Немецкое Поволжье. Часть 3: Энгельс

Aug 26, 2012 22:19



Где Маркс - там и Энгельс: между ними всего 60 километров. И в Энгельсе не покидает чувство, что попал в большой город, где живёт хотя бы тысяч пятьсот. На самом деле - больше миллиона, но только вместе с Саратовом: фактически, это единый город по обе стороны Волги. Покровская слобода была основана в 1747 году на месте ставки калмыцкого хана Аюки, и первыми её обитатели были приглашенные украинцы - здесь выходил к Волге "соляной путь" от Эльтона и Баскунчака, а малоросские чумаки издавно ходили в Дикое поле добывать самосадочную соль на черноморских лиманах. Вторыми в слободу пожаловали немцы, приглашенные Екатериной II, и лишь затем её стали обживать русские. Стоит сказать, что карта тогда сильно отличалась от нынешней, и граница Саратовской и Самарской губерний проходила по Волге - из показанного в прошлых постах первой принадлежали Хвалынск и Вольск, второй - Балаково и Баронск (Маркс), и именно поэтому Покровск при близости к Саратову не мог войти в его состав, однако к 1914 году разросся до 25 тысяч жителей и получил статус города. Крупнейшего в Немецком Поволжье, что и предопределило его дальнейшую историю: в 1918-41 годах он был столицей Республики Немцев Поволжья.

Об Энгельсе-городе (переименованном в 1931 году), советской истории НемПоволжья и чуть-чуть о Саратове - в последней части этой волжской серии.


...Как уже говорилось в одном из прошлых постов, немцы пожаловали на Волгу с подачи Екатерины II в 1760-е годы - кто-то должен был обживать эти безлюдные, но плодородные степи, и в перенаселённой, раздробленной на мелкие государства, лишённой заморских колоний Германии желающих нашлось немало. К началу ХХ века тут было 190 немецких колоний (посёлков), и немцы составляли в этом районе 60-70% населения, около 400 тысяч человек. Собственной АССР они были удостоены в 1918 году. И с площадью 27 тыс. квадратных километров, населением около 600 тысяч человек (в том числе 25% русских и 9% украинцев) и тремя городами (Энгельс, Маркс и Бальцер, до революции Голый Карамыш, а после войны Крсноармейск), разделённая на 22 кантона (которые были меньше современного района, но крупнее сельсовета), она была регионом уровня Чувашии или Мордовии. Но интерсно и то, как именно она располагалась:

2.


Но как уже говорилось, в 1941 году, опасаясь, что вольгадёйчи перейдут на сторону своих арийских собратьев (что, учитывая близость к индустриальному Саратову и "запасной столице" Самаре, значило бы верный конец), советское руководство упразднило республику и отправило волжских немцев в Казахстан. В отличие от других жертв депортации вроде чеченцев или калмыков, немцам почему-то не вернули эту землю, хотя в 1979 году пытались воссоздать автономию в Казахстане с центром в Ерейментау (это километров 150 от Астаны), но от такой инициативы на улицы вышла казахская молодёжь, демонстратов негласно поддержала администрация, и проект был закрыт. Тем не менее, по переписи 1989 года СССР жило более 2 миллионов немцев (среди народов, не имевших титульной ССР - второй после татар, и больше, чем латышей и эстонцев), в том числе в России более 800 тысяч, а в Казахстане - почти миллион (6% населения!)... однако с тех пор Россию покинуло 2/3 (осталось около 350 тысяч), а Казахстан - 4/5 (осталось около 220 тысяч) немецкого населения.

Ну а в Энгельсе, в отличие от Маркса, немецкое присутствие теперь никак не ощущается. Большой и довольно ухоженный город, как мне показалось, даже превосходящий в последнем Саратов. Исчерпывающее описание его облика - вот этот кадр:

3.


При этом видно, что Покровская слобода была очень внушительных размеров - её домики тянутся на несколько километров, но шедевров среди них нет. Центром её можно считать Троицкую церковь (1825, явно перестраивалась):.

4.


С одной стороны по соседству самое капитальное из "слободских" зданий - бывший Хлебный базар, к которому примыкает автостанция:

5.


А с другой стороны по соседству кинотеатр "Родина" - одно из нескольких зданий Немецко-Поволжской столицы. Тут всплывает интересная деталь - если до Йошкар-Олы или Саранска у советской власти всерьёз руки дошли только в послевоенные десятилетия, приводить Покровск/Энгельс в сколько-нибудь солидный вид взялись уже в 1920-е годы, и потому если лицо большинства уездных городков, ставших столицами национальных автономий, определяет "высокий сталианс", здесь - в первую очередь конструктивизм:

6.


На берельефах - национальный состав: слева немцы, справа украинцы:

7.


Вообще, очень интересное здание:

8.


У заднего фасада - довольно странная инсталляция:

9.


По соседству - дворец пионеров, уже более классический:

10.


Рядом памятник Льву Кассилю, уроженцу Покровской слободы, где и происходили события его "Швамбрании":

11.


За оживлённым проспектом Свободы...

12.


Находится самый цельный участок Покровской слободы. В отличие от Балакова, здесь хорошо видно, что это был не город:

13.


14.


15.


Я вышел на Театральную улицу, где в квартале друг от друга стоят ДК "Ударник":

16.


И Саратовский областной театр оперетты (фасад слева, а основной объём в глубине квартала), которому на том берегу места не нашлось - изначально он обитал в одном из саратовских ДК, а в 1968 году переехал в это здание, изначально построенное как Русско-немецкий республиканский театр. Конструктивизм его какой-то не наш - нет ли тут влияния Баухауса?

17.


За деревьями - перекрёсток с Коммунистической, где встречает некий вуз с непроизносимой аббревиатурой. А изначально это был Немецкий педагогический институт, украшенный каким-то незнакомым мне гербом:

18.


Здание напротив Театра Оперетты же имеет два фасада, и фасад на Коммунистической гораздо эффектнее:

19.


Ну а ещё через сотню метров наконец выходишь на площадь Ленина - взгляд с её противоположной стороны. Вот это здание и было администрацией Autonome Sozialistische Sowjetrepublik der Wolgadeutschen, и в его облике мне видится
влияние уже не Баухауза, а архитектуры Третьего Рейха, хотя конечно "с человеческим лицом":

20.


Площадь Ленина огромна и пешеходна. Кадр выше снят вот от этой колоннады - за парком уже будет Волга:

21.


Справа полагающийся набор памятников - Ленин:

22.


Маркс и Энгельс в Энгельсе:

23.


К администрации примыкает некоторое количество домиков Покровской слободы:

24.


25.


26.


И сквер, где будет памятник другому местному уроженцу:

27.


У западной оконечности площади - уже позднесоветские детская школа искусств (поближе) и краеведческий музей на первых этажах жилого дома:

28.


Между ними можно выйти к набережной - этот памятник к НемПоволжью имеет очень косвенное отношение:

29.


А Волга широка! И почему-то обильно цветёт.

30.


Вид вдоль Энгельса:

31.


А вот Саратов виден не очень - города стоят наискось друг от друга, разделённые лесными островами. Тем не менее, хорошо видна Соколовая гора, у татар известная как Сары-Тау ("Жёлтая гора"), что и дало Саратову название. На её вершине - стела "Журавли" мемориала Победы, нависающая над Старым Саратовом:

32.


С моего прошлого визита в Саратове успели недовоздвигнуть ЖК "Елена" (128м, 37 этажей), который автоматически сделал бы его третьим по высотности городом России после Москвы (over 300м) и Екатеринбурга (188м)... Впрочем, небоскрёб до сих пор не достроен, третье и четвёртое места успели занять Петербург и Грозный, а у меня, извините за грубость, ассоциация лишь одна - "как член, не на том месте выросший". Уж насколько я лоялен к новым вертикалям, но здесь реально испорчена даже панорама многоэтажек:

33.


А на Волге хорошо! И нескучно - в поле зрения постоянно проходит какая-нибудь посудина. Волга - русская Река Времён, и "...вниз по Волге Золотая Орда, а вверх по Волге барышни глядят с берега" (по БГ). Давно поражаюсь точности этого образа: европейский путь для России может даже и верный - но против течения.

34.


Ещё несколько зданий на набережной и площади Ленина:

35.


36. справа дорога к мосту в Саратов.


Угол площади Ленина и улицы Горького:

37.


А здесь в кадре не только дом, но самое известное изделие местной промышленности - троллейбус. В войну сюда был эвакуирован с Брянщины Радицкий паровозостроительный завод (1868), к 1951 году наладивший производство троллейбусов, и ныне известный как "Тролза". По крайней мере в советское время это был крупнейший в мире производитель троллейбусов (тем более что нигде, кроме СССР, этот транспорт не был настолько массовым), да и сейчас ежегодно производит по несколько сотен машин, хотя и очень сильно пострадал от кризиса.

38.


Троллейбусы раньше (до 2004 года) ходили отсюда в Саратов, формально образуя такое редкое явление, как междугороднюю линию. Впрочем, автобусная связь двух городов интенсивнее, чем в каждом из них у центра с окраиной: автобусы №284 идут буквально один за другим, каждые 5 минут, но стоит иметь в виду, что к цифрам добавляются буквы: в Саратове все они с моста идут прямиком на вокзал, а вот по Энгельсу их маршруты различаются. Исследовать советские районы Энгельса (где самое интересное - молодой памятник быку-солевозу, изображённому на городском гербе) я поленился, но зато съездил на вокзал, сев в автобус вот у этого здания на улице Горького:

39.


...В 1894 году сюда пришла Рязано-Уральская железная дорога, впервые связавшая центр России с Казахстаном. Между Саратовом и Покровской слободой действовала железнодорожная паромная переправа, а до постройки капитального моста дело дошло лишь при Советах - он открылся в 1935 году... но чуть ниже по течению, и Энгельс оказался в железнодорожном тупике. Вероятно, поэтому и паровоз-памятник стоит не у вокзала, а на круглой площади в паре сотен метров от него:

40.


Тем не менее, станция живёт - ведь по другую сторону её путей находится Энгельсский завод тяжёлого машиностроения ("Трансмаш"), один из крупнейших в России производитель вагонов:

41.


Что интересно, называется станция по-прежнему Покровск. Не знаю, есть ли тут пассажирское движение - вокзал, судя по всему, выполняет роль грузового диспетчерского пункта. Затсразу несколькими автобусами №284 видны руины ещё царских пристанционных построек:

42.


Люблю облик таких вот пустынных станций:

43.


Вроде Привольской в Вольске - такая же тишина, и почти такой же внешне вокзал:

44.


А потом я поехал в Саратов - через частный сектор, отделяющий вокзал от центра; через многоэтажные районы, через старый Покровск, и наконец - на мост, открытый в 1965 году и окончательно связавший два города. На момент постройки это был самый длинный мост в СССР (2825 метров). Впереди Саратов: ЖК "Елена", Соколовая гора, у подножья которой кафедральный собор Святого Духа (1844-55), местный "клон ХХС":

45.


Вниз по Волге виднеется элеватор, а дальше стена приволжских гор, нависающих над городом:

46.


Ещё ниже, где река поворачивает - Саратовский нефтезавод, один из крупнейших (6 миллионов тонн в год) старейших в России (1934). Левее - городище Укек, где стоял предшественник Саратов во времена Золотой Орды:

47.


Тот же мост, вид из Саратова - по-моему, это самый красивый из автодорожных мостов России:

48.


Что же касается Саратова, то я был в нём в 2008 году, но так как был тогда совсем зелёным - упустил очень многое, а рассказать на том уровне, как сейчас, не сумел. Тем не менее, два поста есть, отыскать их не проблема. Но в целом, и сам Саратов, и вся его область оставляют достаточно грустное впечатление: хорошо видно, что это места, чьё время прошло. Сто лет назад здесь был такой же центр империи, как Новороссия с Донбассом или Остзейские губернии. Саратов был третьим по величине городом в нынешних границах России (230 тысяч жителей - это примерно как Львов или Прага) и 8-м во всей империи. Огромные паровые мельницы в городах и сёлах напоминают о том, что этот регион был мировым центром производства хлеба. Но дальше - Гражданская война, два голода, которые в совокупности поломали Поволжье не меньше, чем Украину, разорение купцов и депортация немцев... Если Самарская область хоть частично восстановила былое на нефти и автомобилестроении, Саратовскую область ХХ век сломал безвозвратно. Думаю, во всём Большом Черноземье этот регион сильнее всего сдал позиции за прошедшие сто лет. Но та ушедшая история оставила немало следов: мне кажется, Саратовская область - самый богатый историческими памятниками регион на Волге ниже Татарстана (хотя сам Саратов в этом смысле сильно уступает Самаре, Волгограду и тем более Астрахани).

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ-2012
Вступление.
Старообрядческий край
Иргизы и Черемшаны.
"Дом со львом" в Поповке.
Хвалынск. Город над вечным покоем.
Балаково.
Вольск. Разное.
Вольск. Старый город.
Вольск. Цементные заводы.
Немецкое Поволжье
Зоркино. Цюрих-на-Волге.
Маркс. Баронск, Екатериненштадт, Марксштадт.
Энгельс (Покровск). Столица АССР Немцев Поволжья.
2008. Сарепта в Волгограде.
.

немецкое, железнодорожное, дорожное, Немецкое Поволжье, Поволжье, "Молох", немцы, транспорт, Энгельс, троллейбусы, этнография, Саратовская область

Previous post Next post
Up