Гродно. Часть 3: городница Тизенгауза

Dec 30, 2010 15:09



В прошлых частях мы осмотрели Гродно старый и древний, теперь же погуляем по Гродно Нового времени. Между центром и вокзалом находится Городница - довольно крупный район, сложившийся в 18-19 веках. В 1765-80 годах гродненский староста Антоний Тизенгауз создал здесь комплекс мануфактур, а при них - жилые районы разного класса, учебные заведения, театр, парк в долине Городничанки, и всё это по единому плану и в общем архитектурном стиле - словом, ни что иное, как первый на постсоветском (точнее, пресоветском) пространстве соцгород!

В умирающей Речи Посполитой такой проект, опередивший своё время на полтора-два столетия, был обречён. Жизнь Городницы оказалась короче, чем ее строительство. Из двухсот зданий до наших дней дошли не более 20. И всё же давайте посмотрим на этот соцгород 18 века - здесь удивительно много общего с "Уралмашем", Танкоградом и прочими шедеврами советского градостроительства. Начнём прогулку от вокзала.

Вокзал в Гродно - довольно унылая панельная коробка, которую я поленился фотографировать. А привокзальная площадь, как и везде в Беларуси, на удивление тихая. От площади начинается улица Элизы Ожешко (польской писательницы конца 19 века), жившей именно здесь. А по замыслу Тизенгауза эта улица должна была стать центральной на Городнице и называлась Роскошь.



Как видите, от роскоши осталось немного, в прямом и переносном смысле. Хотя вот эта многоэтажка понравилась:



Но с первых минут прогулку я ощутил особую ауру Гродно. В этом городе просто необъяснимо приятно находиться. Дело даже не в достопримечательностях, показанных в прошлых частях - это ощущение накатило на меня уже здесь.



Советскими домами застроено только самое начало улицы Ожешко, а во дворах попадаются явно старинные здания:



Озадачил домик - то ли что-то советское, то ли польский коттедж:



А всего в одном квартале от привокзальной площади улица Ожешко уже выглядит так (взгляд назад):



Здесь особенно интересен домик с барочным фасадом - так называемый "дом ремесленника":



Как и советская власть в 1920-30-е годы, Тизенгауз привлекал для строительства иностранных специалистов - в первую очередь немцев (еще бы, с такой-то фамилией!). Для них был построен квартал в дальней части Роскоши, где мастера получали индивидуальные дома с мастерскими. Уцелел из них только один, и понятно, почему: со двора видно, что дом деревянный:



Похожие коттеджи случалось видеть и в советских соцгородах - например, в Магнитогорске или Кемерове.
Домик ныне занят музеем истории Городницы, куда я не зашёл.



Но как уже говорилось, ансамбль Городницы растворён в кварталах 19 - начала 20 века. Например, примерно на середине улицы Ожешко - польский Дом Офицеров, причём его облик очень близок к советскому конструктивизму:



За ДО видна башня кирхи, к которой мы еще дойдём - это тоже часть "городка специалистов":



Напротив Дома Офицеров - фасад Покровского собора (1906-10), полковой церкви русского гарнизона:



В Белоруссии огромное количество в основном довольно неказистых псевдорусских церквей, которые здесь называют "муравьёвки" - от Михаила Муравьёва-Виленского, генерала и губернатора, прославившегося жестоким подавлением польских восстаний и политикой русификации. Собственно, это была его идеология: белорусские мужики - наши люди, а белорусская аристократия - предали веру предков и спутались с ляхами. И как показывают современные реалии Беларуси, в самой сути он оказался прав. Аристократия-интеллигенция-оппозиция Муравьёва-Виленского воспринимает злодеем похлеще Гитлера, но факт в том, что в отличие от Украины, в Белоруссии русификация удалась.
Одним из ее элементов был архитектурный: костёлы массово перестраивались в псевдорусские церкви, стилизованные под московское зодчество 17 века, и даже после смерти Муравьёва этот стиль стал каноническим здесь - в нём выстроено подавляющее большинство гарнизонных церквей. Покровский собор в Гродно - один из самых удачных примеров.



А напротив собора - дом Элизы Ожешко с оригинальным панно на фасаде:



Следующий участок улицы Ожешко оказался не охвачен - я направился в сторону кирхи, которая стоит между университетом и УВД:



Думается, не последней причиной провала Городницы стал польский гонор: хотя еще в 1760-70-е здесь вырос квартал немецких специалистов, кирху они получили лишь в 1793 году, то есть как только Гродно оказался в составе России, уже имевшей десятки немецких колоний. Изначально кирха занимала обычный каменный дом, в 19 веке несколько раз перестраивалась, и нынешний облик получила в 1910-12 годах - надо сказать, весьма банальный.

Около кирхи - бывшее Реальное училище, ныне занятое аграрным институтом:



Улица, параллельная Ожешки - типичный пейзаж большей части Городницы с кирпичными домами первой половины ХХ века:



Когда-то здесь стояли мануфактуры, и старопромышленный дух здесь не выветрился даже за двести лет:



Единственный деревянный дом - музей Максима Богдановича, белорусского поэта начала ХХ века:



Городской дом культуры, видимо бывший Народный дом начала ХХ века:



За которым начинается главная площадь Городницы. Задней сторон дом обращён к парку Жилибера, где можно увидеть лямус 17 века, то есть построенный задолго до Тизенгауза:



Здесь же театр(1772, перестраивался в 1829, 1940 и 1977 годах), больше похожий на ДК:



А напротив - центральная площадь Городницы. В кадре одинаковые дом вице-администратора и кадетская школа (1771), а на заднем плане Обком:



Другой вид - здесь можно оценить облик Городницы в 18 веке, опять же до удивления напоминающий сталианс 1930-х годов:



В кадре уже показанные дом вице-администратора и кадетская школа, за ними музыкальная школа (1774), готовившая кадры для театра, а вдалеке виден дворец администратора. Музыкальная школа, за вогнутый фасад прозванная "кривой офицыной" - пожалуй, самое красивое из зданий Тизенгауза:



Маленькая старая площадь - лишь фрагмент новой. За моей спиной - Обком, а за спиной Ленина - Горком, оба редкой унылости:



А вот с "дворцом администратора" промашка вышла: я каким-то образом забыл подойти к нему, и второй раз оказался рядом только в темноте, по пути к гостинице. И честно, не ожидал, что мой фотоаппарат сможет вытянуть ночной кадр почти без света:



После провала Городницы дворцу нашлось более понятное в Речи Посполитой назначение - он перешел в собственность дворян Валицких. Аналогичным образом при Муравьёве дворец стал резиденцией архиерея, а при Советах - университетским корпусом. Ныне его опять передали епархии и пристроили флигели:



Но вернемся на площадь. Парк Жилибера ограничивает долина Городничанки, за живописность прозванная "Швейцарской долиной". Впрочем, я уже говорил: Гродно - не зимний город, и красоту парка по этим фото не оценить.



За деревьями - уже знакомая нам улица Ожешки:



Но благодаря изгибам Городничанки Швейцарская долина находится по обе стороны улицы, как бы ярусом ниже:





Кварталы за парком тоже по-своему колоритны:





Здесь Городница соприкасается со Старым городом:



И предместьями в уже совсем не швейцарской долине Городничанки за площадью Ленина:



От площади Ленина начинается и Советская улица, которой я открыл рассказ о Старом городе. В перспективе ДК Тестильщиков на Советской площади.



Впрочем, за свои фотографии с Городницы мне откровенно стыдно - серое промозглое утро... В более человеческом виде этот район раскрывает репортаж darriuss.
В следующей, заключительной части - всё, что не влезло в эти три: автовокзал, железнодорожности, деревянное зодчество и прогулка по вечернему городу.

ЧЕРНАЯ РУСЬ-2010
Вступление. Обзор поездки.
Новогрудок. Сердце Чёрной Руси.
Гродно.
Старый город.
Вдоль Немана.
Городница Тизенгауза.
Разное.
Замки Радзивиллов.
Мир.
Несвиж.
Города и веси.
Лида. После Дожинок.
Ивье. Столица литовских татар.
Слоним. Беларусь эталонная.
Сынковичи. Церковь-крепость.
Жировичи. Православный центр Беларуси.
Барановичи. Город.
Барановичи. Железнодорожный музей.

немецкое, дорожное, Гродно, ВКЛ, "Другая сторона", "Молох", Гродненская область, Белоруссия

Previous post Next post
Up