запрещено на Азовском, к коему относился и Керченский пролив! Поэтому буквально в год окончания Крымской войны, когда доламывались укрепления Севастополя и сносились вполне годные ещё бастионы Ревеля и Риги на Балтике, на Белом мысу началось грандиозное строительство. Принята новая крепость была в 1867 году, окончательно достроена к 1872-му (после лишь перевооружалась), и за свою историю не сделала ни единого выстрела - на Чёрном море полвека не было крупных войн, а в 1909 морально устаревшая крепость была понижена до укреплённых военных складов, коими и оставалась до 1993 года. Дальше прошло десять лет запустения, но а в 2004-м, когда я был в Керчи первый раз, об этой крепости ещё не писали в путеводителях - я узнал о ней от музейщиков, говоривших, что она гораздо больше и интереснее Ени-Кале, но только-только начинает обустраиваться, однако я не успел в тот приезд ни туда, ни туда. В принципе фортификации второй половины 19 века я видел немало, будь то укрепления Киева (в 4 частях) или Кёнигсберга, Бобруйск, Каунас или Львов, и прямо сказать - отношусь к ней довольно спокойно и вижу её образцы почти одинаковыми: сложная, красивая с воздуха и непонятная на местности система всех этих казарм, бастионов, равелинов и люнетов из тёмно-красного кирпича, побитых немецкими пулями. В общем, поймав маршрутку до Керчь-Крепости, я ничего особенного увидеть не ожидал.

2.


Маршрутка привезла меня куда-то в "конец географии", мрачную промзону за Рыбным портом, где даже дорогу-то спросить было не у кого. На самом деле, забегая вперёд, скажу, что идти надо по бетонке с кадра выше, никуда не сворачивая, и довольно долго - от остановки до входа по прямой два километра. Я же сначала повернул и пошёл к берегу через колоритные трущобы - это так называемая Цементная Слободка:

3.


Вот и берег, грязная вода, в которой однако люди не брезгуют купаться. Впереди - Белый мыс (Ак-Бурун), на котором и стоит крепость. Не видите? Я тоже не видел...

4.


Зато с обратной стороны прекрасно виден Митридат, на который мы поднимались во второй части:

5.


Да и другие места на северной стороне бухты - например, Змеиный мыс с башней управления движением судов. А вот Ени-Кале не видна, скрытая за поворотом берега правее:

6.


Тихий керченский порт и пассажирский скоростной катер "Сочи" - на таком я преодолевал Керченскую переправу:

7.


Вид с окрестных холмов, во всю ширину пролива. За поворотом слева был бы Еникале, а справа белеет Порт-Кавказ на косе Чушка. Про штуковину на переднем плане я сразу подумал, что с её помощью исследуют дно для строительства моста через Керченский пролив - и как пояснил kvdm, это действительно так. Сейчас, по его словам, уже бурят скважины для опор.

8.


И это отнюдь не конец города (хотя, возможно, самый глухой район) - за Ак-Буруном будет ещё Камыш-Бурун и Героевское, куда я в этот раз я не доезжал, но многочисленные достопримечательности "на любителя" упоминал в конце позапрошлой части.

9.


Но где же, думал я, крепость?! Мне и в голову не приходило, что она уже впереди, вон под тем далёким "курганом". Вот набрёл на явные ров и вал, вид скорее древнерусский, чем тотлебенский:

10.


Он же с обратной стороны. Это передовое укрепление крепости, и я был морально готов к тому, что это окажется "всё":

11.


Впереди какие-то одинокие домики, хозяева которых выгоняли в поле коров, а за ними прекрасно видна крепость:

12.


В общем, кое-как, с плутаниями и вихляниями, я снова вышел на бетонную дорогу, и она привела меня ко входу в крепость. Надо сказать, склон по правую руку был буквально утыкан столиками с колючей проволокой, ничего хорошего не сулившими:

13.


На стенах - следы войны, самые жаркие бои в истории Керчь-Крепости были в 1942-м:

14.


Хотя крепость уже 11 лет как музей, вход в неё только с экскурсией, а регулярные экскурсии для всех желающих ещё и не каждый день. В принципе, логика в этом есть - дальше поймёте, почему: крепость столь огромна и многопланова, что в ней можно и заблудиться, и даже где-нибудь сгинуть. Из неё можно было бы сделать разве что что-нибудь вроде парка, как в хельсинской Суоменлинне, а целиком окультуренных крепостей такого масштаба я в бывшем СССР и не видел. Теоретически, надежду на благоустройства внушает строительство моста - как-никак, будет крепость будет первой достопримечательностью, которую видит турист, въезжая в Крым. Подробнейшее описание крепости есть здесь, а вот - её карта. Я вышел к капониру №12 Ак-Бурунского укрепления, правее которого нынешний главный вход:

15.


Скучающий сторож, передо мной развернувший машину с семейством, сказав, в какой день приезжать, мне таки провёл импровизированную экскурсию по музею в капонире:

16.


У входа - мемориальная доска Эдуарду Тотлебену и истлевшая до петаграммы советская звезда:

17.


Музей в мрачных казематах небольшой, но довольно информативный - схемы крепости и отдельных её укреплений, фотографии различных её построек, пули и боеприпасы:

17а.


В потолке - вентиляционная шахта:

18а.


За тяжёлой дверью - проход внутри вала:

18.


За капониром - настоящие ворота, причём я даже не понял, где начинается ведущая к ним снаружи дорога. У ворот нет своих названий, но в крепости нет и двух одинаково оформленных построек:

19.


Тот самый "курган" оказался центральным редюитом. Возвышаясь над всей крепостью, он служил и смотровым постом, с которого обозревался весь Керченский пролив от Чёрного до Азовского моря. Эту часть крепости вояки занимают и ныне:

20.


У края обрыва - крест, установленный уже при России в память о судах, когда-либо погибших в неспокойном Керченском проливе:

21.


Коса Тузла, где должен пройти мост через Керченский пролив... кстати говоря, уже не первый - мост тут уже был в 1944-м, и по нему даже возвращался с Ялтинской конференции Сталин, но вот дальше недостроенные и незащищённые опоры не выдержали ледохода. Тузла ещё до 2014-го года была спорной территорией России и Украины, и принадлежность её была вопросом совсем не идеологическим: фарвартер проходит между Тузлой и крымским берегом, а следовательно контроль над ней значил контроль над Керченским проливом. В 2003 году, увидев с российской стороны земляные работы, украинцы не на шутку задумались "отражать русскую агрессию", а Кучма срочно откупился от керчан строительство в городе троллейбуса. Каждый раз, глядя на Тузлу и вспоминая ту давнюю историю, я думаю об эффекте "самосбывающихся пророчеств".

21а.


Правее виден выход Керченского пролива в Чёрное море, а внизу - Приморское укрепление, самая старая часть крепости, в основе ещё 18 века, а нынешние постройки - конца 1850-х годов. На косе - батарея №1, под горой - казарма батареи №2 (лучше видна на вводном кадре), тут всё простое и грубое, строившееся в разорённой войной и униженной стране. За батарей виден мыс Такиль, разделяющий Азовское и Чёрное моря - до него порядка 20 километров, а на нём есть маяк и городище полиса Зефирий.

22.


В общем, я вышел за ворота и пошёл обратно. А потом углядел тропку, ведущую за столбы, давно лишившиеся колючей проволоки, и решил хотя бы посмотреть, куда она ведёт.  Тут оговорюсь, что я не любитель ходить туда, где проход запрещён - как минимум, в силу своей привычки к перестраховке и осторожности, но всё же иногда.... Я вышел к крепостному рву, за которым находилась сортия - проход сквозь вал. Причём вышел я не абы куда, а к единственной сортии с сохранившимися воротами 19 века:

23.


Что бы ни заглянуть вовнутрь?

23а.


Всё-таки выйду посмотреть на портал сортии с обратной стороны...

24.


А это что такое впереди? Эх была не была, а попадусь сторожу - чего-нибудь наплету!
В итоге я осмотрел только северный краешек крепости - Виленский люнет со вспомогательным валом. За кадром осталось сердце крепости Форт-Тотлебен с самыми мощными и живописными укреплениями; Минский люнет и Литовская батарея с другой её стороны; оставшаяся часть Ак-Бурунского и Приморское укрепление вблизи... В общем, дай бог четверть крепости.  Но даже это оказалось впечатляюще.

25.


Едва ли не самое сильное в Керчь-Крепости - её необъятность, большинство сооружений, которые я покажу дальше, не видны друг от друга:

26.


Я шёл на запад вдоль вала, периодически проходя по сортиям в ров и обратно, заглядывая в казематы, и прислушиваясь - нет ли шагов, окриков или собачьего лая, благо в крепости стоит поразительная тишина:

27.


28.


Ров - не столько преграда, сколько самостоятельный элемент обороны, этакий гигантский долговременный окоп:

29.


Казематы - не помню, к чему относились:

30.


Заброшенная хоббичья нора - так вот на чьей территории царские вояки крепость построили!

31.


Казематированная казарма - снаружи:

32.


И внутри:

32а.


В некоторых казармах остались дореволюционные надписи - в основном тексты присяги, но ни одну из них я не нашёл:

33.


Тут уже что-то советское:

34.


35.


Хотя вобще-то я в фортификации смыслю мало и большинство построек классифицировать не в состоянии:

36.


Может быть, котельная?

37.


Хотя вообще самое потрясающее в крепости даже не её пространство, а то, что вся эта грандиозная система не видна снаружи. Наверное, намётанный глаз военного командира или разведчика всё это сходу определит, но я как обычный турист даже не догадывался. И вот здесь на самом деле несколько построек и целый Форт Тотлебен - местная цитадель.

38.


Гордость крепости - мортирные батареи, здесь за каждыми воротами стояло по дальнобойному орудию:

39.


Ячейки мортир:

40.


Ещё одни ворота:

41.


Собственно Виленский люнет:

42.


И его пороховой погреб, состоящий из множества ячеек с толстыми стенами:

43.


44.


Вид с люнета на город:

45.


И можно было бы сходить, наверное, и в Форт-Тотлебен, вернее через него к морю, тем более отсутствие какой-либо охраны уже стало казаться очевидным. Но... темнело, мне невыносимо хотелось пить, да и мысли о том, "как же я из такой кучи фотографий пост сделаю?!" порой заставляют остановиться. Я решил выбираться, но обратно пришлось идти долго - практически до одной из сортий:

46.


Ещё хорошую подборку фотографий крепости приложил kvdm в комментариях.
А я вновь шёл по дну рва:

47.


В траве копошился ёж, вышел на дорожку и заметил меня, лишь ткнувшись носом в мой кроссовок, после чего окопался и навострил иглы:

48.


А за этими укреплениями обнаружилась тропинка наверх. В здешней грандиозности чувствуешь себя кем-то вроде того ежа:

49.


В колючке обнаружился проход, но сквозь колючку интереснее вид на Митридат:

50.


Ну а так как в Камыш-Бурун я не съездил, следующая часть будет на этот приезд последней, и в речь в ней пойдёт про два пригородных села - Аджимушкай с мрачными партизанскими катакомбами и Булганак с забавными грязевыми вулканчиками.

Керчь
Культурный слой. Курганы и музеи.
Митридат.
Старая Керчь.
Советская Керчь.
Две крепости. Ени-Кале.
Две крепости. Керчь.
Аджимушкай и Булганак.
Керченская переправа.

Другие посты о Крыме и описание поездки.

Керчь, замки-крепости, Крым, дорожное

Previous post Next post
Up