Барановичи - город в Брестской области (169 тыс. жителей) на полпути из Минска в Брест (по 160 километров). Как и еще несколько белорусских городов, в 1939-53 годах Барановичи были областным центром, и всё показанное в этой серии, кроме Гродно относилось именно к Барановичской области до 1944 года, а в 1944-53 в ее составе оставались Слоним и Несвиж.
Нынешние Барановичи, выросшие из деревни на перекрестке железных дорог, непохожи на Чёрную Русь. Это почти по-сибирски брутальная индустриальная советская Белоруссия, где в отличие от столь же осовеченной Лиды и не было шляхетского прошлого.
Белорусская топонимика отличается удивительным зооморфизмом. Все эти Бобруйски, Слонимы, Дятловы - Барановичи очень неплохо вписываются в этот ряд. Теоретически город мог называться еще смешнее: Новая Мышь - именно так называется село в пяти километрах от города, которому (точнее, жившей там графине Розвадской) и принадлежала деревян Барановичи, когда туда пришла железная дорога (1871). В 1884 году через уже станцию Барановичи прошла еще одна линия, а в 1886 году два станционных посёлка слились в уездный город, ставший этаким мини-Новосибирском.
Но в общем-то хотя Барановичи и разрослись до внушительного размера, и областным центром побыли, в архитектурном плане город остался довольно серым. В Барановичах есть три центра: Барановичи-Центральные, Барановичи-Полесские (вокзалы) и Площадь на полпути между ними. С последней и начнём:
Вид со стороны Полесских в сторону Центральных. В перспективе - гостиница "Горизонт" (номера от 1400 русских рублей), слева - кинотеатр "Октябрь", справа жилая сталинка с башней. Кинотеатр (1977) впечатляет:
Вид в обратную сторону - горком справа строился явно для областного центра, коим на тот момент были Барановичи:
А на первом этаже сталинки с башней мне наконец-то попалось то самое "отличное и очень дешёвое кафе с вкусной натуральной едой и доброжелательным персоналом", называвшееся, кажется, "Бисквит". Как другие люди умудряются находиться десятки таких кафе в любом населённом пункте Беларуси вплоть до глухих деревень, я честно говоря не понимаю - мне всё больше везло на дешёвые буфеты с очередями и дорогие по меркам провинции рестораны. Короче говоря, если будете в Барановичах - зайдите в это кафе. Особенно удобно, что оно открыто с 8 утра, когда закрыты еще большинство магазинов.
Площадь украшают многочисленные скульптуры. Фотограф в сотне метров от упомянутого кафе:
Кобыла у "Горизонта":
Но особенно порадовало оформление вентиляционных шахт около кинотеатра:
Композиционный центр площади - фонтан "Каменный цветок". Или скорее "Каменная оригами":
За "цветком" видны главки собора Жён Мироносиц в сотне метров от площади - на мой взгляд, один из самых интересных образцов современного храмостроения в Белоруссии:
Вообще, мне нравится, как в Белоруссии строят храмы - здесь так и не сложился канон, почти каждая новая церковь здесь эксперимент с формой. У барановичского собора необычная композиция - на самом деле это две церкви. Передняя - летняя, задняя - зимняя:
За апсидой собора - гимназия. Стиль напомнил
финский функционализм - то есть с равным успехом здание может быть и польским, и брежневским:
Совсем рядом с площадью как-то затесался польский коттедж, прилепивший к хрущовке:
Еще несколько зданий в окрестностях площади. На заднем плане - выставочный зал:
Польские осколки:
Пейзаж в одном квартале от площади - ну чем не Сибирь?
Просто странный ракурс:
И гостиница "Комсомольская" на одноименной улице за "Горизонтом" (на заднем плане). Здесь я ночевал - огромный одноместный номер обошёлся мне в 800 русских рублей:
Дальше по Комсомольской - парк отдыха и кинотеатр "Звезда". Вид с параллельной улицы сквозь один на другой:
А это на другой главной улице, ведущей к Барановичам-Полесским - швейная фабрика в одной остановке от площади:
Просто пейзажи улиц.
Дальняя часть Комсомольской: сталинка, функционалистический дом, хрущовка нетиповая и хрущовка типовая:
Типичная застройка в центре Барановичей:
Как и везде в Белоруссии, много интересной позднесоветской архитектуры. Например, дом-"пила":
Или вот такие бетонные решетки, соединяющие торцы соседних зданий:
Нет, что ни говорите, а когда-нибудь уцелевшие ансамбли советских городов будут признаны мировой ценностью!
Хотя всё-таки Барановичи производят довольно унылое впечатление - город кажется очень аморфным, ни гармонии, ни размаха:
Но в этих кварталах затеряны два храма в 20 минутах ходьбы от Площади. Почти на Комсомольской улице - Крестовоздвиженский костёл (1924):
Всё бы ничего, но есть одна интересная деталь - он деревянный:
Вообще, деревянные костёлы в Белоруссии и Литве не редкость, а вот уже на Украине они встречаются штучно. Не говоря уж про Россию... Впрочем, и в Белоруссии подавляющее большинство деревянных костёлов находятся в малодоступных деревнях. Я раньше уже видел деревянные церкви и мечети, но костёл из этого материала - первый раз:
Очень понравилось оформление костёльного дворика с несколькими фигурами Христа (ворота, фасад и просто так):
В прямой видимости от костёла - колокольня Покровского собора, который так же стоит во дворе, окруженном частными домами:
Этот собор - ровесник костёла, образец церковного неоклассицизма. Так могли бы выглядеть довоенные храмы сталинского стиля, если бы таковые вообще существовали - и для меня собор замечателен уже этим!
Но для российской (именно российской!) культуры его ценность в другом - мозаики над входами и во внутреннем зале:
Их история началась в Варшаве, где в 1892-1912 годах был построен по проекту Бенуа огромный
собор Александра Невского на Саксонской площади. "Царь муравьёвок" - псевдорусских церквей, которыми с подачи Муравьёва-Виленского в конце 19 века буквально усеяли Беларусь, Литву и Польшу. В Варшаве как третьем по величине городе империи (730 тысяч жителей в начале ХХ века), превосходившем многие европейские столицы, к началу ХХ века только русский гарнизон составлял около 42 тысяч человек. Собор в псевдорусском стиле с 70-метровой колокольней стал высочайшим зданием Варшавы, превратился в новую доминанту центра.
Спустя всего 3 года после освящения русские покинули Варшаву, а занявшие город немцы переосвятили собор в кирху Святого Генриха. После обретения независимости о судьбе собора велись долгие споры, но в целом его судьба была предрешена: "символ оккупации" должен был быть уничтожен. Были проекты переобрудования собора в костёл, устройство внутри "музея оккупации" или этнографического музея, но польский гонор как всегда взял своё. Интересны высказывания сенатора Вячеслава Богдановича в защиту памятника: "Я бы сказал, что, пока стоит, он является наилучшим памятником для будущих поколений, поучающий их, как нужно уважать и беречь свою Родину; разобранный же, будет памятником - позорным памятником нетерпимости и шовинизма!" и "приезжают иностранцы - англичане, американцы - и с удивлением взирают на это, фотографируют и фотографии распространяют по всему миру - естественно, вместе с мнением о польской культуре и цивилизации… ". В последнем он оказался прав: например, финны сделали православный собор одной из важных достопримечательностей Хельсинки. Впрочем, мнение о том, что символ оккупации должен быть разрушен поддерживала большая часть поляков. В 1924-26 годах собор был снесён - по крупным городам центральной Польши прокатилась вторая (после "военного коммунизма") на пространстве бывшей империи волна церковных сносов.
Впрочем, исторически православные регионы, позднее занятые Красной Армией, эти сносы почти не затронули. Большая часть мозаик Александро-Невского собора была повторно смонтирована на Покровском храме в Барановичах - очевидно, как ближайшем к советской границе крупном городе.
Над мозаиками работали Васнецов, Бруни, Рябушкин. В соборе было и много других произведений искусства - фрески, алтари, яшмовые колонны - ныне осевшие в польских музея. До наших дней мозаики дошли в запущенном состоянии: по другую сторону переместившейся вскоре границы православие тоже не жаловали...
В пяти минутах ходьбы от собора - станция Барановичи-Центральные, куда я уже не дошёл (времени было в обрез). Впрочем, вокзал там не слишком-то центральный, в основном станция грузовая. Правда, примерно половина пассажирского траффика проходит именно её. В общем,
читайте у Дарриусса.
Мы же в следующей части отправимся в район Барановичей-Полесских, где находится музей железнодорожной техники:
ЧЕРНАЯ РУСЬ-2010
Вступление. Обзор поездки.
Новогрудок. Сердце Чёрной Руси.
Гродно.
Старый город.
Вдоль Немана.
Городница Тизенгауза.
Разное.
Замки Радзивиллов.
Несвиж.
Мир.
Города и веси.
Ивье. Столица веротерпимости.
Лида. Триумф агроренессанса.
Слоним. Беларусь эталонная.
Окрестности Слонима.
Сынковичи и
Жировичи.
Барановичи. Город и железнодорожный музей.
Эпилог. ЗУБР.
.