Луцк. Часть 2: Старый город

Dec 03, 2011 15:47



Так сложилось, что "под Россией" на Волыни не было больших городов: губернский Житомир располагался за её историческими пределами, а большинство уездных городов (за исключением более крупного Ровно) насчитывали от 8 до 15 тысяч жителей, и примерно равны Луцку были Кременец, Острог, Ковель, Изяслав... Луцкий старый город, раскинувшийся вокруг замка в излучине Стыри, по сути и остался уездным - маленький и очень ветхий, но с многочисленными памятниками средневекового расцвета.

Хотя в прошлой части мы вышли в Старый город под стенами замка, но сейчас пойдём со стороны ещё не показанного Нового города по пешеходной улице Леси Украинки.

Провести чёткую границу между Старым и Новым городами Луцка довольно сложно: уездно-средневековый район ограничен Ковельской улицей, но при этом огромный Троицкий собор стоит на Театральной площади у самого проспекта Воли. Собор и площадь я покажу лишь в следующей части (эта и так перегружена), но именно оттуда в центр ведёт местный арбат - улица Леси Украинки:



Здесь перемешаны постройки межвоенного времени, когда Луцк резко поднялся, став центром воеводства:





И типично русская эклектика, которая у меня больше ассоциируется с купеческим Поволжьем:





Боковые улицы уже почти целиком "польские" - скорее всего, в уездном Луцке на месте этих домов стоял частный сектор:



Идя от Театральной площади, сверните направо во вторую по счёту улицу - увидите местный Домик Петра. У первого императора биография была не в меру богатой, помотался по свету он немало, любил демонстративную скромность, и "домики Петра I" есть и в десятке российских и не российских городов. Чаще всего на эту роль ставят просто единственный сохранившийся на весь город дом той эпохи, но в Луцке явно было, из чего выбирать - так что вполне вероятно, этот император действительно был здесь:



Идём дальше по улице Леси Украинки. Скульптуры:





В квартале от Ковельской - монастырь тринитариев (1729), ордену принадлежавший недолго, а в собственности города служивший то тюрьмой, то больницей. Здание на самом деле П-образное в плане, и рядом ещё один точно такой же фасад. В проёме правее здания открывается хороший вид на крепость:



Как мне показалось, в качестве променада улица Леси Украинки не слишком удалась - благоуйстройство свелось к отсутствию проезда и грубой бетонной плитке, поесть толком негде, на первых этажах в основном магазины и турагентства - улица производит впечатление скорее торгово-деловой, чем прогулочной. Ещё интереснее будет, если свернуть во дворы - вот этот двор, например, почти напротив площади с верхнего кадра:



Луцкая изнанка по-настоящему впечатляет своей ветхостью на грани трущобности, которая по мере приближения к замку только нарастает. Более того, и двор на верхнем кадре по карте значится как параллельная променаду улица Горького. Чуть дальше по ней я наткнулся на заброшенный кинотеатр, причём так и не смог определить "на глаз", какого он времени - польский или советский:



Следующая улица - Богдана Хмельницкого, автомобильный "дублёр" улицы Леси Украинки, и едва ли не единственная увиденной мной в Луцке крупная улица с брусчаткой - всё-таки чаще здесь предпочитают асфальт.







Обе улицы выходят на Ковельскую у так называемой площади Братский Мост, которую, впрочем, опознать можно только на карте - ни моста, ни даже площади я здесь не заметил, зато в перспективе Ковельской открывается отличный вид на крепость. От Братского моста расходятся ещё три улицы: Даниила Галицкого (фактически - продолжение улицы Леси Украинки), Драгоманова и Братковского. Последняя - самая живописная и самая ухоженная в Старом городе, ведёт прямиком к Петропавловскому костёлу:



Больше всего понравился вот этот домик неопределенного возраста, но легко подумать, что в нём жил какой-нибудь средневековый купец. Как и Каменец-Подольский, Луцк сохранил немало зданий 16-17 веков, но точно так же большинство из них утратили изначальный облик, а то и просто сохранили с тех времён лишь фундаменты.



Вообще, как-то так получилась, что "чистый" центр вдоль Братковского и начала Драгоманова я толком обойти забыл. Особенно жалко, что не прошёл по улице Драгоманова, где сохранился дом семейства Косач (если кто не понял, Лариса Косач - это Леся Украинка, и в этом доме она выросла) и музей-аптека... известная опять же тем, что Леся там покупала лекарства, когда болезнь (туберкулёз костей) только начинала одолевать её. Впрочем, с творчеством Леси я всё равно не знаком (в оригинале я не осилю, а в переводе поэзия уже не поэзия), поэтому и позволил себе такой промах.



Как видите, "чистый" центр довольно интенсивно зарастает новостройками - но хотя бы под старину и не слишком большими. На самом деле масштаб своей ошибки я понял лишь при написании поста: сейчас начнут местные ругаться на то, что я, такой-сякой, целенаправленно пытаюсь их город очернить и ухоженные улицы в центре не показываю ну конечно же специально! А в целом в этой части Луцк очень похож на Гродно.
Краешек местной площади Рынок, по сути просто оазвилка Галицкого и Драгоманова:



Довольно оживлённая Галицкого - главная ось "старого города". Застройка на ней, правда, весьма эклектичная - в кадре типовая советская баня, пара уездных домиков и синагога-крепость 17 века:



В квартале друг от друга стоят две православные церкви. Почти на перекрестке с Ковельской, между Рынком и Братским Мостом - Крестовоздвиженская, построенная в 1619 году как центр Луцкого братства на средства Гальшки Гулевичивны, одной из основательниц аналогичного братства в Киеве. Православные братства в Речи Посполитой возникли на рубеже 16-17 веков как один из ответов на униатство: хотя формально православие здесь никто не запрещал, не принявшие унию приходы старались ликвидировать любыми условно-законными средствами, не говоря уж о том, что к 17 веку у польско-литовских православных почти не осталось влиятельных меценатов. Сопротивлялись православные тоже законными методами: братство и склонить к унии сложнее, чем отдельный приход, и общий денежный фонд позволял поддерживать школы, больницы, типографии. На Волыни мирная борьба двух конфессий была особенно интенсивной: так, местный епископ Афанасий Пузина в те же годы умудрился перейти из греко-католичества назад в православие.



К началу 18 века униатство победило почти во всей Речи Посполитой, и в 1713 году Луцкое братство закрылось, а здания перешли василианами (унитаским монахам), которых отсюда выгнали в 1795 году... правда, ненадолго - в 1803 монастырь сгорел, и восстановили его опять же греко-католики, которые здесь оставались вплоть до ликвидации унии в 1833 году. Новым хозяином стали евреи, устроившие здесь магазин, В 1865 здания вновь перешли православным, церковь было решено разбирать и строить заново, но тут опять случился пожар... В общем, нынешним обликом церковь обязана реставрации 1888 года, и аутентична здесь только апсида. По изображениям старых руин видно, что это был характерный для Западной Украины храм-крепость.



От улицы Даниила Галицкого здесь отходит улица Гальшки Гулевичивны, по которой мне надо было пройти пару сотен метров - тогда бы я увидел Армянскую церковь (1427), сгоревшую в 1845 году и отстроенную лишь в 1954 уже в качестве жилого дома. Впрочем, о том, что это был храм, сейчас не напоминает уже ничего, но жить в шестисолетних стенах... Как выглядела эта церковь в лучшие времена, остаётся только догадываться, но вряд ли ярко - на Волыни не было таких армянских общин, как в Галиции и Подолии, и в Луцке они оказались лишь потому, что это был большой и богатый город.



(из украинской Википедии)

Вторая православная церковь на улице Галицкого - Покровская, основана была ещё Витовтом, нынешнее здание 1625 года (как и Крестовоздвиженская, явно расчитана на оборону), а облик - и вовсе 1870-х. Ныне это кафедральный собор Московского патриархата на Волыни.



Был в этих краях и ещё один храм, опять же указывающий на "литовское" прошлое - караимская кенасса, да при том деревянная, да при том 18 века. Караимы - один из самых загадочных народов, испокон веков живший в Крыму и оттуда в эпоху мусульманского господства разошедшийся по городам Великого княжества Литовского. Их осталось менее тысячи человек, но у них собственная религия караизм - то ли очень обособленная ветвь иудейства (по крайней мере евреи караизм не признают), то ли вообще четвёртая среди авраамических религий (христианство, ислам, иудейство). Как бы то ни было, в Литве, Беларуси, Украине и Восточной Польше сохранилось немало кенасс - караимских молельных домов. Луцкая считалась старейшей на Украине вне Крыма... но сгорела в 1972 году.



(из украинской Википедии)

Зато осталась улица Караимская, которая спускается к лютеранской кирхе:



На Волыни со времён Великого княжества Литовского были сильны позиции протестантов, в первую очередь лютеран, к которым Российская империя (где до 1/4 высшей элиты составляли этнические немцы) относилась очень благосклонно. На Волыни в 19 веке поселились и немецкие колонисты, которые по всей империи успели зарекомендовать себя прекрасными фермерами. Построенная в 1906 году луцкая кирха едва ли не самая большая на Украине, и уж точно самая высокая. Ныне она называется Дом Евангелие "Храм Христа Спасителя" и принадлежит баптистам. Кажется, 11-го ноября (день моего приезда) там был какой-то праздник - у церкви стояло два больших автобуса, внутри было не протолкнуться. Но весёлая баптистская служба, больше напоминающая концерт, оставляет неизгладимое впечатление.



Дом Пастора того же времени:



За кирхой - колоритнейшая Лютеранская улица с частным сектором начала ХХ века:



Украшение одного из домов:



Улица обрывается прямо в лугах у Стыри, где мне повстречался вот такой вот автораритет... Впрочем, в украинской глубинке реально встретить и "Победу" на ходу, и даже трактор времён первых пятилеток.



По этой улице я пошёл совершенно случайно - и каково же было моё удивление, когда в её конце я обнаружил небольшой Дом-с-Химерами:



У меня было две мысли, что это такое: или мастерская скульптур, или особняк цыганского барона. Первый вариант оказался ближе к истине - это дом Николая Голованя, местного скульптора, чьи работы я уже показывал в первой части. Это, конечно, не столь авангардно, как творения Николая Мазура в Хмельницком, но гораздо ближе к искусству в традиционном смысле слова. В скульптуре я понимаю мало что, но смотрится здорово!









Правда, есть сведения (в том числе даже здесь), что часть скульптур хозяин вывез со старого католического кладбища...

Далее я вернулся на улицу Галицкого. Её длина - около 600 метров, а сколько всего интересного! Концентрация древностей тут достойна Старого Львова вокруг площади Рынок. Изнанка же здесь куда более ветхая и колоритная, чем на улице Леси Украинки:





А эта вот стенка - на самой что ни на есть красной линии:



Завершает улицы синагога Малый Замок (1624-33), она же Большая и Главная. Синагоги в Западной Украине в те времена почти всегда строились с расчетом на оборону, почти все имели ренессансные завершения... но Луцкая синагога ещё и официально была частью городских укреплений и использовалась как крепостная башня. Композиция с башней на углу очень необычна - я знаю о чём-то подобном в белорусском Быхове. Ещё один отголосок литовского прошлого...



На стене синагоги - мемориальная доска жертвам Холокоста, внутри - спортивный клуб. Почти от синагоги начинается автомобильный мостик, а за речкой Стырь - предместье Гнидава. Я здесь свернул и пошёл в другую сторону, к замку, в самое сердце Старого города в конце улицы Драгоманова:



Здесь примечательна Волынская семинария Московского патриархата в корпусах Доминиканского монастыря (1728):



А окрестные кварталы просто поражают своей запущенностью. Особенно дворы у стен Окольного замка, которые я облазил в поисках прохода к Чарторыйской башне. Скажем, вот в этом дворе (он же на этом кадре) первым, что я ощутил, был запах кипятка и мокрых перьев. С одной стороны двора я увидел курятник, с другой - гусятник, а в ржавом гараже сидела женщина и ошипывала куриную тушку. Только удивило меня не это (тем более что в 1990-е годы и моя бабушка держала кур, и процесс их превращения в суп я наблюдал на даче десятки раз), а то, что мне ещё не случалось такого видеть - курятники в самом центре крупного города!



Даже после Житомира, Николаева с его мёртвыми верфями, Луганска, о бедности которого знает вся Украина, Луцк меня поразил своей... ну скажем так, экономической депрессивностью. Я как-то этого не ожидал: ведь и граница рядом, и Луцкий автозавод не простаивает (только делает теперь не "советские джипы", а маршрутки), и поля кругом возделываются исправно, но вот как есть... Особенно велик контраст с цветастым и чистеньким Ровно. Так что у нынешней Волыни две столицы: одна экономичееская, другая - культурная.



Да, прежде чем писать, что де я очерняю Украину - ознакомьтесь, что ли, с трущобами Астрахани. Прилегающий к замку район Луцка напомнил мне именно астраханские слободы... но только стоит иметь в виду, что в Луцке это по сути всего пара кварталов.
В третьей части - о польском Новом городе, разительно непохожем на эти районы.

ВОЛЫНЬ-2011
Время Волыни. Обзор поездки.
Украинское Полесье (Житомирская область)
Коростень. Где Ольга отомстила древлянам.
Овруч. В глубине украинского Полесья.
Житомир. Губернский город.
Житомир. Подол и каньон.
Бердичев. Город из еврейских анекдотов.
Пролог. Волынь. История, архитектура и колорит.
Ровенщина, или Острожская ординация
Ровно.
Острог. Замок и окрестности.
Острог. Межирич и Академия.
Дубно. Замок.
Дубно. Старый город.
Южная Волынь (Тернопольская область).
Кременец.
Почаевская Лавра.
Волынская область.
Берестечко.
Луцкий замок.
Луцк. Старый город.
Луцк. Новый город.
Владимир-Волынский.
Зимно. Монастырь и городище.
Лодомерия.
Немного Галиции.

дорожное, "Черта оседлости", Волынь, ВКЛ, "Другая сторона", Западная Украина, Луцк, деревянное, Волынская область

Previous post Next post
Up