Владимир Волынский

Dec 04, 2011 18:46



На Волыни есть свой Владимир - город средних размеров (38 тыс. жителей) в 80 километрах западнее Луцка и в 15 километрах восточнее польской границы. Более того, некогда именно он был Владимиром "по умолчанию", в то время как тёзку в Средней России именовали Владимир-на-Клязьме. Он и известен с 988 года в связи с тем, что его покорил князь Владимир - и есть версия, что до этого название города произносилось как Ладомир (отсюда Лодомерия - латинское название Волыни). В общем, этот заурядный с виду райцентр обладает великой историей, и даже Магдебургское право получил первым из восточно-славянских городов - в 1324 году, как раз тогда, когда новой столицей Волыни стал Луцк.

В древнем Владимире было 8 каменных церквей. Сохранилось две, то есть ровно половина древнерусского зодчества в Западной Украины. Только вынужден предупредить: во Владимире невезение с погодой достигло апогея, поэтому все фотографии из разряда "это просто неуважение к читателям!".

Вот так выглядит автовокзал во Владимире-Волынском, а точнее его перрон - маршрутки стоят у подножья древнего вала, за деревьями виднеются Успенский собор правее границы кадра и Васильевская церковь левее:



Маршруты некоторых автобусов интересны - ведь как уже говорилось, до границы 12 километров, до Грубешева - что-то около 30. В то же время, в тотально украиноязычной Волыни Владимир показался мне анклавом русского языка, которым здесь почти все встречные владели, да и на улицах русскую речь услышать нетрудно. С чем это связано - не знаю, но обилие людей в военной форме наводит на мысль о наследстве советских гарнизонов.



На стене соседнего дома - инсталляция, повествующая о городах, бывших некогда в подчинении у Владимира: по сути вся Западная Украина до Карпат и юго-восток Польши. Когда и кем был основан Ладомир, теперь уже неизвестно, но сама эта местность была населена славянами примерно столько, сколько вообще существуют славяне. В 988 году князь Владимир взял уже вполне крупный и старый город, где в 992 году разместил епископскую кафедру. "Золотой век" Владимира пришёлся на 1146-1240 года, от выделения из Киевской Руси до Монгольского нашествия. Здесь была своя архитектурная школа, Галицко-Волынская летопись, а венгерский король Андрей II в 1231 году просто не рискнул штурмовать город. Но после Батыева разорения начинается постепенный упадок, который не удержало даже первое на Руси Магдебургское право (1324). К концу 17 века Владимир окончательно стал заурядный городком.



Прибыв сюда уже в сумерках из Червонограда (о котором я ещё не рассказывал), я не чувствовал ничего, кроме холода и голода, и первым дело бросился в гостиницу, стоящую на главной площади в паре сотен метров от автовокзала. Гостиница "Волынь" оказалась довольно неплохой (одноместный номер за 200 гривен), если не считать чрезмерной слышимости и слабого напора воды - а последнее мне было как раз нужнее всего...
С пятого этажа открывался вот такой вид. На переднем плане - крытый рынок, который легко принять за обезображенный костёл. Но судя по всему, его изначально таким построили, и видимо это случилось в межвоенную эпоху, когда в Польше было популярно необарокко:



Вдалеке - сам Успенский собор, или Мстиславов храм (1154-60), древнейший и крупнейший из домонгольских памятников Западной Руси. Дворец с "кампанилой" рядом принадлежал епископам, и построен был аж в конце 15 века.



Из другого окна с куда более мутным стеклом хорошо видна главная площадь, своим внешним видом один в один напоминающая главные площади в белорусских райцентрах: пара костёлов и раскрашенные хрущобы. Извините за качество - выкладываю этот кадр только чтобы было понятно взаимное расположение двух храмов.



Поближе - костёл Иокима и Анны (1754) бывшего монастыря капуцинов. На заднем плане - рискну предположить, дом ксендза, ныне занятый историческим музеем:



Костёл Послания апостолов (1718-55) изначально принадлежал иезуитам, о чём говорит его солидный размер и серьёзный архитектор - Павел Гижицкий, который строил, например, Троицкий собор в Луцке или Иезуитский коллегиум в Кременце. Здесь у стройки был гораздо меньший бюджет, но зато Гижицкий применил нестандартное решение и сделал костёлу вогнутый фасад:



Хотя в целом иезуитский коллегиум во Владимире вполне серьёзный, совсем не для заштатного городка. Ведь едва ли не главной задачей иезуитов в Западной Руси было мирное искоренение православия.



В радиусе квартала от площади ещё два храма: Никольская церковь (перестроена в 1800 году из униатской часовни 1780 года):



И простенькая лютеранская кирха Святого Иосафата (1908). В отличие от России, для Западной Украины кирхи очень нетипичны, и то, что на Волыни они строились даже в уездных городах (к коим тогда относился и Луцк, где кирха куда крупнее и роскошнее) говорит о наличии здесь большой немецкой общины. Ныне кирха принадлежит униатам:



А вот городская среда во Владимире сохранилась на редкость плохо, я бы даже сказал - просто не сохранилась. Видно, что город был сильно разрушен и в Первую (в 1915-18 годах был занят австрийцами), и во Вторую Мировые войны. Вот скажем квартал-осколок близ главной площади (слева краешек гостиницы):



Отдельные здания вокруг, также в основном польские:





А вот обычная аптечная витрина:



Кое-где попадаются вот такие стелы, отмечающие трое ворот древнего города - были ещё Киевский и Гридишные. По расположению этих стел далеко за пределами центра видно, что в 12 веке Владимир был крупнее, чем в 19 - по некоторым данным, его могло населять до 20 тысяч человек.



Возвращаеся к автовокзалу, вдоль которого ведёт улица, кажется, Даниила Галицкого, в перспективе которой хорошо видно старое здание - пожалуй, самое крупное из уцелевших от уездного Владимира.



В паре сотен метров от автостанции налево уходит улица Соборная, которую отмечают вот такие "ворота". Справа - кельи и звонница Доминиканского монстыря (1789), слева - Владимирская часовня начала ХХ века:



Соборная улица ведёт прямиком к собору - и стоит сказать, это самый короткий путь от автовокзала, через городище туда не пройти. Вдоль улицы довольно необычные функционалистические дома - этот (занятый милицией) мне напомнил межвоенную румынскую архитектуру в Черновцах:



А этот - и вовсе больше тянет на советский конструктивизм:



А перед нами - Успенский собор за оградой конца 17 века:



И первое, что в нём действительно впечатлет - размер. Это действительно Собор, габаритами вполне достойный другого Успенского собора в другом Владимире. Ещё интереснее, что это был даже не главный храм города: Мстислав Изяславович, второй князь Волынский, построил его в 1154-60 годах в Окольном городе, то есть за пределами детинца, и основное его назначение - усыпальница. Его не зря называют просто Мстиславов храм - это действительно было выражение княжьего величия.



В 1596 году собором завладели греко-католики - типичная история для храмов Западной Руси, и именно с униатами связано почти полное исчезновение древнерусских храмов в этих землях. Нет-нет, целенаправленно их никто не ломал, просто они не удовлетворяли канонам, перестраивались в базилики, а пожар или обрушение рассматривались как хороший повод построить что-то более удобное "с нуля". Так исчезли десятки древних церквей, Успенский собор спас, видимо, его огромный размер: впервые он сгорел в 1683, был отстроен в барочном облике лишь спустя 70 лет. Но в 1772 году отсюда ушли и греко-католики, собор пришёл в запустение, и к концу 19 века выглядел примерно так:



С руинами униатских базилик было лень возиться уже российским властям, ценность древнерусских храмов тогда ещё мало кем осознавалась, да и попробуй их опознай! В общем, к началу 20 века к западу от Киева оставалось всего 4 древнерусских церквей - в Овруче, Галиче и две здесь. Наконец, в 1887 году, к 900-летию Крещения Руси, образовалось православное братство Святого Владимира, одной из целей которого была реставрация собора, на что денег подбросил императорский двор. В 1896-1900 годах собор восстановили - но как считает современная наука, не слишком достоверно и даже без оригинальных щусевских приёмов, как в Овруче. Из деталей того времени больше всего понравились фризы куполов:



Убранство собора в общем вполне в духе 19 века, но особенно обратите внимание на вот эти ниши в стенах - там покоятся князья, 6 правителей Волынского княжества эпохи расцвета: Изяслав Мстиславович, его сыновья Святополк, Владимир и Мстислав (строитель собора), Роман Мстиславович (объединитель Галицко-Волынского княжества, отец Даниила Галицкого) и Василько Романович. Один из крупнейших княжьих некрополей Древней Руси, достойный Киева и Новгорода.



Епископский дворец с кампанилой впечатляет ещё сильнее. Построенный в 1492 году, он наглядно демонстрирует статус и могущества Волынской епископии - утратив военную и торговую мощь, Владимир остался религиозным центром Волыни. Правда, внешний облик дворца, включая кампанилу - результат той же самой реставрации имени Святого Владимира, и какова была мотивация зодчих - не совсем понятно.



А в целом - одно из самых больших и роскошных зданий 15 века, что я только видел на восточно-славянских землях. Разве что Грановитая палата в Москве да Владычная палата в Новгороде, но у них не было башен.



Есть на соборном дворе и другие постройки:



И вот такой вот странный памятник древнерусским князьям. В первом ряду - крестители Руси Владимир и Ольга, во втором - Даниил Галицкий и Роман Мстиславович, а последний - видимо, сам Мстислав:



В стороне - ещё один, седьмой князь, судя по всему в глубокой печали. Кто это и от чего кручинится - я так и не понял, подписи на постаменте не нашёл:



Если в 15 веке владимирская епархия ппостроила себе огромный дворец, в конце 19 века - лишь деревянный домик с резьбой. Новомученик Фаддей (Успенский) в 1908-21 годах был епископом на Волыни, после революции переместился в Житомир, где началась его долгая цепочка арестов, ссылок, восстановлений в должности на самых разных кафедрах, в 1937 году кончившаяся расстрелом. По преданию, последние десять дней он сидел в камере с уголовниками, от издевательств которых его защитила сама Богородица.



За собором - обширный парк в пойме Луги:



А за парком - вторая древнерусская церковь Святого Василия (как и в Овруче), один из самых странных и загадочных древнерусских храмов:



Впервые она упоминаетя под 1523 годом, а церковь на этом месте существует с 1194. Когда точно она была построена, никто теперь уже не скажет, я видел датировки от начала 13 до конца 14 века, а скорее всего истина посредине. Как бы то ни было, в Галицко-Волынском княжестве были распространены храмы-ротонды, строившиеся и до, и после монгольского нашествия. Вот так Васильевская церковь выглядела в конце 19 века - в 1844 году на неё нахлобучили луковичный купол и пристроили вход:



В 1900-1901 годах она была перестроена ещё сильнее, и ныне признать в ней памятник Древней Руси не так-то просто:



Это и не ротонда, а квадрифолий - то есть "четырёхлистник", специфическая композиция храмов, встречавшаяся только в Галицко-Волынской земле. Да не просто квадрифолий, а вытянутый с запада на восток. Когда вокруг церкви построили стену, точно не знааю - но вполне возможно, она была расчитана на оборону. Говорят, там интересное убранство - но мне не повезло, был закрыт не только храм, но и двор.



На полпути между Успенским собором и Васильевской церковью - собственно детинец, представляющий собой кольцо необычно высоких валов:



Даже сложно поверить, что их насыпали люди - сразу становится ясно, почему венгерский король предпочёл отсюда уйти по-хорошему. Детинец довольно компактный (210х120м), внутри валов пусто, какой-то фундамент (вряд ли древнерусский), и вообще туда вход воспрещён. По прямой за валами - автовокзал, и я решил попробовать обойти вал, сняв вид на собор, и спуститься у автовокзала:



Соборный комплекс лучше всего смотрится действительно отсюда - храм, стена, дворец. По сути, во Владимире-Волынском был полноценный кремль из двух сегментов - Детинца и Соборного дворища, разделённых оврагом.



Но вот дальше дела пошли неважно: гребень вала совсем зарос, ступать по узким и скользким тропкам у края, хватаясь за ветки, мне быстро надоело, и я решил спуститься вовнутрь, тем более уже и ворота виднелись. Увы, внутренний склон оказался тоже довольно крутым, я поддержал славную традицию - приезжая в Западную Украину, хоть раз поскользнуться и скатиться с вала (год назад такое уже было в Хотине и Сутковцах). Удивительно, но я даже сумел оттереться и отмыться, при этом безнадёжно запачкав шапку. Ворота детинца ведут в какие-то закоулки, и выбравшись, я пошёл на автовокзал, чтобы съездить в Зимно.



О Зимнем и будет следующая часть, последняя о собственно Волыни.

ВОЛЫНЬ-2011
Время Волыни. Обзор поездки.
Украинское Полесье (Житомирская область)
Коростень. Где Ольга отомстила древлянам.
Овруч. В глубине украинского Полесья.
Житомир. Губернский город.
Житомир. Подол и каньон.
Бердичев. Город из еврейских анекдотов.
Пролог. Волынь. История, архитектура и колорит.
Ровенщина, или Острожская ординация
Ровно.
Острог. Замок и окрестности.
Острог. Межирич и Академия.
Дубно. Замок.
Дубно. Старый город.
Южная Волынь (Тернопольская область).
Кременец.
Почаевская Лавра.
Волынская область.
Берестечко.
Луцкий замок.
Луцк. Старый город.
Луцк. Новый город.
Владимир-Волынский.
Зимно. Монастырь и городище.
Лодомерия.
История и география.
Червоноград.
Белз.
Сокаль.
Немного Галиции.

замки-крепости, древнерусское, Владимир-Волынский, дорожное, Волынь, ВКЛ, "Другая сторона", Западная Украина, Волынская область

Previous post Next post
Up