Волынь. Украина литовская.

Nov 25, 2011 18:08



Волынь, к которой относятся Волынская, юг Ровенской, север Тернопольской и Хмельницкой областей - пожалуй, самая недооцененная из 5 исторических областей Червонной Руси, то есть Западной Украины. В общем-то и я не ожидал от неё ничего особенного - и может быть поэтому, даже несмотря на отвратительную погоду, Волынь впечатлила меня едва ли не сильнее Галиции и Подолии. Здесь немало своих красот и древностей, но главное - Волынь совершенно другая. Как и другие области Западной Украины, она выделилась из Червонной Руси, ядром которой была изначально, но только в Средние века судьба связала её не с Польшей, как соседей, а с Литвой. Волынь - этакий гибрид Белоруссии с Украиной, и её облик, в том числе архитектурный, абсолютно неповторим.

В этом посте я  расскажу волынскую историю, но в первую очередь сосредоточусь на колорите и особенностях архитектуры. Только предупреждаю сразу о двух вещах: первое - я перелопатил довольно большой объём информации о новом для меня регионе, мог что-то где-то не понять или понять превратно, поэтому если Вас что-то возмущает до глубины души - не спешите ругаться: может, это не имперские абмиции, а просто ошибка? А второе - здесь многабукафф, которые можно ниасилить.

Думаю, не последняя причина того, почему Волынь остаётся в тени своих южных соседей - довольно унылая природа. Здешние пейзажи не запоминаются практически ничем - поля, лесополосы, небольшие участки леса, узенькие речки и вполне привычная для Западенщина перенаселенность, так что даже в чистом поле ощущаешь чуть заметный запах жилья. Единственная, пожалуй, яркая деталь - омела, которой здесь просто неописуемое количество.



Но при всём том эта земля между непроходимыми лесами Полесья и карпатскими предгорьями - одно из древнейших ядер славянского мира. Ещё полторы тысячи лет назад здесь жили дулебы на стыке возникших позднее восточных и западных славян. Центром Дулебии было Зимно, разрушенное в 560-е годы кочевниками-аварами - но сохранилось мощное городище:



Откуда взялось красивое и непонятное название Волынь, учёные спорят по сей день, но ни до чего конкретного пока не договорились - как бы то ни было, к 10 веку основное население этих мест уже называлось волынянами, а их столицей был довольно крупный город Ладомир в 7 километрах от Зимновского городища, в 988 году покоренный князем Владимиром и получивший его имя. Тем не менее, в европейских текстах Волынь вплоть до ХХ века была известна как Лодомерия. В 11-13 веках история Волыни оказалась неразрывно связана с историей её ближайшего соседа - Галиции: обе они были ареной русско-польских войн за Червенские города (к коим относились из ныне существующих Броды и Луцк), обе консолидировались в Галицко-Волынское княжество, ставшее одним из трёх (наряду с Владимиро-Суздальским княжеством и Новгородской республикой) центров гибнущей Древней Руси. Подробнее я уже рассказывал эту историю здесь, повторять не буду.



Наследие Галицко-Волынского княжество - это в первую очередь два храма во Владимире-Волынском: Успенский собор князя Мстислава (1190-е) - самый западный уцелевший памятник Древней Руси:



Там же - Васильевская церковь рубежа 13-14 веков, едва ли единственный уцелевший пример древнерусского храма-ротонды - таких в Галицко-Волынских землях в те времена было немало. Правда, в начале ХХ века к церкви пристроили совершенно невтемные звонницу и главку с кокошниками:



Ещё для визуального осмотра доступны руины княжеской церкви Иоанна Богослова в Луцке (1175-80) - где-то 95% домонгольского зодчества Западной Руси выглядит ныне примерно так. Никто не уничтожал эти церкви специально - просто постепенно их передавали униатам и католикам, перестраивали со сносом и без, они горели, ветшали, разбирались на камень для строительства новых храмов... и постепенно перевелись. Если в России сохранилось около половины древнерусских церквей, в Белоруссии и Украине - даже не 1 из 10.



Ещё два памятника княжеской Волыни сохранились в Белоруссии - ведь её северным форпостом было Берестье, или по-нашему говоря Брест. Раскопки Берестья сохранились прямо на территории Брестской крепости:



(июль-2008)

А в городке Каменец (не Подольский!) уцелела Белая Вежа (1271-88), давшая название знаменитому лесу - очень характерная для галицко-волынского зодчества крепостная башня, сверхмощный каменный донжон в деревянном кремле.



(июль-2008)

Ещё одна подобная башня, возможно даже домонгольская, сохранилась в Польше - у села Столп. Ведь западные окраины и Волыни, и Галичины остались польскими: галицкий Перемышль (Пшемысль) и волынский Холм (Хелм).



(из Википедии)

В общем, по этим памятникам видно, что Волынь была едва ли не самой развитой частью Западной Руси. Но к концу 13 века, как известно, Галицко-Волынское княжество не выдержало бесконечной борьбы с гораздо более могущественными соседями. Если в 1260-е годы Даниил Галицкий бил Миндаугаса и присоединил земли до самого Новогрудка, к началу 14 века ГВЛ уже ничего не могло противопоставить ВКЛ. Тут-то пути Галиции и Волыни разошлись: первая досталась Польше, а вторая в 1320 году - Литве. И хотя Владимир-Волынский первым из русских городов получил в 1324 году Магдебургское право, центром литовской Волыни стал Луцк, где князь Любарт Гедеминович выстроил замок, почти без изменений сохранившийся до наших дней:



Более того, Любарт вёл войну уже с Казимиром III, и в отдельные годы был князем всего Галицко-Волынского княжества, но к 15 веку две части Червонной Руси оказались разведены между Польшей и Литвой окончательно. И именно литовский период до Люблинской унии мне кажется самым интересным в истории Волыни. Чрезвычайно удалённая от столицы (в отличие от Гродно или Витебска), не растерявшая силы и самостоятельность (в отличие от Киева и Чернигова), прикрытая от татарских набегов Подолией, Волынь из всех областей Западной Руси осталась наиболее "русской" (не "российской", подчёркиваю!). Самый яркий пласт тех времен - три храма, два из которых построены с подачи князей Острожских (о них позже), такой оксюморон как пятиглавые готические церкви.

Острог (тут, правда, собор в 1880-е годы подвергся реконструкции со сносом, подрастеряв готические черты):



Острожсое предместье Межирич:



И уже упомянутое Зимно:



То есть, Волынь стала едва ли не единственным местом в Западной Руси, где православная архитектура развивалась параллельно с московской. До Московии готика так и не дошла, а во всех остальных областях ВКЛ и Польши пятиглавый собор с шлемовидным главками по углам просто вымер.

Другая литовская примета - Столб Мурованный в Берестечке. Он был построен уже при поляках в 1601 году как надгробие Фридриха Пронского, который исповедовал социнианство. ВКЛ, в котором вплоть до 15 века мирно уживались православие, католицизм и язычество, да ещё и мусульманские и иудейские общины, было едва ли не самой толерантной страной средневековой Европы, и в 16 веке литовская шляхта активно пробовала на себе всякие формы новомодного протестантства - лютеранство, кальвинизм и довольно экзотическое социнианство, которое здесь почему-то называли арианством. Про него я уже писал в контексте Белоруссии, но там не сохранилось никакого арианского зодчества:



Вообще, режим Речи Посполитой часто называют "шляхетская демократия", так как чрезвычайно многочисленное дворянство (шляхта) обладало огромными правами, король был выборный, каждый шляхтич формально мог повлиять на жизнь в своём государстве, и на практике это вылилось в олигархию, граничущую с феодальной раздробленностью. Литовская шляхта была ещё самовольнее польской, а Волыни в этом смысле особенно повезло - здесь главными были Острожские, не в меру средневековый замок которых по сей день стоит в городке Острог:



Острожские были потомками "старшей ветви" Рюриковичей, и их деяния прослеживаются с 14 века: так, в 1341 году Даниил Острожский одержал крупную победу над Казимиром III, а Константин Острожский в 1515 году над московским войском. Последнее обстоятельство не мешало Острожским быть едва ли не главными покровителями православия в ВКЛ и, позднее, Речи Посполитой, в чём особенно отличался Константин-Василий Острожский во второй половине 16 века. Помимо строительства храмов, Острожские как никто другой развивали православное просвещение, в 1576 году основав в Остроге академию - первый вуз восточно-славянского мира:



А основанная в 1577 году Острожская типография стала крупнейшим центром православного книгопечатания, где небезызвестный Иван Фёдоров в 1581 году издал "Острожскую Библию" беспрецедентным тиражом в 1500 экземпляров. Это было гораздо важнее, чем может показаться на первый взгляд: без книгопечатания православное образование не могло конкурировать с католическим, а две конфессии в ВКЛ вели пусть и мирное, но непримиримое соперничество.



Другим наследием православной Волыни стала местная иконопись, достигшая расцвета уже в 17 веке. Характерной обработкой золотистого фона волынская икона напоминает галицкую, но во-первых считается, что волынские мастера в принципе достигли больших высот, а во-вторых очень характерная черта волынских икон - чрезвычайная добродушность и благостность:





Впрочем, не везде:



Закат Волыни начался в 1569 году, с подписанием Люблинской унии, которая для Великого княжества Литовского напоминала неравный брак. Достаточно сказать, что в составе новой конфедерации Волынь, Восточная Подолия и Малороссия передавались Польше. В начале 17 века есественным путём пресекся и род Острожских, а их вотчинами завледали Любомирские - например, замок в Дубно, под которым воевал Тарас Бульба:



Польша, в отличие от Литовской Руси, не отличалась такой толерантностью. Конечно, это была не Испания, и уничтожать неверных поляки не планировали, но начали постепенное окатоличивание Западной Руси. На территории Волыни, в Бресте, была подписана церковная уния, положившая начало греко-католичеству, суть которого очень грубо можно объяснить как православную обрядовость в составе единой католической церкви. В 17 веке главным центром сопротивления униатству стал Почаевский монастырь, которым греко-католики всё же овладели к 1712 году и построили там едва ли не самый грандиозный в Западной Руси собор в характерном для ВКЛ стиле "виленского барокко". Эта история стала для российских властей поводом в 1831 году придать монастырю статус православной Лавры:



В целом же история Волыни 16-18 веков не так уж сильно отличалась от истории других областей Западной Руси. Войны с турками и восставшими казаками, чудачества богатых шляхтичей, формирование еврейских общин с синагогами-фортами, распространение хасидизма...



(Синагога "Малый Замок" в Луцке)

И жизнь украинских крестьян, которые вообще-то составляли в этой земле численное большинство. Их наследие - деревянные церкви... впрочем, волынское деревянное зодчество по сравнению с галицикм очень бедно.



(где-то по дороге из Почаева в Радивилов, возможно Покровская церковь в Старом Почаеве, 1648)

Церковь в Берестечке, где по легенде молился Богдан Хмельницкий - то есть она старше середины 17 века:



Церковь в Ровно (1756) - в целом, волынский тип деревянного храма кажется мне этакими связующим звеном между деревянным зодчеством Малороссии и Галиции:



В составе России Волынь (кроме Холмщины, входившей в Царство Польское) оказалась целиком по Второму разделу Речи Посполитой (1793), и сразу же получила статус губернии, центром которой с 1804 года был Житомир. В 1830 году на территории Российской империи (без Царства Польского) было ликвидировано униатство - причём официально греко-католики имели права выбора, куда перейти - в православие или католичество. На Волыни и в Беларуси это прошло относительно мирно, в отличие от Холмщины, где в 1866 году аналогичного выбора униатам уже не предоставляли, а церкви порой отнимали силой оружия.



Русская деревянная церковь в Кременце

При этом, как ни странно, Волынь сохранила роль образовательного центра Западной Руси: так в 1805 году основан Кременецкий лицей, по статус равный университету, в 1833 году переведенный в Киев и ставший университетом.



В целом же Волынь 19 века, как и Подолия, оставалась незаметным регионом на окраине империи, страной еврейских местечек, русских гарнизонов, польских помещиков и украинских крестьян. Вдобавок, Волынская губерния включала почти всё Полесье - едва ли не самый глухой угол империи к западу от Москвы. Уездные города Волыни не сильно отличаются от уездных городов, к примеру, Поволжья:



Между двумя Мировыми войнами Волынь вновь успела побывать в составе Польши, где также оставалась в общем периферией. Рядом была беспокойная Галичина с украинскими подпольем и возрождающимся униатством, от которой Волынь оградили так называемым "сокальским кордоном" - между двумя воеводствами была охраняемая граница, за пределами Галиции не допускалось открытие греко-католических приходов.
Вид у межвоенных кварталов Волыни очень провинциален, а построек польской эпохи немного (не считая Луцка):



Тем не менее, польский период оставил в здешних пейзажах пару любопытных деталей. Первое - шестигранная "плитка Шаховского" с характерной фактурой, которой по сей день вымощено немало мест в Ровно, Дубно, Луцке и не только:



А второе - вот такие почтовые ящики, которых я в эту поездку видел сотни... впрочем, в их польском происхожлении я как раз не уверен, так как видел подобные и восточнее старой границы - но на два порядка реже:



Дальше - кошмары Второй Мировой, как и в Галиции начавшейся здесь в 1939 году с вторжения Красной Армии, а продолжившейся в 1941 году вторжением вермахта, который в этих краях нанёс СССР несколько тяжелейших поражений (например, в грандиозной танковой битве под Дубно). Относительное спокойную Волынь нацисты сделали центром Рейхскомиссариата Украина - единственного реально существовавшего из нескольких планируемых рейхскомиссариатов (колоний), которые планировалось организовать на захваченных советских землях (правда, около половины этой "Украины", простиравшейся до Волги и Оки, немцы занять не успели). Столицей Украины Третьего Рейха стал Ровно, резиденция гауляйтера Эрика Коха находилась в бывшем поместье Любомирских:



При этом на Волыни особенно интенсивно действовали боевые отряды ОУН-УПА, воевавшие и с красными, и с фашистами, но активнее всего - с поляками. На стыке Ровенской и Тернопольской областей были целые районы, над которыми бандеровцы удерживали контроль вплоть до прихода Красной Армии, но именно в этих краях развернулась "волынская резня" 1943 года - массовое уничтожение польского населения украинским повстанцами. Подробно рассказывать об этом не буду, читайте по ссылке - скажу лишь, что только мирных поляков было убито по разным оценкам от 30 до 80 тысяч. Поляки, конечно, и сами не оставались в долгу, расправляясь не только с бандеровцами, но и с мирными украинцами, но соотношеие потерь было очень неравным, а итогом тех событий стала деполонизация Волыни.



И теперь уже сложно сказать, почему, но и агрессивный нациоанлизм на Волыни перевёлся. Если судить по памятникам и их состоянию, 1944 год здесь - год освобождения, а не новой оккупации. Памятников ОУН-УПА я здесь вообще не припоминаю (наверное, они есть - но раз в сто меньше, чем в Галичине), зато культ Победы вполне достоин Белоруссии - в каждом городе по несколько военных памятников, как правило ухоженных, а зачастую (как на кадре выше) и поставленных уже в эпоху Независимости.



Да и не только войны это касается: я не ожидал, что Волынь произведёт на меня настолько "дружественное" впечатление. В этом она похожа на Буковину - с одной стороны, это регион с чистым украинским самосознанием, местным жителям даже судя по разговорам патриотизма не занимать, судя по результатам выборов и орентация у Волыни сугубо европейская, но... Будучи патриотами Украины, волыняне не воспринимают Россию как врага. Вот эта картинка из музея в Берестечко (где как известно Богдан Хмельницкий потерпел тяжелейшее поражение в 1651 году) очень показательна:



Кроме того, Волынь показалась мне наименее русскоязычным регионом Украины. Это странно, но в греко-католической, дистанцирующейся от России всеми доступными средствами Галичине я слышал русскую речь намного чаще, даже в малых городах и сёлах. Если в Галичине 9/10 встреченных мной людей могли в разговоре перейти на русский, то на Волыни наоборот - дай Бог если один из десяти. По-русски плохо говорили и понимали даже администраторы гостиницы в Дубно и музейные работники в Луцке. Обращает на себя внимание и почти полное отсутствие греко-католиков, и абсолютная невозможность отличить "на глаз", какому патриархату принадлежит православный храм. Вместо характерных для австрийской Украины (Галиция, Буковина) капличек вдоль волынских дорог стоят хорошо знакомые россиянам придорожные кресты, которые здесь очень богато наряжают.





А ещё заметно очень сильное влияние протестантов - говорят, в некоторых районах баптисты составляют уже большинство верующих. В баптистской церкви в Луцке действительно было не протолкнуться. Небольшие новодельные церквушки с "кирочными" шпилями встречаются повсеместно - видимо, это дальнее эхо Литовской Руси, чаще они мне попадались только в изначально мульткультурной Одесской области:



Городская Волынь больше всего похожа на Беларусь - только без белорусского благоустройства. Но в остальном те же миниатюрные домики пастельных тонов и островерхими крышами, пятиэтажки с характерной раскраской, неоготика из жёлтого кирпича:



Нормальная же волынская деревня выглядит так - победнее галицкой, подобротнее среднеукраинской:



Наконец заснял селянку в традиционной одежде - на самом деле это не волынская особенность, я видел таких в Подолии, и в Галиции:



И ещё одна сущность, без которой сложно считать представление о Волыни полным. Это курица:



Меня ещё в прошлые приезды Западная Украина поразила именно обилием кур, спокойно гуляющих по руинам замков. Но как оказалось, в Львовской, Тернопольской, Хмельницкой областях этих существ не так уж много по сравнению с областями Волыни. Курятники стоят даже во дворах в самом центре Луцка, а в малых городах типа Дубно куры вполне могут что-то клевать даже не во двориках, а в переулках, увёртываясь от машин!



Пастись в городских парках (Острог), а то и на кладбищах:



Даже по меркам Украины Волынь просто ужасает своей нищетой. Я не знаю, беднее ли она той же Галиции реально, но всё-таки за 200 лет мы заразили волынян той привычкой, которую я и в своих-то соотечественниках терпеть не могу - склонностью выставлять свою нищету напоказ. Волыняне наловчились делать это даже без покосившихся халуп и кривых заборов.
А на улицах сёл и даже мелких городков повозки порой обгоняют друг друга:



И существуют практически на равных с автомобилями:



И всё же старая русско-автрийская, или даже польско-литовская граница оказалась важнее для этих различий, чем советско-польская: с Винничиной или Черниговщиной Волынь имеет пусть и не так много общего - но всё же гораздо больше, чем с Галичиной или Буковиной.  Да и просто это самая древняя и потому самая усталая от исторических бурь часть Украины, где сильнее всего впечатляет именно это чувство забвения и выпадения из времён.



В следующей части осмотрим Ровно - фактически, нынешнюю столицу Волыни, и уж точно самый богатый её город.

ВОЛЫНЬ-2011
Время Волыни. Обзор поездки.
Украинское Полесье (Житомирская область)
Коростень. Где Ольга отомстила древлянам.
Овруч. В глубине украинского Полесья.
Житомир. Губернский город.
Житомир. Подол и каньон.
Бердичев. Город из еврейских анекдотов.
Пролог. Волынь. История, архитектура и колорит.
Ровенщина и Острожские
Ровно. Столица Волыни.
Острог. Замок и окрестности.
Острог. Межирич и Академия.
Дубно. Старый город.
Дубно. Замок и окрестности.
Южная Волынь
Кременец.
Почаев. Колорит.
Почаев. Архитектура.
Волынская область.
Берестечко и его поле битвы.
Луцк. Замок.
Луцк. Старый город.
Луцк. Новый город.
Владимир-Волынский.
Сокальщина.
Немного Галиции.

Хмельницкая область, древнерусское, Тернопольская область, дорожное, "Черта оседлости", Волынь, ВКЛ, "Другая сторона", Ровенская область, Западная Украина, Волынская область, этнография, деревянное

Previous post Next post
Up