Вольск. Часть 1: всего понемногу

Aug 24, 2012 11:05



Едва ли не самый интересный среди уездных городов на Волге - Вольск (66 тыс. жителей), расположенный практически напротив Балакова. Здесь есть редкое сочетание природы, архитектуры, промышленности и повседневго колорита. Его предшественник, село Малыковка, известно с 1699 года, и было владением то московского Новоспасского монастыря, то Алексашки Меншикова, то князя Вяземского. Последний нанял себе писарем местного старовера Василия Злобина, который с помощью Вяземского по сути дела создал Вольск: в 1780 году разросшаяся Малыковка была повышена до уездного города Волгска, "г" в названии которого как-то превратилась в мягкий знак. Расцвет купеческого Вольска пришёлся на начало 19 века, когда он едва ни дорос до учреждения собственной губернии... но дальше почему-то начал отставать, уступив соседней Сызрани, и наверное так и остался бы крепким середняком, если бы в конце 19 века сюда не пришла Большая Индустрия - в 1896-1914 годах Вольск превратился в крупнейший в империи, наряду с Новороссийском, центр производства нового для тех времён материала - цемента.

Вот и показывал мне город человек под ником volskcement, или просто Вадим. Такой экскурсии у меня не было уже очень давно... причём, несмотря на то, что мы в основном ездили на его машине, совершенно бесплатной. Открывать свой город гостям для Вадима что-то вроде хобби, так что если надумаете ехать туда - смело к нему обращайтесь.
Мой же рассказ о Вольске будет состоять из трёх частей: о купеческом Старом городе, о старых цементных заводах, но сначала - обо всём остальном: железная дорога, пейзажи, колорит, и конечно же Волга.


От Москвы до Вольска поезд идёт без малого 20 часов, и собственно он всего один - на Балаково, до которого от Вольска всего полчаса. Я же проснулся где-то за полчаса до Вольска, на станции Сенная на линии Саратов-Сызрань в одноименном посёлке (7 тыс. жителей):

2.


До Сызрани параллельную Волге дорогу продлили в 1942-43 годах как рокаду, а изначально сюда вела линия Аткарск-Вольск, построенная в 1895 году для вывоза цемента, и в 1972 году продолженная через ГЭС до Балакова. Короткий перегон от Сенной до Вольска очень живописен:

3.


Здесь почему-то не поля, а дикая степь, заставляющая вспомнить о Золотой Орде:

4.


Железная дорога в Вольске разветвляется на множество мелких веток, ведущих к цементным заводам, а транзитная станция здесь - Вольск-2 с миниатюрным вокзальчиком:

5.


Хотя вообще-то между Сенной и Вольском есть ещё один город, с железной дороги незаметный - Шиханы (6 тыс. жителей). Другое их название - Вольск-18: это ЗАТО, один из советских "секретных городов", и при том едва ли не самый мрачный - здесь разрабатывалось и испытывалось химическое оружие. С вольских холмов, на которых стоит вокзал, видны его чёрные цеха и трубы:

6.


Вольск-2 находится по сути за городом. Чуть ближе к центру - тупиковая станция Привольская:

7.


Вот только пассажирские поезда с неё теперь не ходят:

8.


Тем не менее, вокзал 1895 года с городским гербом ещё стоит:

9.


Да и не только вокзал - одна из двух водонапорок тут тоже времён постройки дороги:

10.


Вроде бы она типовая, но я не знаю, есть ли на других подобных водонапорках такие штуки - по словам Вадима, это был питьевой фонтанчик, на станции полезный и пассажирам, и работникам:

11.


Здесь же Вадим показал мне и, пожалуй, самый интересный артефакт Привольской - дореволюционный паровозный гидрант. В принципе гидранты 1930-50-х годов не редкость, я видел их на самых разных станциях, но дореволюционный вижу впервые. Как видите, сейчас близ него нет даже путей. На заднем плане вторая водонапорка:

12.


Станции Вольск-1 же теперь нет - изначально она располагалась прямо на Волге, в центре города, но сейчас, вроде бы, не сохранлися даже вокзал. Когда и почему она исчезла - точно не знаю, но вероятно - сразу после революции: если Привольская была в ведении МПС, то последний перегон - в ведении города. Остался лишь зарастающий путь (который скорее всего в советское время стал промышленной веткой) да мост над тошнотворно вонючей речкой:

13.


С вокзалом связан старый водопровод - ведь на горе нет источников воды, и её надо было закачивать туда снизу, от Волги или родников. Водопровод имел три "ступени", на каждой по насосной станции, подробный рассказ о которых есть в журнале Вадима. Меня же он свозил к одной из насосных станций - расположена она как-то очень мудрёно, близ кладбища ниже Старого города, но здание её тоже рубежа 19-20 веков:

14.


Будь я один, меня бы наверное послали, но Вадиму ничего не стоило договориться со смотрителем - вообще, смотрители жалуются, что "город их бросил": такой объект по идее должен охраняться милицией. Внутри насосной - запасной дизель середины ХХ века:

15.


Чуть ли не дореволюционный (по словам Вадима) манометр на фоне старых плакатов:

16.


И - святая святых - насос в подвале:

17.


Возможно, такие системы и артефакты сохранились и во многих других городах - но только в Вольске нашёлся человек, который сумел мне их показать. Закончив с транспортной частью, Вадим повёз меня на горы, нависающие над Вольском выше по Волге. Выженные холмы, навевающие ассоциации со Средней Азией, придают Вольску невероятный колорит:

18.


Их нижнюю часть облепляют старые предместья, "горные посёлки" по типу саратовских с улицами без асфальта (представьте, каково тут весной!). Особенность вольского частного сектора - у многих домов валяются лодки, будь то обычные "Прогрессы" или специфически волжские "гулянки", одну из которых я запечатлел на заглавном кадре.

19.


Заехать на вершину гряды мы не успели, но с площадки с крестом виды тоже великолепны:

20.


Слева - Волга, спокойная и величественная. Здесь, ниже ГЭС в Балакове, она почти в естественном русле, истинная ширина которого понятна только сверху - около 2 километров. На том берегу - устье Большого Иргиза, и пляж, куда вольчане ездят отдыхать:

21.


В Старом городе, как водится, видны в основном деревья. Когда-то тут было 16 храмов, но уцелело (вернее, воссоздано) всего два. Вот бывшая Торговая площадь в одном квартале от Волги, которую замыкает бывший Гостиный двор (1810), ныне гостиница "Цемент". С левой стороны - универмаг 1960-х годов на месте снесённого Ново-Предтеченского собора (1830-е годы). С правой - Старо-Предтеченский собор села Малыковка (1747, ещё в начале 19 века отдан под жилой дом!), земская управа, два купеческих дома и нынешняя администрация города. В левом нижнем углу - автовокзал:

22.


Вторая главная площадь - в полукилометре дальше от Волги (то есть правее относительно нас), у самого края старого города. Ныне это площадь Свободы, а ранее - Соборная. Троицкий собор (1793-1809) изначально был фактически домовым храмом Злобиных. Правда, здание не аутентично - разрушен в 1930-е, а воссоздан в 2006 году. Рядом пожарная часть (1901) и дома Мельникова и Брюханова (оба 1808):

23.


Третья площадь Равенства находится относительно нас чуть дальше площади Свободы - к ней ведёт улица между каланчой и многоэтажкой. Её главные здания - женская гимназия, более известная как "школьный дворец" (1901) и архиерейский дом с Благовещенской церковью (1907). Где-то в распадке на заднем плане скрывается уже знакомая насосная станция:

24.


Почти в геометрическом центре старой части города - Рождественская церковь, также 19 века, но в советское время обезглавленная, и восстанволенная в упрощённом виде. К ней мы подъехать так и не сподобились:

25.


Старый город по-русски...

26.


Ещё правее уже новые районы. Хорошо видно, что Вольск стоит в естественном амфитеатре, постепенно взбираясь по склонам со всех трёх сторон. Видна вторая каланча на площади Равенства:

27.


А ещё выше, где-то в километра от Троицкого собора, видно Вольское высшее военное училище тыла. Его история началась с 1823 году, когда в Вольск перевели Елизаветградский полк и его штаб. С тех пор здесь и размещается военное училище, сменившее десяток названий и специализаций - от военных кантонистов до авиамехаников, окончательно приняв нынешний облик в 1971 году. Оно огромно - занимает целый квартал, внутри которого здания всех этих эпох. Мы только проехали мимо, вблизи ничего не засняв - на ходу всё закрывают деревья, а остановиться и пройтись я почему-то не захотел:

28.


Выше по горе - мощные овраги, столь характерные для Русского Юга. Можно было подняться и на ту вершину, с которой прекрасно видны цементные заводы, но мы опять же не успели. 10 часов, что я тут провёл, на Вольск явно мало...

29.


Теперь спустимся к Волге и посмотрим в обратную сторону, то есть выше по течению. Слева - гора Маяк, как можно понять из названия, в прошлом увенчанная сигнальным огнём, а ныне - ретранслятором. Из-за горы пылят трубы "Большевика" - крупнейшего из четырёх бывших изначлаьно, или двух уцелевших цементных заводов:

30.


Просто волжская зарисовка без смысловой нагрузки - лодка, корыто и устье Иргиза:

31.


Место, с которого снят кадр выше, тоже непростое: некогда здесь проходила длинная улица, фактически верхняя набережная, соединявшая цементные заводы ниже по течению с центром. Но лет 15 назад она была почти полностью уничтожена оползнем. Точнее, склон полз несколько месяцев, дома разрушались необратимо, но постепенно, и потому их просто расселили. Другим оползнем ещё в 1980-е был повреждён цементный завод "Комсомолец" - да так, что его остановили и восстанавливать не стали. В центр же из тех районов теперь проехать можно только в объезд:

32.


Пока едем в центр, расскажу и об особенностях местной архитектура, которая в Старом Вольске исключительно колоритна. Вадим обратил моё внимание на три детали. Первое - ворота с деревянными "колоколами":

33.


Второе - вот такие вот вогнутые трубы с металлическими украшениями:

34.


И третье - неожидання любовь вольских купцов к вазонам:

35.


Само собой, всё перечисленное встречается не только в Вольске - но тут эти детали попадаются на каждом шагу, и от того воспринимаются лицом Вольска едва ли не прежде, чем отдельные шедевры.

36.


Большую часть Старого города я всё-таки оставлю на следующий пост, но сейчас осмотрим набережную. Её открывает мельницка купца Меркульева (1909-10), "петербургская" труба которой хорошо видна с окрестных холмов. В этом же кадре - старый пивзавод и опять же "Большевик" за холмами:

37.


Огромные паровые мельницы - в Поволжье непременный атрибут городов и многих сёл, только где-то на их месте выросли элеваторы и мелькомбинаты. Российская империя производила до 2/3 мирового зерна, и этот уже на моих глазах ушедший в прошлое Культ Хлеба возник совсем не случайно.

38.


Напротив мельницы - дом её владельца:

39.


А ниже мельницы - короткая, и от того людная набережная:

40.


На которой - памятник красной Вольской флотилии. Именно "вольской", а не "волжской" - разрозненные флотилии из вооружённых чем придётся гражданских судов на Волге стали возникать в 1918 году в разных городах, но именно вольская, по словам Вадима, была первой - образовалась 14 апреля, то есть буквально через пару недель после того, как сошёл лёд. Лишь к концу навигации они объединились в единую Волжскую флотилию с штабом в Нижнем Новгороде:

41.


Напоследок полюбуемся Волгой, по которой ветер гонит волну. Слева - лежбище гулянок. По словам Вадима, эти лодки тихоходные, но вместительные, на каждой помещается до 10 человек:

42.


С другой стороны - всякие более интернациональные плавсредства:

43.


И даже три учебных катера Училища тыла:

44.


На Волге постоянная движуха - несмотря на упадок крупного судоходства, малое более чем интенсивно. Меня озадачило явно самодельное "корыто", а Вадим обратил внимание, что оно лишено номера и скорее всего не соответствует требованиям техники безопасности. А вы как хотели? На реках есть свой аналог ГИБДД и свои правила:

45.


Большие суда по Волге тоже курсируют исправно. Хотя, конечно, раньше их было больше раз в 10 - по словам Вадима, некогда они шли почти непрерывной цепочкой, грузовые и пассажирские. Из пассажирских тут остались лишь круизники, а вот грузовые ещё ходят - думаю, активнее, чем на любой другой российской реке:

46.


Ещё в Вольске есть автовокзал, здание которого больше похоже на сельский ДК. Впрочем, сейчас это в основном терминал городских маршрутов в отдалённые предместья, а межгородом заведует в первую очередь уже знакомая нам фирма "Ной", касса которой в отдельном домике:

47.


А посмотрев с той же точки правее, увидишь вот что:

48.


О Старом городе - в следующей части.

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ-2012
Вступление.
Старообрядческий край
Иргизы и Черемшаны.
"Дом со львом" в Поповке.
Хвалынск. Город над вечным покоем.
Балаково.
Вольск. Разное.
Вольск. Старый город.
Вольск. Цементные заводы.
Немецкое Поволжье
Зоркино. Цюрих-на-Волге.
Маркс. Баронск, Екатериненштадт, Марксштадт.
Энгельс (Покровск). Столица АССР Немцев Поволжья.
2008. Сарепта в Волгограде.
.

железнодорожное, дорожное, Поволжье, "Молох", транспорт, "Раскол", суда и корабли, Вольск, этнография, деревянное, Саратовская область, русские (этнография)

Previous post Next post
Up