Корела, Кексгольм, Кякисалми, а попросту Приозерск

Mar 19, 2010 12:54



Приозерск - небольшой (18 тыс. жителей) городок в Ленинградской области, на Ладожском озере в трёх часах пути от Петербурга. За свою историю он успел сменить 4 названия: древнее Корела, шведское Кексгольм ("Пряничный замок"), финское Кякисалми ("Кукушкин пролив"), советское Приозерск. По легенде, именно здесь погиб в 879 году Рюрик во время похода на Карелию, однако старейшее достоверное упоминание связано с нападениием шведов на город Корела (Кексгольм) в 1294 году, через год после основания Выборга. Город много раз переходил из рук в руки, в том числе шведы правили здесь в 1581-95 и 1611-1710 годах. На протяжении всей истории Корела была крепостью - карельской, шведской, русской...
О Приозерске будет один крупный пост - заключительный в Старофинляндской серии.

Приозерск вполне оправдывает своё название - расположен у озера. Точнее, у нескольких озёр сразу: здесь в Ладогу впадает река Вуокса - одна из самых странных рек России. Вуокса (по-новгородски Узерва) - это даже не река, а сложная система озёр и проток со множеством русел, охватывающая север Карельского перешейка. Начало она берёт на озере Сайма в Финляндии, чуть ниже образует водопад Иматра (ныне на нём ГЭС), а до 17 века Вуокса имела два устье на Балтике и Ладоге: в первом стоял Выборг, во втором Кексгольм. Позднее выборгское русло пересохло, и его функции выполняет арендуемый Финляндией у России Сайменский канал, прорытый в 1854 году межд Лаппеэрантой и Выборгом.

Прямо на берегу озера Вуокса находится железнодорожная станция:



Здесь еще есть электрификация, а севернее (начиная от станции Кузнечное) тянется однопутная, дизельная, крайне живописная Западно-Карельская магистраль. На станции Приозерск - деревянный вокзал, один из самых красивых в Старофинляндии в стиле национального романтизма:



Особенно интересно его внутреннее убранство в духе варяжских чертогов:



С привокзальной площади отходят и пригородные ПАЗики, и автобусы на Петербург (в среднем раз в 40 минут, расписание на остановке, оплата при посадке):



Отсюда недалеко до центра города - Рыночной площади, ансамбль которой сложился в межвоенный период.
Надо сказать, что Приозерск - город очень размытый, напрочь лишённый цельности. Мне он представляется как несколько совершенно несвязанных между собой ансамблей - вокзал, Рыночная площадь, крепость, кладбище, соцгород ЦБК. Все они хороши по отдельности, но находятся на некотором удалении друг от друга и никак внешне между собой не связаны.

Путь к Рыночной площади от станции - через кварталы двухэтажных сталинок, хотя кое-где попадаются финские дома:



Площадь представляет собой прямоугольник с функционалистическими постройками по краям и пустым пространством в центре. Со стороны вокзала Рыночную площадь открывает собор Рождества Богородицы (1847):



Интересная архитектура, переходная от классицизма к русско-византийскому стилю:



Дома по периметру площади:



Модерновый банк Северных стран (1925), на заднем плане башня кирхи:







Общий вид площади: Ленин и Собор:



Между ними когда-то располагался рынок, ныне это место для прогулок, а рынок находится по соседству, около очень живописного пожарного депо (1930-е):



На самой верхушке которого укреплена ёлка:



В другую сторону от площади (налево, если идти со стороны вокзала) хорошо видна романтическая валунная башня Лютеранской кирхи:



Очень хочется думать, что это аутентичный шведский храм века эдак 14-го... но всё как всегда прозаичнее: это стилизация 1930-х годов. Однако очень красивая и средневековая. Внешне кирха вроде бы в хорошем состоянии (еще бы, что таким стенам сделается?), а изнутри разрушена пожаром в 2002 году:



Отсюда, мимо этого дома,



можно минут за 15 дойти через частный сектор и хрущёвки к городскому кладбищу:



Само кладбище очень тихое, уединённое и пустынное под соснами. А на кладбище стоят две церкви: эклектическая Всех Святых (1890-92):



И современная церковь Рождества Христова (2006-2007) необычной композиции - такая "псевдобазилика":



В Приозерске находятся подворья сразу двух "монашеских республик" Ладожского озера. В соборе Рождества Богородицы - Коневец, в церкви Рождества Христова - Валаам.

В основном Приозерск вот такой: пятиэтажки и финские домики. Видно, что при финнах это был совсем небольшой городок, не чета Выборгу и Сортавале.



Практически случайно я забрёл в соцгород лесоперерабатывающего завода, куда ведёт улица Ленина (на которую "нанизана" Рыночная площадь):



Послевоенные сталинки, которые в шутку еще называют стилем "пленные немцы".
Понравились школа:



И дом культуры:



Вдалеке видны трубы лесозавода - очень высокие, так как идти до них далеко. Там находится ансамбль финских административных зданий, но я не пошёл.



Вообще, Приозерск занимает значительно большую площадь, чем надо бы с 18 тысячами населения. И хаотичен - например, финское здание интерната стоит где-то между Рыночной площадью и соцгородом, а вокруг больше ничего примечательного и нет:



Кстати, это последний памятник функционализма в этой серии. На четвёртый день к таким домам привыкаешь и они уже не кажутся красивыми или оригинальными.

Ну и наконец главная достопримечательность Приозерска - крепость Корела, расположенная несколько правее (если стоять спиной к вокзалу) Рыночной площади, у берега Вуоксы:



Точнее, тут находятся сразу две крепости, разделённые протокой: шведская Старая крепость (в основном конец 16 века) и русская Новая крепость (1770-е, работами руководил Суворов). Между ними импровизированный танковый музейчик - тяжелый танк ИС-2 (ближе) и самоходное орудие СУ-152 (дальше), а также противотанковые надолбы (так называемые "зубы дракона"), полностью скрытые под снегом:



Когда была заложена крепость Корела, точно не известно, а в нынешнем виде она была построена в конце 16 века. В Ливонскую войну шведы в очередной раз захватили Корелу, и за 12 лет (1581-95) владычества успели отстроить крепость в камне, по новейшим технологиям с использованием куртин и бастионов. Потом шведы ушли, но и русские "подарком" пользовались недолго: в 1611 году Корела (переименованная шведами в Кексгольм) была утрачена еще на 99 лет.



В наше время Корела уникальна тем, что это одна из двух средневековых крепостей "основной" России, построенных европейским государством (помимо замка и укреплений Выборга). Еще отдельные шведские элементы есть в Ивангороде и Шлиссельбурге, но Корела представляет собой почти не нарушенный ансамбль шведских построек. Более того, это старейшая крепость бастионного типа в России - конец 16 века! То есть она старше Смоленской крепостной стены. В России эти технологии стали осваивать только при Петре Первом, и старейшая наша бастионная крепость - Новодвинская в Архангельске, моложе этой на 110 лет.

Куртины, Трубная и Круглая башни:



Крепостные ворота. Оцените ширину куртин - то есть укреплённых камнем земляных валов, расчитанных на использование артиллерии.



Вид из ворот - охвачен почти весь двор крепости. Слева направо: Круглая башня (1582-95), Старый Арсенал (1582-91), Пороховой погреб, или Трубная башня (1592), Новый Арсенал (1792-96, построен по приказу Суворова):



Как видите, крепость очень маленькая и простая. Общая протяженность её стен - думаю, метров 300. Она существенно меньше, чем Копорье или Изборск. Внутри крепости видимо всю зиму не убирали снег, и кое-где сугробы были в высоту куртин.

Круглая башня - самое яркое сооружение в крепости. Еще её называют башня Ларса Торстенссона (строитель крепости) и Пугачёвская башня, так как в ней держали в заточении семью Емельяна Пугачёва - двух жён и трёх детей от первого брака. С одной стороны - жестоко, с другой Пугачёв ведь объявил себя "чудом выжившим" Петром Третьим, а стало быть, его дети могли претендовать на роль новых "мужицких царей". Но никого не казнили, узники были освобождены Александром Первым.



Рядом с башней - Старый Арсенал, ныне занятый сувенирным магазином. Зато возможно посмотреть его изнутри:



Трубная башня использовалась как Пороховой погреб, ныне довольно невзрачна. Был ли на ней шатёр, как на Круглой - не знаю.



Новый Арсенал, будучи моложе на 200 лет, резко выделяется на фоне других крепостных построек:



У входа деревянные муляжи пушек, а сам Новый Арсенал занят музеем (очень маленький, но довольно интересный):



Куртины и порожистая Вуокса, уже вскрывшаяся от льда:



И валунная кладка крепости, очень живописная:







Напротив - Новая крепость, построенная в конце 18 - начале 19 века под надзором Суворова и Кутузова, перед последней русско-шведской войной, закончившейся присоединением Финляндии. Однако Новая крепость ныне занята военным санаторием, и вход на её территорию только по пропускам:



Однако преимущество зимы - отсутствие листвы, поэтому можно хотя бы немного увидеть Новую крепость с куртин Старой.

То ли сталинская постройка санатория, то ли какой-нибудь дом коменданта. Впрочем, скорее сталинка - для крепости слишком большой и заметный:



Какое-то здание:



Ворота:



В общем, невозможность осмотреть Новую крепость - для обычного путешественника, не увлекающегося фортификацией, не слишком большая потеря. Если Корела не имеет аналогов в России, то крепостей, подобных Новой - десятки.
И в целом, Приозерск вызвал у меня весьма смешанные чувства. Он одновременно и понравился, и разочаровал - очень приятный и достаточно интересный городок, но я ожидал большего.

Из Приозерска я уехал на автобусе в Петербург, а оттуда домой, в Москву. Всё путешествие по бывшей Выборгской губернии заняло 4 дня в довольно расслабленном темпе. Аналог Старофинляндии в России есть только один - Восточная Пруссия, то есть Калининградская область. Но это отдельная и гораздо более сложная тема.
.

Старофинляндия
Старая Финляндия на довоенных фотографиях.
О моём путешествии и его сюрпризах.
Белоостров (Раяйоки). Бывшая граница (архивные фото).
Зеленогорск (Териоки)
Приморск (Койвисто).
Выборг. От вокзала к замку.
Выборг. Виды с башни Олафа.
Выборг. Старый город.
Выборг. Новый город.
Выборг. Остров Твердыш.
Железная дорога Лодейное Поле - Янисъярви и станция Ляскеля.
Сортавала. Южная сторона.
Сортавала. Северная сторона.
Приозерск (Корела, Кексгольм, Кякисалми).

замки-крепости, невольничье, Ленинградская область, Старофинляндия, дорожное, ксенополисы, "Балтийские ветры", "Западные рубежи", Северо-Запад

Previous post Next post
Up