Петрозаводск. Часть 2: Петровский Завод

Sep 05, 2011 01:19



Осмотрев в первой части центр Петрозаводска, отправимся к настоящему сердцу города - собственно Петровскому заводу. Точнее, не совсем Петровскому - за свою историю он сменил 4 названий: Шуйский (1703-04), Петровский (1704-74), Александровский (1774-1918), Онежский (поныне). Да и специализации менялось немало: железоделательный и пушечный (1703-1734), медеплавильный (1752-1773, а в 1734-52 завод и вовсе стоял), артиллерийскй (1773-1881), производство снарядов (1881-1918), далее машиностроительный, а с 1956 года - тракторный, причём трактора делающий не для сельского хозяйства, а для лесозаготовок. Завод находится совсем рядом с центром, но туристы его как правило обходят стороной - репортажей о Петровском Заводе меньше, чем о, скажем, Онежской набережной, раз в сто. Да и в общем сохранилось от его богатой истории немного. Но по делу: например, фрагменты первой в России железной дороги.

Опознать Онежский завод можно, просто посмотрев на карту: в самом центре города внезапно обнаруживается компактная круглая промзона полкилометра в поперечнике. Все триста лет завод работает на одном и том же месте, и на Google Earth смотрится довольно интересно:



Здесь хорошо видно, как к нему привязаны две главные площади: на Круглой изначально была администрация, на Кирова (Соборной) - центр жизни слободки. Улица Карла Маркса между ними долгое время была "городком специалистов" - изначально она называлась Нагорная линия, а в 1786 году стала Английской улицей (почему - объясню позже) и носила это имя до 1884 года. Между площадями и заводом - река Лососинка, а собственно работный люд обитал в слободке на другой стороне. Поход к заводу и его окрестностям начнём у Круглой площади. Сто лет назад Александровский завод с неё выглядел так (фото Прокудина-Горского) - ныне на этом месте парк, но один из двух симметричных корпусов сохранился:



На улице Энгельса, в сотне метров от Круглой площади - дом Горного начальника, этот неизменный атрибут городов-заводов 18 века. Горный начальник - это не главный инженер завода (хотя часто он сочетал эти должности), а администратор "горного округа" - территориально-производственного комплекса с заводами, рудниками, дорогами, слободками. Дом начальника в Петрозаводске построен в 1770-е годы, второй этаж чуть помоложе - надстроен в 1786, когда сюда переехал Карл Гаскойн.



Петровский завод пережил две эпохи расцвета - в 1704-1721 годах и при Екатерине Второй. В первую он был крупнейшим предприятием России - здесь трудилось несколько тысяч человек, объёмы производства для своей эпохи, тем более в стране, ещё десяток лет назад не обеспечивавшей себя даже тканями и солью, были беспредецентны. Однако окрестная земля была бедна ископаемой рудой, поэтому в Поонежье работали десятки заводов-"смежников" (например, Кончезеро) на озёрно-болтных рудах, снабжавших Петрозаводск первичным сырьём - а в Петрозаводске делалось оружие для фронтов Северной войны. Но затем война прошла, надобность в заводе у фронта пропала, и в 1721 году его мощности вместе с главным инженером Виллимом де Геннином были выведены на Урал - так получился Екатеринбург.



В 1734 году завод окончательно встал, а за его возрождение взялись при Екатерине Второй, и артиллерийская функция стала уже главной. Для модернизации в 1786 году приехал шотландец Карл Гаскойн, к тому времени десять лет пробывший директором Карронского металлургического завода - одного из флагманов британской промышленности. В России Гаскойн сделал очень много - блестяще справился с модернизацией Петрозаводска, нескольких заводов в Петербурге, возможно и чего-то ещё - например, именно Гаскойн основал Луганск (часть 1, часть 2). И в общем здорово, что сохранился дом, где он жил на одной из своих строек.
На заднем дворе - парк при усадьбе и небольшой музей различной продукции завода - пушки, снаряды, приводные колёса, опоры фонарных столбов:



И даже рельсы узкоколейки Тулмозерского завода (1870-е). Обратите внимание, что они лежат небольшими цельными плитами - чтобы дорогу можно было оперативно перекладывать:



В общем, по асортименту техники видно, какое значение имел Петровский/Александровский завод - ни то "Северсталь", ни то " Уралмаш" 18 века, "завод заводов" Российской империи.
Пойдём по улице Энгельса дальше - выйдем к ДК ОТЗ, за которым просматриваются осветительные вышки стадиона:



Совсем рядом - мост через Лососинку, маленькую бурную речку, отделяющую завод от центра:



Вот и сам завод - тихий, распластавшийся, почти мёртвый. За свою 300-летнюю историю он в таком состоянии не первый раз, и скорее всего - не последний:



Розовенький домик впереди - это бывший заводской музей, который ныне передлывают в Музей промышленной истории Петрозаводска - очень похвальное начинание, вот только открыться он должен не раньше сентября, так что внутри не был.



А на террасе перед ним - едва ли не самая интересная вещь в Петрозаводске, по крайней мере уж точно самая знаковая: аутентичный фрагмент первой в России железной дороги (1788). Вообще, железные дороги появились раньше поездов, а рельсы - раньше железных дорог: ещё в Средние века существовали рудничные пути для вагонеток на деревянных U-образных рельсах. На Александровском заводе Карл Гаскойн выстроил внутризаводскую линию длиной 160 метров, также состоящую из плит, позволявших быстро её перекладывать. И такая супер-инновация 18 века говорит о том, как важен был этот завод. И какое чудо, что они сохранились!



Вот и дирекция, построенная в конце 19 века - единственное старинное здание, сохранившееся от завода:



Вообще, промышленному дизайну здесь раньше уделяли большое внимание - например, при том же Гаскойне завод снаружи был стилизован под кремль. Проходные конца 19 века, когда Александровский завод перевели на производство снарядов, конечно проще - но всё равно довоьно внушительны. Большинство корпусов также относились к той эпохе, но сейчас их не оценить - старый завод был разрушен войной, при отсуплении Красной Армии.



Из-за кустов выглядывает ТДТ-40 - трелёвочный трактор (то есть для работы на лесозаготовках). После революции завод утратил снарядную специализацию, а к 1956 году окончательно перешёл на выпуск лесозаготовительных тракторов. Особой мощностью, как тракторные заводы Харькова, Волгограда, Челябинска, он никогда не отличался, и всё же занимал своё важное место. Ныне завод то ли жив, то ли мёртв - в год делается около 200 машин:



Перед проходной - ужасающее запустение. Двери забиты, людей нет, кусты разрослись. Если бы не покрашенный фасад с логотипом - я бы подумал, что ОТЗ просто заброшен.



Нет даже охраны - я спокойно снимал через ворота:





Дальше, перейдя Лососинку, я вышел в парк с целью обойти завод (чей поперечник 550 метров) по кругу. Снизу ничего интересного не обнаружил, кроме видов на проспект Карла Маркса (который бывшная Нагорная линия и Английская улица):



Сверху, через стадион, где в тот вечер тренировался футбольный клуб "Карелия", вид на завод гораздо нагляднее:



Приземистые невзрачные цеха, одинокая труба - сразу видно, что машиностроение. Изнутри Онежский завод завод выглядит так. Мне даже интересно, в каком виде и под каким названием Петровский Завод заработает в следующий раз.



Впрочем, формально он ещё не помер. Крышу одного из цехов зачем-то украсили псевдо-трактором:



За цехами просматривается собор Александра Невского (1826-32) в заречной слободке:



Ниже завода на Лососинке маленький пруд:



Вид на который снят от этой вот пушки, изготовленной в 1974 году в честь 200-летия Александровского завода. За сквером - площадь Кирова:



А скромные размеры пруда пусть не смущают - плотина здесь одна из самых внушительных, что я видел. Причём гранитная облицовка её водоспууска вполне может относиться ещё к петровским временам. Вот этот поток воды и крутил заводские колёса.



Между тем, путь вдоль завода не принёс ничего интересного - вокруг мрачные задворки, красивых зданий ноль, старых корпусов тоже. Район ОТЗ - какая-то чёрная дыра, не удивлюсь, если петрозаводчане боятся сюда заходить.



Запомнились школьники у задней проходной, их диалог между собой:
-Да нормальный у нас город, нормальный, тебе говорят! А если бы завод работал - у нас бы вся страна сосала!
А вот и та сторона, где музей Онежского тракторного с древними рельсами - он чуть дальше:



Недалеко от завода - собор Александра Невского, после утраты храмов на площади Кирова ставший главным собором Петрозаводска. Он строился для заводской слободки, здесь молились работяги.



Остатки купеческих домиков Зареки - так называется этот район:



И в основном он выглядит так: сталинки, многоэтажки, чисто северная запущенность и валуны прямо на газонах:



Это Непарадный Петрозаводска со сталинками и бараками - мрачноватый, но всё равно домашний и соразмерный человеку:









Через эти районы я пришёл к Зарецкому кладбищу, возникшему ещё при Петре Первом. В часовенке у входа - резной поклонный крест (1725), который почти невозможно нормально заснять сквозь стекло:



В центре - Крестовоздвиженский собор 1850-х годов:



На тихом, тёмном, запущенном кладбище очень много кованных железных крестов - наглядный пример заводского прошлого, доступности металла даже для простых смертных. Но мне больше всего тут запомнилась вот эта табличка:



И оригинальный дом причта:



Возвращаеся в центр. У плотины - роддом имени Гуткина (1938, хотя само здание больше тянет на начало 19 века) и Дом Быта с ребристым фасадом:



А там и до площади Кирова рукой подать, а от площади Кирова - и до набережной. Набережную в следующей части и покажу, хотя её и так все видели.

Олонецкий горный округ
Петрозаводск. По центру (Петроскои и Яанислинна).
Петрозаводск. Петровский Завод.
Петрозаводск. Набережная.
Марциальные Воды и Кончезерский завод.

"Молох", Карелия, Русский Север, железнодорожное, узкоколейки, дорожное, Петрозаводск

Previous post Next post
Up