Черно-Белая Русь

Dec 27, 2010 17:36



Белоруссия - одна из самых бесцветных стран мира. Это не значит "некрасивая" или "скучная" - речь идёт только о палитре. Белый цвет подавляющего большинства польско-литовских костелов, светлые тона старой застройки, серость силикатного кирпича, пасмурное небо и бесконечный туман. Белые поля до горизонта и глухие хвойные леса, в которых скрывались ведьмы, зубры и партизаны. И почти полное отсутствие наружной рекламы и прочей аляповатости. Не зря две основные исторические области Беларуси (наряду с Полесьем) называются соответственно Белая Русь и Чёрная Русь. Зимой это действительно Чёрно-Белая Русь.

В целом, я бы эту пятидневную поездку отнёс к не слишком удачаным. Претензий к местности у меня нет, но декабрь - всё-таки не лучшее время для путешествий. Времени было мало, использовал я его очень нерационально - но при этом посетил все населенные пункты, какие планировал, и даже заскочил на полдня в Минск. Интересно было сравнить свои впечатления сейчас и два года назад - кое в чём они стали лучше, кое в чём хуже. Но в целом если вы думаете, что Варандей наконец-то напишет пасквиль - вынужден разочаровать. Под катом - краткий обзор поездки.

Первым пунктом был Гродно, до которого от Москвы около 17 часов пути. Столица Чёрной Руси считается самым красивым городом Беларуси:



Но общее впечатление от Гродно - "хорошо, но мало". Здесь есть уникальная церковь 12 века и едва ли не самый величественный во всей Западной Руси (включая Львов) кафедральный собор - но в Старом городе всего 7 храмов. Здесь хочется осматривать каждую улочку - но слишком мало их, этих улочек. Старый Гродно проходится из конца в конец за полчаса неспешным шагом. Однако стоит помнить, что Львов сделала Львовом не польская, а австрийская архитектура. Не получив роскошного модернового центра, Гродно лучше сохранил пейзаж польско-литовского города 17-18 веков (хотя застройка лет на сто моложе):



И собственно то, ради чего я затеял всю эту поездку - Борисоглебская Коложская церковь 12 века, последний уцелевший памятник "гродненской архитектурной школы". Точнее, пол-памятника - обратную сторону заменяет деревянный "протез". Ее собираются реставрировать, а что из этого может получиться - см. ниже.



На Советской улице, увидев мой фотоаппарат, меня сразу остановил милиционер, проверил документы и билеты, всё переписал к себе, подробно расспросил о маршруте, и особенно поинтересовался, не заезжал ли я в Минск. В Беларуси это называется "бдительность", в России - "назойливость".
Вечером я заселился в гостиницу "Беларусь", которую мне рекомендовали как отборный совок "soviet-style". В целом, оказалось неплохо и очень дешево (650р.). Прямо в номере нашёл вот такой артефакт:



Хотя, говоря о гостиницах и кафе, у меня сложилось впечатление, что основной принцип здесь "дёшево и сердито". По сравнению с Россией большинство заведений дешевле и менее качественные. Поесть удавалось в основном в кафетериях, буфетах, столовых - очень дёшево, не слишком вкусно и с очередями. Вообще же, Беларусь - страна не дешёвая, особенно после Украины. Например, тарифы на междугородние автобусы едва ли не выше российских (хотя городские заметно дешевле).

Утром второго дня из Гродно я отправился в Ивье - маленький (9 тысяч жителей) городок, прекрасно сохранивший облик еврейского местечка:



С экс-еврейским кварталом соседствует вполне живой татарский квартал. Не удивляйтесь: татарские слободы появились в Великом княжестве Литовском еще в 14 веке, литовские татары усвоили западнорусский язык, но сохранили до наших дней религию и облик. Ивье - негласная "татарская столица" Беларуси, здесь татарин - каждый десятый:



На обратном пути заехал в Лиду - некогда один из главных городов ВКЛ, Сохранилась крепость, основанная в 1330-е годы Витовтом как часть линии укреплений Новогрудок - Лида - Медники - Крево - Тракай. Увы, на 2/3 крепость - новодел, причем сделанный очень грубо (хотя издалека и не скажешь):



А еще в Лиде недавно были "Дожинки" - ежегодный фестиваль-ярмарка "труженников белорусского села". Собственно, Дожинки - это старинный белорусский праздник последней жатвы (от слова "дожать", т.е. "закончить жатву"). В нынешнем виде он представляет собой, по словам очевидцев, довольно красочное зрелище, а проводится каждый год в разных городах, которые к празднику приводятся в образцовый вид. В 2010 повезло Лиде:



Кстати, в Ивье я ехал на большом автобусе, который вез двух человек. В России это называют "безалаберность", а в Беларуси - "забота о людях". Но как ни странно, большую часть междугородних перевозок тут выполняют маршрутки. Впрочем, и те в основном полупустые, а рейсов очень мало, на второстепенных дорогах от силы 2-3 в день. Большинство людей трудоустроены на местах, базары маленькие - поэтому и нет потребности в интенсивных перевозках, как на Украине.

Третий день получился самым напряженным, но зато здесь случилась хорошая погода. Сначала - 120-километровый бросок на Слоним, который оказался неожиданно симпатичным городком.



Вообще, Слоним производит впечатление эталонного белорусского райцентра. Не самого красивого и не самого благоустроенного - но дающего самое четкое представление о белорусской глубинке. Да и вообще я вновь убедился, что мне в Беларуси нравятся именно малые города.



Впрочем, хотя и сам Слоним весьма интересен, главное - окрестности. В селе Сынковичи - пожалуй самая необычная церковь, что я когда-либо видел: Храм-крепость 15 века и едва ли не лучший образец православной готики.



А Жировичи для Беларуси - то же, что для соответствующих стран Сергиев Посад, Ченстохова, Эчмиадзин, Мцхета, Кентербери...



А уже вечером из Слонима я добрался в Барановичи - до них всего час-полтора пути. Хотел сначала ехать на дизеле, но на платформе мной заинтересовались гопники. В контакт с ними я не вступал, но их настроение чувствал: "Нас много, поэтому нам всё можно!". Я аккуратненько покинул вокзал и сел на последний автобус. Но справедливости ради, это был единственный неприятный эпизод с населением. Если в прошлую поездку Беларусь запомнилась мне довольно гоповой, в этот раз впечатления были совсем другие: я увидел наконец тех самых стереотипных "добрых белорусов". Люди в основном спокойные, опрятные, вежливые. Но думаю, дело только в том, что я сам изменился - стал спокойнее, основательнее, бесконфликтнее, и накопил исторической усталости. Словом, стал лучше вписываться в белорусскую ментальность.

Барановичи - город, как мне показалось, довольно приятный, и даже более оживленный, чем Гродно. Но в архитектурном плане - ужасающе унылый. Здесь буквально десяток интересных зданий, и в этом кадре два из них:



На заднем плане гостиница "Горизонт". Там номер стоил 1400 русских рублей - как уже говорилось, сервис в Беларуси дешевле в основном из-за низкого качества, а за аналогичное российскому качество надо платить столько же и больше. Но в соседнем доме нашлась гостиница "Комсомольская", где я снял неплохой одноместный номер за 800 русских рублей.
А вообще, Барановичи - это "железнодорожная столица" Беларуси. Здесь два пассажирских вокзала, к одному из которых приурочен железнодорожный музей. Многие его экспонаты почти уникальны - особенно коллекция спецтехники. В день моего приезда музей оказался закрыт, но проходя мимо, я пытался снимать через ограду, и добрый сторож открыл мне ворота. Непередаваемое ощущение - в туманных сумерках один среди паровозов:



Четвертый день (католическое Рождество) я ездил из Барановичей в Несвиж. Это даже удобнее, чем из Минска - четыре рейса в день. Вот только преодолевает эти 40 километров автобус по 1,5-2 часа! Стоит больше, чем едет...
В Несвиже невезение с погодой достигло апогея: +3 градуса, слякоть по щиколотку, грязный снег и туман. От серости у меня ненадолго ухудшилось зрение. Хвалёное отсутствие наружной рекламы стало реально давить, серость вызывало чувство какой-то полной безнадёги. Но в Несвиж стоило приехать в это время, чтобы постоять на рождественской службе в костеле Божьего Тела - первом барочном храме Речи Посполитой (1580-е годы), одном из самых величественных костелов Белоруссии.



А Несвижский замок оставил очень неприятное впечатление. С одной стороны - он не потерялся бы и в долине Луары. Пожалуй, самый величественный замок-дворец Западной Руси, включая Галицию. Но как известно в 2002 году замок был разрушен пожаром, а вместо реставрации получил грубый евроремонт. Замок кажется макетом в натуральную величину, аляповатым муляжом самого себя:



В последний день я не знал, куда податься. От поездки в Гольшаны и Крево я отказался еще до выезда, в Ружаны и Коссово ехать не рискнул - был риск не успеть к поезду. Я очень ругал себя за ошибки - если бы я чуть-чуть поменял порядок вылазок, вполне мог успеть и в Ружаны. Ну а в итоге решил ехать в Минск.



Люблю этот город, где еще в 2008 году прожил 4 дня у своего дальнего знакомого, настоящего советского диссидента. Знакомый в своё время уехал в Америку, а потом вернулся в Беларусь. Да и правда - а где еще быть диссиденту, как не здесь? Минск - образцовый советский город и в 21 веке.





Я хотел пойти искать "осколки Чёрной Руси", но вместо этого увлёкся прогулкой по Проспекту, дойдя до площади Якуба Коласа. Времени было очень мало - всего 4 часа, а на Минск по-хорошему надо дня 2 минимум. Но всё-таки успел немного побродить в районе Верхнего города. С некоторых ракурсов его панорама совершенно аутентична:



Да и остались еще старые кривые улочки. Чем не Львов?



Уже затемно съездил к Национальной библиотеке. Пожалуй, самое оригинальное из постсоветских зданий. В темноте оказалось, что у нее совершенно феерическая подсветка. Причём подсветка еще и динамическая, здание представляет собой настоящее светомузыкальное шоу. Я даже заснял несколько клипов - но пока только фото:



А потом ждал поезда на вокзале. Вокзал тут пожалуй самый благоустроенный в бывшем СССР, наряду разве что с Петербургом-Ладожским. Неожиданное в социалистической Беларуси воплощение концепции "торгово-развлекательный комплекс с транспортной функцией". Одна беда - негде спрятаться от шума и слишком агрессивного света. Кстати, кто бы что ни говорил, а бомжи на минском вокзале есть, и немало. А может, это были галлюцинации от вышеназванных шума и света. Впрочем, на Минском вокзале хорошо:



Из новых и старых фотографий я наверное сделаю отдельную серию о Минске, взамен того позорища, что в моём журнале уже есть. А в серию о Чёрной Руси я также включу рассказ о двух посещенных в 2008 году городах - старые фото и новый текст.

Мир:



И Новогрудок:



Вообще, за два с половиной года, что прошли с прошлых поездок, я стал намного опытнее, и было интересно взглянуть на Беларусь новым взглядом. Особенно - в сравнении с Украиной. Но это большая и сложная тема, о которой я лучше когда-нибудь напишу отдельный пост: специфики в Беларуси очень много, пожалуй это самое необычное государство Европы.

А утром возвращаюсь, понимаешь, в Россию, и что же вижу? Эх, Батьки на них нет, совсем распоясались...











В общем, примерное содержание серии будет такое:
1. Гродно (4 части)
2. Новогрудок (возможно, 2 части). (2008)
3. Мир (2008)
4. Несвиж
5. Лида
6. Ивье
7. Заславль (2008)
8. Слоним
9. Сынковичи
10. Жировичи
11. Барановичи
А также отдельная серия о Минске (4-5 частей).

UPD:
ЧЕРНАЯ РУСЬ-2010
Вступление. Обзор поездки.
Новогрудок. Сердце Чёрной Руси.
Гродно.
Старый город.
Вдоль Немана.
Городница Тизенгауза.
Разное.
Замки Радзивиллов.
Несвиж.
Мир.
Города и веси.
Ивье. Столица веротерпимости.
Лида. Триумф агроренессанса.
Слоним. Беларусь эталонная.
Окрестности Слонима. Сынковичи и Жировичи.
Барановичи. Город и железнодорожный музей.
Эпилог. ЗУБР.
.

Но выкладывать начну, скорее, после Нового года. На ближайшие дни планы немного другие.

древнерусское, дорожное, ВКЛ, "Другая сторона", Белоруссия

Previous post Next post
Up