Немецкое Поволжье. Часть 2: Маркс, город 5 имён и 5 конфессий

Aug 26, 2012 14:00



На современной карте опознать исчезнувшее Немповолжье очень легко - его отмечают города Маркс и Энгельс. Второй был центром АССР Немцев Поволжья в советское время, первый - его неофициальной столицей в царское. Основанный в 1766 году бароном Фредериком Борегардом де Кано из Брабанта (территория Бельгии), городок имел сразу два названия - Екатериненштадт (немецкое) и Баронск (русское, хотя в русском языке использовались оба), и к началу ХХ века разросся до 7 тысяч жителей, став не только центром сельскохозяйственной округи, но и крупным портом на Волге. В 1915 году Екатериненштадт стал Екатериноградом, в 1920 был переименован в Марксштадт, и наконец после депоратции немцев - в просто Маркс. Ныне это райцентр средних размеров (31 тыс. жителей), в отличие от окрестных сёл сохранивший ощутимый колорит Немецкого Поволжья.


...Последним крупным событием в жизни Маркса стал ы 2010 году визит тогда ещё президента Медведева в Саратовскую область, к которому город причесали и благоустроили. В принципе, я считаю, что лучше это сделать к визиту начальства, чем не сделать вообще, и Маркс приобрёл вполне себе немецкую игрушечность. Интересный момент: если Вольск при всей запущенности всё равно кажется довольно зажиточным, в Марксе никакая опрятность не скрывает нищеты.

2.


Его центр - перекрёсток улицы Кирова (Екатериненштрассе) и проспекта Ленина (Степная), который упирается в недавно (2007) воссозданный памятник Екатерине II, "крёстной матери" Немецкого Поволжья ("отцом" же можно считать упомянутого барона Борегарда, также известного как Вызыватель):

3.


В сквере за памятником я завтракал пирожками, купленными в ближайшей кулинарии - до сих пор жалею, что не купил побольше. Вдоль всего проспекта Ленина очень симпатичные домики:

4.


5.


Екатерина через улицу Кирова глядит в перспективу бульвара с Аллеей Славы:

6.


А среди нескольких героев мне запомнился вот этот: немец, воевавший с фашистами. Хотя мне сложно судить, какие настроения были в Немецком Поволжье накануне войны, тем более что зажиточные набожные фермеры и бюргеры от советской власти пострадали очень сильно.

7.


Аллея Славы выводит на главную площадь:

8.


Упираясь в обезглавленный храм:

9.


Как нетрудно догадаться, это лютеранская кирха. Крупнейшая и старейшая (1830-48) из сохранившихся в Немецком Поволжье, но в отличие от кирх в более мелких колониях внешне она почти не отличалась от русских церквей:

9а.


Закрытая в 1927 году, кирха легко отделалась, превратившись в ДК, а в 1995 году была возвращена верующим. Нигде не находил сведений о национальном составе населения Маркса, но этот факт говорит о многом - получается, немцев здесь и в наше время не так уж мало. Правда  на полное востановление у общины всё же хватает средств:

10.


Напротив кирхи - административные здания советского Маркса:

11.


Далее прогуляемся по окрестным улочкам. Архитектура Маркса в принципе вполне уездная, и если бы не таблички с именами первых хозяев, всех этих Шмидтов, Райсов и Кремеров, об их немецком происхождении не говорило бы ничего.

12.


13.


14.


Ну, разве что вот этот домик остзейского вида напротив кирхи:

15.


Ещё несколько кадров с окрестных улиц. В принципе, городок выглядит довольно приятно даже там, куда Медвед явно не заглядывал - чистенький, покрашенный, обсаженный цветами, хотя конечно и тут не обойтись без нестриженной растительности и кривых заборов.

16.


17.


18.


Переулочками я вышел на улицу Кирова восточнее проспекта Ленина. В Саратовской области мне ещё и очень запомнились вот такие вот остановки:

19.


А пошёл туда я не случайно: дело в том, что примерно в километре от центра, один на западе, другой на востоке, расположены два завода с достаточно интересной историей. Восточнее - Марксовский пивзавод, едва ли не старейший в России. До революции он стоял за городом, поэтому по дороге к нему почти ничего интересного нет - хрущобы, частный сектор, особняки за протокой... Озадачили только вот эти самодельные Врата Истины:

20.


Явно старинное здание чуть-чуть недоходя пивзавода - возможно, дом его директора:

21.


Сам же пивзавод здесь появился ещё в 18 веке, и "старейшим в России" упоминается в нескольких местах, хотя честно говоря я в этом очень сомневаюсь - неужели не могло быть ничего постраше в больших городах? А вот здание его действительно интересное: это бывшая табачная фабрика Штафов, построенная в 1823 году - для промарха, тем более в глубинке, это очень внушительный возраст. Пивзавод же сюда переехал в 1959 году:

22.


Сейчас кажется странным, что немцы в Поволжье возделывали табак, и бывшие табачные фабрики в этих краях не редкость. Это был один из самых северных табачных районов в мире. Хмель же тут исправно выращивают и поныне:

23.


Я к пиву равнодушен, поэтому ограничился фотографирование завода. А тут и автобус подошёл, избавив меня от необходимости 10-15 минут идти обратно в центр:

24.


Вернувшись к памятнику Екатерине II, я пошёл по улице Кирова уже на запад. Здесь старая застройка наиболее капитальная:

25.


26.


27.


А завершает историческую часть старая электростанция (1913), ныне занятая магазином:

28.


29.


Но отсюда, через малоинтересный частный сектор, стоит пройти ещё полкилометра, к заводу "Волгадизельаппарат". На сайте города сказано, что он был основан в 1918 году как "Возрождение", но я слышал упоминания о заводе "Благословение", который основал Порфирий Блинов, чей батя Фёдор в 1878 году запатентовал первый в мире "вагон на бесконечном рельсе", то есть гусеничный трактор. В общем, "Волгодизельаппарат" - это продолжение той истории, что я рассказал в конце поста о Балакове.

30.


В 1920-е годы в Марксштадт, уже не как старообрядческий купец-промышленник, а как советский инженер, перебрался Яков Мамин, и на "Возрождении" было возрождено начатое им ещё до революции на своём "Русском дизеле" производство минитракторов "Карлик" и "Гном". Я точно знал, что один из них стоит у проходной, и увидев заводские цеха, свернул в переулок. Завод выглядел заброшенным, если бы не доносящееся из цехов гудение. На крыльце сидели двое натуральных азиатов, скорее всего корейцев или вьетнамцев, которые и объяснили мне, что "трактор на постаменте" стоит у другой проходной:

31.


Если точнее - непосредственно на улице Кирова, и не у проходной, а у фирменного заводского магазина. Трактор "Карлик" 1924 года постройки был здесь поставлен в 2010 году - и цифра "130" пусть не вводит в заблуждение: родословную завод возводит к некой кустарной мастерской, и если бы Медведев пожаловал сюда не в 2010, а в 2011, то прототипом завода была бы мастерская, основанная в 1881 году. Но тандем тандемом, а всё-таки к визиту первого лица отреставрировали и открыли публике действительно ценный памятник русской технической истории:

32.


Если гусеничный трактор изобрели, но так и внедрили в производство в этих краях, то колёсный трактор был уже англосаксонским изобретением: к концу 19 века в полях Англии и Америки работало уже около двух тысяч устроенных примерно так же локомобилей, на рубеже 19-20 веков в Штатах появились дизельные трактора, и в общем в первые десятилетия ХХ века практически монополистом в тракторостроении оставалась Америка. Это потом трактор стал одним из символов СССР, а первые крупные советские трактора строились с 1924 года по типу иностранных: петроградский "Путиловец" на основе американского "Фордзона", харьковский "Коммунар" - на основе немецкого "Ханомаг". Маминовский "Карлик" же в принципе нельзя с ними сравнивать - это минитрактор, то есть машина другого класса и других задач.

33.


И в отличие от крупных тракторов, первый русский минитрактор был нашим на 100%.

33а.


...Ещё кое-что я заснял из окна городского ЛиАЗа (а вот сам ЛиАЗ - забыл!). В старом Баронске помимо кирхи были православная и католическая церкви. Им повезло меньше - они были уничтожены полностью. Новая Андреевска церковь построена совсем недавно:

34.


А ещё тут есть опять же новые мечеть, католический храм Царя Христа (1993):

35.


И совсем уж неожиданная в России церковь мормонов:

36.


Вряд ли в России ещё найдётся райцентр с храмами 5 крупных конфессий (всякие секты не в счёт), то есть по конфессии на 6 тысяч человек. Как уже говорилось, у меня нет данных о национальном составе Маркса, но судя по всему немцев здесь и сейчас живёт немало - обрусевших, изучающих родной язык как иностранный, наверняка мечтающих уехать в Германию - но пока остающихся здесь. Или - не потерявших связь двух исторических родин:

36а.


В следующей части, последней в этой серии - про Энгельс, советскую столицу Немецкого Поволжья.

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ-2012
Вступление.
Старообрядческий край
Иргизы и Черемшаны.
"Дом со львом" в Поповке.
Хвалынск. Город над вечным покоем.
Балаково.
Вольск. Разное.
Вольск. Старый город.
Вольск. Цементные заводы.
Немецкое Поволжье
Зоркино. Цюрих-на-Волге.
Маркс. Баронск, Екатериненштадт, Марксштадт.
Энгельс (Покровск). Столица АССР Немцев Поволжья.
2008. Сарепта в Волгограде.
.

немецкое, дорожное, Немецкое Поволжье, Поволжье, "Молох", немцы, "Раскол", этнография, Саратовская область

Previous post Next post
Up