На современной карте опознать
исчезнувшее Немповолжье очень легко - его отмечают города Маркс и Энгельс. Второй был центром АССР Немцев Поволжья в советское время, первый - его неофициальной столицей в царское. Основанный в 1766 году бароном Фредериком Борегардом де Кано из Брабанта (территория Бельгии), городок имел сразу два названия - Екатериненштадт (немецкое) и Баронск (русское, хотя в русском языке использовались оба), и к началу ХХ века разросся до 7 тысяч жителей, став не только центром сельскохозяйственной округи, но и крупным портом на Волге. В 1915 году Екатериненштадт стал Екатериноградом, в 1920 был переименован в Марксштадт, и наконец после депоратции немцев - в просто Маркс. Ныне это райцентр средних размеров (31 тыс. жителей), в отличие от окрестных сёл сохранивший ощутимый колорит Немецкого Поволжья.
...Последним крупным событием в жизни Маркса стал ы 2010 году визит тогда ещё президента Медведева в Саратовскую область, к которому город причесали и благоустроили. В принципе, я считаю, что лучше это сделать к визиту начальства, чем не сделать вообще, и Маркс приобрёл вполне себе немецкую игрушечность. Интересный момент: если Вольск при всей запущенности всё равно кажется довольно зажиточным, в Марксе никакая опрятность не скрывает нищеты.
2.
Его центр - перекрёсток улицы Кирова (Екатериненштрассе) и проспекта Ленина (Степная), который упирается в недавно (2007) воссозданный памятник Екатерине II, "крёстной матери" Немецкого Поволжья ("отцом" же можно считать упомянутого барона Борегарда, также известного как Вызыватель):
3.
В сквере за памятником я завтракал пирожками, купленными в ближайшей кулинарии - до сих пор жалею, что не купил побольше. Вдоль всего проспекта Ленина очень симпатичные домики:
4.
5.
Екатерина через улицу Кирова глядит в перспективу бульвара с Аллеей Славы:
6.
А среди нескольких героев мне запомнился вот этот: немец, воевавший с фашистами. Хотя мне сложно судить, какие настроения были в Немецком Поволжье накануне войны, тем более что зажиточные набожные фермеры и бюргеры от советской власти пострадали очень сильно.
7.
Аллея Славы выводит на главную площадь:
8.
Упираясь в обезглавленный храм:
9.
Как нетрудно догадаться, это лютеранская кирха. Крупнейшая и старейшая (1830-48) из сохранившихся в Немецком Поволжье, но в отличие от кирх в более мелких колониях внешне она почти не отличалась от русских церквей:
9а.
Закрытая в 1927 году, кирха легко отделалась, превратившись в ДК, а в 1995 году была возвращена верующим. Нигде не находил сведений о национальном составе населения Маркса, но этот факт говорит о многом - получается, немцев здесь и в наше время не так уж мало. Правда на полное востановление у общины всё же хватает средств:
10.
Напротив кирхи - административные здания советского Маркса:
11.
Далее прогуляемся по окрестным улочкам. Архитектура Маркса в принципе вполне уездная, и если бы не таблички с именами первых хозяев, всех этих Шмидтов, Райсов и Кремеров, об их немецком происхождении не говорило бы ничего.
12.
13.
14.
Ну, разве что вот этот домик остзейского вида напротив кирхи:
15.
Ещё несколько кадров с окрестных улиц. В принципе, городок выглядит довольно приятно даже там, куда Медвед явно не заглядывал - чистенький, покрашенный, обсаженный цветами, хотя конечно и тут не обойтись без нестриженной растительности и кривых заборов.
16.
17.
18.
Переулочками я вышел на улицу Кирова восточнее проспекта Ленина. В Саратовской области мне ещё и очень запомнились вот такие вот остановки:
19.
А пошёл туда я не случайно: дело в том, что примерно в километре от центра, один на западе, другой на востоке, расположены два завода с достаточно интересной историей. Восточнее - Марксовский пивзавод, едва ли не старейший в России. До революции он стоял за городом, поэтому по дороге к нему почти ничего интересного нет - хрущобы, частный сектор, особняки за протокой... Озадачили только вот эти самодельные Врата Истины:
20.
Явно старинное здание чуть-чуть недоходя пивзавода - возможно, дом его директора:
21.
Сам же пивзавод здесь появился ещё в 18 веке, и "старейшим в России" упоминается в нескольких местах, хотя честно говоря я в этом очень сомневаюсь - неужели не могло быть ничего постраше в больших городах? А вот здание его действительно интересное: это бывшая табачная фабрика Штафов, построенная в 1823 году - для промарха, тем более в глубинке, это очень внушительный возраст. Пивзавод же сюда переехал в 1959 году:
22.
Сейчас кажется странным, что немцы в Поволжье возделывали табак, и бывшие табачные фабрики в этих краях не редкость. Это был один из самых северных табачных районов в мире. Хмель же тут исправно выращивают и поныне:
23.
Я к пиву равнодушен, поэтому ограничился фотографирование завода. А тут и автобус подошёл, избавив меня от необходимости 10-15 минут идти обратно в центр:
24.
Вернувшись к памятнику Екатерине II, я пошёл по улице Кирова уже на запад. Здесь старая застройка наиболее капитальная:
25.
26.
27.
А завершает историческую часть старая электростанция (1913), ныне занятая магазином:
28.
29.
Но отсюда, через малоинтересный частный сектор, стоит пройти ещё полкилометра, к заводу "Волгадизельаппарат". На сайте города сказано, что он был основан в 1918 году как "Возрождение", но я слышал упоминания о заводе "Благословение", который основал Порфирий Блинов, чей батя Фёдор в 1878 году запатентовал первый в мире "вагон на бесконечном рельсе", то есть гусеничный трактор. В общем, "Волгодизельаппарат" - это продолжение той истории, что я рассказал в конце поста о
Балакове.
30.
В 1920-е годы в Марксштадт, уже не как старообрядческий купец-промышленник, а как советский инженер, перебрался Яков Мамин, и на "Возрождении" было возрождено начатое им ещё до революции на своём "Русском дизеле" производство минитракторов "Карлик" и "Гном". Я точно знал, что один из них стоит у проходной, и увидев заводские цеха, свернул в переулок. Завод выглядел заброшенным, если бы не доносящееся из цехов гудение. На крыльце сидели двое натуральных азиатов, скорее всего корейцев или вьетнамцев, которые и объяснили мне, что "трактор на постаменте" стоит у другой проходной:
31.
Если точнее - непосредственно на улице Кирова, и не у проходной, а у фирменного заводского магазина. Трактор "Карлик" 1924 года постройки был здесь поставлен в 2010 году - и цифра "130" пусть не вводит в заблуждение: родословную завод возводит к некой кустарной мастерской, и если бы Медведев пожаловал сюда не в 2010, а в 2011, то прототипом завода была бы мастерская, основанная в 1881 году. Но тандем тандемом, а всё-таки к визиту первого лица отреставрировали и открыли публике действительно ценный памятник русской технической истории:
32.
Если гусеничный трактор изобрели, но так и внедрили в производство в этих краях, то колёсный трактор был уже англосаксонским изобретением: к концу 19 века в полях Англии и Америки работало уже около двух тысяч устроенных примерно так же локомобилей, на рубеже 19-20 веков в Штатах появились дизельные трактора, и в общем в первые десятилетия ХХ века практически монополистом в тракторостроении оставалась Америка. Это потом трактор стал одним из символов СССР, а первые крупные советские трактора строились с 1924 года по типу иностранных: петроградский "Путиловец" на основе американского "Фордзона", харьковский "Коммунар" - на основе немецкого "Ханомаг". Маминовский "Карлик" же в принципе нельзя с ними сравнивать - это минитрактор, то есть машина другого класса и других задач.
33.
И в отличие от крупных тракторов, первый русский минитрактор был нашим на 100%.
33а.
...Ещё кое-что я заснял из окна городского ЛиАЗа (а вот сам ЛиАЗ - забыл!). В старом Баронске помимо кирхи были православная и католическая церкви. Им повезло меньше - они были уничтожены полностью. Новая Андреевска церковь построена совсем недавно:
34.
А ещё тут есть опять же новые мечеть, католический храм Царя Христа (1993):
35.
И совсем уж неожиданная в России церковь мормонов:
36.
Вряд ли в России ещё найдётся райцентр с храмами 5 крупных конфессий (всякие секты не в счёт), то есть по конфессии на 6 тысяч человек. Как уже говорилось, у меня нет данных о национальном составе Маркса, но судя по всему немцев здесь и сейчас живёт немало - обрусевших, изучающих родной язык как иностранный, наверняка мечтающих уехать в Германию - но пока остающихся здесь. Или - не потерявших связь двух исторических родин:
36а.
В следующей части, последней в этой серии - про Энгельс, советскую столицу Немецкого Поволжья.
САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ-2012
Вступление.
Старообрядческий край
Иргизы и Черемшаны.
"Дом со львом" в Поповке.
Хвалынск. Город над вечным покоем.
Балаково.
Вольск. Разное.
Вольск. Старый город.
Вольск. Цементные заводы.
Немецкое Поволжье
Зоркино. Цюрих-на-Волге.
Маркс. Баронск, Екатериненштадт, Марксштадт.
Энгельс (Покровск). Столица АССР Немцев Поволжья.
2008.
Сарепта в Волгограде.
.