Зимно

Dec 05, 2011 01:13



Вот мы и подошли к финальной точке рассказа о Волыни - село Зимнее (или Зимно), что расположено в 5 километрах от Владимира-Волынского и является по сути его предшественником. Здесь две достопримечательности: Святогорский монастырь с пятиглавым готическим собором (одним из трёх на Волыни) и древнее городище столицы дулебов, разрушенной в 560 году аварами.

Добраться в Зимнее очень просто - вряд ли понадобится даже идти пешком, из Владимира-Волынского где-то раз в полчаса ходят автобусы и маршрутки №10 от "военного городка" - садиться удобнее всего рядом с автовокзалом. Зимнее - село очень большое по площади, автобус делает в нём остановок пять, но монастырь виден издалека, и где сходить, в общем-то и так понятно.



Типовой для сельской Украины ДК глядит прямо на монастырский фасад:



Рядом строиться гламурного вида сооружения с главкой, которая только и отличает его от отеля в Геленджике. Судя по всему, это такая паломническая гостиница о Пяти Звездах - монастырь обласкан сильными мира сего:



С гостиничного стилобата видно и городище за околицей - полумесяц длиной около 130 и шириной не более 15 метров:



...Достоверно монастырь на Святых холмах известен с 1458 года как уже давно и прочно существующий. По одной легенде, его основал монах Варлаам в 1078 году близ зимней резиденции владимиро-волынских князей (отсюда и название села), а по другой - и вовсе в 1001 году князь Владимир. Второй вариант малореален - монастыри на Руси стали возникать лишь в середине 11 века, то есть Зимновская обитель получилась бы древнейшей в восточно-славянском мире, но ведь и епископия во Владимире с 992 года. В 1458 году же монастырь упоминается в связи с тем, что с ним начал земельную тяжбу новый владелец села Фёдор Чарторыйский. Судились долго, и кончилось всё тем, что шляхтич подружился с монахами и стал их спонсором: тогда и был отстроен основной ансамбль монастыря. В 1682-1785 годах принадлежал греко-католикам, с уходом которых храмы стали приходскими до 1892 года, когда обители возродили уже как женскую монахини Корецкого монастыря под Ровно. Что здесь было в советское время, точно не знаю, а вот в эпоху независимости монастырь оказался необычайно популярен и украинской высшей элиты - здесь не по разу бывали Кучма, Медведчук и другие. И возможно поэтому Зимновский монстырь оставляет не слишком приятное впечатление того, что иногда называют "православный гламур" - всё тут какое-то слишком холёное, глянцевое, отмытое деньгами. Да ещё и фотографировать внутри монастыря запрещено - но поворотный экран да плохая погода мне в помощь!



Ансамбль монастыря сложился в основном в 15-16 веках - очень средневекового вида крепостная стена, трапезная с деревянной башенкой и огромный Успенский собор (1495-1550):



А также колокольня, построенная уже после возрождения обители (1898-99):



В центре - "колокол Чарторыйского" (750кг), его первая фундация, ставшая святыней обители:



Это уже знакомый нам по Межиричскому монастырю чисто волынский ансамбль: монастырь-кремль как где-нибудь в Подмосковье, но с европейской архитектурой. Стена с крепостными башнями по углам - но только в готическом стиле; трапезная палата - но совершенно непохожая на палаты российских монастырей. Довершает переплетение культур шатровая колокольня - чужеродный элемент для Западной Украины в целом, конкретно здесь она вполне уместна.



Более того, и главный собор - один из трёх, вместе с соборами в Остроге и Межириче, образцов этого странного волынского стиля, пятиглавого храма на грани готики и ренессанса, в конце 19 века ещё и украшенный в "русском стиле". Впрочем, и сами главки - результат реставрации, и были ли они здесь в 15 веке - вопрос спорный, но хочется верить, что всё-таки были:



Как уже говорилось в посте про Межирич, Волынь в 15-16 веках была уникальна ещё и тем, что только здесь в Западной Руси древнерусская архитектура продолжала развиваться параллельно с зодчеством Руси Восточной. И почему ее анклавами стали Острог и Владимир, понять нетрудно - в первом жили князья Острожские, православные №1 в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой, а во втором была древнейшая епископская кафедра.



И очень жаль, что эта архитектура не получила продолжения. Интересно, как бы выглядели подобные храмы эпохи ренессанса или в стиле "виленского барокко"? Впрочем, в 18 веке и российская архитектура резко взяла курс на запад, так что в 19 веке две ветви бы вновь неизбежно сошлись.



Немного погулял и по территории, которая здесь впечатляет своим благоустройством:



По чистоте и уюту сразу видно, что монастырь женский. Кстати, и запреты на фотосъёмку в женских монастырях встречаются гораздо чаще, чем в мужских.



Из окна за мной следила монахиня, и кажется даже видела, что я фотографирую, но никто меня не погнал. У монастырских ворот целая автостоянка, на одной из машин приехала монашка, причём она сама была за рулём.



Покинув монастырь, по размокшей от первого снега дороге я спустился к городищу:



Город или его подобие стоял здесь более полутора тысяч лет назад, и пожалуй, его можно считать предтечей Владимира-Волынского. Как уже говорилось не раз, возраст большинства древнерусских городов определить невозможно, но скорее всего в 5-6 веках уже стояли и Киев, и Полоцк, и Новгород. Зимновское городище было условной столицей дулебов - славянского племенного союза, от которого позднее произошли волыняне, древляне и дреговичи.



В те времена славяне ещё не разделились не то что на русских, украинцев и беларусов, а даже на восточных и западных. Да и государств у них не было, только племенные союзы, то входившие в более сильные державы, то державшиеся сами по себе - уже тогда славяне были отличными воинами и заставляли с собой считаться даже Византию. Зимновское городище в Дулебии было центром ремёсел, славилось своими кузнецами и камнетёсами.



В 560-е годы дулебов покорили обры - так на Руси называли авар, пришедших из Великой Степи под руководством кагана Баяна и создавших в Восточной Европе (примерно на месте нынешних Венгрии, Трансильвании и Западной Украины) каганат с преимущественно славянским населением. Около двухсот лет обры держали в страхе всех своих соседей, включая Византию, на войну с которой обычно посылали вассалов, а на рубеже 8-9 веков были сметены франками (причём план похода разработал сам Карл Великий), крещены болгарами и к концу 9 века окончательно ассимилированы венграми. В Древней Руси даже поговорка такая была - "Погибоша аки обре", что значит примерно "бесследно исчезли несмотря на всю свою крутость и безнаказанность".



Ну а славяне на Волыни никуда не делись, и только город перенесли на несколько километров севернее по течению Луги, оставив близ древнего городища зимнюю резиденцию князя:



Городище было укреплено что надо - крутые склоны, да болото у подножья. Вот только на его вершине не поместилось бы и то, что в наши дни называют деревней, да и в 10 веке городу здесь было бы тесно. С городища лучший вид на монастырь:



Успенский собор и миниатюрная Троицкая церковь (1567) за монастырскими стенами, к которой, вы будете смеяться, я просто не нашёл дорогу. Судя по всему, пройти к ней можно или по склону, или через закрытую часть монастыря.



Вернулся в село, спросил у проходящих женщин, когда ближайший автобус - оказалось, ждать минут 15. Вглубь села не ходил, только за Домом Культуры обнаружил очень странный воинский мемориал. Вообще, в сёлах мемориалы часто бывают особенно проникновенны:



Но что держит в руках солдат?



От обров до немцев...



Такой вот край эта Волынь. Тихая, грустная, древняя. Уставшая от бурного прошлого. Когда-то жизнь здесь била ключом, Волынь была едва ли не самой развитой частью восточно-славянского мира, и трудно переоценить её вклад в культуру всех своих соседей: так, Россия обязана Волыни высшим образованием и книгопечатанием - первыми на православном востоке. Но всё это было очень давно... Больше всего Волынь похожа на Псковщину. Здесь стоит побывать.



Однако рассказ о путешествии ещё не закончен - впереди Галиция и Лодомерия. Лодомерией в европейских хрониках называли как раз Волынь, и ведь небольшой её кусочек при разделе Галицко-Волынского княжества достался Венгрии, затем Польше, затем Австро-Венгрии, и лишь в 1951 году - СССР. Речь о Сокальском районе Львовской области, для которого название Лодомерия вполне уместно. О нём - в следующих частях.

ВОЛЫНЬ-2011
Время Волыни. Обзор поездки.
Украинское Полесье (Житомирская область)
Коростень. Где Ольга отомстила древлянам.
Овруч. В глубине украинского Полесья.
Житомир. Губернский город.
Житомир. Подол и каньон.
Бердичев. Город из еврейских анекдотов.
Пролог. Волынь. История, архитектура и колорит.
Ровенщина, или Острожская ординация
Ровно.
Острог. Замок и окрестности.
Острог. Межирич и Академия.
Дубно. Замок.
Дубно. Старый город.
Южная Волынь (Тернопольская область).
Кременец.
Почаевская Лавра.
Волынская область.
Берестечко.
Луцкий замок.
Луцк. Старый город.
Луцк. Новый город.
Владимир-Волынский.
Зимно. Монастырь и городище.
Лодомерия.
Червоноград.
Сокаль.
Белз.
Немного Галиции.
Перемышляны.
Свирж.
Унев.

замки-крепости, Владимир-Волынский, дорожное, Волынь, ВКЛ, "Другая сторона", Западная Украина, Волынская область

Previous post Next post
Up