Керчь. Часть 5: Еникале

Dec 03, 2014 22:56



Керчь вытянута вдоль моря неправильной буквой "Г" (или скорее "F"), и только по прямой от Героевского (Эльтигена) на юге до Порта-Карыма на востоке 27 километров, а по улицам, местами через незастроенную местность - так и все 50, и конечно на этом пространстве за пределами Старого города у подножья Митридата не может не быть своих примечательных мест. В первой части я уже показывал Царский курган, в прошлой части - советскую Керчь, включая посёлок металлургического завода, а ещё восточнее, в преддверии Керченской переправы, когда-то стоял городок Еникале, выросший у огромной турецкой крепости и лишь в советское время включённый в состав Керчи. Собственно, кроме крепости ничего от него и не осталось - к её руинам сейчас и отправимся.

Я уже не раз сравнивал Еникале с Балаклавой: город-спутник в градоначальстве (коим Керчь была в 1821 года, а Севастополь - в 1872-го) с руинами старой крепости, к началу ХХ века превратившийся в рыбачье и курортное захолустье, а в советское время - в район соседнего города. Еникале в этом смысле особенно не повезло: если в Балаклаве, прославленной историческими событиями, русской классикой и неповторимым пейзажем, удивляешься, узнав, что она уже не самостоялеьный город, то в Еникале - пыльным районе на окраине Керчи, напротив, удивляешься тому, что отдельным городом (1,4 тыс. жителей в 1897 году) она когда-то была. Между тем, именно в Еникале была построена первая (и кажется единственная в 18-м веке) в русском Крыму Троицкая церковь (1797-99), изначально греческая и в явной традиции "украинского барокко":

1а.


Но вот дальше не задалось. Хотя градоначальство и называлось Керченско-Еникальским, крепость была упразднёна почти сразу после его учреждения, город представлял собой фактически деревню из несколькольких десятков домов, в 1921-м был понижен до села, в 1948 переименован в Сипягино и наконец в 1968 включён в состав Керчи, полностью в ней растворившись. Ещё в 1935-м снесли Троицкую церковь. Сейчас "на глаз" не определить даже границу города, а какие-то старые домики если и сохранились, то никак не выделяются в малоэтажной застройке. И лишь одна крепость стоит у самого синего моря:

2.


На башенке с квальерами, одном из символов Керчи, словно каждый кирпич отмечен клеймом "Турецкое!":

3.


Но башня - лишь малая часть Ени-Кале, занимающей тремя ярусами весь приморский склон - её размер примерно 400х200 метров, и при турках она вмещала гарнизон до 2000 человек. Сквозь крепость проходит железная дорога, а слева виденещё один бастион:

4.


Подробная история крепости рассказана здесь (и не только - текст гуляет по сети, первоисточника не знаю), причём рассказана очень взвешенно и добротно, я же перескажу лишь вкратце. Ени-Кале в переводе Новая крепость - "старой" была ещё генэузская Восперо, переименованная турками в Килиседжик ("Разрушенная церковь") и окончательно вывденная из строя в 1631 году запорожскими казаками. Но Османская империя тогда ещё была на пике могущества, Чёрное и Азовское море считала своим "озером", а Карши (Керчь) городом в тылу, поэтому казачьи набеги обычно держали Перекоп и Азов... взятый в 1696 году Петром I. В 1699-м к Керчи подошла первая в истории русская эскадра во главе с самим царём, провожая в Стамбул корабль с посольством, и хотя в последующие годы войны с турками Пётр I проиграл, всё же разорил Порту на строительство Новой крепости, которая должна была держать под прицелом Керченский пролив. Возведена она была всего за 3 года, как считается, французскими инженерами и чуть ли не учениками Вобана (не такое уж редкое сотрудничество - французы, например, строили туркам Хотин), руководил же работами и вовсе итальянец-мусульманин (!) Голоппо. В итоге, как часто бывает с мощнейшими крепостями, своим создателям она не помогла, в 1771 году была сдана русским войскам без боя (за что коменданту на родине отрубили голову), оставалась не у дел и в последующих войнах, в 1825-м была превращена в укреплённый госпиталь (таки отресливавшийся в 1855-м от англичан), а в 1880-е упразднена окончательно. Зато - прекрасно сохранилась:

5.


У крепости трое ворот, и те, у которых я сошёл с маршрутки - Керченские:

6.


Как я понимаю, верхняя линия была рассчитана на обстрел кораблей, держа под прицелом те участки фарватера, где им было сложнее всего маневрировать, а нижняя - против мелких и юрких казачьих лодок и самих казаков-"десантников".

7.


7а.


Начинаю подниматься за железную дорогу. Вдали - маяк на мысе Фонарь, самом западном в Крыму. Крепость представляет собой натуральную лестницу из нескольких "ступеней" - в теории выглядит неприступно, а на практике... не случайно её комендант, этнический абхаз Абаза-Мухаммед прежде успел сдать ещё и Измаил (речь, на всякий случай напомню, не о Суворовском штурме - тот был на двадцать лет позже).

8.


Внушительное здание между второй и первой ступенями - возможно, тот самый госпиталь, восстановленный после войны на старых стенах. Хорошо виден берег Таманского полуострова и выход из пролива в Азовское море:

9.


На самом верху - Джанкойские ворота, около которых стоял дворец паши (коменданта):

10.


На сухопутную оборону крепость явно была не очень-то рассчитана:

11.


Вид вдоль верхней стены, завершающейся самым большим бастионом. Вдали - Порт-Крым, белеет паром у причала:

12.


Пойдём по стене. Вид на нижние ярусы крепости, домики правее бастиона вроде бы остались от города Еникале:

13.


Бастион у Керченских ворот. А в юго-западном бастионе (на кадре №4) находилась крепостная подземная цистерна с запасом воды, в которой при фашистской оккупации некоторое время оборонялись советские партизаны:

14.


Железная дорога среди укреплений - её насыпью служит крепостной вал:

15.


Азовские ворота и ещё один бастион:

16.


Взгляд назад, в сторону Джанкойских ворот:

17.


С верхнего бастиона отличные виды на Порт-Крым и бывшее Сипягино, слева виден вокзал станции Крым, справа - переправа:

18.


Бывший город Еникале крупнее. Обратите внимание на очередь к переправе - но тут она раз в 20 меньше, чем на той стороне:

19.


Вокзал (1954) станции Крым, где пассажиров высаживают и аки школьную экскурсию ведут на паром:

20.


Солончак перед ним - на самом деле засолившийся и высохших рыборазводный пруд Керченского рыбкомбината. За комбинатом - грузовой состав на переправе, а ещё дальше мыс Фонарь - крайняя восточная точка Крыма. Хочется сказать "за ним - Азовское море", но Азову принадлежит и весь Керченский пролив:

21.


На мысу Еникальский маяк (1953), основанный в 1820-м году, но его старая башня была разрушена немецким снарядом в мае 1942 года, когда фашисты взяли город второй раз. Рядом с маяком - Шпиль, ещё один обелиск 1944 года, к которым в обоих крымских городах-героях уже успеваешь привыкнуть: поставлен осенью 1944 года в честь Керченско-Эльтигенского десанта, годом ранее освободившего Еникале и восточную оконечность полуострова, ставшую плацдармом для освобождения Керчи в апреле 1944-го. Ниже по склону посёлок Подмаячный с Казанской церковью, перестроенной из магазина:

22.


Левее - гора Хрони, высшая точка Керченского полуострова (190м). На её склоне есть античный некрополь вроде того, что на Херсонесе, да и стоял неподалёку город Зенонов Херсонес:

23.


Спускаюсь с бастиона:

24.


25.


26.


Азовские ворота в крепости самые красивые:

27.


28.


Снова иду у "противодесантной" стены к исходной точке, ловить маршрутку обратно в город:

29.


30.


Под стеной, как видите, ещё и набережная, похожая на самый нижний ярус укреплений. Народ купается, даже с яликов, при том что вода в Керченском проливе ощутимо грязная:

31.


Зато тут рай для шип-споттинга - движение чрезвычайно активное, я бы сравнил с движением поездов по Транссибу:

32.


Паромы - герои отдельного поста. Меня удивляет, как при такой интенсивной и по сути авральной работе обошлось за всё лето без серьёзных аварий.

33.


Напротив - Порт-Кавказ. Он ныне действительно порт - грузооборот 7,9 миллионов тонн, что втрое больше Керчи и чуть меньше всех крымских портов, вместе взятых. У причала видиен очередной паром:

34.


Напротив Еникале и центра Керчи - ещё не сам Таманский полуостров, а коса Чушка, грубовато-язвительное название которой как-то очень уместно в Краснодарском крае. Дальше - Таманский залив, а за заливом собственно Тамань, самая старая и красивая станица Кубани, как и Керчь, имеющая непрерывную историю в две с половиной тысячи лет - она была и античным полисом Гермонасса, и древнерусским городом Тмутаракань, и генуэзской факторией Таматарха. В 2009 там была та ещё глухомань, но с тех пор на другой стороне полуострова успели построить порт Тамань, уже превосходящий грузооборотом довоенный (речь, ясно, не о Великой Отечественной) Мариуполь, да раскрутить курорт - наверное, с тех пор она подрастеряла колорита.

35.


На косе - два маяка, Передний и Задний Чушкинские соответственно:

36.


Севернее над морем парит огромный белый храм - подворье Савва-Сторожевского монастыря (который в подмосковном Звенигороде):

37.


Всё-таки Керчь - даже и не совсем Крым. У неё есть свой полуостров, но и тот на задворках, а фасад обращён на Восток, и Таманский полуостров - исторические окрестности Керчи:

38.


Керчь - один из тех немногих городов, где полностью обособленных друг от друга крепостей больше одной. В следующей части - о Крепости Керчь, прикрывающей бухту южнее центра.

Керчь
Культурный слой. Курганы и музеи.
Митридат.
Старая Керчь.
Советская Керчь.
Две крепости. Ени-Кале.
Две крепости. Керчь.
Аджимушкайские каменоломни.
Булганакские грязевые вулканчики.
Керченская переправа.

Другие посты о Крыме и описание поездки.

Керчь, замки-крепости, железнодорожное, Крым, дорожное, транспорт, суда и корабли, курортное

Previous post Next post
Up