Барановичи (по центру которых мы прогулялись
в прошлой части) - железнодорожная столица Белоруссии. 29 ноября 1871 года, когда на станцию Барановичи прибыл первый поезд, считается днём рождения Белорусской железной дороги (хотя первая на территории страны линия Петербург-Варшава прошла через Гродно еще в 1862 году). Поэтому не удивительно, что именно здесь в 1999 году был создан первый в Белоруссии железнодорожный музей под открытым небом (второй,
в Бресте, я посетил в июле-2008). Пожалуй, из всех виденных мной железнодорожный музеев Барановичский произвёл на меня самое большое впечатление: во-первых, совершенно неподражаемое расположение, во-вторых - огромное количество нетривиальных машин, а в-третьих довольно интересные обстоятельства посещения.
Только предупреждаю: в железных дорогах я понимаю немногим больше, чем ничего, поэтому не буду давать никаких подробных пояснений. Кто в теме - сам всё поймёт, а кто не в теме - хоть на картинки посмотрит.
Музей расположен близ станции Барановичи-Полесские, основанной в 1884 году (до более старой Барановичи-Центральные я не дошёл). Вокзал огромен даже для областного города, коим и были Барановичи, когда он строился:
Надпись на фронтоне переводится "Железнодорожный вокзал". Соответственно, вся система "Беларуская чыгунка".
В окрестностях вокзала два паровоза-памятника. Я нашёл только один на углу площади.
Рядом большой, суматошный и достаточно грязный автовокзал, за которым, у шоссе - пожарная каланча 1920-х годов:
Каланча, остановка и типичный дом - район представляет собой море частного сектора:
Домик и протестантская церковь:
К подножью каланчи подходит автомобильная эстакада, за которой центр города. И проходит она прямо над музеем:
На заднем плане - собственно музей в сосновой роще, а на переднем вполне себе действующий дизель. И в общем значительнаю часть экспозиции вполне можно увидеть с эстакады. Например, целую улицу паровозов с семафором в конце:
Какую-то редкую мотрису под соснами:
Выправочно-подбивачную машину и вагон-электроподстанцию:
И даже зенитную платформу:
Лучше с такой штуковиной не связываться:
С другой стороны моста кадры получились несколько хуже. Дело в том, что сняты они с разницей в несколько часов, и если по левой стороне я шёл, когда уже совсем рассвело, то по правой - в рассветных сумерках. А между тем в этой части музея подобралась просто фантастическая коллекция:
Кран, снегоочиститель, теплушка, гидрант для заправки паровоза водой и шпалоподбивочная машина:
Тепловозики ТГК, напоминающие узкоколейные (но узкоколейной техники здесь нет, в отличие от музея в Бресте):
Наплавной железнодорожный мост (видимо, его фрагмент):
Вид назад, в сторону центра:
Ну а в самом музее я был и вовсе вечером в другой день. Дело в том, что по выходным музей закрыт, так как ведомственный, а я здесь оказался именно в выходные. В сгущавшихся туманных сумерках я бродил вдоль ограды и пытался фотографировать, когда меня заметил сторож. Но оправдываться не пришлось: сторож сам пригласил меня войти и даже денег за это не взял. Это было одно из самых сильных впечатлений поездки - один среди железнодорожной технофауны в сумеречном тумане.
Я бы назвал это ПАРОВОЗНЫЙ НОКТЮРН.
У входа на постаменте - машина, которую я принял за паровоз колеи 600мм, но оказалось, что это просто копия паровоза серии "В" в масштабе 1:2 - именно такой паровоз первым прибыл в Барановичи. Обратите внимание на дизайн постамента.
Типы рельсов и будка смотрителя:
С другой стороны еще одна будка смотрителя, но уже не музейного - такие стоят на переездах:
От входа налево уходит "улица" с различной путестроительной техникой - такую и на настоящих дорогах-то редко увидишь. Например, вот это гайковёрт:
Краны разного размера:
А что здесь делает вот эта машинка на резиновых колёсах, даже затрудняюсь сказать:
Колёсные тележки и дрезины:
Помещение дежурного по станции. На стене - рында, рядом - семафор:
Семафор, вид с "паровозной" улицы:
Паровозная улица - на ней я снимал относительно мало, так как паровозов где только нет:
Впереди - эстакада:
Взгляд сквозь паровоз:
Уже знакомая нам вправочно-подбивочная машина:
Прямо под эстакадой - вагон-подстанция:
Генераторы музейные и контактная сеть действующая:
Назначение вот эти штуковин я так и не понял. Судя по всему, машины для забивания свай, может быть для установки опор контактной сети (?):
Шпалоподбивочная машина:
Уже знакомая нам компания + путерихтовочная машина:
Телеграфные столбы - а я думал, что увижу их в музее деревянного зодчества:
Еще один семафор и путеукладчик. Гусеничный трактор идёт там, где рельсов еще нет - но скоро будут:
Еще один снегоочиститель, а черный вагон на переднем плане, если я не ошибаюсь, возит сырьё и шлак на тяжёлых заводах:
Уже знакомый нам вагон-катер. На заднем плане вполне себе действующий товарняк:
Снегоочиститель под мостом:
Зенитка целится:
А летом, видимо, можно еще и покататься на ручной дрезине. Я на такой катался в Переславле-Залесском - надо сказать, нужна физподготовка:
Когда я фотографировал музей с моста, из сторожки тоже выбежал смотритель - уже другой. Я не знаю, что он хотел - пригласить меня войти или сдать кому следует.
Немного неловко из-за того, что я не в состоянии объяснить, что здесь и зачем. Так что жду дополнений и замечаний - но без лишнего апломба, пожалуйста. А более адекватные фотографии можно
посмотреть у Darriuss.
Из Барановичей я уехал в Минск. Но Минск и пригороды - это тема для отдельной серии, которую я выложу несколько позже.
А в завершение этой серии будет еще и небольшой эпилог.
ЧЕРНАЯ РУСЬ-2010
Вступление. Обзор поездки.
Новогрудок. Сердце Чёрной Руси.
Гродно.
Старый город.
Вдоль Немана.
Городница Тизенгауза.
Разное.
Замки Радзивиллов.
Несвиж.
Мир.
Города и веси.
Ивье. Столица веротерпимости.
Лида. Триумф агроренессанса.
Слоним. Беларусь эталонная.
Окрестности Слонима.
Сынковичи и
Жировичи.
Барановичи.
Город и железнодорожный музей.
Эпилог. ЗУБР.
.