Ксенополисы России. Обзор.

Apr 09, 2010 09:43



Под словом "ксенополисы" (греческое "чуждые города") я подразумеваю города и веси (да и целые регионы) России, в которых сохранились зримые следы других государств или народов. Архитектурные памятники, необычная планировка и пейзаж, иной облик дорог и транспорта.
Причём сразу оговорюсь - речь идёт не о древних цивилизациях (поэтому греческие руины или степные курганы из этого обзора исключаем), и не о наследии других народов России (скажем, татарские мечети, марийские священные рощи и т.д.).
Только о наследии тех государств, которые существуют поныне (возможно, в изменённой форме), и тех народов, у которых есть свои независимые государства (Финляндия, Украина), даже если их памятники строились до обретения независимости.
Примерный список ксенополисов я уже делал у себя в ЖЖ несколько месяцев назад.

Также в данный обзор не попадают Калининградская область, Восточный Кавказ и Сахалин. Во всех трёх я не был, а первые два слишком сильно обособлены от России, чтобы рассматривать их в данном контексте.
Под катом - краткий обзор памятников вдоль западной границы РФ, от Швеции до Турции, и ссылки на соответствующие посты в моём ЖЖ. Извините за объём - меньше никак не получилось.

Первый и самый значительный "ксенорегион" - это  Старофинляндия, то есть бывшая Выборгская губерния, завоеванная в 1721 году, воссоединённая в Финляндией в составе России в 1811, и бывшая частью независимой Финляндии в 1918-1944 годах. Не знаю, стоило ли её включать в этот обзор, так как это местность одного порядка с Кёнигсбергщиной. 
Так или иначе, по количеству и масштабу нерусского наследия Старофинляндия примерно равноценна всем остальным частям подборки, вместе взятым.

Выборг - один из самых красивых городов Северной Европы, ценный отнюдь не только своей "инаковостью".

Выборгский замок (основан в 1293 году, нынешние здания 15-16 веков), построенный шведами - крупнейший в России памятник европейского Средневековья и единственный полноценный замок в нашей стране:



В Выборге много и других средневековых памятников. Например, Часовая башня 15 века (колокольня разрушенного в войну Кафедрального собора), руины Доминиканского собора (15в., с 17в. финская церковь) или валунные дома 15-16 веков:



Фрагменты шведской Рогатой крепости (15-16в.), опоясывавшей когда-то Старый город:





Да и многие здания, формально не являющиеся средневековыми, по нашим меркам являются таковыми. Скажем, Ратуша на Крепостной площади - нижние её этажи (жёлтые) были построены в 1624 году (а верхние в 1898):



А финское наследие (и начала ХХ века, и времён независимости) - это северный модерн (который, впрочем, распространен и в России) и уникальный для нашей страны финский функционализм 1930-х годов:



В том числе Библиотека, построенная в 1930-33 годах великим финским архитектором Алваром Аалто - одним из основателей модернизма:



В общем, среди ксенополисов Выборг превосходит любой другой на порядок. Я мог бы поставить сюда еще очень много фотографий, но лучше просто дам ссылки на свой фотоотчёт в 5 частях.
Выборг. От вокзала к замку.
Выборг. Виды с башни Олафа.
Выборг. Старый город (в пределах Рогатой крепости).
Выборг. Новый город (в основном межвоенная архитектура Финляндии).
Выборг. Остров Твердыш (Линнасаари).
Однако Старофинляндия Выборгом не исчерпывается.

Очень красива карельская Сортавала - столица Приладожья:



Сортавала весьма разнообразна, и едва ли не каждая мелкая деталь в ней примечательна своей "нерусскостью".
Например, типичный для Финляндии деревянный модерн:



Сортавала. Южная сторона.
Сортавала. Северная сторона.

А центральная площадь  Приозерска (он же Корела и Кексгольм) примечательна как самый целостный (хотя и не слишком красивый) ансамбль функционализма из виденных мной:



Здесь же, в Приозерске - вторая из двух полностью шведская крепость Корела. В отличие от Выборгского замка, она была построена в 1580-90-е годы и является старейшей в России бастионной крепостью - у нас эти технологии освоили только при Петре Первом:



Много в Старофинляндии и других примечательных объектов. 
Финские кирхи. Многие из них - памятники "национального романтизма", в том числе кирха Марии Магдалины (1904) в Приморске (Койвисто), ставшая вехой в этом стиле:



Кирха в Зеленогорске (Териоки) - один из её многочисленных "потомков" (построена тем же архитектором - Йозефом Стенбёком), распространённых по всей Финляндии:



А это кирха в Приозерске - национальный романтизм 1930-х годов, стилизация под средневековую Швецию:



Встречается тут и такая удивительная для России вещь, как функционалистические церкви. Например, церковь Адвентистов Седьмого Дня в Выборге:



Или кирха в Сортавале:



А вот православная церковь 1930-х годов при Управлении Православной Церкви Финляндии (Сортавала):



Вообще же, в Старофинляндии даже заводы и фабрики выглядят иначе:



Не менее интересная тема - железные дороги и вокзалы.
Вокзал в Приозерске:



Западно-Карельская железная дорога финской постройки:



Кстати, и автодороги финской постройки очень непохожи на наши - более извилистые и "ландшафтные". А вот чего в Старофинляндии не сохранилось - это сельской архитектуры. Здешние деревни мало отличаются от русских или в лучшем случае карельских: последствия тотальной эмиграции финнов после войны.
Вообще же, это всё лишь малая часть Старофинляндии. В приведённую подборку не попали целые пласты наследия - например, линия Маннергейма.

На втором месте по числу оставшихся нам "ксенополисов" - Эстония. В её составе между двумя Мировыми войнами были Ивангород (Янинлин), Изборск (Ирбоска) и Печоры (Петсери).
В Ивангороде зримых следов присутствия Эстонии не сохранилось. Но вот отдельные постройки Ивангородской крепости были воздвигнуты в 17 веке шведами, получившими эти земли после Ливонской войны и Великой Смуты.

Стена Гронверк (или Горнверк, или Бояший вал):





И руины Арсенала:



Ивангород. Центр.
Ивангород. Крепость.
Ивангород. Парусинка.

Зато неотъемлемой частью Ивангорода являются панорамы Нарвы, здания которой (замок, кирха, ратуша) остаются доминантами Ивангородского пейзажа. Нарва сейчас принадлежит Эстонии. Обратите внимание, насколько похожи друг на друга Нарвский и Выборгский замки:



Шведская ратуша 1660-х годов постройки. В целом же, войну из всей Старой Нарвы пережило лишь несколько зданий:



Вообще, эта близость другого государства и непреодолимости границы впечатляет в Ивангороде сильнее всего. На переднем плане Россия, на заднем уже Эстония:



Печорский район, или Сетумаа под Псковом облик Эстонии сохранил хорошо. Причём это касается и сельской архитектуры:



В деревнях Сетумаа такое не редкость!
В  Изборске неплохо сохранилась деревянная застройка эстонского периода с характерными островерхими крышами и каменными пристройками:



И Корсунская часовня 1929 года постройки - население Сетумаа 1920-30-х годов было в основном православным (и русские, и эстонцы - так называемые сету):



А центр Печор - хорошо сохранившийся эстонский уездный городок:





В пейзаже доминирует шпиль Петровской кирхи (1927):



А кроме того, тут тоже есть функционализм, сильно отличающийся от финского.
Пожарное депо:



Уникальный памятник - торговые ряды. По отдельности фунционализма и торговых рядов у нас сколько угодно, а вместе - только здесь!



Очень эстонский пейзаж:



Псковская область граничит с Эстонией и Латвией, и от Латвии нам тоже кое-что осталось - так называемая Новая Латгалия (Яун-Латгале), или Пыталовский район. Правда, исторически Пыталово не было латвийским - оно возникло из станционного посёлка в 1870-е годы. Но зато именно в межвоенный период  Пыталово (Абрене) получило свой нынешний облик:



Вокзал 1920-х годов:



И самое интересное - Никольская церковь (1929-32). Деревянных церквей-самостроев советского времени в России около двух десятков, а вот вполне официальная, полноценная в архитектурном плане церковь тех лет - пожалуй, всего одна:



В окрестных сёлах неплохо сохранились многие латвийские здания вроде волостных управ или магазинов, и по району всё еще разбросаны хутора.

Наконец, помимо эстонских Печор и латвийского Пыталова, есть на Псковщине и литовский (латгальский, еврейский) город - Себеж. В составе России он непрерывно с 1772 года, и тем не менее нерусскость там даже выше. Может быть, облик Себежа определился тем, что он входил в черту оседлости и 67% его населения составляли евреи:



Центр города на узком мысу в Себежском озере носит название Замковая гора, и визуально вполне это название оправдывает (хотя замка давно нет, но на него очень похожи в паре колокольня разрушенной церкви и школа):



А кроме того, в Себеж сохранился Троицкий костёл (1649) - аутентичный памятник Речи Посполитой:



Согласно последним данным (Н. Воронин и П. Раппопорт), памятники Речи Посполитой сохранились и в Смоленске.
Многие наврное видели это здание - церковь Варвары у вокзала (рядом краешек Петропавловской церкви 1150-х годов постройки). Её видно даже с поезда. В основе этой церкви - дворец униатского епископа Льва Кревза-Ржевузсского 1630-х годов, то есть каменные палаты весьма солидного для России возраста. Петропавловскую церковь епископ использовал под свой домовой храм, а шатровая колокольня была пристроена (или надстроена) уже в 18 веке.



Также сохранились Королевские бастионы - земляные валы, сооруженные литвинцами в 1630-е годы, на месте стен, разрушенных при осаде Смоленска (как известно, вернуть его тогда не удалось, русская армия была разбита подошедшим войском польского короля)::



А сами пейзажи Смоленска какие-то немного не наши. Соборная гора своим силуэтом отдалённо напоминает Градчаны:

От Речи Посполитой переходим к Украине. Так как Украина - независимое государство, её памятники тоже включим в этот обзор (хотя когда они создавались, это была часть России). От Украины нам достался небольшой исторический регион - Стародубье на юго-западе Брянской области. Это часть Черниговщины, в 17-18 веках Стародубский полк гетманщины, одновременно бывший старообрядчеким анклавом, а в 19 веке еще и часть "черты оседлости". Наиболее интересные города Стародубья - Новозыбков и Злынка, но их наследие связано в первую очередь со староверами.
В самом Стародубе я так и не побывал. Однако там находится Рождественский Полковой собор конца 17 века - образец украинского барокко:



Фото Voprak, из его репортажа о Стародубе. Не буду наглеть и выкладывать у себя другие фотографии оттуда, а ведь среди прочего Стародуб интересен единственный синагогой, уцелевшей в России от "черты оседлости" (другие синагоги только в крупных городах).

Также есть не совсем понятная каменица в Трубчевске - как я понял, это бывший полковой склад, ныне вделанный в деревянный дом и не заметный.
Ну а я в Стародубье посетил два села с деревянными церквями типично украинской архитектуры:

Старый Ропск (конец 17 века):



Новый Ропск (конец 18 века):



Новозыбков.
Злынка.
Климовский район.

Еще один чрезвычайно интересный украинский памятник  находится в селе Ивановское на Курщине. Это каменица Мазепы - того самого мятежного гетмана. Ивановское гетману пожаловал Петр Первый (ясное дело, задолго до Полтавы), каменица его до наших дней за 300 лет сохранилась чудом (причём видимо это был не основной дом усадьбы), и - самое потрясающее - даже когда вся Украина вместе с Новороссией стала независимой, усадьба Мазепы так и осталась на территории ненавистной империи!



И в завершение - о еще паре объектов на Юге России. Оставшихся нам от владевшей этими краями Османской империи, или, попросту, Турции..
В станице Старочеркасской (древней столице вольного Дона) лежат пушки и ворота из Азова - трофеи, оставшиеся от взятия казаками мощнейшей турецкой крепости. От самой Азовской крепости сохранился высокий вал, украшенный декоративной стенкой и пушками - но я там не был.



В прославленной Лермонтовым станице Тамань сохранился так называемый Турецкий фонтан (по разным данным 15 или 17 век) - уникальный для России конденсационный колодец. Он не ведёт к грунтовым водам - но под колодцам сделана разветвлённая сеть тончайших керамических трубок, в которых кондесируется морской пар, и колодец наполняется настоящей росой:



А на популярном курорте Анапа сохранился аутентичный памятник крепостного зодчества Османской империи - Русские ворота 18 века, проездная башня крепости Мапа, стоявшей в те годы в устье Кубани (позже Кубань изменила русло):



И мне кажется, русские города с европейской архитектурой интересны еще и тем, что дают возможность увидеть ту Европу, о которой мы знаем из литературы 19 века и учебников истории: нищую, грязную, одержимую имперскими войнами и пролетарскими революциями. Для меня привлекательность этих городков - именно в бедности и запущенности, которая в сочетании с узкими улочками и островерхими крышами создаёт эффект перемещения во времени.
Возможно ли увидеть такое в благоустроенном и туристическом Евросоюзе?

Среднерусское, дорожное, ксенополисы, география, "Западные рубежи", Северо-Запад, Русский Юг

Previous post Next post
Up